В работе делается попытка сравнить осуществление процесса информационного моделирования объектов капитального строительства с постановкой спектакля в театре. Обнаруживается много общего между режиссерами и актерами, с одной стороны, и BIM-менеджерами и «моделировщиками», с другой. Хотя есть и различия, которые также отмечаются. Такое сравнение позволяет определить ценные наработки в театральной деятельности, которые могут быть после определенной адаптации перенесены в информационное моделирование.
Части 3 и 4 посвящены сравнению процессов организации, управления и финансирования театральной деятельности и информационного моделирования зданий и сооружений.
В части 5 собраны основные выводы по всей серии публикаций.
Часть 3. Режиссеры и BIM-менеджеры
Теперь поговорим о режиссерах информационного моделирования, то есть о BIM-менеджерах.
Режиссеры — вторая категория специалистов, к которым система Станиславского имеет самое непосредственное отношение. Достаточно сказать, что создатели и продолжатели системы сами были успешными режиссерами с большим актерским опытом.
К сожалению, сегодня термин «BIM-менеджер» вызывает у многих желание упростить его понимание и содержание, сведя всё к слову «менеджер» (поскольку значение слова BIM знают не все), а то и просто «администратор». Конечно, BIM-менеджер управляет процессом информационного моделирования, но прежде всего он должен организовать и запустить этот процесс применения BIM на проекте на высоком (даже высочайшем) уровне. Так что по аналогии с театром это режиссер, а не управляющий.
Процесс информационного моделирования для любого проекта основывается на информационных требованиях заказчика (EIR), описывающих (порой весьма расплывчато) результат, который заказчик желает в итоге получить. Остальное отдается на усмотрение исполнителя, прежде всего BIM-менеджера.
На основании этого может возникнуть ощущение, что в театре дела для режиссера обстоят лучше, там всё прописано — на столе всегда лежит авторский текст пьесы, от которого нельзя отступать. Но на самом деле это верно лишь для представлений типа детских утренников, и то не всегда. На более серьезном уровне в процесс создания театральной постановки постоянно включаются видения режиссера и актеров, технические возможности сцены, бюджет и т.п., что может сильно повлиять на пьесу даже без изменения текста, а для фильмов вообще пишется свой сценарий, где отличия от первоисточника могут зашкаливать (иногда это прикрывается формулировкой «по мотивам произведения»).
Пример совсем высокого уровня: К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко изначально создавали свой Московский художественный театр (МХТ, МХАТ) специально для постановок пьес А.П. Чехова, поскольку другие театры считали их для себя слишком сложными. Дело в том, что просто авторский текст зачитать могли все, чего не скажешь о передаче глубины переживаний героев. А систему Станиславского, кроме создателей МХТ, тогда еще никто не знал и не использовал.
Так что режиссеру всегда есть над чем работать, и авторский текст для него — почти как EIR для BIM-менеджера: кто-то следует букве, кто-то — духу и букве, а кто-то — просто принимает к сведению. Но высший профессионализм режиссера и актеров заключается в том, чтобы следовать духу и букве авторского текста, при этом еще передавая все переживания героев, которые за этим текстом скрыты.
Для BIM-менеджера понимание профессионализма можно переформулировать так: погрузиться в тему проекта и понять, что на самом деле требуется заказчику, и это понимание (по согласованию с заказчиком) максимально реализовать средствами информационного моделирования.
Как работают режиссеры, то есть BIM-менеджеры
Давайте теперь рассмотрим внутреннюю «кухню» работы режиссера, и сопоставим ее с работой BIM-менеджера.
Кадры из фильмов «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли (1968 г.) и База Лурмана (1996): слева на каждом из кадров стоит Меркуцио, по сюжету — родственник принца Веронского и друг Ромео. А крайний справа — бессмертный классик Уильям Шекспир, изумленный «степенью загорелости» своего героя во втором фильме
Начало постановки спектакля или создания проекта
Режиссер
Чаще всего режиссер сидит один в тишине и думает, перечитывает текст постановки и формирует для себя образы героев. Это идеальная для режиссера ситуация — на самом деле таких условий для работы почти никто не создает.
Затем режиссер индивидуально прослушивает и подбирает актеров и распределяет роли.
Фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — шедевр режиссера Элема Климова и задействованных актеров (1964 г.). Рекомендован для просмотра всем начинающим
BIM-менеджерам как руководство «как не надо делать» по организации утренников на основе формальных требований и выработке количественных оценок эффективности BIM
Если режиссер ограничен рамками только коллектива театра, ему сложнее. Если актер не совсем (в понимании режиссера) подходит на роль, но у других с этим еще сложнее, то либо режиссер пересматривает свое понимание героя, либо готовится много работать с актером, чтобы довести его до своего уровня понимания, либо всё же пытается пригласить кого-то со стороны, но это уже зависит от того, разрешит ли дирекция… Ведь театр — это искусство возможного.
Параллельно режиссер работает с сотрудниками, отвечающими за другие направления: они подбирают музыку и свет, костюмы и реквизит, макет сцены, цветовой фон (иногда к каждому эпизоду), составляют предварительный монтажный лист и световую и шумо-звуковую партитуры, осуществляют много других организационно-сценических дел.
BIM-менеджер
BIM-менеджер уясняет вместе с руководителем проекта поступившую от заказчика задачу, затем самостоятельно разбирается в информационных требованиях заказчика. Если их нет или они «расплывчатые», то BIM-менеджер сам определяет или усиливает уже свои требования ко всем участникам информационного моделирования, чтобы обеспечить решение поставленной задачи. И самое главное — определяет весь ход информационного моделирования для выполнения проекта.
При необходимости BIM-менеджер должен контактировать с заказчиком, чтобы лучше разобраться в поставленной задаче, а заодно (это даже важнее) сориентировать требования заказчика в правильном направлении.
Однако в реальной практике BIM-менеджера чаще всего не допускают к заказчику, так как считается, что он «не понимает политики проекта» (которую «понимает» руководитель проекта). Конечно, BIM-менеджер не действует через голову руководителя проекта, он согласует с ним свои действия, но именно он, а не руководитель проекта, отвечает за успех информационного моделирования.
Поэтому строить отношения с BIM-менеджером по принципу «делай то, что я скажу, остальное тебя не касается» — тупик для BIM. И из этого тупика потом несутся возгласы: «Ваш BIM ничего не может!» С таким же успехом можно не давать врачу разобраться в вашей болезни, но советовать, как вас лечить, а потом жаловаться, что врач вас не вылечил.
Так что BIM-менеджер должен быть первым в BIM-команде, кто уяснил «сверхзадачу», причем в этом «уяснении» он должен играть активную роль.
Затем определяется программное обеспечение, пригодное для выполнения проекта. По понятным причинам предпочтение может отдаваться имеющемуся в компании ПО, даже если оно для конкретной работы не очень подходит. Это усложняет задачу информационного моделирования.
Исполнители подбираются BIM-менеджером (совместно с руководителем проекта) из своих сотрудников или со стороны, в зависимости от целесообразности и возможностей. Если же нужны дополнительные сотрудники, да еще работающие на новом ПО, то также решаются вопросы их подбора и дообучения с последующим включением в коллектив исполнителей. Но сам BIM-менеджер требуемое дообучение проводит очень редко, ему просто времени на всё не хватит.
Параллельно разрабатывается или уточняется регламент взаимодействия и форматы файлов для участников проекта и внешних организаций, составляется примерный вариант плана реализации информационного моделирования (BEP, ПИМ).
Как видим, схемы и суть действий режиссера и BIM-менеджера на начальной стадии подготовки проекта или спектакля практически полностью совпадают.
Репетиционная стадия спектакля и реализация информационного моделирования
Репетиции в театре
В театральной среде считается, что репетиции важнее самого спектакля, поскольку именно на репетициях вырабатывается и шлифуется то, что потом зритель увидит на сцене. Без репетиций спектакли не ставятся. Но репетиции обычно проходят без зрителей, это — внутренняя кухня театра, почти недоступная постороннему глазу.
Рассмотрим основные виды репетиций.
Индивидуальная репетиция — фактически разговор режиссера с актером, позволяющий им добиться большего взаимопонимания. Здесь многое зависит от личности (одаренности) и авторитета режиссера, хотя возможен и обратный вариант.
Корректурная репетиция связана со шлифовкой роли или номера, то есть небольшой части спектакля. Она может быть индивидуальной или групповой.
Монтажная репетиция. Ее задачи: выстроить общую композицию, проверить совместимость эпизодов, все партитуры и монтажный лист, везде внести требуемые изменения, при необходимости найти дополнительные средства для обеспечения представления в заданном темпоритме, увидеть и доработать слабые места в точности и синхронности исполнения.
Прогонная репетиция — исполнение и отработка представления в его временной последовательности, шлифовка представления. В результате прогонных репетиций можно вносить коррективы в работу, оптимизировать технические аспекты, улучшать хореографию и диалоги, а также синхронизировать выступление всех участников.
Режиссер обычно продолжает работать с актерами и другими участниками после прогонных репетиций для дальнейшего совершенствования представления и достижения желаемых результатов. Такая потребность сразу предусматривается в репетиционном плане, а сами прогонные репетиции идут без остановок, чтобы актеры привыкали к целостности сценического действия и его темпоритму.
Монтировочная репетиция — сборка и отработка взаимодействия сценического оформления, художественных и технических средств театрального зрелища. В определенный планом-графиком срок, к которому должны быть готовы все элементы оформления спектакля, режиссер вместе с художником и техническими службами проводят прогонную репетицию, на которой окончательно определяются декорационное и световое решение представления и проверяется техническая готовность всех элементов. Здесь также отрабатываются действия, связанные с переменой (перестановкой) деталей оформления по ходу спектакля.
Световая репетиция. Ее цель — установка света, проверка костюмов и грима во время сводной репетиции, когда присутствуют все исполнители.
Наконец, самая главная — сводная репетиция. На ней режиссер собирает всё вместе, вводя также декорации, музыку и свет. Идет комплексная шлифовка представления. По понятным причинам таких репетиций может быть несколько.
Итак, мы видим, что в театре разработана продуманная система создания спектакля в виде последовательности репетиций разного уровня и предназначения, которые включают в себя основную массу постановочных действий и дают итоговый результат, выпускаемый затем на сцену.
Эти репетиции могут проводиться под руководством самого режиссера или кого-то из его помощников, проходить со всем коллективом или его частью, проводиться на сцене, с полным оснащением, а также в «облегченном» формате или вообще в репетиционных комнатах. Но, как правило, режиссер старается видеть всё сам и непосредственно всем руководить. Так что основное рабочее место режиссера в это время — в репетиционном зале, на театральной сцене.
Информационное моделирование
Суть работы по созданию информационной модели здания является практически такой же, как при постановке спектакля в театре: основная тяжесть приходится на репетиции. Однако компьютерные технологии, на которых основывается BIM, диктуют и позволяют реализовывать несколько иной формат репетиционных действий: участники проекта (отдельные «моделировщики» или целые коллективы) создают свои «фрагменты» или разделы общей модели, которые периодически (с оговоренной частотой и регламентом) вставляются в сводную модель объекта для координации всего процесса, корректировки совместимости и контроля выполнения работы и качества получаемого результата.
Таким образом, общее назначение репетиций остается практически тем же, но способ их проведения существенно меняется.
Информационное моделирование — это почти одновременная работа коллектива исполнителей над общей моделью по жестко оговоренным правилам взаимодействия. Поэтому первейшая задача BIM-менеджера — адаптировать существующий регламент такого взаимодействия к условиям конкретного проекта (или разработать новый такой регламент), чтобы участники не мешали и тем более не вредили друг другу, и создать в используемых BIM-программах (в среде общих данных) основу для сборки итоговой модели с подключением к ней всех участников проекта. После этого BIM-менеджер, то есть режиссер, уже каждый раз не собирает «актеров на сцене для репетиции», а просто обновляет вставляемые ими (по оговоренному регламенту) части модели и видит на экране своего компьютера всю работу коллектива. Это же видят и его помощники. А «сценой» для всех является среда общих данных.
Такой подход позволяет проводить любое количество «репетиций» на любую тему, не отвлекая исполнителей от основной работы, всесторонне изучать выполнение проекта и при необходимости делать исполнителям соответствующие замечания.
Обычно первая большая проблема, решаемая указанным способом, — поиск и устранение пространственных коллизий (недопустимых пересечений разных элементов модели или нарушение допустимых пространственных интервалов между этими элементами). В театральной деятельности это соответствует правильным перемещениям актеров на сцене, попаданию в свет, не паданию в оркестровую яму и т.п. Такой поиск коллизий осуществляется BIM-менеджером или его помощниками по сводной модели в автоматическом режиме, по результатам руководитель проекта или BIM-менеджер дает поручения исполнителям на устранение замечаний в отведенные сроки, после чего в сводную модель загружаются исправленные компоненты, и поиск коллизий повторяется.
Есть и более сложные проверки на правильность принятых проектных решений при проектировании нового здания (например, соответствие нормам пожарной безопасности ширины эвакуационного выхода при предполагаемом количестве сотрудников на этаже и т.п.). Такие проверки также осуществляются по сводной модели специализированными программами, которые сейчас постоянно разрабатываются и совершенствуются. Может быть и множество других видов проверок, причем допустимы и «ручные» проверки сводной модели.
Образно говоря, такие репетиции проводятся без актеров, но актеры узнают об их результатах и затем работают над устранением замечаний.
Особо стоит сказать про организацию среды общих данных и ее наполнение необходимой для моделирования информацией. Это в наибольшей степени соответствует монтировочным репетициям.
Осуществить такую организацию дела для BIM-менеджера — задача не из легких, поскольку она связана как со спецификой проекта (моделируемого объекта и решаемыми задачами), так и с используемым программным обеспечением (насколько хорошо оно совместимо и соответствует решаемым задачам) и квалификацией (опытом) исполнителей, а также многими другими факторами. Но правильная реализация таких действий (то есть организация процесса информационного моделирования) существенно повышает производительность труда коллектива.
Еще раз повторимся — практически все проводимые проверки и действия (репетиции) осуществляются под руководством BIM-менеджера (или его помощников) без участия непосредственных исполнителей. Другими словами, если «моделировщик» идеально работает, то он теоретически за все время работы над проектом может видеть перед собой только монитор своего компьютера. Это — дополнительная возможность организовывать еще и удаленную работу, когда исполнители находятся в разных помещениях, городах или даже странах.
Однако практика использования BIM, наработанная «гениями», показала, что есть и «обратная сторона медали» — такая организация работы на основе чисто «виртуальных» коммуникаций приводит к появлению психологических проблем среди исполнителей: коллектив индивидуализируется и в итоге просто «распадается».
Поэтому BIM-менеджеру рекомендуется периодически проводить особый вид репетиций — «живые» совещания с сотрудниками и исполнителями, даже если технически без этого можно обойтись. Тематика таких «психологических репетиций» может быть любой (можно просто спросить: «Как дела?»), лишь бы было живое общение руководителей с сотрудниками и сотрудников между собой, но это — обязательный организационный компонент при использовании BIM.
Подобные «психологические» задачи также решают индивидуальные и корректурные репетиции, которые в BIM также нужны, но которым в современной практике информационного моделирования уделяется незаслуженно мало внимания. К тому же подобные «персональные» репетиции (совещания, разговоры) BIM-менеджера с сотрудниками позволяют ему более точно знать и корректировать индивидуальную работу каждого «моделировщика».
При использовании BIM появляется еще один специализированный вид репетиций, связанных с созданием «усеченной» (упрощенной и т.п.) модели объекта для передачи во внешние органы (государственные информационные системы, органы экспертизы и т.п.). В театральной деятельности это может соответствовать созданию «выездного» варианта спектакля («облегченное» оформление сцены, сокращение массовок и т.п.), но он обычно появляется после выхода «основного» варианта, а при информационном моделировании это идет параллельно с основной работой либо осуществляется на какой-то ее стадии.
Наконец, при информационном моделировании активно используются так называемые пилотные проекты, задача которых — отработать методы моделирования и взаимодействия при решении определенных задач. Чаще всего пилотные проекты возникают на стадии внедрения BIM, но они могут потребоваться и на крупных конкретных проектах для отработки технологии работы с какими-то частями или тематическими вопросами моделирования.
В театральной практике таких репетиций в явном виде нет, но есть экспериментальные студии и площадки, а также текущие репетиции, если режиссеру потребуется от актеров определенная «импровизация».
Если теперь провести сравнение репетиционной стадии в театре и при информационном моделировании, можно увидеть много как специфичного, так и общего, причем более продолжительный театральный опыт явно пригодится при использовании «более молодого» BIM.
«Не верю!»
Наверное, любой из нас слышал это высказывание, как «визитную карточку» системы Станиславского. Действительно, «Не верю!» — любимая фраза Константина Сергеевича, произносимая им на репетициях, когда игра актера ему не нравилась. Это было результатом перевоплощения Станиславского в зрителя и его взглядом на спектакль со стороны.
Сегодня уже хорошо известно, что театральные режиссеры владеют всем богатством русского языка в вопросах характеристики персонажей или их взаимодействия с другими персонажами, целеуказания, пояснения, оценки (негативной или позитивной) для актеров или других задействованных в спектакле работников и т.п., то есть в общении с другими людьми. Но так получилось, что больше всего из этого театрального лексикона известна фраза «Не верю!».
Среди выявленных ошибок при переходе на BIM одной из самых опасных является «сведение» этой технологии к выполнению формальных правил предоставления информации в контролирующие органы
А что говорить BIM-менеджеру в минуты напряженной работы над проектом? На самом деле пригоден и используется практически тот же набор фраз, что и в театре. А «Не верю!» в лексике BIM-менеджеров появляется чаще всего при знакомстве с очередными нормативно-техническими документами по BIM в России.
Но не менее часто, чем возглас «Не верю!», у BIM-менеджеров должен возникать вопрос «Зачем это делается?», особенно при разработке тех или иных элементов информационной модели. Это вообще должен быть основной рабочий вопрос, как «Не верю!» у Станиславского. Поскольку главное в информационном моделировании — это прагматизм и здравый смысл.
Так чему же верить?
Мы представили на суд читателей достаточно беглое сравнение театральной деятельности при постановке спектаклей и применения технологии информационного моделирования при работе со строительными объектами. В результате напрашиваются два вывода.
Первый вывод: эти два вида деятельности очень похожи.
Но театральная деятельность имеет многовековую (тысячелетнюю) историю, поэтому может (и должна) помочь BIM определить правильные тенденции дальнейшего развития и совершенствования.
Второй вывод: для BIM нужна своя система Станиславского, которую еще предстоит разработать.
Нынешнее развитие BIM в России (и не только в России) имеет явный крен в сторону формализации и администрирования, особенно в работе BIM-менеджера. А в появляющихся в нашей стране нормативно-технических документах BIM (то есть ТИМ) рассматривается в основном как новая форма отчетности: что, куда и в каком виде предоставлять. Конечно, это нужные и правильные требования, но они минимальным образом способствуют развитию самой технологии информационного моделирования. В итоге сегодня мы имеем «бег на месте» в целом для информационного моделирования в строительной отрасли.
Чтобы выправить этот крен, надо повернуть наши взоры к самой технологии, к непосредственным исполнителям информационного моделирования, их подготовке, квалификационному совершенствованию и инициативной, даже импровизационной работе.
Но повышение творческого потенциала исполнителей («моделировщиков» и BIM-менеджеров) — это и есть главное предназначение системы Станиславского. Причем не только первоначальное обучение, хотя оно сюда тоже попадает, а именно повышение индивидуального мастерства и творческого потенциала всего коллектива.
Конечно, все театры — разные, и для кого-то форма «детского утренника» является высшим проявлением театрального искусства, особенно если другого от них и не требуется. Но если смотреть на всю отрасль, то надо ориентироваться на лучшее — только так можно гарантированно добиться общего успеха.
Часть 4. Заказчики и зрители
Информационное моделирование зданий и сооружений как творческий процесс имеет много общего с не менее творческим процессом постановки театральных спектаклей. Поэтому изучение театрального опыта, его наработанных взаимосвязей участников и методик их взаимодействия может существенно помочь становлению и использованию BIM в строительной отрасли.
В этой части публикации речь пойдет о тех, кто вроде бы непосредственно не участвует в постановке спектакля или информационном моделировании, но от кого эти процессы зависят весьма существенно.
«Кто платит, тот и заказывает музыку»
Итак, кто же в театре «заказывает музыку»?
Напрашивается вполне очевидный ответ: «тот, кто платит». А кто это? Кто заказывает спектакли театру?
Давайте начнем с тех, кто платит.
Прежде всего, сценической деятельностью занимаются не только театры, но и многие другие организации (клубы, культурные центры, концертные залы, киностудии и т.п.), которые объединяются общим термином «учреждения культуры». Они могут быть государственными, частично государственными или полностью частными. И значительную часть финансирования эти организации получают от своих учредителей, что вполне закономерно определяет и часть репертуара.
Другая часть финансирования — это результат активности самого учреждения культуры (различные гранты, конкурсы, целевые программы, собственные предложения каких-то проектов, спонсорская помощь). И эта часть финансирования тоже влияет на определение репертуара.
Наконец, есть еще собственная коммерческая деятельность, которая в идеале дает учреждению культуры определенную самостоятельность в творчестве. Но это — только в идеале. На самом деле эффективность коммерческой деятельности сильно зависит от типа учреждения культуры, конъюнктуры рынка и имеющихся в его распоряжении ресурсов и, опять же, от политики учредителей. Пожалуй, в наиболее выгодном положении здесь находятся киностудии и концертные залы, а также «именитые» театры, но для всех остальных коммерческие доходы основными не являются.
Теперь посмотрим, кто в театре определяет, «какую музыку исполнять»
Другими словами, попробуем понять, кто в театре распоряжается поступающими деньгами и формирует конкретный репертуар (фактически — финансовый план).
Сразу оговоримся, что указанные далее должности могут называться по-разному и иметь разное структурное оформление, но схематически формированием репертуара занимаются директор театра и художественный руководитель (главный режиссер), часто подкрепленные в своей работе коллегиальным органом типа художественного совета. Это они начинают сводить воедино поступающие деньги и методы их освоения, учитывая запросы тех, кто эти деньги выделяет, а также творческие устремления труппы.
Часто при формировании репертуара, например на ближайший год, может возникать понимание, что имеющихся средств не хватит, и тогда руководство театра либо ведет поиски дополнительных средств, либо сокращает свои замыслы, чтобы уложиться в отведенные суммы (вспоминает про концепцию «бедного театра»).
Возможны и репертуарные инициативы (предложение новых постановок) от самого руководства театра, что также потребует дополнительного поиска средств на их реализацию.
В любом случае схема «кто платит, тот и заказывает музыку» в столь прямом виде уже не работает, она должна дополняться обратной схемой «музыкант играет для того, кто ему адекватно платит».
В сфере искусства и культуры важно учитывать двусторонние взаимоотношения между заказчиком и исполнителем. Необходимо обеспечивать адекватную оплату музыкантов и других творческих работников, чтобы сохранять высокое качество исполнения и поддерживать важность искусства в обществе. Понимание и уважение обеих сторон, заказчика и исполнителя, играют важную роль в создании и финансировании театральных произведений.
Поэтому чем серьезнее театр, тем большее значение в его работе имеет попечительский совет (или подобный орган), посредством которого и достигается гармония процессов сценической деятельности и их финансирования.
Таким образом, простая на первый взгляд формула для формирования репертуара «плачу — заказываю» в действительности выглядит более сложно и дипломатично. Например, если спонсор платит и хочет «Кота в сапогах», то театр, принимая деньги, должен объяснить спонсору, что это не так просто. Костюм сшить не сложно, а вот перевоплотиться в кота может не каждый, такого актера еще найти надо! Но за хорошие деньги это сделать легче.
«Кот в сапогах» в Театре имени Евгения Вахтангова. Не каждый театр в состоянии поставить такой спектакль
Подведем некоторый итог: в театре заказ спектаклей обычно осуществляется финансирующими организациями, такими как государственные учреждения, частные спонсоры и благотворительные фонды, а также самим театром. Заказ «музыки» может осуществлять и художественный руководитель театра или режиссер конкретной постановки. Чтобы обеспечить качественные и зрелищные постановки, важно найти баланс между бюджетом и художественными целями.
Информационное моделирование: кто здесь «платит и заказывает музыку»
При использовании BIM всё выглядит вроде бы проще. Если создается модель существующего объекта, то у нее есть конкретный заказчик — владелец этого объекта, который финансирует работу, а затем будет пользоваться информационной моделью.
Если же речь идет о новом (создаваемом) объекте, то здесь несколько сложнее — информационное моделирование имеет двух заказчиков: эксплуатанта (будущего владельца объекта после завершения его строительства) и технического заказчика (отвечает за создание объекта, то есть проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию).
Однако в любом из этих случаев в BIM проблем с формированием репертуара нет: план работы наполняется тем, что требует заказчик. Более того, заказчик даже выставляет в приложении к договору подряда свои информационные требования, где подробно описывает, какую информационную модель он в итоге должен получить. Правда, заказчику часто самому требуется помощь в определении того, чего он хочет, вернее, как это должно выглядеть и как этого достичь, которую способны оказать «драматурги». Но об этом речь пойдет чуть позже.
Так что вроде бы в BIM формула «плачу — заказываю» работает напрямую.
Тем не менее есть нюансы, прежде всего в период возведения здания, которые многое меняют. С одной стороны, технический заказчик должен учитывать пожелания (информационные требования) эксплуатанта, которому по завершении своего этапа работы он должен передать построенный объект и его модель. С другой стороны, техническому заказчику на инвестиционном строительном проекте приходится иметь дело не с директором театра, у которого в подчинении актерский коллектив, а с целым набором бродячих трупп (проектировщики, подрядчики, смежники, контролирующие органы и т.п.), для которых он и должен стать «директором театра». Причем каждый из участников проекта — это самостоятельный театр со своими актерами и режиссерами, но для всех нужен еще и общий режиссер и директор.
Так что просто заказать и оплатить «Кота в сапогах» не получится, придется еще и самому работать, иначе Кот может стать вовсе не тем Котом, которого ждешь.
Еще одна особенность — в процессе создания объекта могут появляться модели, которые нужны только для выполнения этой работы, но не для дальнейшей итоговой передачи. Например, эскизные (концептуальные) модели, модели выполнения строительных работ или монтажа оборудования, строительного контроля и многого другого. В театре это бы соответствовало спектаклям «только для труппы», которые зрители не увидят.
Таким образом, «театр» у технического заказчика становится более сложным, даже многоуровневым.
Это требует от технического заказчика хорошего понимания процесса информационного моделирования на всем инвестиционном строительном проекте и грамотной организации этого процесса. Поэтому у технического заказчика должен быть свой BIM-менеджер, другие BIM-специалисты, в частности для среды общих данных и строительного контроля. И это при том, что подобные специалисты должны быть практически у всех подчиненных заказчику участников проекта. Но это не дублирование, это схожая работа каждого на своем уровне.
Чтобы облегчить себе жизнь и сделать применение информационного моделирования действительно эффективным, заказчик быстро осознаёт, что необходимо иметь вокруг себя команду подрядчиков, которых он знает, с которыми сработался, но самое главное — которые хорошо разбираются в BIM и им не придется объяснять, как перевоплощаться в Кота в сапогах.
К сожалению, действующее в России законодательство не способствует формированию таких команд, хотя в мире подобная практика развивается и носит название Интегрированного выполнения проекта (IPD). Российские нормы и правила для технического заказчика, особенно в области BIM, требуют серьезного пересмотра.
Но у заказчика всегда есть возможность формировать вокруг себя некий «клуб единомышленников» (театральный попечительский совет), который, в отличие от театрального, призван прежде всего работать на технического заказчика, неформально создавая команду потенциальных исполнителей.
Один из основоположников практического применения BIM американский архитектор Фрэнк Гери прекрасно продемонстрировал всему миру возможность создания вокруг заказчика (в данном случае самого Фрэнка Гери) «команды BIM-единомышленников», суммарная эффективность работы которой в разы превосходит эффективность каждого из участников как индивидуального игрока. Такие команды создавались через практическую проверку ее членов на владение новыми технологиями и способность осваивать их на пилотных проектах.
Один из реализованных шедевров — отель «Маркес Де Рискаль», Риоха, Испания (слева). Архитектор Фрэнк Гери и созданная по его эскизу бутылка к 150-летию коньяка «Хеннесси» (справа)
При этом для самого Гери главным достижением стало то, что он, имея такую команду (несколько команд), теперь может успешно реализовывать свои проекты любого уровня сложности. А другие смотрят с галерки на его фантастические «спектакли» и завидуют. Но объект зависти здесь не BIM, а сам Фрэнк Гери, который смог этот «дорогой и вредный» BIM правильно организовать и превратить в мощный инструмент получения прибыли.
При информационном моделировании уже существующих объектов ситуация несколько отличается от строительства — там много своих особенностей, что-то легче, что-то сложнее, но драматизма и там хватает.
Таким образом, прямолинейная формула «плачу — заказываю» для BIM в реальности тоже не столь примитивна, как может показаться на первый взгляд.
Теперь о тех, кто не платит, но тоже заказывает музыку
Да, есть и такие! В театре это зрители
Станиславский говорил, что зритель — «третий творец спектакля». Зритель — это самая главная, естественная, внешняя и независимая оценка спектакля, которая просто необходима для сценической деятельности.
Конечно, это преувеличение, что зритель не платит. Он, как минимум, покупает билет на спектакль. Но, во-первых, покупка происходит после завершения работы над спектаклем, когда деньги уже потрачены. Хотя возврат денег — это всегда хорошо.
Реакция зрителей для театра — это массовая, а потому объективная оценка творчества и дополнительный стимул в работе
Во-вторых, стоимость одного билета для масштабов театра незначительна, но эти деньги становятся существенными при умножении на количество зрителей. И если зритель массово не пошел на спектакль, то это провал, такую премьеру снимают с показа, часто не дожидаясь закрытия сезона. Но если зрителю понравилось, то спектакль может оставаться в репертуаре на многие годы.
Конечно, отдельный зритель может чего-то не понимать в современном искусстве и даже быть капризным. Может и большое количество зрителей не воспринимать идеи режиссера, пусть даже очень новаторские. Но в любом случае с оценкой зрителей надо считаться. Поэтому современный театр давно уже понял, что со зрителем надо работать, его надо «готовить», формировать его уровень культуры, его вкусы, а также знать и учитывать его массовое мнение и такое же массовое ожидание.
Самая примитивная, а потому довольно распространенная форма работы — заставить зрителя «полюбить» то, что ему показывают, — четко сформулирована в сатирических тезисах на тему «читатель — писатель» от современного вымышленного аналога Козьмы Пруткова — Евгения Сазонова. К сожалению, этот же подход «берите то, что дают» массово наблюдается сейчас в BIM, хотя театр его всячески изживает
Как уже отмечалось, практически все современные театральные концепции предполагают активный актерский контакт со зрителем, прежде всего во время спектакля. Такой театр побуждает публику в зале к активным действиям и делает сопереживание зрителей ощутимым. Актеры радуются единению с залом, а публика — тому, что приобщилась к действию на сцене.
Но работа со зрителем происходит не только на сцене, но и (главным образом) в периоды между спектаклями. Это могут быть творческие встречи, интервью, передачи и статьи, аналитические обзоры и многое другое (даже театральные кружки и любительские студии), что формирует у зрителя нужное для театра восприятие, а также дает театру обратную связь. Поэтому в штате практически каждого театра есть специалисты по работе со зрителями, и требования к их деятельности обычно весьма высокие.
Теперь посмотрим, как обстоят дела со зрителями при использовании BIM
Для BIM зрителями являются пользователи. Как нет театра без зрителя, так и нет информационного моделирования без пользователя. Создаваемая информационная модель объекта чаще всего передается на следующий этап (например, от проектировщиков передается строителям), где с ней продолжают работать уже ее пользователи. Особенно значимая передача происходит при вводе объекта в эксплуатацию.
Естественно, каждый конкретный пользователь сам не платит создателю информационной модели — платит заказчик. Но если пользователь (много пользователей) скажет заказчику, что модель плохая и с ней трудно работать, то для создателя информационной модели это может закончиться большими неприятностями, в том числе и финансовыми.
К сожалению, массовое применение BIM (точнее, ТИМ) в нашей стране пока находится на ранней стадии, поэтому исполнители еще не доросли до понимания, что с заказчиком (то есть пользователем) надо работать не только на уровне договора и формальных информационных требований, но и по существу его конкретных потребностей. Если привлекать дальнейших пользователей для оценки создаваемой информационной модели еще на ранних (промежуточных) стадиях ее формирования, когда легче учесть замечания и пожелания, то конечный результат получится гораздо быстрее и лучше. И в этом нет ничего нового. Портные, например, при пошиве одежды всегда устраивают промежуточные примерки.
Драматург практически никогда не выходит на сцену, но без него театральная сцена будет пустой
Часто от тех, кто сегодня «продает BIM», можно слышать жалобу: «Мы сделали модель, но заказчик не хочет ее покупать!» Однако на вопрос, почему заказчик должен ее покупать, получаешь «железобетонный» довод: «Как почему? Это же BIM, его теперь будут требовать!» С таким же успехом можно торговать обувью, не учитывая сезонность и индивидуальный размер покупателя, а просто утверждая, что в обуви ходить лучше. И пока такое понимание не изменится (не исчезнет), ТИМ в России будет навязываемым, но не востребованным, и потому не эффективным.
Поговорим теперь о самом репертуаре
Откуда берутся театральные пьесы
Конечно, «Кот в сапогах» — великая вещь. Еще сильнее по драматизму — «Три поросенка» и «Красная шапочка»! Но если весь репертуар будет состоять из этих спектаклей, то театр быстро исчезнет.
Репертуар должен быть обширным (хотя это упирается в деньги), обновляемым (это снова связано с деньгами) и современным (новые пьесы — опять деньги). И тут приходит понимание, что кто-то должен пьесы для наполнения репертуара писать, причем писать много и хорошо. Итак, появляется новое действующее лицо — драматург!
Когда К.С. Станиславский говорил о зрителе как о третьем творце спектакля, он предполагал, что второй творец — это режиссер, а первый — драматург.
Мы не будем углубляться в работу драматургов, но отметим, что практически все театры ищут не только деньги, но и хорошие современные пьесы, то есть стараются дружить с драматургами. Ведь драматургия — это интеллектуальная основа театра, а талантливые драматурги — на вес золота.
Достаточно напомнить, что Московский художественный театр (МХТ) в свое время создавался под одного драматурга — А.П. Чехова.
Есть ли драматургия в BIM?
Есть, и еще какая! Информационное моделирование зданий — бурно развивающаяся технология, в которой пять лет простоя означают торможение и отход с лидирующих позиций в аутсайдеры. Если кто-то думает, что он, запасшись шаблонами проектов и библиотеками элементов, обеспечил себе безбедное существование на многие годы вперед, он прав лишь отчасти. Уже через несколько лет он увидит, что конкуренты его обгоняют, поэтому снова надо бежать и догонять.
И нужен кто-то, кто будет разрабатывать и предлагать новые подходы и методы моделирования, даже задавать (вместе с вендорами и крупными заказчиками) направление развития BIM.
В театре — это драматурги. В информационном моделировании — консалтинговые компании и отдельные BIM-эксперты. Но не те, кто носит табличку с таким названием, пусть даже данную кем-то извне, а те, кто разбирается в BIM (и доказал это делом!) и может формулировать новые методы и подходы, способен направлять развитие технологии.
Лондонский «Шекспировский Глобус» — один из немногих театров в мире, практически весь репертуар которого определяется одним драматургом, а именно — Уильямом Шекспиром
К сожалению, при переходе на ТИМ в России уделяемое «драматургам» внимание находится сегодня почти на нулевой отметке, и результат, который мы наблюдаем за прошедшее десятилетие «государственного» внедрения технологии информационного моделирования в строительстве, этому вполне соответствует.
Часть 5. Основные выводы для BIM
В этой части мы постараемся тезисно сформулировать основные выводы о действиях, необходимых для развития BIM (особенно для ТИМ), которым уделяется очень мало внимания в нынешнем подходе к становлению технологии информационного моделирования зданий и сооружений, но аналоги которых нашли широкое применение и хорошо себя зарекомендовали в театральной деятельности.
Прежде всего, исходя из проведенного сравнения BIM и Театра можно выделить основные достижения сценической деятельности, представляющие интерес для переноса в информационное моделирование, о которых мы ранее подробно писали:
- система Станиславского, предназначенная для повышения уровня актерского мастерства, — основа всей театральной деятельности;
- другие системы, развивающие и дополняющие систему Станиславского;
- права и возможности директора театра и режиссера-постановщика спектакля;
- методика подбора актеров для постановки спектакля;
- репетиционная деятельность как основная форма работы по созданию спектакля;
- работа со зрителями на спектакле и вне спектакля;
- система формирования и выполнения репертуара;
- работа с драматургами;
- попечительские советы как надстроечная форма обеспечения интересов театра, гармонизации его коммерческой и творческой деятельности.
Исходя из вышеизложенного и в соответствии с отмеченными нами аналогиями можно сформулировать основные виды деятельности при внедрении и развитии BIM (прежде всего ТИМ), внимание к которым в настоящее время необходимо существенно усилить:
- Повышение индивидуального мастерства моделировщиков. Сейчас всё обучение моделировщиков сводится к получению навыков работы с конкретными программами, что соответствует начальному уровню «Ремесло» в системе Станиславского. Но на ремесленном уровне мы далеко не уедем. Надо всех участников информационного моделирования поднимать на следующие уровни более глубокого понимания и погружения в проблематику BIM.
- Повышение понимания функций, реального статуса и уровня подготовки BIM-менеджеров. Сейчас у нас господствуют две крайности: либо BIM-менеджер отвечает в организации за BIM и все его аспекты «вообще», либо он просто фиксирует выполнение работниками своих обязанностей и занимается составлением планов и заполнением отчетов по неким «международным» таблицам и шаблонам, фактически превращаясь в «BIM-администратора» проекта. На самом деле BIM-менеджер должен отвечать за всё информационное моделирование на проекте (но не за сам проект, этим занимается ГИП), как режиссер отвечает за постановку всего спектакля целиком (но он не отвечает за текст пьесы, это дело драматурга). И такие «широкие, но конкретные» функции BIM-менеджера надо осмыслить, узаконить и развивать дальше, поскольку у BIM-менеджеров еще и специализация есть.
- Работа с конечными пользователями. Сейчас у нас в стране работа с теми, кто впоследствии использует созданную информационную модель, не просто на нуле, но в перспективе даже на рассматривается. Однако привлечение пользователей уже на ранних стадиях моделирования, как показали мировой опыт BIM и театральный опыт, позволяет избежать в дальнейшем многих ошибок (и ненужных расходов) и идти к намеченной цели более быстрым и правильным путем.
- Повышение полномочий, значимости, финансовых возможностей и компетентности технического заказчика. Сейчас технический заказчик практически никак не участвует в информационном моделировании на проекте, хотя на самом деле он должен не просто участвовать, но организовывать, направлять, контролировать весь процесс информационного моделирования на инвестиционном строительном проекте, а также формировать итог (по аналогии с его отношением ко всему процессу создания объекта).
- Создание условий, прежде всего законодательных, для формирования техническим заказчиком команды исполнителей требуемой BIM-квалификации для реализации инвестиционного строительного проекта с использованием технологии информационного моделирования. Сейчас технический заказчик ограничен законодательством в подборе команды профессиональных исполнителей со знанием BIM, причем он не может определять всех исполнителей сразу на начальной стадии проекта, а должен это делать постепенно. Например, он не может подбирать строителей, если проектная стадия еще не закончена. Это принципиально перечеркивает возможность своевременного сотрудничества участников проекта и препятствует созданию единой команды (что очень важно для эффективного использования BIM), заменяя команду на разрозненных игроков.
- Работа по научному развитию BIM, что особенно важно для становления ТИМ. Сейчас стимулирование такой работы и даже просто спрос на нее находятся практически на нуле, в лучшем случае кивают на разработчиков компьютерных программ, мол, это они должны всё делать. Однако технология информационного моделирования в мире постоянно развивается, поэтому ее «не развитие» в нашей стране может привести к принципиальному отставанию всей строительной отрасли от мировых лидеров и проигрышу российских строительных компаний в конкурентной борьбе даже на внутреннем рынке.
Сравнение информационного моделирования и сценической деятельности выделяет также три стратегических направления по развитию BIM (ТИМ) в нашей стране:
- Развитие системы обучения и повышения квалификации (мастерства) для всех категорий специалистов по BIM. Требуется создание разветвленной системы учебных центров и школ по мастерству информационного моделирования с применением тренингов и деловых игр, а также с практическим закреплением полученных навыков. Речь должна идти о развитии личности участника процесса информационного моделирования вместо наработки ремесленных навыков. Фактически для BIM уже сегодня нужна своя «система Станиславского», хотя на создание такой системы потребуется не один год.
- Существенное изменение направления разработки нормативной базы использования BIM с поворотом в сторону усиления возможностей технического заказчика и подбора им общей команды для комплексного выполнения проекта. Сейчас нормотворчество в нашей стране ведется в основном в направлении определения содержания информационной модели, а потому неэффективно и не востребовано. В мире содержание конкретной модели давно уже определяет ее заказчик. Поэтому надо поднимать статус заказчика, а не решать за него, что ему надо.
- Развитие научной базы для BIM (особенно для ТИМ). Речь прежде всего идет о развитии вузовской и отраслевой науки по информационному моделированию, которое требует и прямых целевых инвестиций, и отдельных тематических грантов, и многих других форм стимулирования интеллектуальной деятельности.
При этом надо отметить, что научные разработки нужны не только непосредственно для строительной отрасли, но даже в большей степени — для разработчиков программ для информационного моделирования, которые затем уже своей продукцией определяют уровень технического и инструментального оснащения отрасли. Так что научная база для BIM — это еще и основа для эффективного импортозамещения.
Вместо эпилога
В математике хорошо известен способ решения сложных задач, когда задача сводится к одной или нескольким более простым. Многие его знают еще со школы.
В более развернутом виде этот способ выглядит несколько сложнее. Предположим, что у вас есть проблема в области А, решение которой вы хотите найти. При этом вы знаете, что в области Б похожие проблемы хорошо решаются либо их там решать легче, чем в А. Тогда надо попробовать перевести вашу проблему из А в Б, в Б найти ее решение, а затем вернуться назад в А. Конечно, такой метод применим не всегда. Но там, где он применим, результат может оказаться очень хорошим.
Таблица примерного соответствия терминов и понятий, используемых в театральной деятельности, с терминами и понятиями технологии информационного моделирования строительных объектов
Директор театра |
Технический заказчик |
Режиссер-постановщик |
BIM-менеджер |
Актер |
Моделировщик (любой специальности) |
Зритель |
Пользователь итоговой модели |
Драматург |
BIM-эксперт, развивающий технологию на уровне отрасли |
Репертуар |
Инвестиционный строительный проект |
Спектакль |
Информационная модель объекта |
Сценическое движение |
Библиотечная заготовка для моделирования |
Кукольный спектакль |
Проект повторного применения |
Цирковое представление |
Внедрение ТИМ без учета театрального опыта |
Медведи играют в хоккей — шедевр советского циркового искусства (слева); настоящий хоккей, и от BIM мы ожидаем такого же уровня эффективности (справа)
В чем наш выигрыш? В том, что в Б эта проблема уже решена либо ее гораздо легче решить.
В чем тогда главная трудность? В корректном переходе из А в Б, а затем в корректном возвращении обратно (при условии, конечно, что в Б нашу проблему нам удалось решить). Однако переход из А в Б (и обратно) может приводить к искажению смысла нашей проблемы или даже к потере части этого смысла, поэтому такой переход — это очень непростое и ответственное дело. Но, как правило, игра стоит свеч!
Теперь вернемся к BIM. Мы увидели, что творческий процесс в театральной деятельности очень похож на творческий процесс в информационном моделировании. Но театральная деятельность ведется давно и успешно, причем постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому была предпринята попытка, используя описанный выше метод, перевести проблематику становления BIM (область А) в реалии сценической работы (область Б). Причем нашей целью было не решение конкретных задач, а сравнение методов работы для перенесения полезного опыта из Б в А. Результаты этого сравнения мы сформулировали.
Конечно, переход из А в Б и обратно — дело непростое, здесь нет однозначного соответствия понятий, функций и персонажей. При этом многое добавляется, переплетается или просто отсутствует. Собственно, в этом мы и пытались разобраться в публикациях данного цикла, и результат «для размышления» явно получился.
И все-таки приводим (см. выше) краткую и достаточно условную таблицу, которая поможет читателям, использующим BIM, самим попробовать сопоставить отдельные аспекты сценической деятельности и информационного моделирования и попытаться поискать в «театре» аналоги своих проблем и возможные пути их решения.