Что приготовил нам Inventor,
или Несколько слов о следующей версии Autodesk Inventor 4.0 (в картинках)
Уверен, многие наслышаны о появлении на рынке САПР нового продукта для работы с крупными сборками — Autodesk Inventor. С момента выхода программы прошло чуть более полутора лет — и вот уже четвертая версия.
Первоначальная идея, заложенная в Autodesk Inventor, — простота в освоении (буквально за один день) — срабатывает на сто процентов. Пакет нравится всем: старым пользователям Mechanical Desktop (AutoCAD), пользователям, давно знакомым с 3D-моделированием, и тем, кто всю жизнь работал за кульманом (собственно, пакет и задумывался для новых, неподготовленных пользователей).
Надо посмотреть на модель в нужном ракурсе, показать ее на мониторе прозрачной или закрашенной — и все это на фоне выполнения какой-либо команды и без надоедливых диалоговых окон? Не вопрос! В Autodesk Inventor такие возможности заложены изначально. Хорош раздел помощи (правда, на английском); есть и анимированная помощь, где все ясно без слов. Возможность решить проблему работы с большими сборками — тоже один из основных ключей успеха развития программы.
А как дела с функциональностью? Где всеми любимые булевы операции над объектами? Где поверхности? Где построение ребер? Наша статья — ответ на эти и множество других вопросов.
Итак, мы начертили эскиз
и начинаем проставлять на нем размеры.
Не торопитесь применять знакомые методы образмеривания и выбирать кнопку Dimension
(Размеры). Есть более удобный способ: выбрать команду автоматической простановки
размеров
и получить полностью образмеренный
эскиз за одну операцию. (Ненужные размеры всегда можно удалить.) ![]()
Если вы проектируете какой-либо профиль из листа (допустим, это деталь рамной
конструкции), то в качестве первоначального эскиза строится только его контур.
Отдельной командой ему можно задать толщину и расстояние вытягивания, а затем
— получить развертку. ![]()
Например, необходимо отразить на модели
результат сразу нескольких технологических операций, предположим, спроектировать
деталь с отбортовкой. Пробуем: выбрали в меню инструментальной панели Autodesk
Inventor пиктограмму
Hem (Отбортовка),
указали на ребро, выбрали один из четырех типов отбортовки
— вот, собственно, и все. Здесь прекрасно реализована идея простоты использования
пакета: изменения параметров предварительно отображаются на
модели. Налицо явная экономия времени: просмотреть несколько вариантов решения
и только затем закрепить свой выбор, нажав клавишу ОК.
Если в детали должен быть паз, нарисуйте его контур на одной из плоскостей
детали — при его вычитании из модели Inventor правильно интерпретирует ваши
действия. Контур эскиза будет развернут по месту cгиба материала. ![]()
Чрезвычайно удобно решена в Autodesk Inventor 4.0 задача сгиба материала. Все очень наглядно: рисуете линию сгиба на листе, а затем в режиме предварительного просмотра выбираете сторону и угол загиба листа.
В работе всегда удобно использовать
то, что давно уже сделано: конструктивные элементы существенно ускоряют процесс
проектирования. В новой версии Inventor набор таких элементов расширился — добавились
различные вырубные отверстия, платики, бобышки и т.п.
За ходом вашей работы всегда пристально
следит Design Doctor (доктор по дизайну). Теперь он отслеживает возможные ошибки
и в тонколистовой модели. (Правда, появление диалога от Design Doctor у многих
вызывает некоторую нервозность — наверное, из-за его английского языка. И все-таки
не пренебрегайте его помощью, во многих случаях он снимет возникшие проблемы.)
Что дальше? Раз уж мы заговорили об
эскизах — еще несколько слов о них. Не секрет, что множество «эскизов» уже сделано…
в AutoCAD! По сравнению с предыдущей версией поддержка DWG-формата улучшена.
В Autodesk Inventor 4.0 вы можете импортировать DWG-файлы для использования
их в качестве отправной точки новой модели, в виде эскиза или подложки.
Откроем DWG-файл (документ AutoCAD) в Inventor. Укажем размеры, которые будем использовать как параметры. После того как мы изменили величину размера, меняется и геометрия эскиза. Возможно, в скором времени Autodesk Inventor будет читать документы формата DWG как родные. Кто знает?
Перейдем к новой возможности Inventor
— получению отпечатков одной детали в другой, их объединению или взаимному пересечению
— словом, к так называемым булевым операциям. Думаю, мало кто предполагал, что
эту функцию возьмет на себя редко применявшаяся команда Derived Part. В предыдущих
версиях эта команда использовалась для построения зеркальных деталей с возможностью
изменения их масштаба. Кроме того, ее можно было применять к эскизам для других
компонентов сборки (своего рода расширенная адаптивность). Теперь команда Derived
Part включает использование булевых операций.
Откроем сборочный чертеж в файле детали,
применив
Derived Part. После загрузки
этой сборки появится диалог с возможностью выбора операции над компонентами
сборки (вычитание, объединение или пересечение). ![]()
Изменение взаиморасположения деталей в сборке влечет за собой изменение полученного
отпечатка. ![]()
Но это еще не все! Функция Derived позволяет объединять в единое тело несколько деталей в составе сборки (представление операции «Сварка»).
Возьмем сварную конструкцию, в которой
нужно проточить сквозное отверстие. Файл сборки сделан,
остается оформить чертеж совместной обработки отверстия.
Укажем плоскость построения эскиза, нарисуем в качестве эскиза окружность и выдавим ее сквозь всю сборку.
Теперь перейдем в файл сборки и переместим передний уголок вниз. (Вернувшись в сборку сварного узла, мы увидим, что на переднем уголке отверстия нет: оно делается при совместной обработке.)
Файл совместной обработки отслеживает взаимное положение деталей на общей сборке,
при этом на геометрию отверстия параметры не накладывались. (Кстати, деталировочный
чертеж уголка будет без отверстия.) ![]()
Переходим к поверхностному моделированию. Autodesk Inventor 4.0 поддерживает
следующие виды построения поверхностей: выдавливание (extrude), протягивание
(sweep), натяжение (loft) и вращение (revolve). Допускается гибридное моделирование
(поверхность плюс твердое тело). При построении поверхностей, как и при твердотельном
моделировании, используется технология динамического отображения вводимых параметров.
Приемы работы с поверхностями те же, что и при работе с обычными объектами AutoCAD.
И диалоговые окна для создания и редактирования поверхностей и твердотельных
моделей общие. А это означает простоту освоения программы. ![]()
В Inventor 4.0 очень удобно производить построение свободных поверхностей.
При проектировании детали можно использовать комбинацию твердотельного и поверхностного
моделирования. В этом случае поверхности применяются для отсечения какого-либо
фрагмента модели или используются в качестве ограничивающего условия при выдавливании
эскиза до поверхности. ![]()
Очень интересно решена задача вставки массива крепежных элементов. Предположим,
фланец имеет некоторое количество отверстий с болтовыми соединениями. С изменением
количества отверстий во фланце автоматически изменится число используемых болтов
с наложенными на них сборочными зависимостями. ![]()
Как видим, здесь удачно воплощена идея проработки многовариантности конструкторских решений. Нет необходимости заниматься рутиной…
Проектировщиков, использующих построения
пространственных путей, довольно много. С помощью таких построений можно проектировать
трубопроводы, проволочные конструкции… Приведем несколько примеров, демонстрирующих,
как это реализовано.
Используя 3D Sketch (3D-эскиз), указываем набор ребер на модели — это будет наш пространственный путь. Далее строим 2D-эскиз (окружность) и вычитаем ее из основной модели по пространственному пути (поддерживаются сплайновые пути).
Другой пример: есть три пластины с
отверстиями, через которые должен проходить трубопровод. В этом случае строится
3D-путь через центры отверстий на пластинах, далее через них протягивается труба.
При изменении такой сборки (мы изменили положение отверстия на средней пластине)
труба автоматически меняет конфигурацию. Делается все чрезвычайно просто: мышкой
переносится центр отверстия (или изменяются проставленные размеры) — и модель
обновляется. Никакие параметрические зависимости при этом не накладываются!
В Autodesk Inventor 4.0 добавлено
примерно 140 изменений и усовершенствований.
В завершение рассмотрим приемы построения ребер жесткости.
При проектировании ребра жесткости достаточно нарисовать только его контурную
линию: дальнейшие построения выполнит Inventor — в привычной для него динамической
манере. Мышкой указываете направление построения ребра (до какой плоскости вести
построение) и нажимаете ОК. ![]()
Во время проектирования узла все детали, сборочные единицы, презентации проектов, сохраненные виды на модель Autodesk Inventor сохраняет в отдельных файлах. По завершении работы все файлы проекта можно записать в один сжатый файл, воспользовавшись командой Pack-and-Go (Упаковал и пошел).
Заключение
Мы кратко просмотрели несколько фрагментов работы Autodesk Inventor 4.0. Надеемся, что те, кто впервые узнал об этом продукте из нашей статьи, найдут в нем решение каких-то своих задач.
Те же, кто уже работает в Autodesk Inventor, обратят внимание на очень динамичное развитие программы и продолжат работать уже с новой версией. А кто не интересуется программами для машиностроения — просто посмотрят картинки.
Дополнительную информацию о возможностях Autodesk Inventor можно получить на сайте http://www.inventor.ru/.
«САПР и графика» 1'2001


