Проект «Цифровой УРАЛ: от западного ПО к отечественному» стал победителем конкурса «Лучший ИТ-проект Челябинской области — 2023» в номинации «Лучший ИТ-проект в сфере промышленности и производства», отмечен дипломом от Министра информационных технологий, связи и цифровизации развития Челябинской области, а также был претендентом в номинации «Лучшее решение в предметной области. Бизнес-приложения (BPM, PLM, TОиР)» в конкурсе «Проект года» от Global CIO.
О компании
Автомобильный завод «УРАЛ» — один из ведущих производителей полноприводных большегрузных автомобилей в России. В 2023 году автомобильный завод «УРАЛ» вошел в тройку лидеров по объему производства и реализации продукции в России. Предприятие уделяет много внимания разработке инновационных моделей автомобилей. АЗ «УРАЛ» (г.Миасс, Челябинская обл., Уральский федеральный округ) является градообразующим предприятием. Сейчас на «УРАЛе» работает более 8 тыс. человек. Продукция завода распространяется с помощью дилерской сети по всей территории России, стран СНГ и дальнего зарубежья и включает 41 центр продаж автомобилей, 61 центр продаж запасных частей, а также 185 сертифицированных сервисных центров.
Задача
В целях автоматизации процессов в 2022 году завершена реализация проекта цифровой трансформации «Цифровой УРАЛ», цель которого — перевод всех бизнес-процессов с западного ПО на отечественное с существенными улучшениями в процессах: создание рабочей модели изделия по всему циклу — от конструкторской и технологической документации описания нового автомобиля до его продажи под заявку клиента. В рамках проекта требовалось осуществлять:
- миграцию данных конструкторско-технической подготовки производства из старых ИТ-систем;
- ведение составов изделий в системе управления инженерными данными (PDM), включая вариативность составов;
- управление изменениями конструкторских данных (КД);
- ведение маршрутов и техпроцессов;
- интеграцию с 1С:ERP.
Причина
С целью обеспечения технологического суверенитета за счет использования российских продуктов для планирования и иных производственных задач было принято решение о переходе на отечественное ПО. Для этого необходимо было:
- осуществить одновременную миграцию унаследованных данных из трех различных систем в одну;
- обеспечить бесперебойную параллельную работу в различных системах без остановки бизнес-процессов и процесса производства: иностранном ERP, отечественном ERP, российской системе управления инженерными данными (PDM);
- выполнить бесшовную интеграцию и обмен данными между системами;
- вывести проект в полную промышленную эксплуатацию с полным отключением старых систем — западного ПО.
Автомобильный завод «УРАЛ»
Реализация
Требовалось осуществить глубокое комплексное сравнение существующих на рынке альтернатив по замене используемого иностранного ПО — как на предмет соответствия техническим и функциональным требованиям, так и осуществления наиболее оптимальной миграции данных. Сравнивались программные продукты четырех российских производителей между собой, а также с возможностями заменяемого иностранного ПО.
В результате глубокого комплексного сравнения был выбран комплекс T-FLEX PLM от компании «Топ Системы», состоящий из:
- T-FLEX DOCs — управление данными предприятия и автоматизация документооборота;
- T-FLEX PDM — управление структурой изделия;
- T-FLEX Технология — программа для технологической подготовки производства;
- T-FLEX ЧПУ — подготовка управляющих программ для станков с ЧПУ;
- T-FLEX VR — 3D-проектирование в виртуальной реальности;
- T-FLEX RM — решение корпоративного уровня для организации процессов управления требованиями;
- T-FLEX CAD — система конструкторской подготовки, 2D-черчения и 3D-моделирования;
- T-FLEX Анализ, Динамика — расчетные системы;
- T-FLEX Электротехника — проектирование электротехнических изделий.
Уникальность проекта заключается в том, что у предприятия большой объем унаследованных данных высокой сложности (большие иерархии составов изделий, маршруты и техпроцессы с полными нормативами), которые необходимо было учесть, сохранить и мигрировать. Требовалось разработать уникальные механизмы миграции из трех различных ИТ-систем и унификации данных, составление НСИ-справочников и обеспечение бесперебойной работы производственного цикла на российском ПО. Все это надо было осуществить без потери данных и остановки критически важного, сложного и высокоточного производства, задействованного в особо важных проектах.
Результат
Впервые в РФ в отрасли «Автомобилестроение» была внедрена PLM-система отечественного разработчика на всем жизненном цикле высокотехнологичного изделия, проведено полное импортозамещение иностранного программного обеспечения без потери данных.
Особенности проекта: обработан и мигрирован объем данных высокого уровня сложности (1700 полных составов изделий, 300 тыс. уникальных компонентов, более 2 млн иерархических взаимосвязей с вложенностью дерева составов до 20 уровней, с вариативностью составов — более 200 опций изделий, 130 тыс. техпроцессов с 1,1 млн операций, наполненных нормативами).
Все данные из ранее используемых систем успешно мигрированы в новую PDM-систему без остановки производственного цикла и потери данных. Разработаны процедуры согласования изменений конструкторско-технологической документации, функционал архива. Также был создан механизм интеграции с системой 1C:ERP.
Эльдар Гумурзаков, начальник управления ИТ, АЗ «УРАЛ»
«Для реализации такого проекта требуется серьезная поддержка со стороны всего руководства и высшего управленческого состава. Кроме того, важную роль играют люди — самый ценный актив. Содействие руководства и профессиональные кадры вкупе с качественными технологиями и вовлечением со стороны разработчика программных решений являются залогом эффективной и успешной реализации проекта», — отметил Эльдар Гумурзаков, директор по ИТ АЗ «УРАЛ».
Роман Ткачук, начальник отдела САПР, АЗ «УРАЛ»
«Несомненным преимуществом отечественного ПО перед иностранными аналогами является изначальная русификация интерфейса, поддержка отечественных ГОСТов и нормативов “из коробки”, близость и доступность разработчика и, разумеется, стоимость единицы лицензии», — заявил Роман Ткачук, руководитель проекта PLM АЗ «УРАЛ».
Анна Дачева, зам. директора по развитию, к.т.н., ЗАО «Топ Системы»
«Проект АЗ “УРАЛ” стал для нашей компании флагманским проектом такого масштаба в сфере автомобилестроения в 2019 году. За три года проекта мы, как компания-разработчик T-FLEX PLM, сильно продвинулись в развитии функционала для отрасли автомобилестроения. При активном участии команды предприятия-заказчика была реализована сложнейшая миграция исторических данных из трех систем с автоматической выверкой, что стало ключевой особенностью проекта», — отметила Анна Дачева, заместитель директора по развитию ЗАО «Топ Системы», куратор проекта от разработчика на АЗ «УРАЛ».
Сайт компании «Топ Системы»