Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

1 - 2024

Перспектива развития автоматизированных систем управления специального назначения в интересах управления войсками

Геннадий Тучин
Генерал­майор, начальник связи округа, управление связи Центрального военного округа МО РФ.

Василий Иванов
К.в.н., доцент, полковник, заместитель начальника кафедры боевого применения войск связи, Военная академия связи «имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» МО РФ.

Егор Русаков
Полковник, начальник отдела, управление связи Центрального военного округа МО РФ.

Алексей Назаров
Капитан, офицер отдела, управление связи Центрального военного округа МО РФ.

Опыт специальной военной операции (СВО) показал, что современная война — это не только применение высокоточного оружия и оружия на новых физических принципах, но и деструктивное воздействие по экономической и политической инфраструктуре противника. А кроме того, создание вокруг своих войск информационного поля с возможностью быстрых коммуникаций, цифрового управления войсками и оружием, а также знаний о противнике.

Сегодня в разных армиях мира существует большое количество систем информационного обмена и взаимодействия на поле боя [1]. Это украинская «Кропива», система НАТО «DELTA», единая система боевого управления ВС США «ATAK» (Android Tactical Assault Kit), комплекс индивидуального отображения обстановки «IVAS» (компания «Майкрософт») и многие другие.

В России тоже ряд разработчиков в интересах Министерства обороны и специальных служб занимаются созданием тактических систем информационного обмена. Концерн «Калашников» разработал систему «ЛИС» [2], есть система «Ветерок», «ZOV», «Артгруппа», «Топорик», и другие похожие системы, которые появились в последнее время и активно применяются в ходе СВО.

В данной статье мы сравним основные системы информационного обмена различных стран, проанализируем их функциональные возможности и наметим направления развития данных систем в интересах управления войсками.

Для сравнения в качестве эталонной системы используем американскую систему «ATAK» [3] — программно­аппаратный комплекс (ПАК), включающий программное обеспечение и оборудование, который позволяет отслеживать выполнение задач подчиненными подразделениями, определять их местоположение при помощи GPS­систем, а также предоставлять доступ к интерактивным картам района боевых действий и другим данным (рис. 1). Комплекс данных, в свою очередь, может быть предварительно загружен или получен на месте с серверов вышестоящего командования или американского Национального управления георазведки и других государственных ведомств.

Рис. 1. Единая система боевого управления ВС США «ATAK»

Рис. 1. Единая система боевого управления ВС США «ATAK»

Программное обеспечение ПАК «ATAK» создавалось в рамках проекта DARPA, впоследствии модифицированного и протестированного ВВС США. Его архитектура расширяет перечень решаемых задач за счет установки специальных плагинов, набор которых может различаться в зависимости от назначения.

В настоящее время комплекс включает более 120 различных плагинов, таких как:

  • навигация парашютистов с учетом высоты их планирования;
  • расчет маршрутов с учетом погоды, активности противника;
  • управление БПЛА BSP Black Hornet или Pegasus­3;
  • взаимодействие с навигационными устройствами;
  • взаимодействие с гарнитурой Aрa Virtual Reality (очки виртуальной реальности, предназначенные для работы на трехмерных картах. Их применение расширяет возможности военнослужащих, отрядов специального назначения по изучению местности, запланированной для выполнения боевых задач);
  • взаимодействие с лазерными дальномерами;
  • получение и обработка информации с тепловизора и др.

В 2022 году программным обеспечением (ПО) «ATAK» воспользовались свыше 250 тыс. человек [3]. Этими пользователями был личный состав армии, ВВС, ВМС и подразделения специального назначения США, в том числе выполняющие миссии в Ираке и Сирии. Неофициально «АТАК» также используют поддерживаемые Соединенными Штатами сирийские формирования, противостоящие «режиму Асада».

В Вооруженных силах Украины (ВСУ) имеется свой ПАК — «Кропива» [4], разработанный волонтерской организацией «Армия SOS» и предназначенный для автоматизированного сбора развединформации, ее обработки и постановки задач на огневое поражение целей артиллерийскими и пехотными подразделениями (рис. 2).

Рис. 2. Схема управления с использованием АСУ «Кропива»

Рис. 2. Схема управления с использованием АСУ «Кропива»

Комплекс включает следующие программные приложения:

  • «Кропива карта» — предназначена для работы в комплексе ПО «Кропива» с картой, для нанесения оперативной обстановки, ведения расчетов стрельбы, разведки, управления стрельбой;
  • «Тенет» — предназначена для работы в комплексе «Кропива» и содержит адресную книгу абонентов, необходимую для обмена информацией и передачи целей;
  • «Обновление Кропива» — предназначена для работы в комплексе «Кропива» для автоматического обновления комплекса через сеть Интернет;
  • «Метеостанция» — предназначена для работы в комплексе «Кропива» для получения метеообстановки через сеть Интернет, а также посредством съема и обработки данных с мобильных метеостанций;
  • «Ресурсы Кропива» — предназначена для работы в комплексе «Кропива» для установки и удаления компонентов комплекса;
  • «FireFly» — предназначена для работы в комплексе «Кропива» для интеграции БПЛА с общей системой.

Все приложения комплекса в основном строят свою сетевую работу через каналы Интернета, преимущественно через терминал Starlink, а локальная работа организована по радиосетям передачи данных с использованием различных типов радиостанций, стоящих на вооружении армии.

К 2023 году приложение «Кропива» приобрело большую популярность не только среди артиллеристов, где ее использует 90­95% подразделений, но и среди подразделений разведки и ПВО ВСУ, что значительно повысило эффективность применения всех военных систем, стоящих на вооружении страны и поставляемых из стран НАТО.

Рис. 3. Диалоговое окно приложения «ЛИС»

Рис. 3. Диалоговое окно приложения «ЛИС»

Рис. 4. Схема организации боевого применения с использованием АСУ «ЛИС»

Рис. 4. Схема организации боевого применения с использованием АСУ «ЛИС»

В Вооруженных силах Российской Федерации основным примером комплекса информационного обмена является АСУ «ЛИС Прометей», разработанная ВПК «Концерн «Калашников» [2] и предназначенная для эффективного применения средств разведки и управления тактическими воинскими формированиями различной видовой (родовой) принадлежности (рис. 3 и 4).

Комплекс включает следующие приложения [2]:

  • «ЛИС Базовый» — предназначен для добавления, обработки, комплексирования и визуализации в двумерном и трехмерном режимах разнотипных геопространственных данных о местности по технологии «виртуальный глобус»;
  • «ЛИС Мобильный» — как мобильное приложение дополняет ПК «ЛИС Базовый» и обеспечивает автономное применение в двумерном режиме разнотипных геопространственных данных о местности, реализацию основных расчетов по ней с возможностью нанесения графических объектов и присоединения к ним фото, видео, голосовых и текстовых файлов. При подключении к ПК «ЛИС Базовый» по каналам связи в приложении реализован функционал ситуативного информирования об изменениях обстановки путем передачи данных о текущей геопозиции с возможностью отправки/получения графических объектов, в том числе с файлами;
  • «ЛИС Геохаб» — предназначен для сбора, агрегации, хранения и ведения единой базы разнотипной геопространственной информации о местности по технологии «виртуальный глобус» (включая фотореалистичные 3D­модели, созданные на основе данных авиа­ и космической съемки), в целях создания и актуализации единого геоинформационного пространства для его автономного и многопользовательского применения;
  • «ЛИС Оформитель» — ПК позволяет создавать текстографические отчетные документы в виде оформленных макетов фотопланов, фотосхем, фотокарт, рабочих карт и прочего на основе геопространственных данных, выгруженных из ПК «ЛИС Базовый» и ПК «ЛИС Геохаб», а также других источников графической информации.

В настоящее время данная система используется практически во всех подразделениях артиллерии и разведки Вооруженных сил Российской Федерации, а результаты ее практического применения убедительно доказывают возможность существенного сокращения времени цикла управления подразделениями и оружием по принципу «разведал — оценил — решил — поразил», что, в свою очередь, позволяет упреждать противника в действиях, добиваясь внезапности и превосходства над ним.

Для проведения сравнительного анализа вышеупомянутых систем необходимо определить их классификацию по функциональным и другим признакам. К сожалению, отечественная классификация мобильных автоматизированных систем управления войсками существенно устарела и не соответствует реалиям настоящего времени. Поэтому, за неимением отечественных разработок, будем использовать классификацию, применяемую в армиях стран НАТО.

В НАТО принято разделять автоматизированные системы управления войсками на несколько классов (рис. 5), в зависимости от выполняемых системами функций: Command (Управление), Control (Контроль), Communications (Связь), Computers (Компьютер), Intelligence (Интеллект), Surveillance (Наблюдение), Reconnaissance (Разведка).

Рис. 5. Классификация автоматизированных систем управления специального назначения

Рис. 5. Классификация автоматизированных систем управления специального назначения

Если какая­либо из перечисленных функций автоматизирована в системе, то в аббревиатуре класса этой системы будет присутствовать начальная буква этой функции. Так, системы управления, в которых автоматизированы только две функции, например Command и Control будут относиться к классу «СС». Для простоты аббревиатура класса обозначается как «С2». Если в системе автоматизированы четыре функции: Command, Control, Communications, Computers, то такую систему следует отнести к классу «СССС», или «С4». При этом функции, начинающиеся с буквы «С», являются базовыми, а все остальные — дополнительными.

Сравнительный анализ автоматизированных систем ТЗУ Вооруженных сил США, Украины, Российской Федерации

Таким образом, система управления, которая относится к классу, содержащему в своей аббревиатуре больше букв «С», будет более функциональной. Например, система класса «С2SR» будет уступать системе класса «С4» по количеству задач, решаемых в автоматизированном режиме.

Основные типы систем:

  • системы уровня «С2» позволяют командиру быстро довести принятое им решение до подчиненных и проконтролировать ход его выполнения, с учетом размещения и состояния взаимодействующих подразделений;
  • системы уровня «С2SR» позволяют командиру выполнять те же функции, что и уровень «С2», а также выполнять идентификацию целей и выдачу в автоматическом режиме целеуказания средствам огневого поражения, входящим в систему;
  • системы уровня «С3» позволяют создать в автоматическом режиме самоорганизующихся сетей связи и надежные локальные сети (систем передачи данных) между большим количеством высокомобильных объектов управления;
  • системы уровня «С4» позволяют производить полную автоматизацию методов сбора и обработки информации, информационную поддержку выработки командиром вариантов решения (набросок в решение), математическое моделирование результатов боевых действий по избранным вариантам выполнения боевых задач с графическим отображением смоделированного хода и результатов боевых действий на электронных картах, в том числе — с использованием средств трехмерного отображения поля боя;
  • системы уровня «С4ISR» — это глобальная информационно­управляющая сеть, которая интегрирует, с одной стороны, автоматизированные системы боевого управления, вычислительной техники, связи и разведки, а с другой — средства огневого поражения.

На основе полученного представления о классификации автоматизированных систем военного назначения нами проведен сравнительный анализ, который представлен выше в форме таблицы.

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что в настоящий момент самой совершенной является система «АТАК». Высокий уровень развития автоматизированных систем военного назначения США достигался десятилетиями, с 1990­х годов стремительно развивались идеи объединения всех трех компонентов — средств разведки и наблюдения, боевых платформ, средств автоматизации управления и связи — в единую систему. А за свыше 30 лет работы введено в эксплуатацию более 20 видов автоматизированных систем военного назначения тактического звена различных родов и видов войск, а также четыре системы стратегического звена управления, способные взаимодействовать и получать информацию из АСУ низших уровней.

Следующее место заняла система Вооруженных сил Украины «Кропива», которая обходит нашу систему в связи с возможностью интеграции БПЛА и метеостанций в общую систему управления, добавляя к своему классу заветный уровень «SR» (интеграция разведсистем). Их система разработана в 2014 году и на протяжении девяти лет, с учетом большого практического опыта ведения боевых действий, наращивала свой потенциал и возможности.

Наша же система отстает по функционалу в связи с появлением ее в войсках менее года назад, но уже отлично зарекомендовала себя в войсках и постоянно обновляется с учетом предложений, поступающих из войск.        

С целью наращивания потенциала автоматизированных систем Вооруженных сил Российской Федерации необходимо особое внимание уделить вопросам развития высокомобильных систем управления и связи.

В настоящее время работа каналов связи автоматизированных систем управления строится на уже действующих радиосетях, предназначенных в первую очередь для управления войсками в режиме передачи речи, а функциональные возможности этих радиостанций способны на стабильную работу только в одном из режимов: передача голоса или передача данных. В связи с этим необходимо серьезно заняться решением данной проблемы, а именно разработкой отдельных средств связи под мобильные системы автоматизированного управления. Положительный опыт применения для построения радиосетей передачи данных в интересах автоматизированных систем управления уже имеется в войсках. Это радиосети с использованием технологии «Волновая сеть» и «Маквилл», а также сенсорные сети, построенные на технологии LORA (Long Rage — технология передачи данных на большие расстояния с минимальными затратами энергии).

Кроме того, необходимо приступить к активной работе по интеграции разведывательных систем в общую АСУ: БПЛА, тепловизоров, фотоловушек, дальномеров, навигационных устройств и др.

А главное и основное — в корне поменять подходы к работе с этой системой, начав с создания программ и методов обучения в соответствии с концепцией «сетецентрического ведения боевых действий» для формирования нового тактического мышления у офицерских кадров Вооруженных сил Российской Федерации.

Список использованных источников:

  1. Иванов В.Г. Модель технической основы системы управления специального назначения в едином информационном пространстве на основе конвергентной инфраструктуры системы связи. Монография / СПбПУ. СПб., 2018. 214 с.
  2. Система поддержки принятия решений «ЛИС Прометей». Информационный бюллетень. АО «Концерн «Калашников». Москва, 2021. 14 с.
  3. Максимов Б.А. Программное обеспечение «ATAK» для комплекта тактического снаряжения военнослужащих ССО Сухопутных войск США // Зарубежное военное обозрение. 2021. № 5. С. 41­47.
  4. Система «Кропива» и карты Армии SOS: новые технологии на службе ВСУ. https://building-tech.org.

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557