В этом году конкурсантам были предложены две тематические номинации для пользователей, которые подают работы не от предприятия, а индивидуально: «Инженерный шедевр» и «Устройства прошлого, настоящего, будущего».
В рамках номинации «Инженерные шедевры» предлагалось воспроизвести с помощью инструментов программного комплекса T-FLEX PLM 3D-модели знаменитых изобретений инженерный мысли, например таких, как Эйфелева башня, МКС, паровая машина Д. Уатта или Кюньо, автомобиль Бенца и др.
В номинации «Устройства прошлого, настоящего и будущего» рассматривались работы, представляющие собой 3D-модели устройств, используемых в прошлом или в настоящее время, а также творческое представление возможных устройств будущего.
Номинации оказались частично перекликающимися, и участники присылали свои работы, определяя их сразу в обе. Для усиления соревновательного духа мы решили объединить все присланные проекты и рассматривать их в рамках одной номинации — «Устройства прошлого, настоящего, будущего». Главными критериями стали техническая проработка, креативность и качество исполнения.
Победитель номинации — 3D-модель самолета вертикального взлета и посадки (СВВП)
Проект представляет собой авторское видение будущего авиации и демонстрирует концепт модели самолета вертикального взлета и посадки, который может использоваться для частных перевозок и спасательных операций. Акцент сделан на компактность, маневренность и удобство эксплуатации.
При создании модели были использованы инструменты системы T-FLEX CAD, включая работу с телами по параметрам, кривыми как функциями, а также базы данных. Конструкция самолета сочетает в себе аэродинамическую обтекаемую форму и поворотные винты, размещенные на крыльях для обеспечения повышенной устойчивости во время взлета — посадки. Прозрачный фонарь кабины обеспечивает широкий обзор пилотам, а размещенные внутри 3D-модели пассажиров помогают оценить вместимость и эргономику салона.
3D-модель самолета вертикального взлета и посадки (СВВП), автор Михаил Крайнов
Комиссией жюри были отмечены: демонстрация навыков моделирования поверхностей, применение материалов, использование тела по параметрам, построение профиля крыла по базе точек и хорошая параметризация. По терминологии и формулам видно, что автор знаком с теоретической базой. Это позволило проекту получить дополнительные преимущества и выйти вперед.
Часть элементов — винты и 3D-изображения людей — импортированы, но проект демонстрирует проработку деталей, инженерный подход и хорошее владение навыками проектирования в системе T-FLEX CAD.
Далее рассмотрим работы, которые не заняли призового места, но отличились уровнем исполнения и поставили членов жюри перед сложным выбором.
Сборная модель стилизованного танка Т-34/76
Проект представляет собой стилизованную 3D-модель советского танка Т-34/76 образца 1943 года, созданную автором специально для последующей печати на фотополимерном 3D-принтере. Дмит-рий Груша отказался от историчес-ки точного воссоздания в пользу авторского стилевого исполнения. В модели передан узнаваемый облик легендарной машины и высокий уровень детализации.
Сборная модель стилизованного танка Т-34/76, автор Дмитрий Груша
«Данный проект является полностью авторской задумкой и никакие заводские или архивные чертежи настоящего танка в разработке не применялись. Использовались лишь фотографии настоящих танков для определения внешнего вида отдельных мелких деталей и общих пропорций. Многие детали перерисовывались по нескольку раз, чтобы добиться правильного соотношения размеров и деталировки», — комментирует в пояснительной записке к проекту автор. Модель танка Т-34/76 представляет собой многоуровневую структуру сборки комбинированным способом. Например, элементы «корпус», «башня» и «гусеницы» моделировались снизу вверх. Для соединения элементов предусмотрены посадочные штифты и пазы, что упрощает сборку без необходимости точных измерений. Дополнительно подготовлена инструкция, включающая семь листов, чтобы облегчить процесс сборки.
Жюри отметило, что при разработке особое внимание уделялось масштабированию и соблюдению пропорций. Несмотря на небольшой размер (длина — 120 мм), такие детали, как болты и заклепки, выполнены с высокой точностью. Итоговая модель сочетает в себе творческий подход и инженерное мастерство, а ее проработка доказывает, что проект достойно соперничал за призовое место.
Модель самолета Мелец М-15 в масштабе 1:16
Проект представляет собой детализированную 3D-модель. Изначально макет самолета Мелец М-15 был изготовлен методом обработки модельного пластика на станках ЧПУ в качестве подарка на юбилей родственнику — советскому авиаконструктору, занимавшемуся в составе группы инженеров проектированием этого самолета в Польше в 1970-х годах.
Модель самолета Мелец М-15 в масштабе 1:16, автор Никита Матиков
«За шесть месяцев в свободное от работы время была разработана модель самолета для написания программ ЧПУ, а затем выполнена детализация для участия в конкурсе. Сложность разработки модели заключалась в недостаточном количестве чертежей, даже скорее в их отсутствии, так как был только общий чертеж из журнала и книга родственника о самолете. Также было невозможно проконсультироваться с конструктором М-15, так как это был сюрприз», — отмечает Никита Матиков в пояснительной записке к проекту.
В целом на разработку макета под 3D-печать, а затем на цифровую проработку и детализацию 3D-модели для участия в конкурсе потребовалось 10 месяцев. В проекте применены текстуры, материалы и надписи на объекте.
Подводная лодка К.А. Шильдера
Проект представляет собой трехмерную модель исторического технического объекта — подводной лодки К.А. Шильдера (1834 г.). Автор поставил себе задачу — имитировать движения подлодки и ее составных частей. Проект выполнялся 1,5 месяца полностью в T-FLEX CAD 17 Учебная версия!
Работа создавалась на основе схемы подлодки и модели, изготовленной в Центральном военно-морском музее в 1965 году. Для создания гео-метрии использовались инструменты T-FLEX CAD, такие как «По сечениям» и «По траектории», а также «Массивы» для дублирования объектов. Важным аспектом проекта было внимание к визуализации: материалы модели включали блестящий металлический корпус и деревянные элементы, а для освещения использовались точечные источники света.
Подводная лодка К.А. Шильдера, автор Александр Стремнев
Кроме того, проект предусматривал динамическую визуализацию с анимацией, включая «облет» модели и «подъем с глубины». Для этого применялись инструменты анимации, настройки камеры и параметры фотореалистичной визуализации.
Члены жюри отметили следующие моменты: модель параметризована; проведена исследовательская часть работы с поиском чертежей (в работе есть общий чертеж лодки) и воспроизведением их в модели; выполнена подробная сопроводительная записка к работе, включающая уникальные материалы; проделана большая работа по визуализации модели и подаче проекта — смоделировано окружение, выполнена и проработана анимация, рендеры, раскадровки.
Благодарим всех участников и желаем им инженерного вдохновения и успехов в будущих проектах!
По материалам компании «Топ Системы»