Рекламодатель: АО «СиСофт Девелопмент»

ИНН 7722570620 ОГРН 1067746335711

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

Рекламодатель:
ООО «Ренга Софтвэа»

ИНН 7801319560 ОГРН 1167847391062

3 - 2025

Итоги конкурса «Компетенция САПР 2024» среди номинаций по проектам школьников, студентов и преподавателей

В конце прошлого года завершился конкурс 3D-моделирования и инженерных проектов «Компетенция САПР 2024», организуемый компанией «Топ Системы», в котором традиционно приняли участие как опытные специалисты, так и молодые таланты. Конкурс впервые проводился в двух форматах — заочном и очном. Очный формат был только для участников САПРатона. Конкурс «Компетенция САПР» направлен на развитие взаимодействия и сотрудничества между «Топ Системами», предприятиями и учебными заведениями, предоставляет возможность продемонстрировать навыки проектирования как для профессионалов, так и для начинающих или будущих инженеров и конструкторов.

В конкурсе третий год подряд особое внимание уделяется образовательному направлению. Для этого учреждена номинация «Образование», в которой участники предоставляют авторские методические, учебные и другие материалы, которые помогают в изучении и популяризации программных продуктов комплекса T-FLEX PLM.

Почему номинация «Образование» важна

Просто разрабатывать современное инженерное ПО недостаточно. Важно, чтобы у пользователей были материалы и учебные пособия, помогающие изучить и освоить продукты комплекса T-FLEX PLM. Компания «Топ Системы» поддерживает образовательные инициативы, способствующие подготовке и развитию квалифицированных кадров. Например, с этой целью была разработана программа «Факультет САПР», организуются соревнования и учебные мастер-классы, «Топ Системы» активно поддерживают олимпиадные движения и профессиональные чемпионаты. Дополнительный вклад также вносят конкурсные работы в номинации «T-FLEX PLM для образования», которые помогают сделать обучение более практикоориентированным.

Выбор призового места — ответственная задача, требующая тщательного анализа и объективного подхода. Члены жюри проводят детальный разбор каждой работы, обсуждают сильные стороны и возможные доработки, чтобы принять решение о победителе.

Победитель номинации «Образование»

Лучшей работой в номинации «Образование» стал материал «3D-моделирование и прототипирование. Методические указания ознакомительного мастер-класса для обучаемых», представленный Сергеем Стрыгиным. В своей работе автор изложил методику выполнения ознакомительного мастер-класса по практическому курсу 3D-моделирования и прототипирования, а также привел примеры трехмерного моделирования в САПР T-FLEX CAD.

Методические указания ориентированы на учащихся средних и старших классов, студентов инженерных специальностей и всех, кто хочет освоить основы 3D-моделирования. Главная цель — обучение созданию моделей, которые можно использовать для демонстрации физических законов, тем самым делая процесс изучения инженерных дисциплин более наглядным и увлекательным.

Сергей Стрыгин — старший преподаватель кафедры автомобилей и транспортно-технологических средств Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета. Он ведет курсы по теории механизмов и машин, проектной деятельности, конструированию и деталям машин, а также активно участвует в научных исследованиях. Помимо преподавательской деятельности Сергей Васильевич имеет богатый практический опыт работы на производственных предприятиях, таких как ПАО завод «Красное знамя», ООО «Квантрон», ООО «Сила природы» и ООО «Завод Шинглас».

Описание мастер-класса

Мастер-класс помогает участникам:

  • ознакомиться с программой T-FLEX CAD;
  • освоить базовые инструменты и функции программы;
  • научиться создавать 3D-модели по заданным параметрам;
  • изучить различные способы моделирования (от 3D к 3D, от 2D к 3D);
  • разработать чертежи с основными и вспомогательными видами;
  • провести анимацию и параметризацию моделей;
  • развить навыки реверс-инжиниринга.

Практические эксперименты

Методические указания включают три практических опыта, каждый из которых иллюстрирует важные физические явления с помощью 3D-моделирования.

Опыт 1: «Планетарное движение»

Цель: продемонстрировать вращение тела вокруг центральной оси и одновременное вращение вокруг собственной оси.

В ходе работы моделируются поднос и яйцо, к которым применяется анимация. Созданная модель используется для 3D-печати, а также для изучения степеней свободы и нагрузок при вращении. Этот опыт позволяет изучать физические явления в интерактивной форме, наблюдая за движением объектов в 3D-сцене (рис. 1).

Рис. 1. Опыт «Планетарное движение»

Рис. 1. Опыт «Планетарное движение»

Опыт 2: «Маятник Фуко»

Цель: продемонстрировать сохранение плоскости колебания маятника при вращении его подвеса.

В этом опыте моделируется шарнирно-рычажный подвес, яблоко, тренога из вилок и тарелка. Затем создается кинематическая сборка, которая наглядно показывает, как колебания маятника сохраняются даже при вращении тарелки. Этот эксперимент позволяет учащимся глубже понять принципы механики и движения (рис. 2).

Рис. 2. Опыт «Маятник Фуко»

Рис. 2. Опыт «Маятник Фуко»

Опыт 3: «Преобразование энергии»

Цель: показать переход потенциальной энергии в кинетическую.

Для демонстрации моделируются: тележка; П-образная рама; гиря; нить; колёса.

Завершающий этап опыта включает создание чертежей, анимации и параметризации модели. Этот эксперимент наглядно демонстрирует процесс преобразования энергии и возможности T-FLEX CAD для проведения виртуальных физических экспериментов.

Проект Сергея Стрыгина выделяется своей комплексностью и многоуровневым подходом к обучению. В его методических указаниях органично сочетаются различные аспекты инженерного образования: от освоения инструментов САПР до фундаментальных принципов физики, математики и проектирования. Такой интегрированный подход не только расширяет сферу применения разработанных материалов, но и создает несколько каналов взаимодействия с учащимися.

Важной особенностью работы является акцент на визуальную подачу и интерактивность. Использование 3D-моделирования и анимации значительно ускоряет процесс вовлечения студентов, делая обучение более наглядным и динамичным. Благодаря этому учащиеся не просто изучают теоретические концепции, но и могут в режиме реального времени наблюдать за их практическим воплощением. Такой формат обучения повышает усвоение материала, а кроме того, формирует у студентов навыки, необходимые для работы в современных инженерных системах (рис. 3).

Рис. 3. Опыт «Преобразование энергии»

Рис. 3. Опыт «Преобразование энергии»

Кроме того, «Топ Системы» не могли оставить без внимания еще одну работу, поскольку выбор между победителем и этим проектом был действительно сложным. Автору пришлось серьезно потрудиться, создавая материалы, которые стали ценным пособием для всех, кто начинает изучать T-FLEX CAD.

Методические работы по проектированию в T-FLEX CAD

Авторы: Александр Паршин, Анастасия Посалина, Алексей Чернышев, Николай Татарников, Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета.

Методические пособия Александра Паршина в соавторстве с другими преподавателями Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета представляют собой полноценные учебные материалы, активно используемые в образовательном процессе вуза. Они интегрированы в практические занятия по дисциплинам «Машиностроительная компьютерная графика в системе T-FLEX CAD» и «Компьютерная графика» и содержат подробное описание работы в T-FLEX CAD 17.

В состав проекта входят следующие материалы:

  • «Двухмерное параметрическое проектирование и черчение в T-FLEX CAD 17» — практический курс, состоящий из двух частей и шести практических работ. Каждая работа включает теоретическую часть с разбором команд и опций, а также графические задания различной сложности, что позволяет учащимся последовательно осваивать функционал системы (рис. 4).
  • «Трехмерное моделирование в T-FLEX CAD 3D версии 17» — курс, состоящий из двух частей:

1 Часть 1. Приспособление «Призма» — в рамках работы студенты создают 3D-модель, осваивая базовые команды, такие как эскиз, булевы операции, вычитание, отверстие, а также работу с библиотечными элементами и технической документацией (рис. 5).

2 Часть 2. Твердотельное моделирование — методическая работа, в которой подробно рассматриваются сложные формы моделей, позволяющие изучить продвинутые инструменты проектирования, параметризацию и назначение степеней свободы.

Рис. 4. Методическое пособие «Двухмерное параметрическое проектирование и черчение в T-FLEX CAD 17»

Рис. 4. Методическое пособие «Двухмерное параметрическое проектирование и черчение в T-FLEX CAD 17»

Рис. 5. Методическое пособие «Трехмерное моделирование в T FLEX CAD 3D версии 17»

Рис. 5. Методическое пособие «Трехмерное моделирование в T FLEX CAD 3D версии 17»

Материалы Александра Паршина и его коллег отличаются структурированностью и высокой практической ценностью, что делает их очень полезными в подготовке инженерных кадров.

Данные методические пособия уже доступны к загрузке на сайте T-FLEX.ru.

Компания «Топ Системы» благодарит всех участников номинации «Образование» за их вклад в развитие обучения инженерным навыкам и специальностям и надеется, что конкурс «Компетенция САПР» стал в том числе и площадкой для поддержки образовательных инициатив!

Развитие будущих инженерных кадров

Компания «Топ Системы» уделила особое внимание конкурсным работам школьников и студентов, выделив для них отдельные номинации — «Юный инженер» и «Будущий специалист» соответственно.

«Привлечение школьников и студентов к участию в конкурсе «Компетенция САПР» направлено на поддержку интереса к 3D-моделированию среди детей и молодежи. Это дополнительная мотивация для освоения инженерных дисциплин и развития навыков проектирования. Участники номинаций могут публично продемонстрировать свое мастерство 3D-моделирования и получить независимую экспертную оценку от конкурсного жюри, в состав которого входят сотрудники компании «Топ Системы», имеющие инженерное образование, опыт работы на производстве и большой стаж преподавания инженерных специальностей. Мы надеемся, что участие в нашем конкурсе послужит дополнительным стимулом для дальнейшего погружения в искусство проектирования и изучения профессий», — заявила Татьяна Торопова, заместитель генерального директора по маркетингу и коммуникациям, компания «Топ Системы».

Поддержка молодых инженеров играет ключевую роль в развитии промышленности и технологий. Предоставляя школьникам и студентам площадку для реализации своих идей, «Топ Системы» способствуют их профессиональному росту, формируют устойчивый интерес к техническим специальностям и помогают им стать востребованными специалистами. Важно не только выявлять таланты, но и создавать условия для их развития, предлагая образовательные инициативы, практические задания и взаимодействие с реальными производственными задачами.

Этой цели также служит САПРатон — соревнование по 3D-моделированию среди студентов технических вузов Москвы. Впервые мероприятие было проведено в 2024 году, и уже показало отличные результаты, объединив будущих специалистов для решения инженерных задач. Помимо призов, участники соревнования посетят с экскурсией КМЗ им. С.А. Зверева и смогут ознакомиться с настоящим производством и работой на заводе.

«Конкурсанты номинаций “Юный инженер” и “Будущий специалист” продемонстрировали не только навыки владения инструментами проектирования, но и инженерное мышление вкупе с комплексным подходом», — отметил Сергей Богданов, руководитель направления по академическим инициативам компании «Топ Системы».

Призовые места в номинации «Юный инженер»

III место — Артём Стрелкин, электромеханический боллард1

Краткая справка о проекте. Проект продемонстрировал не только владение инструментами T-FLEX CAD 17, но и комплексный инженерный подход: сформулировано техническое задание, составлена документация по разработке концепта, выполнено сопряжение деталей. Работа сделана аккуратно, есть анимация с демонстрацией работы устройства и обоснованием его практического применения (рис. 6).

Рис. 6. Электромеханический боллард

Рис. 6. Электромеханический боллард

Рис. 6. Электромеханический боллард

«Комплексный подход особенно важен в инженерных дисциплинах, так как он позволяет минимизировать ошибки проектирования и сократить время разработки конечного продукта. Использование визуализации обеспечивает наглядную демонстрацию назначения изделия, его возможности и конкурентные преимущества. Это полезный навык в работе инженера (особенно при защите проекта перед заказчиком и руководством), так как дает возможность проще и быстрее согласовать прототип будущего конечного продукта и более подробно обсудить технические и дизайнерские требования еще на этапе проектирования», — заявил Сергей Богданов.

В рамках проекта разработана упрощенная 3D-модель, включающая основные элементы конструкции. Сборки, чертежи и фотореалистичные изображения созданы в T-FLEX CAD, а некоторые визуализации и анимации выполнены с применением экспорта модели в другую систему.

Автор проекта не ограничился только созданием 3D-модели. В работе представлен полный пакет материалов: эскизы, рендеры, анимация, пояснительная записка с техническими деталями. Такой подход позволил не только оценить качественное выполнение модели, но и увидеть глубокое понимание инженерных процессов. В проекте использовались стандартные элементы САПР T-FLEX CAD, применялись рабочие плоскости для точного построения деталей, а также были освоены инструменты параметризации и фотореализма.

Показаны достаточно высокий уровень проработки документации, модели изделия и навыки освоения современных инструментов проектирования.

II место — Юрий Митягин, двигатель Стирлинга2

Одним из ярких проектов конкурса стала модель двигателя Стирлинга — теплового двигателя внешнего сгорания.

В работе особенно впечатлила детальная проработка: автор не только воссоздал геометрию модели, но и использовал для создания анимации инструменты сопряжения, что позволило наглядно продемонстрировать принцип работы механизма. Такой подход показывает владение программным обеспечением и глубокое понимание работы инженерных систем (рис. 7).

Рис. 7. Двигатель Стирлинга

Рис. 7. Двигатель Стирлинга

Рис. 7. Двигатель Стирлинга

Рис. 7. Двигатель Стирлинга

I место — Артем Абрамович, оппозитный ДВС для беспилотных авиационных систем

Автор проекта увлекается авиационным моторостроением и занимается в кружке авиамоделирования. Работа отличается глубокой проработкой. В рамках конкурса Артем разработал компактный авиационный поршневой двигатель внутреннего сгорания для беспилотных авиационных систем (рис. 8).

Рис. 8. Авиационный двигатель

Рис. 8. Авиационный двигатель

Рис. 8. Авиационный двигатель

Модель выполнена качественно и аккуратно, включает сложные детали и имеет тщательно продуманную конструкцию. Автор провел исследование отечественного авиамоторостроения, обосновал выбор двухтактного принципа работы, расположения цилиндров и системы продувки. В результате получился технически грамотный и детализованный проект, который может послужить основой для дальнейших исследований и разработки силовых установок.

Компания «Топ Системы» — одна из ведущих российских компаний по разработке инженерного программного обеспечения и программных решений корпоративного уровня для управления полным жизненным циклом изделий. На рынке разработки комплексных решений для промышленности компания работает с 1992 года.

«Топ Системы» разрабатывает и внедряет программный комплекс T-FLEX PLM, включающий инструменты CAD, CAM, CAE, CAPP, PDM, CRM, PM, MDM, RM. Программный комплекс T-FLEX PLM используется промышленными предприятиями и концернами из различных отраслей: авиастроения, автомобилестроения, судостроения, станкостроения, космической отрасли и других. Продукты комплекса T-FLEX PLM входят в «Реестр российского программного обеспечения».

Победители в номинации «Будущий специалист»

Студенты МАДИ, легендарный ЗИЛ-157

Авторы: Степан Черанев, Владимир Малыгин, Иван Хромов, Владимир Осипов, Николай Ратанин, Андрей Новиков, Владимир Мироненко, Владимир Пименов.

Научный руководитель — старший преподаватель, аспирант Евгений Смолко.

Работа создана коллективом студентов второго курса кафедры тягачей и амфибийных машин и посвящена легендарному советскому грузовику ЗИЛ-157. Авторы стремились не только воссоздать его конструкцию, но и изучить технические решения, применявшиеся при проектировании подобных машин (рис. 9).

Рис. 9. ЗИЛ-157

Рис. 9. ЗИЛ-157

Рис. 9. ЗИЛ-157

При создании модели использовалась оригинальная конструкторская документация, что позволило передать ключевые особенности шасси. В проекте были продемонстрированы возможности работы с импортированной геометрией в T-FLEX CAD. Особое внимание уделено техническим нюансам.

Надеемся, что в дальнейшем студенты продолжат совершенствовать свои навыки 3D-моделирования в T-FLEX CAD. Уже сейчас проект демонстрирует уверенный пользовательский уровень работы в САПР.

Конкурс вновь продемонстрировал, что среди молодых инженеров растут настоящие таланты. Все участники показали не только высокий уровень владения T-FLEX CAD, но и способность творчески подходить к решению инженерных задач. Компания «Топ Системы» видит, что за каждой представленной работой стоит огромный труд, внимание к деталям и желание развиваться в профессии. Именно поэтому выбор победителей оказался сложной задачей — каждый проект по-своему заслуживает внимания.

В заключение — о самых юных конкурсантах

Особенно приятно видеть, как юные участники проявляют фантазию и нестандартное мышление. Например, модель по мотивам Minecraft (автор — Михаил Грядунов) показала (рис. 10), что даже игровые элементы могут стать частью инженерного вдохновения для моделирования.

Рис. 10. Minecraft

Рис. 10. Minecraft

Проект 3D-печати ракеты (автор — Владислав Кириллов) подкупил применением современных технологий (рис. 11). Идеи юных конкурсантов вдохновляют и доказывают, что техническое творчество не имеет границ.

Рис. 11. Ракета «Покоритель Марса»

Рис. 11. Ракета «Покоритель Марса»

Компания «Топ Системы» поздравляет всех победителей и участников!

Ваши работы — это не просто конкурсные проекты, а уверенный шаг в будущее инженерии. Новых успехов, интересных идей и бесконечного стремления к совершенству! 

1 Болларды используются для временного перекрытия проезжей части, предотвращая несанкционированный проезд транспорта.

2 Двигатель Стирлинга работает за счет периодического нагрева и охлаждения рабочего тела. По сравнению с традиционными двигателями внутреннего сгорания отличается высокой эффективностью и бесшумностью, а также способен работать на различных источниках тепла. Подобные двигатели применяются в альтернативной энергетике, холодильной технике и даже в космической отрасли.



Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ООО «КЭЛС-центр»

ИНН 7707548179 ОГРН 1057746796436

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557