Опыт автоматизации НИИ радиотехнических измерений
Первые шаги комплексной автоматизации
В одном из номеров журнала «САПР и графика» было сказано, что в 50-60% случаев автоматизация проектных и конструкторских предприятий завершается с непомерным перерасходом времени и средств либо вообще терпит неудачу.
Эти неутешительные цифры заставляют специалистов предприятий задуматься над вопросом: как избежать ошибок при проведении автоматизации или хотя бы минимизировать непроизводительные потери ресурсов? Хочу рассказать об опыте автоматизации одного из предприятий ВПК бывшего СССР — Научно-исследовательского института радиотехнических измерений (АО «НИИРИ»).
Несколько слов о самом предприятии. Поводом для создания института послужило формирование в 1953 году в Харькове коллектива, приступившего к разработке технических средств управления и слежения за летательными аппаратами различного назначения. Начиная с 60-х годов коллектив института принимал участие практически во всех космических программах СССР. В 80-е годы НИИРИ совместно с Институтом радиоэлектроники Академии наук Украины разработал комплекс радиофизической аппаратуры, установленной впоследствии на искусственных спутниках Земли серии «Космос».
Сегодня АО «НИИРИ» является ведущей организацией Украины в области разработки, проектирования и производства ряда наукоемких объектов:
- технических средств наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами;
- систем высокоточных траекторных измерений для обработки ракетно-космической техники;
- бортовых космических систем дистанционного зондирования Земли.
Институт также разрабатывает и производит:
- средства передачи и приема телеметрической информации;
- медицинское оборудование, ультразвуковые и рентгеновские аппараты для диагностики и терапии;
- автоматизированные системы управления технологическими процессами;
- приборы и системы для топливно-энергетического комплекса.
Первые шаги комплексной автоматизации
В течение нескольких десятилетий конструкторские подразделения НИИРИ проектировали изделия в основном на кульмане. В середине 90-х годов на предприятии остро встал вопрос автоматизации. Руководство акционерного общества понимало, что лидирующие позиции в отрасли невозможно сохранить без качественного изменения процесса проектирования. Поэтому была поставлена задача автоматизации процесса проектирования и создания общего информационного пространства предприятия.
Реализацию этой задачи начали со структурной реорганизации предприятия. В частности, был создан Отдел информационных технологий (ОИТ), на сотрудников которого и были возложены обязанности по выполнению проекта. В состав отдела вошли опытные сотрудники предприятия, имевшие опыт практической работы как в проектировании, так и в области информационных технологий. Руководством отдела были определены первоочередные задачи:
- приобретение современной вычислительной техники и оборудования;
- выбор и приобретение систем автоматизированного проектирования (САПР);
- создание на предприятии единой локальной вычислительной сети (ЕЛВС);
- создание электронного архива документов предприятия;
- перевод бумажной документации в электронный вид.
По результатам анализа технико-экономических обоснований и потребностей подразделений на тендерной основе были закуплены персональные компьютеры, плоттеры, сканеры, копировально-множительная техника.
Использование локальной сети
Решая задачу автоматизации предприятия, мы понимали, что без создания единого информационного пространства глобальная автоматизация невозможна. Поэтому была разработана и внедрена единая локальная вычислительная сеть предприятия.
Сотрудниками ОИТ был проработан технический проект локальной сети. В проекте были определены тип операционной системы, перечень оборудования, пути прокладки кабельной структуры внутри помещений, произведен расчет экономической эффективности, размещены заказы в цеха для изготовления вспомогательного оборудования и т.д. Технический проект был согласован на научном совете предприятия и утвержден директором НИИРИ, после чего начался монтаж оборудования.
Очень важным моментом в процессе создания ЕЛВС стала разработка стандарта предприятия, определяющего структуру локальной сети и регламентировавшего правила работы в ней. Был оговорен и утвержден перечень программных продуктов, разрешенных для эксплуатации, порядок их установки и удаления. Были назначены администраторы локальных сетей тематических подразделений, определены их права и обязанности, а также решен вопрос материального поощрения за выполнение данных работ. В свою очередь, администраторы локальных сетей подчинялись администратору ЕЛВС предприятия. Все изменения программных и аппаратных ресурсов в рамках сети производились только этими сотрудниками. Пользователям было категорически запрещено производить данные изменения.
Сегодня в ЕЛВС работает более 100 компьютеров, сеть развивается. Сеть построена по принципу Intranet, имеются служба ICQ, электронная доска объявлений, существуют разделы всех тематических подразделений, архива и библиотеки. Сотрудники предприятия имеют доступ к ресурсам Internet и электронной почте.
Выбор САПР
Одним из принципиальных вопросов стал выбор САПР. Исследовав рынок предлагаемых систем проектирования, а также возможности их эффективного использования с учетом специфики выпускаемой продукции, мы остановили свой выбор на серии программных продуктов КОМПАС, разработанных известной российской компанией «Аскон».
Данное решение обусловили прежде всего:
- функционирование системы на базе популярных операционных систем семейства Windows, поддержка работы в сети;
- русскоязычный интерфейс;
- заложенная в ядро системы поддержка ЕСКД, что исключает приобретение дополнительных модулей;
- простота в эксплуатации, высокое качество пользовательской документации;
- наличие параметрических возможностей;
- наличие системы документооборота КОМПАС-МЕНЕДЖЕР;
- большое количество прикладных библиотек по различной тематике;
- открытость системы, что позволяет создавать собственные приложения;
- сопровождение системы, техническая поддержка со стороны разработчика;
- возможность создания сквозного цикла проектирования: конструктор — технолог — производство;
- оптимальная стоимость системы и невысокие эксплуатационные затраты.
Это далеко не весь перечень параметров, благодаря которым наш выбор пал именно на КОМПАС. Поражают простота и интуитивность работы в системе. Можно сказать, что интерфейс системы КОМПАС разработан не просто со знанием дела, но и с пониманием менталитета отечественного конструктора. На наш взгляд, эта система по праву занимает одно из лидирующих мест среди продуктов своего класса.
Недостаточно просто купить и поставить САПР на компьютеры, необходимо еще и обучить пользователей. Специалисты предприятий, решающие задачу внедрения зарубежных САПР, наверняка столкнулись с проблемой преодоления опытными работниками психологического барьера при переходе с кульмана на компьютер. Это связано с рядом причин: англоязычный интерфейс либо не совсем корректный перевод, осуществленный продавцами, отсутствие поддержки отечественных стандартов, непривычная терминология, отсутствие нормальной документации, поддержки и обучения и многое другое. Однако молодые специалисты преодолевают эти трудности гораздо быстрее. Но, к сожалению, у них мало опыта практической работы, что не позволяет им решать сложные конструкторские задачи. Применение программы КОМПАС на предприятии с успехом разрешает это противоречие. Практика показала, что уже через месяц после обучения специалисты старшего поколения (а их у нас большинство) смогли самостоятельно проектировать изделия в среде КОМПАС и выпускать качественную документацию.
Еще одну систему мы приобрели у компании «Аскон» как у дилера. Это система твердотельного моделирования SolidWorks. При этом АО НИИРИ было первым предприятием на Украине, купившим данный продукт. С помощью SolidWorks проектируется технологическая оснастка для микрополосковых изделий. Чертежи спроектированных изделий генерируются в среде SolidWorks и передаются в КОМПАС для окончательного оформления согласно ЕСКД.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что благодаря системе КОМПАС автоматизированное проектирование пришло практически на каждое рабочее место конструктора, а автоматизация приняла массовый характер.
Электронный архив предприятия
Оснастив рабочие места компьютерами и установив на них САПР, мы понимали, что без системы документооборота и хранения данных добиться существенных результатов автоматизации будет нелегко. Мы рисковали просто «утонуть» в большом количестве электронных документов. Чтобы этого не случилось, был разработан механизм поэтапного внедрения системы документооборота и перехода к безбумажной технологии проектирования.
На первом этапе был создан электронный архив предприятия, в который передавались файлы изделий, изготавливаемых с использованием технологических автоматов. Каждому файлу присваивался оригинальный идентификационный номер. Файл или группа файлов, относящихся к данному изделию, сопровождались специальным «паспортом», так называемой информационно-поисковой характеристикой (ИПХ), согласно требованию ГОСТ 28.3888-89. В этой ИПХ содержалась информация об изделии, подразделении разработки, исполнителе, а также был определен децимальный номер, считалась контрольная сумма и т.д. Файлы вместе с ИПХ заносились в документ, называемый удостоверяющим листом, и сдавались в архив предприятия. Любые изменения в исходных данных производились на основании извещения об изменении. Для предотвращения утери информации производилось резервное копирование и хранение данных на трех носителях: двух ZIP-дисках и одном CD. Все эти действия были регламентированы и описаны в разработанном стандарте предприятия.
Следующий этап — внедрение системы документооборота — находится в данный момент на этапе практической реализации. Для его осуществления была приобретена система КОМПАС-МЕНЕДЖЕР. Если ресурсов данной системы окажется недостаточно, то, возможно, будет дополнительно приобретена система PartY, разработанная российской компанией «Лоция Софт».
Вопросы векторизации
В процессе автоматизации также возникла необходимость перевода бумажного архива предприятия в электронный вид. Для выполнения этой работы были приобретены профессиональные сканеры Vidar TruScan Select формата А0 и Fujitsu формата А4, а также программное обеспечение Spotlight Pro известной российской компании Consistent Software, давнего партнера «Аскон».
Используя этот мощный программно-аппаратный комплекс, сотрудники предприятия успешно осуществляют перевод бумажных документов в электронный вид и векторизацию.
На смену устаревшим перьевым графопостроителям пришли два струйных плоттера CalComp формата А0. Ресурс и скорость печати этих устройств позволяют полностью решить задачу выпуска документации, спроектированной сотрудниками всего института.
Проблемы внедрения
Разумеется, не все в процессе внедрения новых технологий проектирования шло гладко. Вначале мы не совсем четко представляли, как распределить приоритеты задач для получения желаемых результатов. Отсутствие опыта, да и проблемы финансирования значительно тормозили реализацию задуманного.
Но самой большой проблемой оказался так называемый человеческий фактор. Текучесть кадров, отсутствие достаточного количества подготовленных специалистов существенно затрудняли работу. Требовались кардинальные изменения в организации работы сотрудников, а к этому, как оказалось, не все были готовы. Честно говоря, некоторые вообще не желали изучать что-либо новое. Так, несколько молодых сотрудников, уже имевших небольшой опыт работы в AutoCAD, не захотели перейти из разряда «профессионалов-компьютерщиков» в разряд учеников. В этом они усматривали урон собственному имиджу «незаменимых специалистов» в глазах остальных работников, не имевших опыта работы на ПК. Такое противодействие не только затрудняло комплексное внедрение систем в масштабе предприятия и управление коллективом, но и вносило в повседневную работу элемент нервозности.
Технически сложным моментом оказалось создание нормативной базы, регламентирующей правила работы и взаимодействия подразделений в новых условиях. Для создания стандартов предприятия пришлось провести колоссальную исследовательскую и методологическую работу, а некоторые вещи мы были вынуждены изобретать сами.
Подытоживая сказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что залогом успешного внедрения систем любой сложности являются строгая дисциплина при работе в информационном пространстве предприятия, наличие нормативной базы, определяющей правила этой работы, а также подбор и обучение специалистов.
Планы и перспективы
Развитие непрерывно продолжается, и останавливаться на достигнутом институт не намерен. И хотя сделано уже немало, впереди еще очень много работы.
Как уже говорилось, планируется внедрение системы документооборота в рамках всего предприятия. Создание сквозного цикла проектирования подразумевает включение в него всех служб предприятия. В частности, для ускорения процесса подготовки производства приобретена и внедряется система АВТОПРОЕКТ.
В ближайшие планы также входит увеличение доли трехмерного проектирования. Это будет происходить по мере повышения квалификации персонала и модернизации парка станков.
В планах — приобретение CAM-системы для формирования управляющих программ для станков с ЧПУ. В частности, проявлен интерес к системе ГеММа-3D.
Оглядываясь на путь, пройденный нами при внедрении системы КОМПАС на предприятии, и оценивая сегодняшнее состояние дел, мы все больше убеждаемся в правильности своего выбора.
Конечно, без оперативной помощи со стороны сотрудников компании «Аскон» нам пришлось бы труднее. Это еще раз утвердило нас в мысли, что с отечественными разработчиками не только можно, но и нужно сотрудничать.
Надеюсь, что описанный в настоящей статье опыт поможет руководителям и специалистам предприятий сделать свой выбор и эффективно произвести автоматизацию процесса проектирования.
«САПР и графика» 1'2001