Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

3 - 2024

Простые инструменты для эффективной работы в системе БАЗИС

Павел Бунаков

В статье рассказывается о простых и полезных инструментах для повышения производительности и удобства работы в системе БАЗИС. Любая операция моделирования может быть выполнена несколькими способами, и выбор наиболее эффективного из них является важным элементом сокращения времени и повышения качества выполнения повседневных задач проектирования.

Освоение любого программного обеспечения всегда проходит через несколько этапов: от начинающего пользователя до профессионала. Зачастую те или иные методы решения отдельных задач, найденные в начале этого пути, закрепляются в сознании и становятся своего рода шаблонами, которые на интуитивном уровне применяются в похожих ситуациях. Однако они могут быть далеко не самыми эффективными по двум простым причинам. Во­первых, найдены они были на этапе освоения системы, когда ее возможности изучены недостаточно глубоко. Во­вторых, разработчики систем не только расширяют функциональность своих продуктов, но и стремятся оптимизировать ранее созданные инструменты для повышения удобства работы с ними. Конечно, все это отражается в документации, но когда ее «штудировать» загруженному работой конструктору или технологу? В результате моделирование выполняется по давно отработанным и привычным сценариям.

Общение с пользователями системы БАЗИС показало удивительную вещь: зачастую специалисты с многолетним стажем работы, которые создали сотни сложнейших проектов и даже освоили скриптовое программирование, не знают простейших приемов ускорения работы. В статье описаны некоторые «элементарные» инструменты, которые чаще всего становились «открытием» для продвинутых мебельщиков.

Горячие клавиши

Горячие клавиши давно стали неотъемлемым элементом любой программы, существенно упрощая и ускоряя работу. В системе БАЗИС реализованы и их общепринятые варианты, и специфические «мебельные» сочетания клавиш. С первыми у пользователей проблем не возникает, чего нельзя сказать о вторых, о которых многие даже не слышали. Тем не менее разработчики системы провели тщательный анализ работы многих пользователей и выяснили, какие действия повторяются чаще всего, чтобы поставить им в соответствие горячие клавиши. Подобных комбинаций немало, и сразу запомнить все сложно. Для ускорения работы достаточно выучить те, которые часто нужны для работы, а затем постепенно добавлять к ним остальные. Как показывает практика, двух­трех недель хватает, чтобы ввести в активный оборот все горячие клавиши. Перечислим некоторые из них:

  • клавиша ~ (тильда) — «вписывание» устанавливаемой панели в указанные габариты. Если при установке панели нажать эту клавишу, то автоматически в зависимости от ее вида панели и способа установки будут найдены ближайшие габаритные панели и она «впишется» между ними. На рис. 1 показано, как изменяются габариты устанавливаемой вертикальной панели в зависимости от того, в каком месте модели нажимается данная горячая клавиша. Тильду можно нажимать и дважды, например, когда на виде спереди надо «вписать» фронтальную панель между парой горизонтальных и парой вертикальных панелей;
  • F6 — перемещение курсора на заданное расстояние от его текущего положения;
  • Ctrl+Tab и Ctrl+Shift+Tab — переключение закладок с моделями и чертежами вперед и назад соответственно;
  • Пробел и Tab — изменение точки привязки при установке на модель трехмерного фрагмента;
  • Alt+Пробел — поворот трехмерного фрагмента с двумя плоскостями эластичности при его установке на модель;
  • Пробел и Shift+Пробел — поворот панели при редактировании карты раскроя с незаданной или с заданной текстурой соответственно;
  • Tab — перемещение вверх по иерархии элементов в модели, начиная от выделенного элемента.

Рис. 1. Автоматическое определение габаритов панели

Рис. 1. Автоматическое определение габаритов панели

Построение выреза в панели

При создании моделей мебели часто приходится редактировать контуры панелей с помощью 2D­построений. Продемонстрируем один из приемов, позволяющих ускорить этот процесс.

Предположим, что в кухонной навесной полке установлена вытяжка и необходимо в крышке сделать вырез под трубу шириной 180 мм на глубину 190 мм. Схематично эта ситуация показана на рис. 2. Построения выполняются на виде сверху (рис. 3). Для указания ширины выреза строятся две вспомогательные линии на расстоянии 90 мм сначала слева, а затем справа от центра трубы. Однако их можно построить за один раз, если при указании расстояния клавишей Alt установить курсор точно на среднюю линию.

Рис. 2. Установка вытяжки

Рис. 2. Установка вытяжки

Рис. 3. Вид сверху на полку

Рис. 3. Вид сверху на полку

Следующий шаг — построение выреза в режиме редактирования контура панели одной командой — линейной резиновой нитью. По построенным вспомогательным линиям выделяем нужную часть контура панели (отрезок голубого цвета в бледно­красном прямоугольнике на рис. 4) и указываем его смещение вниз на 190 мм (значение –190, выделенное на рис. 4). Заканчиваем редактирование контура панели и получаем нужный вырез (рис. 5).

Рис. 4. Редактирование панели

Рис. 4. Редактирование панели

Рис. 5. Вырез в крышке

Рис. 5. Вырез в крышке

Моделирование помещения

Еще один часто встречаемый вид 2D­построений — моделирование реальных помещений по результатам замеров. Поскольку прямые углы встречаются редко, замерщики, не имея возможности измерения углов, замеряют диагонали (рис. 6). Рассмотрим алгоритм быстрого построения реального расположения двух стен помещения на виде сверху:

  1. Устанавливаем базовую горизонтальную стену.
  2. Пристыковываем к ней вертикальную стену под любым углом, проще всего — под прямым.
  3. Из точки стыковки стен строим окружность R600.
  4. Из точки пересечения построенной окружности с внутренней поверхностью базовой стены строим окружность R860.
  5. Выделяем вторую стену и командой поворота фрагмента вокруг точки стыковки располагаем ее так, чтобы линия внутренней поверхности проходила через точку пересечения окружностей.
  6. Измеряем реальный угол между стенами, отклонение от прямого угла — 1° (рис. 7).

Рис. 6. Пример замера помещения

Рис. 6. Пример замера помещения

Рис. 7. Моделирование помещения

Рис. 7. Моделирование помещения

Предположим, что для второй горизонтальной стены на замере проставлены ее длина и размер проема между двумя панелями (см. рис. 6). Алгоритм моделирования практически повторяет предыдущий, только теперь базовой является вертикальная стена:

  1. Пристыковываем к вертикальной стене горизонтальную под любым углом.
  2. Из конца горизонтальной стены строим окружность R3700.
  3. Из точки стыковки стен строим окружность R2100.
  4. Командой поворота фрагмента вокруг точки стыковки располагаем ее так, чтобы ее внутренняя вершина находилась в точке пересечения окружностей.
  5. Измеряем отклонение от прямого угла — 0,3° (см. рис. 7).

Нахождение середины ниши

Найти середину любого элемента просто: при нажатии клавиши Shift курсор автоматически устанавливается в нужную точку. А как найти середину ниши, которая ограничена частями панелей, например верхней и левой ниш на рис. 8? Это можно сделать с помощью команды построения биссектрисы угла. В частном случае при указании двух параллельных отрезков строится вспомогательная линия, проходящая через середину соединяющего их перпендикуляра.

Рис. 8. Нахождение середины ниши

Рис. 8. Нахождение середины ниши

Сортировка и фильтрация в таблицах

Базы данных материалов и комплектующих на мебельных предприятиях очень объемны, поэтому на поиск нужных элементов может уйти немало времени. Для ускорения этого процесса можно использовать сортировку и фильтрацию в таблицах. С сортировкой все просто: она выполняется точно так же, как и в любых таблицах, — щелчком по заголовку соответствующего столбца. Фильтрация же реализована иначе. Рассмотрим ее на примере таблицы материалов.

Ниже строки с наименованиями столбцов таблицы располагается строка фильтров. По умолчанию фильтрация выполняется по равенству атрибутов, о чем сигнализирует символ «=» (равно) в начале всех соответствующих ячеек. Нажатием на него можно вызвать меню вариантов фильтров (рис. 9) и, например, выбрать только те материалы, в названии которых встречается аббревиатура ДСП (рис. 10).

Рис. 9. Меню фильтрации

Рис. 9. Меню фильтрации

Рис. 10. Пример фильтрации

Рис. 10. Пример фильтрации

Автоматическое добавление элементов в блок

Модель мебельного изделия в системе БАЗИС имеет многоуровневую иерархическую структуру вложенных блоков (рис. 11). Особенно это касается эластичных моделей, предназначенных для приема заказов по прайс­листам в модуле БАЗИС­Салон. При редактировании подобных моделей возникает серьезная проблема: каждая новая панель должна попасть в строго определенный блок. В противном случае шаблон, доработанный по пожеланиям заказчика и переданный на производство, будет некорректным.

Рис. 11. Структура модели

Рис. 11. Структура модели

Обычное редактирование моделей, когда каждая установленная модель вручную размещается в нужном блоке, излишне трудоемко, требует пристального внимания, при этом высока вероятность появления ошибок. Для облегчения работы конструктора предусмотрен специальный режим автоматического распределения панелей по блокам, который включается кнопкой . Он работает следующим образом:

  • если устанавливаемая панель «вписывается» между панелями, входящими в один и тот же блок, то она также включается в него;
  • во всех остальных случаях панель устанавливается на уровне модели.

Перфорированные элементы

В современном дизайне мебели, особенно в стилях Hi­Tech и Industrial, нередко используются перфорированные металлические листы и стойки. Прежде всего это касается торговой, офисной и кухонной мебели. В системе БАЗИС есть несколько вариантов моделирования перфорированных изделий. Рассмотрим один из них на примере построения модели П­образной стойки с фигурной перфорацией (рис. 12).

Рис. 12. Эскиз стойки

Рис. 12. Эскиз стойки

Создаем новый объект — фурнитуру (расширение имени — .f3d).

В меню, приведенном на рис. 13, указываем основные параметры: наименование и артикул, способ установки «в указанную точку» и габариты согласно эскизу.

Рис. 13. Создание фурнитуры

Рис. 13. Создание фурнитуры

Для построения модели используем объект «гнутая панель». В общем случае его можно упрощенно представить как многослойное тело, полученное перемещением контура вдоль прямой. По выведенной габаритной рамке будущей фурнитуры указываем ее верхнюю и нижнюю границы. Система переходит в режим построения образующей траектории на поперечном сечении габаритной рамки. Она представляет собой П­образный контур со скругленными вершинами. По завершении построения выводится окно выбора материалов (рис. 14). Как сказано выше, гнутая панель может склеиваться из нескольких слоев материала, но в рассматриваемом случае выбираем единственный материал — сталь толщиной 2 мм. После этого визуально указываем, в каком направлении будет формироваться тело — внутрь контура (рис. 15). Заготовка фурнитуры готова (рис. 16).

Рис. 14. Окно выбора материалов

Рис. 14. Окно выбора материалов

Рис. 15. Направление формирования тела

Рис. 15. Направление формирования тела

Рис. 16. Фурнитура 
без перфорации

Рис. 16. Фурнитура без перфорации

Для моделирования перфорации выделяем полученное тело и переходим в режим редактирования контура. На экране выводится развертка тела. Проводим среднюю линию (команда построения биссектрисы) и симметрично относительно нее строим контур выреза (рис. 17). Для контроля закончим редактирование, чтобы оценить вид выреза (рис. 18).

Рис. 17. Контур выреза

Рис. 17. Контур выреза

Рис. 18. Модель стойки с одним вырезом

Рис. 18. Модель стойки с одним вырезом

Возвращаемся в режим редактирования и с помощью команды копирования контура вдоль средней линии создаем необходимый массив вырезов. Модель перфорированной стойки готова (рис. 19).

Рис. 19. Готовая модель стойки

Рис. 19. Готовая модель стойки

Выносные элементы и местные разрезы

Построение разрезов и сечений в системе БАЗИС реализовано в виде опции при автоматическом создании чертежей. Однако их можно быстро построить и обычными 2D­средствами.

Рис. 20. Модель кухонной тумбы

Рис. 20. Модель кухонной тумбы

Рис. 21. Создание нового вида

Рис. 21. Создание нового вида

Рассмотрим, как можно создать выносной элемент в системе БАЗИС на примере кухонной тумбы (рис. 20). Переходим на нужный вид, например вид слева, и копируем модель в буфер. Затем создаем 2D­чертеж и вставляем на него содержимое буфера. Поскольку выносной элемент показывает изображение увеличенным, создаем новый вид с масштабом, например, 3:1 (рис. 21), снова ставим содержимое буфера, разрушаем все блоки и обводим нужное место окружностью. Далее можно использовать один из двух инструментов:

  • команду Разбить элементы секущей () с последующим удалением всего лишнего;
  • команду Наложение контура на слой ().

Результат в обоих случаях получается одинаковым (рис. 22). Естественно, далее надо проставить нужные размеры и заштриховать области.

Рис. 22. Выносной элемент

Рис. 22. Выносной элемент

Аналогичным образом можно сделать и местный разрез. Отличие лишь в том, что все действия выполняются на том же виде в каркасном режиме визуализации. После всех необходимых доработок выделенная часть просто размещается на своем исходном месте (рис. 23).

Рис. 23. Местный разрез

Рис. 23. Местный разрез

Мы рассмотрели лишь малую часть различных приемов, позволяющих значительно сократить время создания моделей и документов в системе БАЗИС.

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557