Можно ли сделать внедрение ГИС-технологий успешным?
Как добиться успеха во внедрении ГИС-технологий
Что такое консалтинг и зачем он нужен
Садясь писать эту статью, я испытывал определенные сомнения в том, а будет ли интересна читателям эта тема. Эти сомнения основывались на следующих фактах.
Во-первых, ГИС-технологии в нашей стране применяются уже около полувека и прошли в своем развитии все этапы, свойственные любой информационной технологии, — от глобального к персональному.
Во-вторых, существует множество созданных и функционирующих ГИС-проектов.
В-третьих, продолжают создаваться новые ГИС-проекты.
Значит, ГИСы нужны. Остается выяснить, какую пользу они приносят и какой результат дает их применение.
За ответом на эти вопросы я обратился к публикациям в прессе, к материалам конференций и семинаров, а также выслушал мнения специалистов, имеющих многолетний опыт создания и эксплуатации ГИС. Проанализировав собранную таким образом информацию, я пришел к следующим выводам:
Њ В основном в печати и в материалах конференций и семинаров описывается инструментарий для создания ГИС и связанная с ним методология: описание функций программного обеспечения, характеристик специализированной техники и преимущества их перед конкурирующими продуктами.
- В материалах конференций и семинаров, посвященных опыту создания ГИС, а
также в выступлениях и обсуждениях специалистов, как правило, поднимаются
проблемы, связанные с созданием электронной карты и привязанных к ней данных:
- проблема «разношерстности» имеющихся и предполагающих использование данных;
- проблемы законодательно-правовой базы (в частности, проблема доступа к данным, связанных с государственной тайной и безопасностью страны);
- проблема организации совместной работы поставщиков и потребителей данных;
- проблема «недофинансирования» проектов.
- В остальных материалах и публикациях основной темой является обрисовка перспектив использования создаваемых ГИС (это преимущественно высказывания типа «Ах, как все будет хорошо, если нам дадут достаточно денег и времени»).
К сожалению, нигде — ни в материалах конференций, ни в прессе — я не встретил даже упоминания о конкретных результатах эксплуатации созданной ГИС, которые можно было бы представить в цифровом виде. Ничего не говорится и о заработанных или сэкономленных с помощью ГИС деньгах.
Поэтому хочется задать вопрос непосредственно читателям журнала «САПР и графика»: есть ли в России эффективно работающие ГИС?
И если такая система существует, то приведите ее в пример и дайте ответы на другие вопросы: сколько вложено финансовых средств в создание данной ГИС, сколько средств уже заработано или сэкономлено в результате эксплуатации данной ГИС и сколько средств запланировано вложить в ее развитие?
К сожалению, типичный ответ, который я получал на любой из этих вопросов, был таков: «Нет данных». Отсюда следует вывод, что при создании ГИС-проектов почти никогда не ставится задача эффективного использования создаваемой системы (исключением являются только силовые структуры и МЧС — в силу специфики решаемых ими задач).
И тем не менее ГИС-технологии продолжают и внедрять, и применять… И почти все аргументы в пользу ГИС будут справедливы — это и создание электронной картографической информации, и создание объединенных баз данных, отображаемых на электронных картах, и т.д. Дело в том, что все классические работы по ГИС-технологиям (и даже негативный опыт) убеждают: использование ГИС-технологий обеспечивает не только значительное снижение затрат на сбор данных, но и сокращение сроков принятия решений и повышения качества анализа данных. Более того, создание ГИС как одного из компонентов управляющей системы предприятия позволяет оперативно и на основе целостного анализа данных принимать верные управленческие и инвестиционные решения.
Для предприятий, деятельность которых связана с большим риском аварий, внедрение ГИС-технологий позволит организовать и провести виртуальное ситуационное моделирование в случаях природотехногенных и природообусловленных мероприятий. Кроме того, ГИС дает возможность повысить качество управленческих решений на начальном уровне за счет формирования наборов сценариев изменения и развития ситуаций.
Другими словами, классически правильно созданная и эксплуатируемая система организации и управления геопространственными данными (информацией, которая идентифицирует географическое местоположение и свойства естественных или искусственно созданных объектов, а также их границ на земле) жизненно необходима всем, кто собирает, анализирует и использует эти данные.
Как добиться успеха во внедрении ГИС-технологий
Не секрет, что внедрение ГИС-технологий связано с долговременным отвлечением значительных финансовых, материальных и других ресурсов, а экономическая и функциональная отдача от этого наступает очень нескоро. Поэтому принятию инвестиционных решений по внедрению ГИС-технологий (как того и требуют нынешние экономические отношения) предшествует глубокий комплексный анализ — консалтинг, который предоставляет руководству предприятия полную картину необходимых затрат на приобретение и внедрение ГИС-технологий, а также перспективу экономического и технологического эффекта от внедрения этих технологий.
Что такое консалтинг и зачем он нужен
В справочной литературе этот термин определяется так: «Консалтинг — вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента». Иначе говоря, консалтинг — это любая помощь, оказываемая внешними консультантами в решении той или иной проблемы. Главная цель консалтинга состоит в повышении эффективности деятельности компании в целом и в увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.
Проведение консалтинга — весьма дорогое удовольствие, и многие руководители предприятий сомневаются в целесообразности затрат.
Анализ успешных и неудачных проектов внедрения ГИС-технологий позволяет выделить три основные группы проблем, оптимальное решение которых приводит к реально работающей системе: готовность предприятия к внедрению ГИС-технологий; оптимальный выбор ГИС-технологии; квалификация консультантов, внедряющих систему. Первые две проблемы решаются консультантами, третья — самим клиентом. Поэтому на вопрос, когда стоит платить за консалтинг, можно ответить однозначно: только тогда, когда необходимо получить реально работающую систему.
Для анализа эффективности внедрения ГИС-технологий можно использовать рекомендации международной организации ЮНИДО, а также Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, разработанные в России. Консалтинговое обследование предприятия включает:
- Определение перспектив и направления развития ГИС.
- Определение масштаба и конечных целей проекта по внедрению ГИС-технологий в процесс работы предприятия.
- Планирование процесса внедрения ГИС-технологий.
- Определение структуры и кадровой политики ГИС-подразделения предприятия.
- Формулировка требований к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ГИС-технологий и оценка их воздействия на работу предприятия.
- Анализ внутренней политики предприятия и оценка влияния на нее внедрения ГИС-технологий и действующего законодательства.
- Определение ресурсов для осуществления проекта.
Результатом консалтингового обследования предприятия, как правило, становится документ под названием «Проект внедрения ГИС-технологий», где рассчитывается экономическая целесообразность внедрения ГИС-технологий в процесс работы предприятия и даются рекомендации по повышению эффективности процесса внедрения.
В настоящее время внедрение ГИС — это уже технология на сформировавшемся рынке ГИС, так как консалтинговые услуги появляются на рынке последними. И именно их появление может свидетельствовать о том, что рынок ГИС-технологий полностью сформировался. Чтобы возникло предложение консалтинговых услуг, на рынке должны сложиться определенные условия. Первое (и самое очевидное) — возникновение спроса. Как только появилось осознание того, что консалтинговая информация — это те же деньги (а может, и ресурс поважнее) и что обрабатывать информацию без соответствующих знаний невозможно или невыгодно, возникает и спрос на консалтинг. Второе — это зрелость самого рынка, поскольку для появления квалифицированных экспертов и консультантов в области построения сложных геоинформационных систем необходимы время и опыт.
Сегодня у нас есть и квалифицированные эксперты, и опыт создания экономически эффективных проектов. И самое главное — мы готовы вам помочь.
«САПР и графика» 1'2002