1 - 2002

Новое семейство регионально-магистральных самолетов — Russian Regional Jet

Russian Regional Jet (RRJ) — совместная разработка ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), компании Boeing и ОАО «Ильюшин». О проекте мы попросили рассказать директора по информатизации ЗАО «ГСС» Алексея Владимировича Краснова:

САПР и графика: Расскажите, пожалуйста, читателям об основных особенностях проекта RRJ.

Алексей Краснов: Семейство самолетов RRJ (на 55, 75, 95 мест) создается с целью удовлетворения потребностей российского и мирового рынков в самолетах этого класса. Самолеты данного семейства разрабатываются с учетом максимальной унификации элементов планера, двигателей, бортового и наземного оборудования. Проектируемые самолеты будут соответствовать современным и перспективным требованиям российского и мирового рынков для самолетов гражданской авиации.

Проектный ресурс планера самолета составит 60 тыс. летных часов при 45 тыс. циклов «взлет-посадка». Система ТОиР обеспечивает среднегодовое использование около 3,6 тыс. летных часов.

Преимущества семейства регионально-магистральных самолетов в их унифицированности: упрощается техническое обслуживание, унифицируется аэродромное оборудование, облегчается обучение пилотов и технического персонала, снижаются эксплуатационные расходы. Унифицированная конфигурация кабины позволяет пилотам использовать все самолеты семейства без дополнительной переподготовки.

Применение современных технологий разработки и сопровождения изделия на всех этапах его жизненного цикла обеспечит оптимальную стоимость и минимально возможные потребности в запасных частях и материалах.

СГ: Используются ли в ЗАО «ГСС» современные технологии проектирования и конструирования?

А.К.: Естественно, что проектирование современной авиационной техники в столь сжатые сроки (а мы планируем в конце 2005 года осуществить первый полет базовой модели самолета на 75 пассажиров) немыслимо без использования новейших технологий.

Концепция семейства RRJ строится на потребности рынка в самолетах на 50-100 пассажиров с дальностью полета до 5000 км. Сжатые сроки разработки и освоения серийного производства самолетов требуют использования надежных современных технологий, в том числе и информационных. В качестве базовой проектной системы была выбрана система CATIA — как наиболее отвечающая основным требованиям проекта.

Ровно год назад был подписан контракт между ЗАО «ГСС» и фирмой IBM на закупку первой очереди рабочих мест CATIA V5 и ENOVIA DMU. За прошедший год было проведено обучение специалистов ЗАО «ГСС». Тесное сотрудничество с партнером IBM — компанией HetNet — позволило нам выработать пути решения вопросов современной организации проектирования в рамках концепции «цифрового предприятия», подразумевающего организацию параллельной работы различных служб с единой цифровой моделью самолета для реализации управления жизненным циклом изделия — от разработки до обслуживания в эксплуатирующих организациях и утилизации.

Конец 2001 года ознаменовался подписанием нового контракта ЗАО «ГСС» и фирмы IBM о дополнительных рабочих местах CATIA V5 и начале процесса отладки единого цифрового пространства доступа к данным, организации и управления данными. В реализации поставленных задач также примут непосредственное участие специалисты компании HetNet.

СГ: Каковы ваши планы на ближайшее будущее?

А.К.: В 2002 году мы планируем существенное расширение рабочих мест и создание учебного класса для непрерывной подготовки специалистов — для того, чтобы в 2003 году перейти к рабочему проектированию самолетов семейства RRJ, а к 2006-му — осуществить первый полет.

Наличие систем CATIA и ENOVIA в долгосрочной перспективе позволит ЗАО «ГСС» принять активное участие в международной кооперации в создании авиационной техники. Мы надеемся, что использование программного обеспечения CATIA и ENOVIA позволит существенно повысить уровень технологии в отечественном авиастроении.

СГ: Отрадно слышать, что сегодня в России проектируются конкурентоспособные гражданские авиалайнеры. Будем надеяться, что в скором времени у России будет современный воздушный флот.

«САПР и графика» 1'2002