В сентябрьском номере «САПР и графика» за 2024 год в статье «Цифровая трансформация ООО “НЕТЧ Тула”...» описан процесс внедрения системы Appius-PLM по методу межсистемной интеграции.
В этой статье будет рассмотрен другой метод — экспресс-внедрение.
«Appius-PLM УЖЦИ» — это интегрированный информационный комплекс управления жизненным циклом изделия и нормативной базой учетной системы (конфигурации «1C:ERP», «1С:УПП», «1С:КА», «1С:УНФ» и др.) на цифровой платформе «1С:Предприятие 8.3».
На начальном этапе по анкете, которую заполняет заказчик, фиксируем цели внедрения системы, определяем основные метрики, проводим предварительную оценку ИТ-инфраструктуры, подбираем необходимые модули системы, создаем рабочую группу, согласовываем сроки экспресс-внедрения.
Само экспресс-внедрение условно можно разделить на три этапа:
- обучение — теоретические курсы по работе в Appius-PLM (отдельно для конструкторов, технологов, администраторов системы);
- освоение — самостоятельная работа в системе. В случае необходимости прохождение практических курсов (отдельно для конструкторов и технологов) и консультации;
- работа в системе — ведение всех новых разработок в Appius-PLM. При необходимости — обращение в службу технической поддержки.
Обучение проводится, как правило, в режиме онлайн. Основная программа обучения состоит из трех базовых курсов: курс работы конструктора, курс работы технолога и курс администратора, причем администратору настоятельно рекомендуем присутствовать на всех курсах.
На курсе работы конструктора изучаем интерфейс Appius-PLM, рассматриваем варианты наполнения «Конструкторско-технологического справочника» (ограничительного перечня предприятия, где хранятся стандартные и прочие изделия, материалы, электро-/радиоэлементы и т.д.). Изучаем варианты создания конструктивной электронной структуры изделия (ЭСИ). Ручной способ (на основе конструкторских спецификаций) и автоматический способ, при помощи специализированных PLM-компонентов — встраиваемые в CAD-системы: КОМПАС-3D, T-FLEX-CAD, SOLIDWORKS, Autodesk Inventor, Solid Edge, Altium Designer и др. Учимся работать с редактором групповых спецификаций. Рассматриваем процессы согласования, выпуска и проведения извещений, постановки и контроля задач, печати конструкторских отчетов по ЕСКД, а также процесс верификации элементов структуры с номенклатурой. По окончании курса формируем ресурсные спецификации на основе конструктивной ЭСИ для передачи в учетную систему с целью предварительной подготовки производственного процесса. При этом рассматриваются все основные сценарии работы.
Курс работы технолога во многом пересекается с курсом конструктора, но вместо формирования конструктивной ЭСИ технологи учатся работать в редакторе маршрутов и в укрупненном виде описывать маршрут изготовления изделий, в основном интерфейсе «Управление технологией», где маршруты и техпроцессы могут быть описаны с учетом всех требований ЕСКД, а также функционал редактора типовых/групповых техпроцессов. Тем самым в системе формируется технологическая ЭСИ. Дополнительно рассматриваем «Умное трудовое нормирование» и подсистему нормирования материалов. В завершение курса формируются ресурсные спецификации уже по технологическим данным для передачи в учетную систему.
Курс администратора, как правило, проводится после описанных выше курсов. Кроме администратора на курсе желательно присутствие специалистов рабочей группы, отвечающих за дальнейшую организацию работы конструкторов и технологов. На этом курсе рассматривается установка и обновление конфигурации Appius-PLM, заведение новых пользователей, назначение ролей, настройка прав доступа, основные настройки системы, различные варианты автоматизации процессов и механизм динамической сортировки элементов.
В процессе обучения, рассматривая разные сценарии работы, совместно с ответственными специалистами заказчика, подбирается наиболее оптимальный. К концу курса у большинства обучающихся (зависит от уровня квалификации, опыта работы с любыми другими PLM/PDM-системами, опыта работы с платформой «1С:Предприятие» и т.д.) формируется представление о возможностях системы, что требуется дополнительно автоматизировать. Зачастую уже к середине занятий обучающиеся начинают составлять техническое задание для написания Событий. Событие в Appius-PLM — это выполняемый программный код на языке платформы «1С:Предприятие». Запуск События происходит по определенному триггеру, каждый из которых позволяет модифицировать систему без изменения кода конфигурации.
Как правило, базовых примеров в демонстрационной базе Appius-PLM достаточно для показа наиболее распространенных сценариев работы. В случае специфики конструкторско-технологической подготовки производства подготавливаются примеры, основанные на моделях и технологии заказчика.
В зависимости от объема автоматизации КТПП проводятся дополнительные специализированные курсы по следующим темам:
- «Система управления проектами»;
- «Трудовое и материальное нормирование»;
- «Методы работы с “Редактором маршрутов”»;
- «Ведение электронного архива» и пр.
В случае экспресс-внедрения мы не используем классический подход с описанием процессов «как есть» и составления подробного технического задания «как будет». Мы демонстрируем пути решения основных задач, стоящих перед производственным предприятием, которые привели к необходимости внедрения PLM-системы.
Номенклатура В конфигурации «1С:ERP Управление предприятием» информация о товарах, услугах хранится в справочнике «Номенклатура». Он содержит как данные о физических характеристиках, так и юридическую информацию. Структура справочников «1С:ERP» подразумевает фиксированный набор реквизитов, на уровне базы данных, которые представляют собой столбцы таблиц. Однако в реальной жизни у различных товаров могут быть разные наборы характеристик. Например, для услуги это могут быть цена и ориентировочная продолжительность оказания услуги, а для товара — цвет, объем, масса и т.д. Поэтому в «1С:ERP» наборы дополнительных реквизитов хранятся отдельно — в справочнике «Виды номенклатуры». Номенклатура — это совокупность готовых товаров, товарно-материальных ценностей, услуг и работ. К номенклатуре можно отнести все используемые компанией материалы, а также все оказываемые и получаемые компанией услуги. |
В частности, прохождение обучения позволяет понять, как вести номенклатурный справочник предприятия и организовать ограничительный перечень ( электро- и радиоэлементов, стандартных и прочих изделий, материалов). Это два основных вопроса, которые всегда возникают у специалистов, ответственных за внедрение PLM/PDM-систем.
Рассмотрим более подробно работу с номенклатурой в «Appius-PLM Управление жизненным циклом изделия».
Для обеспечения бесшовной интеграции с учетной системой в Appius-PLM содержится ряд справочников из «1С:ERP». В первую очередь это справочник «Номенклатура», «Виды номенклатуры», «Ресурсные спецификации», «Подразделения», «Пользователи» и т.д.
Одними из основных параметров элемента в Appius-PLM, с точки зрения взаимодействия с учетной системой, являются параметры Номенклатура и Характеристика номенклатуры.
Создание номенклатуры происходит в специализированном окне или при помощи процесса верификации. Окно связи с номенклатурой позволяет создавать новые позиции, подбирать по наименованию существующие или в ручном режиме настраивать связь с номенклатурой из справочника.
Если у пользователей уже заполнен номенклатурный справочник, то после обмена данными в Appius-PLM появляется вся необходимая (зарегистрированная к обмену) номенклатура из учетной системы и остается только установить ссылочную связь с элементами, которыми оперируют конструктор и технолог при описании изделия.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Предусмотрено два варианта установки связи:
- автоматически — этот вариант подходит, если наименование номенклатурной позиции соответствует представлению элемента:
- для установки связи открываем изделие в специализированном интерфейсе (рис. 1),
- выделяем необходимые элементы (рис. 2),
- выбираем команду Подбирать номенклатуру (рис. 3),
- номенклатура подобрана, и после сохранения элементы будут «связаны» с ней (рис. 4);
- ручной выбор из справочника «Номенклатура»:
- для установки связи открываем изделие в том же интерфейсе,
- в поле номенклатуры нажимаем кнопку выпадающего списка и командой Показать все открываем окно выбора из справочника «Номенклатура» (рис. 5),
- выбираем нужную позицию (рис. 6),
- выбранная номенклатура после сохранения будет «связана» с элементом (рис. 7).
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Если у пользователей номенклатурный справочник в учетной системе не заполнен, номенклатура может быть создана автоматически при вводе новых элементов или в процессе верификации.
Для автоматического создания номенклатуры при создании новых элементов необходимо включить эту опцию в настройках системы Appius-PLM. Новые элементы будут создаваться совместно с номенклатурой, уже связанными (рис. 8).
Рис. 8
Можно создавать номенклатуру и в процессе ее верификации:
- для этого в окне верификации номенклатуры выделяем нужные элементы (рис. 9);
- заполняем реквизиты (вид номенклатуры, единица хранения и т.д.) создаваемых номенклатур (рис. 10);
- выбираем команду Создать номенклатуру (рис. 11);
- созданные номенклатуры после сохранения будут «связаны» с элементами (рис. 12).
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
На теоретическом курсе все действия демонстрируются на демобазе, а на практическом курсе разбор вопросов проводится на основе данных пользователей. Как правило, теоретических занятий и практических курсов хватает, чтобы далее уже самостоятельно осваивать систему, обращаясь при необходимости в службу технической поддержки.
В процессе экспресс-внедрения мы анализируем проблемы с нашими заказчиками и помогаем выбрать оптимальный вариант внедрения и дальнейшего использования Appius-PLM с наибольшей эффективностью.