Инициативы компании «Топ Системы» по поддержке учебных заведений и предприятий, интеграция T-FLEX PLM в учебный процесс, инженерный конкурс и онлайн-школы САПР.
— Татьяна, сейчас как со стороны правительства, так и со стороны предприятий активно обсуждаются вопросы важности труда инженеров, поднятия престижа инженерных профессий, обеспечения промышленности квалифицированными специалистами. Компания «Топ Системы» постоянно подчеркивает, что она вносит вклад в формирование инженерных кадров. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно.
Татьяна Торопова,
заместитель генерального директора по маркетингу и коммуникациям
Татьяна Торопова: Одна из основных миссий компании «Топ Системы», как российской компании по разработке инженерного программного обеспечения и решений для управления полным жизненным циклом изделия, — вносить технологический вклад в развитие отечественной промышленности. И «технологический» здесь — ключевое слово. Только предоставить технологии — недостаточно, надо еще сделать так, чтобы ими могли и умели пользоваться специалисты. Для подготовки и развития инженерных кадров, востребованных на производстве, мы ведем просветительскую работу, а также выступаем организаторами и фасилитаторами диалога между учебными заведениями и предприятиями, предоставляем свои технологии и рассказываем о способах их эффективного использования в соответствии с задачами. Вести деятельность в этом направлении в компании «Топ Системы» начали уже несколько лет назад, так как в результате нашего собственного анализа рыночной ситуации мы спрогнозировали будущую потребность в импортозамещении инженерных и PLM-систем. Мы обратили внимание на нехватку инженерных кадров со знанием российских решений и на широкое применение иностранного ПО в процессе обучения и подготовки будущих кадров. Для поддержки учебной и академической среды в компании «Топ Системы» разработали специальную образовательную программу «Факультет САПР», в рамках которой дополнительно запустили серию обучающих и просветительских онлайн-вебинаров «Школа САПР». Также мы поддерживаем различные инженерные олимпиады, постоянно выступаем в качестве партнеров в школьных и вузовских конкурсах, проводим собственный ежегодный конкурс 3D-моделирования и инженерных проектов «Компетенции САПР», чтобы повысить престиж инженерных профессий.
— Так много инициатив: «Факультет САПР», «Компетенции САПР», «Школа САПР». Как бы здесь не запутаться… Расскажите, в чем их особенности и как вашей аудитории во всем этом разобраться?
Т.Т.: Конечно, давайте разберемся во всех этих «САПР-инициативах». Это я еще не упомянула про «Созвездие САПР» — нашу ежегодную конференцию для сообщества пользователей T-FLEX PLM.
«Факультет САПР» — это специальная инициатива для поддержки профессорско-преподавательского состава, сообщества учащихся по инженерным направлениям и предприятий по вопросам получения новых квалифицированных кадров из учебных заведений. Изначальная цель программы «Факультет САПР» — помочь учебным учреждениям готовить будущие инженерные и ИТ-кадры. В процессе существования программы ее цель и задачи развивались. В процессе взаимодействия с вузами и другими профильными учебными заведениями, а также с организациями мы столкнулись с тем, что есть ряд задач, требующих приоритетного решения. Одним из главных вызовов у предприятий является поиск и привлечение квалифицированных кадров, а также получение молодых специалистов со знанием отечественных инженерных программных продуктов и PLM-систем, используемых на предприятии. Кроме того, предприятиям нужны кадры, в отношении которых потребуется минимальное «переучивание под себя» и быстрое погружение в производственный процесс и задачи предприятия. Со стороны учебных заведений стоят вызовы сквозной интеграции в учебный процесс программных решений отечественных производителей, подготовка и выпуск востребованных промышленностью специалистов. Когда я говорю про интеграцию в учебный процесс, я подразумеваю не только внедрение и использование программных продуктов, на которых и которым обучаются студенты и школьники, но прежде всего — разработку методических материалов, учебных пособий, лабораторных работ и практикумов, методологическую проработку включения в процесс обучения российских инженерных программных комплексов взамен иностранных.
Организация единого программно-методического пространства для сквозного обучения студентов по ключевым компетенциям таких профессий, как конструктор, технолог, инженер-расчетчик, программист станков с ЧПУ, управляющий производством
B результате полученной обратной связи от учебных учреждений и предприятий функция «Факультета САПР» расширилась. Мы четко понимаем важность задачи формирования инженерного кадрового резерва России для развития отечественной промышленности, поэтому цель «Факультета САПР» теперь трансформировалась и формулируется следующим образом: помочь учебным заведениям выпускать востребованные кадры, которые смогут успешно и в короткие сроки адаптироваться к профессиональной деятельности в реальных условиях производства, а предприятиям — получить гарантированный и постоянный приток новых молодых специалистов. Можно сказать, что данной программой мы ставим себе задачу способствовать более плотному развитию связки «учебное заведение — предприятие — производитель отечественных инженерных и PLM-систем». Мы выступаем здесь технологическим и экспертным звеном между предприятиями и учебными заведениями, а образовательные функции должны полностью взять на себя школы, вузы, профильные колледжи и техникумы, центры дополнительного образования и прочие учебные организации.
— С помощью чего реализуется эта трансформированная цель «Факультета САПР»?
Т.Т.: В первую очередь целевой аудиторией программы «Факультет САПР» является профессорско-преподавательский состав учебных учреждений. Участники программы получают возможность использовать и приобретать на специальных условиях академическую версию лицензии программных продуктов комплекса T-FLEX PLM. Для желающих обучиться и опробовать возможности нашей системы проектирования есть бесплатная учебная версия T-FLEX CAD.
Также в рамках данной программы мы запустили серию сезонных онлайн-вебинаров «Школа САПР», во время которых проводим бесплатное обучение или практические демонстрации возможностей и делимся опытом применения нашего комплекса T-FLEX PLM у заказчиков.
Зимняя и Летняя школы — это закрытые онлайн-занятия, направленные на обучение учителей, преподавателей технических дисциплин, которые уже работают или планируют работать с использованием учебных и академических лицензий. Программа этих школ поможет преподавателям понять и освоить методику и принципы проектирования и моделирования в системе T-FLEX CAD. По результатам прослушанных занятий даются специальные квалификационные задания, при успешном выполнении которых можно получить от компании «Топ Системы» сертификат владения навыками работы в САПР T-FLEX CAD. Ближайшая Летняя школа для преподавателей была проведена с 19 по 27 августа.
Весенняя и Осенняя школы — это открытая серия вебинаров для всех пользователей. Темы этих школ обычно посвящены текущим обновлениям продуктов программного комплекса T-FLEX PLM и их широкому применению на разных этапах производства, практическим примерам использования комплекса T-FLEX PLM у заказчиков, концептуальным и стратегическим вопросам развития PLM-систем в целом и нашим решениям в частности. Записи вебинаров доступны у нас на сайте в соответствующих разделах.
Ближайшая Осенняя школа пройдет с 21 по 29 октября и в ней могут принять участие все желающие узнать больше о технологиях T-FLEX PLM на практических примерах и опыте заказчиков.
Кроме того, в рамках программы «Факультет САПР» мы организуем межвузовские встречи для обмена опытом между преподавателями из различных вузов, на которых обсуждаем вопросы интеграции российских инженерных систем в учебный процесс и знакомим с примерами сквозного внедрения программных продуктов комплекса T-FLEX PLM в программу обучения. Подобные встречи организуются и для школ, профильных учебных заведений, центров дополнительного образования и других учебных организаций, у которых есть интерес к внедрению программных решений комплекса T-FLEX PLM в учебный процесс.
Мы делимся учебными и методическими материалами, разработанными как нами, так и учебными заведениями. Такие материалы опубликованы у нас в свободном доступе на сайте в разделе «Методические материалы». В рамках программы «Факультет САПР» и не только компанией «Топ Системы» ведется просветительская деятельность. Например, наш специалист по работе с учебными заведениями разработал учебный видеокурс «Черчение и компьютерная графика», который может использоваться в качестве поддерживающего дополнительного материала для школьных дисциплин по черчению и технологии. Видеоуроки выложены в наших аккаунтах на VK Video, TG-канале и RU Tube. Также на нашем сайте и в соцсетях мы периодически выкладываем бесплатные видеоуроки и другие обучающие материалы и даже разработали навигатор по учебным материалам.
Кроме того, мы оказываем консультационно-экспертную поддержку по процессу организации обучения будущих специалистов тем учебным организациям, которые серьезно намерены использовать наши технологии для преподавания, и предприятиям, у которых есть запрос на специалистов со знанием продуктов T-FLEX PLM и готовность сотрудничать с учебными заведениями по этому вопросу.
Для развития и содействия инженерно-творческой и научно-исследовательской деятельности среди профессионалов, студентов и пользователей наших систем мы поддерживаем инженерные олимпиады и конкурсы, принимаем участие в качестве экспертных членов в демонстрационных экзаменах, проводим собственный ежегодный конкурс «Компетенции САПР», победители которого помимо ценных призов получают от нас сертификат владения навыками работы в T-FLEX CAD. В рамках программы «Факультет САПР» сервис сертификации доступен для желающих подтвердить свои знания и навыки по системе автоматизированного проектирования T-FLEX CAD.
Более подробно обо всем этом вы можете узнать от сотрудников, отвечающих за развитие академических и учебных инициатив. Они стояли у истоков «Факультета САПР».
— Вы упоминали о формировании связки «учебное заведение — предприятие — разработчик программных решений». Расскажите более подробно, в чем заключается формирование такой связки?
Т.Т.: Мы работаем с предприятиями, поэтому для определения текущих потребностей имеем с ними обратную связь. Часто от предприятий приходит запрос помочь организовать выстраивание системы обучения будущих кадров в профильных учебных заведениях. Предприятия выделяют целевые места, активно сотрудничают с учебными организациями и должны быть уверены, что по окончании обучения они получат специалистов, которые будут соответствовать требованиям и ожиданиям предприятия, иметь знания об отраслевых производственных и технологических процессах, уверенно работать в программных продуктах компании «Топ Системы». Мы подключаемся к процессу налаживания взаимодействия между учебной организацией и предприятием по запросу предприятия и ведем трехсторонний диалог.
По результатам личного общения с предприятиями и вузами было выявлено, что при интеграции программных продуктов нашего комплекса в учебные планы часто возникает вопрос: с чего начать и что делать? В первую очередь просят дать «методичку», объясняющую, как сделать, какой должен быть процесс. На основе выявленных потребностей во время глубинных интервью (custdev) с заказчиками и учебными учреждениями был разработан комплексный подход к интеграции наших технологий в обучение. Прежде всего мы даем оценку текущей ситуации, взаимодействия учебного заведения и предприятия, собираем обратную связь, сверяем с разработанным чек-листом. Далее на основе проведенного анализа определяем необходимые этапы встраивания комплекса T-FLEX PLM в подготовку будущих специалистов для предприятий и даем рекомендации, «как сделать».
Главное — мотивация и заинтересованность со стороны учебной организации и предприятия. Например, по запросу со стороны предприятия на специалистов со знанием продуктов комплекса T-FLEX PLM наличие целевых мест будет существенной мотивацией как для учебных заведений, так и для студентов. Важно на старте взаимодействия сформировать перечень требований к будущим кадрам предприятия, определить список кафедр, факультетов, специальностей, выпускников которых предприятие будет заинтересовано взять к себе на работу. Процесс внедрения наших технологий в учебные программы зависит от нескольких факторов, которые определяют этапность и шаги: есть ли в вузе преподаватели со знанием наших продуктов, какова готовность специалистов встраивать наши технологии в учебный процесс и в свои учебные программы, наличие лицензий на наше ПО, наличие лабораторных классов и оборудования.
Вопрос с лицензиями решается посредством запроса академических лицензий на сайте. Для формирования экспертов среди преподавательского состава мы делимся различными учебными пособиями, организуем онлайн-вебинары «Школа САПР» и предлагаем другие варианты по ознакомлению с нашими технологиями. Здесь у нас присутствует ситуационно-индивидуальный подход. Если требуется передача опыта и знаний, примеры встраивания программных продуктов T-FLEX PLM в учебный процесс, то мы организуем встречи с представителями учебных заведений, которые уже используют наши продукты в своих учебных программах.
Важно не только помочь наладить процесс обучения и предоставить технологии, но и поддерживать интерес к ним как со стороны преподавателей и предприятий, так и со стороны студентов. Знать продукты программного комплекса T-FLEX PLM должно быть престижно! Для повышения популярности продуктов комплекса T-FLEX PLM и мотивации их изучения и использования предприятиям, преподавателям и студентам предлагается испытать свои силы в ежегодном конкурсе «Компетенции САПР». В этом году работы будут приниматься до 22 ноября и уже открыт прием заявок. Подать запрос на участие можно на сайте.
— Что это за конкурс и какие преимущества получит участник конкурса «Компетенции САПР»?
Т.Т.: «Компетенции САПР» — это ежегодный конкурс компании «Топ Системы». Он проводится в заочном и очном форматах. В заочном формате в нем могут принять участие представители предприятий, преподаватели, пользователи T-FLEX PLM, студенты и школьники. Очный формат рассчитан только для участников САПРатон. САПРатон — это командное соревнование для студентов и школьников 11-х классов московских учебных заведений.
Мы понимаем, что перед предприятиями стоит непростая, но очень важная для нашей страны задача — обеспечить Россию отечественной продукцией. Для этого требуются не только технологии, сырье и другие ресурсы, но прежде всего люди. Сегодня правительство и предприятия стремятся привлечь новые кадры и удержать имеющиеся в производственном секторе экономики. Для этого требуется повышать престиж инженерных профессий. Цель конкурса — в том числе и в повышении этого престижа.
Одна из основных задач нашей компании — помочь отечественной промышленности в развитии и выпуске продукции, а конкурс может стать хорошей площадкой для продвижения предприятий — участников конкурса, а также дополнительной поддержкой и развитием сообщества пользователей T-FLEX PLM. Кроме того, конкурс способствует раскрытию талантов. Ну и, конечно, конкурс поддерживает курс на импортозамещение и является дополнительной мотивацией для ознакомления с отечественными программами на базе комплекса T-FLEX PLM в действии.
Конкурс «Компетенции САПР» позволит участникам заявить о себе и пополнить свои портфолио, выиграть ценные призы, получить диплом и сертификат владения навыками работы в T-FLEX CAD.
Ждем новых инженерных шедевров и желаем всем конструкторского вдохновения!
Более подробно о номинациях и положении конкурса «Компетенции САПР» можно узнать на нашем сайте
Более подробно о программе «Факультет САПР»