Рекламодатель: АО «СиСофт Девелопмент»

ИНН 7722570620 ОГРН 1067746335711

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

1 - 2025

Концепции и технологии цифровизации машиностроения, или Как преподавать PLM

Павел Ведмидь, 
к.т.н., доцент кафедры технологии машиностроения, станков и инструментов (ТМСИ) Института новых материалов и технологий (ИНМТ) Уральского федерального университета (УрФУ)
Павел Ведмидь,
к.т.н., доцент кафедры технологии машиностроения, станков и инструментов (ТМСИ) Института новых материалов и технологий (ИНМТ) Уральского федерального университета (УрФУ)

Сегодня PLM больше считается концепцией, но используется и термин PLM-системы. Технологии — это и привычные информационные системы CAD/CAM/CAE, PDM, MES и технологии интернета вещей (IIoT), больших данных (Bigdata) и др. Концепции — это, например, Индустрия 4.0, цифровая трансформация, цифровые двойники и др. Концепции и технологии цифровизации очень хорошо увязываются через новую модель умного производства от ассоциации MESA.
Поэтому курс по PLM-системам в вузе предлагается строить не по конкретной ИТ-системе, а начиная с концепций цифровизации. Такой подход позволяет не ограничиваться только системами подготовки производства, но и рассматривать системы управления производством классов MES и QMS. Из-за трудностей внедрения таких систем предлагается отдельно рассмотреть сложное наукоемкое машиностроение, где комплексный подход наиболее актуален.

Введение

В области конструкторско-технологической подготовки производства уже привычными стали аббревиатуры CAD/CAM/CAE/PDM/PLM. При этом PLM (Product Lifecycle Management — управление жизненным циклом изделия) включает в себя все перечисленные системы. Однако PLM — это не единая система, а методология комплексного применения современных цифровых технологий c упором на управление данными об изделии. PLM не является коробочным решением и требует полного переосмысления процесса проектирования и технологической подготовки производства, а также масштабных организационных изменений на машиностроительном предприятии.

На русском языке нет ни одной книги о PLM как концепции, без привязки к конкретной системе, подобной [1]. Кроме того, сама концепция PLM существенно расширилась и теперь не ограничивается только проектированием изделия и подготовкой его производства. В связи с этим при планировании курса PLM в вузе возникла потребность в написании такой книги [2].

Совместная работа различных ИТ-систем предприятия может быть организована по-разному. Для этого используются различные концепции: цифровые двойники, цифровая трансформация, Индустрия 4.0 и др. Для упорядочения этих понятий весьма полезной оказалась новая модель умного производства от ассоциации MESA, на русском языке описанная в [3].

Концепции и технологии

Новая модель умного производства от ассоциации MESA как раз делит инструменты цифровизации на жизненные циклы, межцикловые потоки и новые технологии (рис. 1). Жизненные циклы взаимодействуют между собой через межцикловые потоки, а они используют технологии, в том числе новые. На рис. 1 как раз приведены новые технологии. Межцикловые потоки формируются на основе концепций. Например, концепция цифрового двойника может быть применена к изделию или к производству, а использовать она будет как классические технологии CAD/CAM/CAE/PDM, так и новые технологии, например большие данные, искусственный интеллект и др. Сегодня PLM в основном считается концепцией, но применяется и термин «PLM-системы». PLM-концепция реализуется различными производственными системами, но если функции PDM-системы шире классических задач, то разработчик называет ее PLM-системой. Появился даже термин «PLM тяжелого класса», о котором мы поговорим далее.

Рис. 1. Модель умного производства от ассоциации MESA

Рис. 1. Модель умного производства от ассоциации MESA

Кроме того, есть концепции непрерывного совершенствования. Некоторые известны уже более 50 лет, например бережливое производство, 6 Сигма. Некоторые появились относительно недавно, например Индустрия 4.0, цифровая трансформация, цифровые двойники и др. Остановимся более подробно на цифровых двойниках.

Цифровые двойники

Цифровой двойник — это виртуальное представление изделия или процесса, которое применяется, чтобы оценивать и прогнозировать рабочие характеристики этого изделия или процесса. Цифровые двойники используются на протяжении всего жизненного цикла изделия, чтобы проводить инженерный анализ, прогнозировать и оптимизировать работу изделия или производственной системы, прежде чем инвестировать в физические прототипы и ресурсы [4]. 

Область применения цифрового двойника зависит от того, на каком этапе жизненного цикла изделия происходит моделирование. Можно выделить четыре типа цифровых двойников: двойник изделия, двойник производства, двойник процесса, цифровой двойник эксплуатации.

Цифровые двойники изделия используются при проектировании для виртуальной проверки характеристик изделия. В основе лежит применение CAE-систем для различных расчетов и проверок. Поэтому логично рассказывать о них в курсах, посвященных CAD- и CAE-системам.

Цифровой двойник производства позволяет до начала фактического производства понять, насколько хорошо будет работать производственный процесс в заводском цехе. Обычно речь здесь идет об имитационном моделировании производственных потоков с проверкой загрузки оборудования и т.д. Часто этот этап реализуется на основе MES-систем.

Цифровые двойники процессов обычно строятся на основе CAE-систем технологического анализа. Иногда они работают в составе технологических линий и по данным реальных параметров процесса дают возможность оперативно корректировать этот процесс.

Цифровые двойники эксплуатации обычно создаются для изделий с длительным жизненным циклом, где важны этапы обслуживания. Они обеспечивают проведение обслуживания по состоянию на основе реальных параметров, часто получаемых дистанционно, а не по ресурсу.

Иерархия информационных систем предприятия

Иерархию информационных систем предприятия определяет стандарт ISA 95. Однако в классическом варианте он явно не рассматривает PLM-системы. Поэтому для описания такой иерархии удобнее использовать вариант от аналитической компании LNS (рис. 2), что позволяет удобно связать подготовку производства с самим производством (русскоязычный вариант дан по [5]).

Рис. 2. Иерархия информационных систем предприятия

Рис. 2. Иерархия информационных систем предприятия

На верхнем уровне (уровень 4) располагаются системы бизнес-уровня (управление предприятием, работа с заказами, работа с поставщиками — ERP; бизнес-аналитика — BI, конструкторская и технологическая подготовка производства — CAD/CAM/CAE/PLM), уровни 1-2 — это уровни систем управления оборудованием (как отдельными станками, так и комплексами). Уровень 3 предназначен для связи бизнес-уровня и уровней систем управления (дискретной автоматизации). Как можно видеть, большинство систем работают в пределах одного уровня (кроме QMS-EQMS).

Аналитическая компания LNS разделила QMS на две части и ввела термин EQMS (Enterprise QMS) для задач, решаемых на уровне 4. Оперативное управление качеством располагается на уровне 3. Потребность в системе, работающей сразу в двух уровнях, и стала одной из причин появления нового класса систем — систем автоматизации менеджмента качества, или QMS-систем.

А после обсуждения иерархии систем можно рассматривать классический функционал PLM-, MES-, QMS-систем. Однако в [2] добавлена отдельная глава, посвященная PLM-технологиям сложного машиностроения.

PLM-технологии сложного машиностроения

Идея выделить функции, характерные для сложного машиностроения, возникла, чтобы снять отторжение, недоверие большинства машиностроительных предприятий к системной инженерии, управлению требованиями, использованию 3D-аннотаций и др. А также чтобы обосновать возможность применения системам легкого и среднего класса.

Появился термин «PLM тяжелого класса», который применяется к сложным техническим объектам (самолеты, автомобили и др.), где важна коллективная работа, где много изменений, где много регулирующих регламентов и т.д. Будет уместно рассказать, чем отличается проектирование от конструирования, о важности начальных этапов проектирования, когда еще нет 3D-представления изделия.

Более детально здесь рассматривается системная инженерия, использование 3D-аннотаций, работа на основе компоновочных схем — управляющих структур.

Также рассматриваются стадии эксплуатации изделий, интерактивные эксплуатационные технические руководства (ИЭТР), интегрированная логистическая поддержка (ИЛП).

Именно в сложном машиностроении востребован интегрированный менеджмент качества, то есть методы управления качеством, связанные с PLM-данными. Но об этом — далее.

Системы автоматизации менеджмента качества QMS

Системы автоматизации менеджмента качества QMS вынесены в отдельную главу. Здесь снова обратимся к рис. 1. Качество там отнесено к межцикловым потокам, то есть оно используется в рамках разных концепций, с различными жизненными циклами и новыми технологиями. Еще недавно утверждалось, что отечественных систем QMS нет [6], но в 2024 году они появились.

Функционал QMS-систем обычно описывается начиная с цикла PDCA (Plan — Do — Check — Act), или цикла Деминга. На этом же цикле базируется основной стандарт в области менеджмента качества ISO 9001, а также ряд отраслевых стандартов. Сама разбивка на модули и многие термины определяются стандартом для поставщиков автокомпонентов IATF 16949. Сейчас термины используются и в других индустриях, а некоторые процедуры становятся обязательными.

Анализ рисков и последствий потенциальных отказов (FMEA — Failure Mode and Effects Analysis) обязателен для автомобильной и авиационной промышленности. Причем он должен выполняться в привязке к составу изделий — важному понятию из области PLM. А для сложных изделий состав может часто меняться, конфигурироваться под конкретные исполнения и т.д. И отслеживание версии FMEA и конкретного состава без специализированной системы просто невозможно.

Управление качеством включает и работу с несоответствиями/рекламациями, куда обычно входят процедуры поиска корневых причин дефектов (несоответствий) и планирование корректирующих и предупреждающих действий в соответствии с процедурами 8D. А корректирующие и предупреждающие действия часто ведут к изменению конструкции или технологии. В результате замыкается петля качества, о которой говорит цикл PDCA.

Внедрение PLM-, QMS-, MES-систем

Системы классов PLM, QMS, MES — это многопользовательские системы, поэтому их внедрение — достаточно длительный проект. Такой проект обязательно начинается с обследования предприятия, с определения степени зрелости по конкретному функционалу, далее следует экономическая оценка вариантов и определение приоритетов. В [7] подробно описаны стадии внедрения и приведены некоторые результаты, полученные через три года от начала проекта.

Заключение

Задачей PLM-курса в вузе, и этой статьи в частности, было описать структуру понятий, концепции и технологии цифровизации в машиностроении без привязки к конкретным системам. Это, помимо прочего, позволяет подбирать системы под задачи, а не перестраивать задачи под возможности конкретной системы.

Литература:

  1. Antti Saaksvuori, Anselmi Immonen Product Lifecycle Management. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2008. 253 c.
  2. Ведмидь П.А. Концепции и технологии цифровизации машиностроительного предприятия: Учебное пособие — [б. м.]: Издательские решения, 2024. 182 с.
  3. Ведмидь П.А. О новой концепции MESA умного производства // Автоматизация в промышленности. 2022. № 12. С. 16-18.
  4. Прохоров А., Лысачев М. Цифровой двойник. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: ООО «АльянсПринт», 2020.
  5. Место систем автоматизации СМК в ИТ-ландшафте предприятия / Ведмидь П. // Портал Управление производством // Цифровое производство. 2018. № 3. С. 47-51.
  6. Ведмидь П.А. Импортозамещение QMS-систем или создание QMS заново // Автоматизация в промышленности. 2024. № 2. С. 15-18.
  7. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделий машиностроения: проблемы и решения / Л.В. Губич [и др.]. Минск: Беларус. навука, 2010. 286 с. 

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ООО «Борлас АФС»

ИНН 7726514619 ОГРН 1047796971386

Рекламодатель: ООО «ПЛМ Урал»

ИНН 6658305757 ОГРН 1086658008975

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557