2 - 2000

AutoCAD Architectural Desktop R2

Сергей Бенклян

Лед тронулся…

От макета к рабочим чертежам

Сетки строительных осей

Стены

Двери и окна

Лестницы и ограждения

Кровли

Библиотеки интерьеров, экстерьеров и оборудования

Ведомости и экспликации

Некоторые выводы

Лед тронулся…

В прошлом году компания Autodesk выпустила в свет AutoCAD 2000, за которым последовал шквал программных продуктов семейства Design 2000. Одним из первых появился AutoCAD Architectural Desktop R2 (в дальнейшем ADT). Справедливости ради надо отметить, что первая версия ADT R1 стала доступна в начале 1999 года и базировалась на платформе AutoCAD R14.01. В нашу страну ADT R1 поступил в несколько урезанном варианте (в нем отсутствовали встроенные библиотеки мебели, оборудования, условных обозначений, функции генерации проектной документации) и, к сожалению, не получил должного внимания.

Что же представляет собой ADT R2? Постараюсь сначала позиционировать его именно на рынке САПР, так как ADT в полном объеме соответствует этой аббревиатуре и термин «электронный кульман» (в самом хорошем смысле этого слова) ушел на второй план.

ADT R2 — это базовый AutoCAD 2000 плюс объектно-ориентированная архитектурная надстройка, выполненная на основе новейшей технологии Autodesk ObjectARX, позволяющей создавать «интеллектуальные», легкоуправляемые и видоизменяемые архитектурно-строительные объекты.

Пользователь может устанавливать под ADT любые приложения (надстройки), работающие в среде AutoCAD 2000. Таким образом, ADT — это не только программный продукт для архитекторов, но и базовый пакет для смежных специалистов (ОВ, ВК и пр.).

ADT прекрасно вписывается в новую линейку продуктов компании Autodesk Design 2000. Так, например, в 3D Studio VIZ R3 реализована динамическая связь с ADT, позволяющая параллельно вести фотореалистичную визуализацию создаваемых в ADT объектов. Из ADT можно передать модель здания или сооружения в AutoCAD Land Development Desktop для привязки к конкретной местности. Принципиально важно, что вся технологическая линия проектирования базируется на едином графическом формате чертежей (DWG), что позволяет избежать многочисленных ошибок при конвертировании из других графических форматов и существенно сократить время проектирования.

В начало В начало

От макета к рабочим чертежам

Работа с ADT включает две стадии проектирования: концептуальную и рабочую. На стадии концептуального проектирования создается объемный макет здания. Для этого разработан новый менеджер макета (Model Explorer), который позволяет пользователям видеть иерархию элементов модели, видоизменять, добавлять и удалять отдельные объекты. Макет здания «собирается» из элементов (объектов Mass elements). Имеется более десятка стандартных параметрических объектов (параллелепипед, сфера, цилиндр и т.д) и два типа произвольных — Extrusion и Revolution, которые создаются путем выдавливания или вращения полилиний. В процессе добавления новых объектов макета происходит сопряжение (логическое объединение, вычитание или пересечение) элементов. Любой объект может быть трансформирован в другую форму (например, цилиндр может быть трансформирован в куб и т.п.). Полученная модель здания может быть «рассечена» горизонтальными сечениями, которые затем конвертируются в поэтажные планировки. Концептуальная стадия проектирования не обязательна: архитекторы могут идти и по привычному пути — отрисовать сетку строительных осей, запроектировать стены, расставить двери, окна и т.д.

В начало В начало

Сетки строительных осей

В ADT реализовано два типа сеток строительных осей: прямоугольные и радиальные. В диалоговом окне настройки сеток в табличной форме задаются общие габаритные размеры и расстояния между каждой осью. При формировании сетки можно сразу расставить колонны. Все архитектурно-строительные элементы являются едиными объектами, и это значительно облегчает их редактирование. Контекстные меню, вызываемые щелчком правой кнопки мыши, предлагают выполнить все доступные операции по модификации выбранного объекта. Простановка всех цепочек размеров также производится одним нажатием правой кнопки мыши. Очень удобным является редактирование с помощью «ручек»: например, любую из осей можно передвинуть на заданное расстояние — это изменение автоматически произойдет и в таблице настройки сформированной сетки.

В начало В начало

Стены

Стены (рис. 1) — основной элемент архитектурного проектирования, и на описании их свойств мы остановимся наиболее подробно.

Все архитектурно-строительные элементы в ADT в зависимости от точки зрения (вид в плане или в любом 3D-виде) автоматически принимают двухмерный или объемный вид — это одно из свойств «интеллектуальных» объектов. Пользователь имеет возможность выполнять независимую настройку отображения объектов в 2D и 3D. Очевидно, что теперь отпадает необходимость извлечения из трехмерной модели двухмерных планов и фасадов.

Для всех объектов, в том числе и для стен, введено понятие «стилей». На основе стилей формируются пользовательские библиотеки стен, окон, дверей, лестниц и других элементов.

При формировании стиля стены задается:

  • многослойность в плане: каждому слою можно присвоить свое имя и тип штриховки заданного цвета;
  • многослойность по высотным отметкам: возможность создавать стены с различными толщинами на заданных отметках;
  • стили торцов стен. Самым очевидным их применением является создание четвертей для оконных и дверных проемов. Стили торцов создаются из полилиний и помещаются в соответствующую библиотеку.

В процессе отрисовки стены (в пределах одной команды) можно переключаться с прямолинейных сегментов на дуговые, менять текущие геометрические размеры, переходить с одного стиля на другой.

При редактировании стены существуют следующие возможности:

  • формирование произвольной формы стены, как в плане, так и в фронте с произвольной формой оконных и дверных проемов. Для этого необходимо всего лишь отрисовать соответствующие этим формам полилинии, и с помощью инструментов редактирования стена принимает заданные очертания. В такие «кривые» стены, точно так же, как и в стандартные, легко вставляются оконные и дверные проемы (если необходимо, также произвольной формы). На редактирование стены, показанной на рис. 2, было затрачено не более двух минут. Взаимные пересечения и сопряжения сложных по форме стен отрабатываются автоматически;
  • модификаторы стены используются для создания карнизов, козырьков, парапетов. Схема та же: рисуются полилинии, описывающие форму элемента в плане, и затем в диалоговом окне редактирования стены в табличной форме задается, на какой отметке (по координате Z) и в каких пределах (по координате X) будет применен данный модификатор. К одной стене можно применить несколько модификаторов (рис. 3). Все вновь создаваемые формы попадают в библиотеку стилей модификаторов.

В ADT есть функция динамической связи любых объемных элементов со стенами — чрезвычайно полезный и очень элегантный инструмент для создания в стенах ниш и углублений произвольной формы. При установке динамической связи, к примеру, сферы и стены (рис. 4) в стене образуется соответствующее углубление. Самым примечательным является то, что поверхность пересечения при перемещении сферы динамически видоизменяется. Связываемый со стеной объект можно, не удаляя, трансформировать в другую форму (сферу можно превратить в цилиндр, куб, конус или в любую поверхность выдавливания). Аналогично при связывании колонн и стен образуются соответствующие ниши. Объекты, динамически связываемые со стенами, располагаются на отдельных слоях. Когда возникает необходимость редактирования углублений, эти слои включаются и вносятся требуемые изменения.

Важно и то, что стены можно сопрягать с кровлей.

Как уже отмечалось, «интеллектуальные» объекты модифицируются несколькими способами: через контекстное меню, посредством «ручек» или с помощью диалогового окна свойств объектов, в котором можно изменить любой геометрический размер, заменить один «стиль» на другой. Все изменения мгновенно отражаются в чертеже.

С помощью интерфейса Design Center в режиме drag-and-drop можно «втягивать» в текущий чертеж из любого другого стили стен, окон, дверей и лестниц.

Для образмеривания необходимо всего лишь выбрать нужные стены и указать местоположение размерной линии: размерные цепочки будут проставлены, включая все оконные и дверные проемы.

В начало В начало

Двери и окна

Двери и окна также формируются на основе стилей (рис. 5). В базовую поставку включено более 60 стилей окон и дверей. Все составные элементы столярных изделий полностью параметризованы. При организации стиля доступна опция произвольных форм — Custom. Для создания custom-объектов сначала необходимо отрисовать замкнутыми полилиниями контуры окна или двери (эти контуры могут быть вложенными) и затем «зарегистрировать» их как профили (AEC Profile). После «регистрации» контуров как профилей их можно применять:

  • для формирования собственных стилей окон и дверей;
  • в настройках ограждений и лестниц для описания форм балясин и поперечного сечения перил;
  • для форм поперечного сечения колонн;
  • для создания элементов макета типа Extrusion.

На рис. 6 приведены примеры нескольких профилей и объектов, сделанных на их основе.

Отображение дверей и окон в плане и в любом трехмерном виде можно независимо настраивать: включать/выключать видимость и менять свойства составных элементов столярки.

Еще одним способом создания собственных «рисунков» дверного полотна и окна является замена стандартных элементов пользовательскими блоками (стандартными блоками, выполненными в твердотельных объектах или в трехмерных гранях). Примечательно, что пользовательский блок можно выполнить эскизно, соблюдая лишь основные пропорции. При добавлении такого блока к объекту специальная опция позволяет вписать его по всем измерениям в необходимые габариты (рис. 7). По этой же методике создаются «сборки»: к объекту можно добавить любое количество блоков (например, создать сборку «окно + наличники + козырек + бабушку на скамеечке под окном +…. »).

Независимая настройка отображения архитектурных элементов в 2D и 3D позволяет добавлять к одному и тому же объекту совершенно различные блоки (в 2D — плоские, в 3D — объемные), что обеспечивает максимальную гибкость представления графической информации на чертеже.

Редактируются двери и окна посредством контекстных меню, окна свойств (его удобно постоянно держать открытым в левой или правой части экрана, что позволяет моментально изменять все геометрические размеры и стили выбранных объектов).

Все объекты, в том числе окна и двери, переносятся, копируются и удаляются стандартными командами AutoCAD (к примеру, команда «массив» расставит цепочку окон с заданным шагом).

В начало В начало

Лестницы и ограждения

В ADT разработан мощный инструмент для проектирования лестниц и ограждений. Лестницы отрисовываются на основе форм (П-образные, многоплощадочные, винтовые) и стилей (деревянная, бетонная, металлическая или собственного стиля). Диалоговые окна стилей (рис. 8) содержат большое количество параметризуемых элементов конструкции лестничного марша. В процессе отрисовки лестницы есть возможность переключаться в необходимых местах на забежные ступени и промежуточные площадки.

С помощью «ручек» можно растягивать и изменять контуры лестницы в плане. В окне свойств редактируются размеры и меняются стили.

В окне настройки ограждений определяются все размеры и формы (в том числе произвольные) составных элементов — перил, балясин и пр.

В начало В начало

Кровли

Одним из наиболее привлекательных способов отрисовки скатных кровель является метод конвертации из контуров наружных стен. При последующем редактировании каждому скату можно задать свой угол наклона (при угле более 90 градусов скат удаляется, и при выполнении соответствующей команды стена дотягивается до кровли).

Посредством «ручек» скаты динамически растягиваются, а коньки перемещаются.

К сожалению, не реализован инструмент для создания купольных и сводчатых крыш, но смоделировать их стандартными средствами AutoCAD (поверхности вращения и поверхности сдвига) не составляет большого труда.

В начало В начало

Библиотеки интерьеров, экстерьеров и оборудования

В стандартную поставку включены базовые библиотеки мебели, сантехнического оборудования, деревьев, машин и пр. Вставка в чертеж этих объектов реализована в режиме drag-and-drop посредством интерфейса AutoCAD Design Center (рис. 9). Все объекты также в зависимости от точки зрения принимают двухмерный или трехмерный вид.

В ADT введено новое понятие многовидового блока. На его основе очень удобно создавать собственные библиотеки «интеллектуальных» объектов.

При определении такого блока необходимо лишь указать, в каком виде (в плане, фронте, сбоку и т.д.) какой стандартный блок будет отображаться на чертеже.

Пакет позволяет создавать анимационные ролики (AVI-файлы). Одно из новшеств AutoCAD 2000 — это возможность в режиме раскрашивания «покрутить» модель с присвоенными конкретными материалами в отображении палитры True Color. В этом режиме доступны команды рисования и редактирования.

Хочется отметить прекрасный интерфейс всех диалоговых окон. В каждом из них доступна опция предварительного просмотра (в реальном времени) создаваемого или редактируемого объекта. Все рисунки в диалоговых окнах выполнены в стиле «ручной подачи», что располагает к работе в «уютной обстановке».

В начало В начало

Ведомости и экспликации

В ADT все отчетные таблицы динамически связаны с соответствующими объектами чертежа, и при добавлении, удалении, модификации объектов мгновенно происходят соответствующие изменения в отчетных формах. Все шаблоны отчетных документов создаются на основе стилей, благодаря чему можно очень легко создавать собственные формы таблиц, приспосабливая их к конкретным стандартам. В этом году планируется локализовать ADT и настроить его на отечественные стандарты. Использование гиперссылок позволяет «прикрепить» к любому объекту или примитиву ссылочные документы (это могут быть другие чертежи, текстовые документы, электронные таблицы и т.д.). При активации ссылки на другой чертеж отрывается новое окно (AutoCAD 2000 открывает в одной сессии неограниченное количество документов) с загруженным ссылочным чертежом.

В начало В начало

Некоторые выводы

  • Отличительной особенностью Architectural Desktop, его «изюминкой», является мощный и простой инструмент для работы с произвольными формами архитектурно-строительных объектов, позволяющий архитекторам воплощать самые экстравагантные идеи.
  • Благодаря новой технологии Autodesk ObjectARX архитектурные объекты модифицируются буквально «на лету», за счет чего существенно сокращается время проектирования, особенно на стадии согласования объемно-планировочных решений со смежниками.
  • Как уже указывалось, Architectural Desktop — не узкоспециализированный архитектурный пакет. По сути, он является базовым продуктом для выполнения приложений смежных специальностей.
  • Произведя замену старых версий AutoCAD на Architectural Desktop, зарегистрированные пользователи, работающие в строительной сфере, перейдут на новый качественный уровень проектирования.

В заключение отмечу, что выбор того или иного программного обеспечения, безусловно, — личное дело каждого. Что же касается вашего покорного слуги, то он свой выбор сделал (рис. 10). Присоединяйтесь!

«САПР и графика» 2'2000