Автоматизированная система формирования и хранения электронного архива проектов и проектной документации для строительства СПДС-Менеджер
Общая характеристика СПДС-Менеджер
Контроль, защита и права доступа
В настоящее время в проектных организациях идет бурное внедрение программно-технических средств, позволяющих ускорить разработку и улучшить качество выпускаемой проектной и рабочей документации.
Этот факт, конечно же, радостный. Но вместе с тем многие уже начинают сталкиваться с определенными трудностями, которые возникают по мере увеличения количества электронных чертежей. К тому же во многих организациях часть проектной документации разрабатывается как с помощью компьютера, так и с помощью кульмана.
Без участия автора поиск и просмотр электронного документа, как правило, затруднителен. Файлы электронных документов хранятся в папках, чаще всего озаглавленных именами авторов. Имена файлов типа AP1833-1 не несут в себе информации о содержании самого чертежа.
Особенно остро стоит проблема внесения изменений в рабочую документацию, выданную заказчику, если она хранится в электронном виде, а также регистрации изменений, вносимых в электронные документы.
В системе СПДС-Менеджер эти проблемы решены.
Формирование, структура электронного архива и проектной документации, выполненной в среде СПДС-Менеджер, удовлетворяет ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации».
Общая характеристика СПДС-Менеджер
Общие виды экрана СПДС-Менеджер отображены на рис. 1, 2, 3.
Проекты, входящие в состав архива, имеют три типа состояния: разработка, архив, изменения.
Разработка. В этом состоянии непосредственно во время разработки проектной документации формируется состав проекта так, как это определено ГОСТ 21.101-97. Проект состоит из основных комплектов. Основной комплект состоит из рабочих чертежей, разрабатываемых отдельными исполнителями.
Для каждого основного комплекта рабочих чертежей автоматически формируется ведомость рабочих чертежей основного комплекта.
Для проекта автоматически формируется ведомость основных комплектов рабочих чертежей.
Архив. Когда разработка проекта закончена и он готов к сдаче в архив, архивариус присваивает ему статус «архивный». Теперь за состояние документов, входящих в состав этого проекта, полностью отвечает архивариус. Редактирование и изменение документов, входящих в этот проект, без разрешения архивариуса невозможно.
Изменения. Состояние предназначено для внесения изменений в архивную документацию. Архивариус снимает с проекта статус «архивный» и вводит для нужного основного комплекта разрешение на внесение изменений. Затем исполнитель заполняет для нужного документа регистрационную карточку изменения. После этого можно редактировать сам документ.
Реализованы все виды внесения изменений: аннулирование листа, ввод нового листа, внесение изменения в чертеж и пр. Вся история внесения изменений хранится, и всегда можно найти и просмотреть документ с соответствующим номером изменения.
Система автоматически регистрирует для каждого документа характер изменения и заносит его для соответствующего документа в графу «примечание» ведомости рабочих чертежей основного комплекта.
На панели «Элементы» содержится описание элемента. Элементом может быть документ (графический, текстовый), основной комплект, проект.
Информация с панели элементов передается в ведомость рабочих чертежей основного комплекта и в ведомость основных комплектов при их автоматическом формировании.
В папки «Проработки, Переписка, Согласование, Прилагаемые» помещается необходимая сопутствующая информация для данного документа (элемента) как путем прямого создания, так и путем импорта (сканирование и вставка).
Все графические и текстовые документы располагаются и хранятся на панели «Документы».
На панели «Атрибуты» (рис. 3) в закладке для атрибутов хранится информация об исполнителях, сроках и пр. В закладке изменений (рис. 4, 5) хранятся все данные о внесенных в документы изменениях. Для основных комплектов это разрешения на внесение изменений, которые при необходимости можно просмотреть и распечатать. Для документов — карточки изменений с именами исполнителей и характером изменений.
В информационной панели отражается полная информация об элементе (документе), которая не умещается на панели элементов.
Панель закладок предназначена для быстрого перехода по составу проектов.
При необходимости информационную панель и панель закладок можно скрыть.
Внесение изменений в документ
После ввода разрешения на внесение изменений и заполнения карточки изменения (рис. 7) для документа система автоматически создает закладку с номером соответствующего изменения (на рис. 6 это «ПД (Изм.2)») и копирует туда подлежащий изменению документ.
После этого документ, находящийся в закладке «ПД (Изм.2)», можно открывать для редактирования. Документы с предыдущими изменениями редактировать невозможно; разрешен только просмотр. Поэтому можно легко проследить всю историю внесения изменений, просмотреть как сам документ, так и характер изменений в нем. Текст из поля «Содержание изменения» переносится в соответствующую графу при автоматическом формировании бланка «разрешение на внесение изменений».
СПДС-Менеджер автоматически формирует в Microsoft Word:
- ведомость рабочих чертежей основного комплекта (рис. 8);
- разрешение на внесение изменений (рис. 9);
- ведомость основных комплектов рабочих чертежей (рис. 10).
Поиск документов
В системе реализованы различные варианты поиска документов.
Поиск по дереву элементов. Пользователь находит в архиве нужный проект, в проекте нужный ОК, а в нем нужный документ (рис. 11). Вся информация абсолютно понятна.
Достаточно щелкнуть мышью в нужной строчке, и система найдет и покажет вам необходимый документ.
Поиск элемента по его атрибутам. Здесь можно явно задать наименование изображения на чертеже (как это написано в штампе, рис. 12) или, допустим, найти чертежи, сданные конкретным исполнителем в период с 01.12.99 по 13.12.99 (рис. 13).
Контроль, защита и права доступа
В системе реализован контроль за соблюдением сроков исполнения. Администратор назначает элементу (документу) атрибут «срок окончания», не доступный простому пользователю для редактирования. При просроченной дате система даст сообщение и пометит этот элемент восклицательным знаком. Чтобы убрать это сообщение, администратор должен или ввести атрибут «Выполнено» с ранним числом, или задать более поздний срок.
Работая в СПДС-Менеджер, вы можете назначить всем пользователям их права и привилегии (рис. 14).
Как видно, пользователям можно назначить различные варианты доступа к панелям элементов, документов и атрибутов.
Возможно также назначить группе пользователей, например сантехников, режим доступа к основному комплекту АР «Только чтение», тем самым дав возможность смежникам видеть необходимые им чертежи, в то же время исключив для них возможность редактирования этих чертежей.
СПДС-Менеджер ведет протокол работы в системе (рис. 15).
Это позволяет отследить все действия, которые выполнялись в системе. Используя фильтр событий (рис. 16), можно быстро найти, допустим, удаленные документы за определенный срок и выявить лиц, которые их удалили.
Имеется возможность провести анализ интенсивности работы в системе по часам, неделям, месяцам, а также анализ интенсивности работы каждого пользователя.
Имеется возможность периодически создавать сжатую резервную копию архива на магнито-оптических носителях и при необходимости восстанавливать утраченные документы.
Обработчики документов
В системе возможно назначение одного или нескольких приложений для обработки документа, в зависимости от его типа (рис. 17). Благодаря этому при просмотре или редактировании документа система автоматически запускает ту программу, с помощью которой был создан этот документ.
Наличие средств (СПДС-Менеджер API) позволит пользователям создавать свои приложения, работающие с данными СПДС-Менеджер.
СПДС-Менеджер — мощное и надежное средство для упорядоченного формирования и хранения вашей электронной проектной документации, а также для перевода бумажного архива в электронный вид.
Надеемся, что проектировщики по достоинству оценят новый программный продукт.
«САПР и графика» 2'2000