1 - 2002

Ах каталог, каталог, каталог…

Алексей Гринчий

Каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться с каталогом. Речь идет не о торговом каталоге товаров фирмы Vogue, а о каталоге, в котором показано, из чего состоит конкретное изделие и как его собрать.

Часто ли в современной жизни нам приходится сталкиваться с тем, что специалисты называют техническими иллюстрациями? Наверное, чаще, чем вы думаете. Разве вы не собирали вместе с сыном пластмассовый самолетик, руководствуясь инструкцией и рисунками по сборке? Или не пытались понять, из чего состоит и как работает прерывыватель вашей машины, глядя в руководство по ремонту и эксплуатации? И наконец, разве не видели рисунок к бытовой кофемолке Moulinex, где наглядно показано, как правильно одеть нож и закрыть крышку?

Трудно переоценить значение технических иллюстраций в машиностроении. Они есть как в рекламных проспектах, так и в руководствах по эксплуатации и ремонту. И, пожалуй, выше всех в этой иерархии стоит каталог деталей и сборочных единиц, без которого в наше время продажа сложных машин и агрегатов просто немыслима.

Создание подобного каталога — не такая уж простая задача. Например, Челябинский завод дорожных машин за разработку каталога своей основной продукции — автогрейдера ДЗ-98 — заплатил в начале 80-х около 1 млн. руб. (это в тех ценах!). А работал над созданием этого каталога целый институт.

С тех пор этот каталог поставлялся всем потребителям. За прошедшие годы изменился и сам завод, и производимый им автогрейдер. Рисунки старого каталога были отсканированы, а сам каталог был подготовлен в системе PageMaker. Но вынесенная на титульный лист фраза «В связи с постоянной работой по совершенствованию машин в их конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании» снимала ответственность за несоответствие реальной конструкции изображению.

Однако полученный в 1998 году заказ на производство партии техники на экспорт заставил задуматься и над этим. В условиях контракта указывалось, что с каждой машиной должен быть предоставлен каталог деталей и запасных частей, соответствующий реальной конструкции. Проблема состояла в том, что это была новая машина, каталога на которую не существовало! Сроки же были очень сжатые — всего 6 месяцев. Задача создания такого каталога была поставлена перед «Инженерным центром» завода. А поскольку конечный процесс сборки, верстки и передачи каталога в типографию был отработан и всех удовлетворял, основная проблема заключалась в подготовке рисунков различных узлов и в составлении списков их номенклатурных номеров и наименований в соответствии с требованиями каталога и позициями, указанными на рисунках. И если списки еще можно было составить вручную, то подготовка рисунков таким методом была нереальна.

И тогда специалисты завода решили попробовать использовать для подготовки рисунков появившийся пакет Autodesk MDT 3.0, тем более что уже был опыт работы с предыдущими версиями этой программы и имелась небольшая база моделей. За работу взялась группа «первопроходцев». В их задачу входила отработка технологического процесса создания рисунков и подготовки номенклатурных списков. В результате был найден оптимальный порядок работы:

  1. С использованием возможностей MDT 3.0 создаются модели детали, которые в виде отдельных файлов размещаются на одном диске в локальной сети. Имя файла соответствует номенклатурному номеру детали.
  2. С помощью того же пакета создаются модели сборочных узлов. При этом каждой детали задаются ее номенклатурный номер и наименование. Затем строится схема сборки-разборки.
  3. Полученная схема сборки-разборки проецируется на плоскость в пространстве листа, а полученное изображение записывается в виде DXF-файла. Также в виде текстового файла записывается список деталей, входящих в узел, с их наименованиями, номерами и количеством.
  4. Полученный DXF-файл импортируется в программу CorelDRAW, где полученное изображение дорабатывается в соответствии с требованиями каталога: увеличивается толщина линий элементов, важных для рисунка, проставляются позиции деталей в соответствии с их расположением и т.п.
  5. На основании полученного текстового файла и полученного рисунка в программе PageMaker формируется список деталей, входящих в узел, с необходимой сортировкой и указанием позиций.
  6. Далее следуют хорошо отработанный процесс верстки всего каталога и подготовка к печати.

Используя этот опыт, группа специалистов за 3 месяца сумела выполнить всю необходимую подготовительную работу, и каталог был готов точно к сроку сдачи заказа. Опыт оказался столь успешным, что его решили распространить на всю продукцию, выпускаемую заводом. Группа, занятая разработкой и подготовкой сопроводительной технической документации, была усилена специалистами, знакомыми с программой MDT 3.0, и через некоторое время подробные каталоги деталей и сборочных единиц были подготовлены для всей номенклатуры машин, выпускаемых на предприятии.

Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Несмотря на все достоинства нового метода работы, были отмечены и его недостатки.

Так, формирование списков деталей происходило все же в «ручном» режиме, а процесс внесения изменений остался достаточно сложным. Кроме того, в процессе работы появился и ряд идей, которые могли бы помочь предприятию в борьбе за выгодные заказы. Основные рассуждения сводились примерно к следующему:

  • Создаваемые номенклатурные списки деталей фактически дают представление о составе изделия. Почему бы не объединить их в одну базу данных и не привязать к ней рисунки? Это поможет е только легко формировать сами списки, но и осуществить автоматическую верстку всего каталога.
  • А если у нас есть база данных с рисунками и составом изделия, то почему бы не создать электронный каталог? Стоимость издания такого каталога, в расчете на единицу продукции, меньше бумажного, а затраты на подготовку того и другого фактически одинаковы. Кроме того, его можно использовать не только как элемент сопроводительной документации, но и в рекламных целях.
  • В конце концов, почему бы не поместить электронный каталог в Internet, собирая таким образом заказы на запасные части?

Первым шагом на пути реализации этих идей стали поиски программы, способной удовлетворить всем требованиям. Надо признать, что до настоящего времени систему, полностью отвечающую всем нашим требованиям и способную реализовать все идеи, мы не нашли. Но удивительное рядом. Пока мы вели поиск, компания ИНТЕРМЕХ объявила о выходе своей новой разработки — системы CATALOG. Ее мы и взяли на вооружение. Во многом этому способствовало то, что в «Инженерном центре» предприятия уже многие годы используется система ведения архивов технической документации и информации о составе изделия Search той же компании. В Search хранится вся информация о составе изделий, разрабатываемых и выпускаемых на предприятии, которая легко может быть использована в программе CATALOG.

Привлекательны и некоторые другие особенности этой программы. Она представляет структуру электронного каталога в виде дерева, которое полностью соответствует структуре описываемого изделия, и эту структуру можно импортировать из Search. Кроме того, в программе CATALOG мы получаем сразу и бумажный, и электронный вариант каталога, причем настройка внешнего вида бумажного каталога производится очень просто: достаточно лишь один раз создать шаблон для страницы каталога (бланк). Программа также автоматически может расставить номера страниц и создать оглавление бумажного каталога. Для того чтобы получить бумажный каталог из готового электронного, достаточно нажать всего пару кнопок.

Понравилось и то, насколько в этой программе легко и удобно проставляются номера позиций. Причем номер позиции будет «работать» не только для оформления, но и для получения информации о соответствующей детали (достаточно подвести курсор мыши к номеру позиции), и для навигации по электронному каталогу (щелчком мыши на номере позиции можно перейти к соответствующей детали).

Программа CATALOG дает возможность хранить любое количество дополнительных параметров для каждого изделия, входящего в каталог (например, цену изделия, его внутренний заводской номер и т.д.). Эти параметры можно использовать для заполнения полей в бумажном варианте каталога (программа делает это автоматически), а также для поиска нужных изделий в электронном варианте.

Процесс освоения программы нашими специалистами занял буквально один день (программа CATALOG рассчитана на сотрудников отделов продаж и маркетинга, которые обычно не так хорошо знакомы с компьютером, как конструкторы, использующие САПР). Да и сам процесс создания «живого» каталога не вызвал больших трудностей. Вместо не запрещенного программой ручного ввода номенклатурного списка изделия была использована встроенная функция импорта. К моменту внедрения программы в архивах Search уже был накоплен достаточно большой объем информации, необходимой для создания описательной части каталога. То есть дерево каталога было получено путем импорта состава изделия из Search. Кроме того, существенным оказалось и то, что все необходимые картинки каталога уже были выполнены в виде отдельных файлов. Фактически вся подготовительная работа свелась к созданию форм бланков каталога, принятых на заводе.

Программа CATALOG позволила нам быстро создавать версии каталогов для новых изделий и их модификаций. Иногда новое изделие отличается от старого всего несколькими узлами, и в таких случаях нам даже не нужно было заново импортировать структуру изделия из Search: отредактировать существующий каталог было и проще, и быстрее.

Теперь весь процесс создания каталога значительно упростился:

  1. Данные о составе того или иного узла просто импортируются из системы Search. При этом учитывается, нужно ли разбивать узел на составные части. Таким образом получаются готовые номенклатурные списки.
  2. К каждому узлу «привязывается» соответствующий рисунок. Файлы рисунков получаются, как и прежде, с помощью Autodesk MDT 3.0.
  3. Производится простановка позиций деталей на рисунке и привязка их к позициям номенклатурного списка.
  4. Далее каталог просто печатается! И все — можно бежать в типографию!

Использование программы дало и еще один неожиданный результат: существенно упростилось создание каталога на иностранном языке. Если раньше переводчик тщательно изучал уже готовый документ и переводил его на нужный язык, то теперь оказалось вполне достаточно внести набор слов (а он довольно ограничен) и подготовить новый вариант бланка. Все остальное система выполняет автоматически. CATALOG может хранить сразу несколько переводов наименований изделий на различные языки, а после ввода этих переводов можно мгновенно получить версию каталога на любом языке.

Несколько слов об электронном варианте каталога. У нас появилась перспектива поставки каталога на компакт-дисках, то есть в электронном виде. Помимо очевидных плюсов для завода в таком варианте поставки есть плюс и для заказчика. Используя электронный каталог, при необходимости заказчик может прибегнуть к автоматическому формированию заказа на запасные части и узлы на бланке заводского образца.

К сожалению, программа CATALOG пока не позволяет нам разместить электронный каталог в Internet. А ведь это упростило бы обновление электронного каталога, да и нашим заказчикам было бы легче получать информацию о нашей продукции и заказывать нужные детали. Правда, сотрудники ИНТЕРМЕХ обещают, что такая возможность появится в I квартале 2002 года, и тогда мы сможем получать из каждого созданного в этой программе каталога любые каталоги — бумажные, электронные или сетевые. Надеемся, что и на этот раз они сдержат свое слово. В общем, поживем — увидим!

«САПР и графика» 1'2002