Программные продукты фирмы НТЦ АПМ как инструмент формирования инженерных кадров
Каждый, кто имеет хотя бы малейшее отношение к системе высшего образования, прекрасно понимает, в каком тяжелом положении она находится и что ей, так же как и всему обществу, нужна структурная перестройка. Однако помощи со стороны Министерства образования ждать не приходится, поскольку вся его энергия, достойная лучшего применения, под флагом борьбы с репетиторством направлена на введение единого вступительного экзамена. А до разработки концепции образования руки, естественно, не доходят. Между тем положение в этой сфере довольно серьезное, и отнюдь не только из-за пресловутой нехватки финансирования.
Мне уже более 25 лет приходится заниматься конструкторской подготовкой инженерных кадров. По роду своей деятельности я часто бываю как в различных технических университетах, так и на многих предприятиях. С сожалением могу признать: большая часть моих коллег по профессии, преподавая курс «Основы проектирования машин», плохо представляют себе, как именно этот процесс выполняется на современном производстве. Причем даже не где-нибудь за границей, а на соседнем с университетом предприятии.
Не секрет и то, что некоторые наши вузы в начале нового тысячелетия больше напоминают музеи истории образования с допотопным оборудованием начала прошлого века и педагогическим составом, который плохо ориентируется во времени и пространстве.
Объективности ради следует сказать, что многие российские предприятия, интенсивно использующие современные компьютерные CAD/CAM/CAE-технологии, готовят себе специалистов сами, не дожидаясь, когда это сделают технические университеты. Очевидно, что человеческий фактор в вопросе перехода на компьютерные технологии является самым сдерживающим.
Обвинить меня в необъективной оценке современного российского инженерного образования могут только те, кто действительно либо не знает, либо не хочет знать реального положения дел. Высшей школе нужна помощь, но и сама она должна помочь себе. Мне известно много примеров, когда руководство вуза и преподавательский состав, не дожидаясь скудных бюджетных денег, самостоятельно зарабатывают средства на внедрение современных методов и средств подготовки специалистов. В результате студентам становится интересно учиться, престиж данного учебного заведения поднимается, возрастает количество желающих поступить в него (причем согласных за это платить!) и т.д. Об одном таком примере — Бутурлиновском механико-технологическом колледже — уже было рассказано в «САПР и графика» № 9’2001. И, честное слово, уровню оснащенности техническими средствами обучения в БМТК и уровню преподавания технических дисциплин может позавидовать иной столичный вуз. Аналогично обстоит ситуация и в Оренбургском железнодорожном техникуме. Я намеренно говорю сейчас именно о среднем звене, о колледжах, чтобы подчеркнуть: даже в сегодняшних непростых условиях (причем для колледжей эти условия гораздо жестче, чем для вузов) работать можно творчески.
Реальным вкладом высшей школы в возрождение современной России, на мой взгляд, может стать фундаментальная подготовка специалистов в области современных компьютерных средств автоматизированного проектирования, инженерного анализа конструкций и оборудования, технологической подготовки производства и ведения технического документооборота.
Российские фирмы — разработчики соответствующего программного обеспечения готовы в этом помочь. На мой взгляд, большая и полезная работа в этом направлении ведется, например, российскими фирмами «АСКОН» и «Топ-Системы». Свой вклад в формирование новых современных методов подготовки специалистов высшей школы вносит и НТЦ АПМ. Разработанный нашими специалистами программный продукт — система APM WinMachine — установлен и успешно эксплуатируется в 140 университетах России и Украины. Если добавить более 300 рабочих мест, которыми оборудованы университеты Юго-Восточной Азии (Южная Корея и Япония), то работа эта может показаться успешной. Однако нас, по правде говоря, такие темпы внедрения устроить никак не могут. Прекрасно понимая, какие потенциальные возможности для коренного улучшения методики преподавания технических дисциплин могут быть реализованы с помощью системы APM WinMachine, мы убеждены в том, что внедрение пока еще идет медленно.
Напомню, APM WinMachine представляет собой среду, включающую инструменты и программы для автоматизированного расчета и проектирования деталей машин, механизмов, элементов конструкций и узлов. Кроме того, она имеет современные графические средства, встроенные базы данных, необходимую информационную базу знаний, разветвленную систему подсказок и фундаментальный электронный учебник по основам проектирования машин. В состав системы входят инструменты для анализа напряженно-деформированного состояния, расчета динамики собственных колебаний, инструменты теплового анализа. С помощью системы APM WinMachine можно организовать лабораторные и практические и лекционные занятия по таким общетехническим дисциплинам, как «Сопротивление материалов», «Теоретическая механика», «Детали машин», «Теория машин и механизмов», «Подъемно-транспортные машины», «Строительная механика», и по любым спецкурсам машиностроительного и строительного профилей. Система APM WinMachine незаменима при курсовом и дипломном проектировании. Поскольку на страницах журнала «САПР и графика» публиковалось достаточно информации относительно содержательной части программы, то подробно останавливаться на этом не буду.
Для активизации интереса к продуктам фирмы НТЦ АПМ мы приняли решение о проведении ежегодного конкурса студенческих работ. Первый конкурс под названием «Инструменты НТЦ АПМ в образовании 2001» был проведен в прошлом году. В нем приняло участие 56 работ из различных вузов и колледжей России и стран СНГ. Всем принявшим участие в конкурсе, но не занявшим призовые места НТЦ АПМ выражает благодарность и желает удачи в будущем году. Не имея возможности перечислить всех участников конкурса, отметим лишь его победителей.
Итоги конкурса подвела комиссия в составе:
В.В.Шелофаст — докт. техн. наук, профессор кафедры «Основы конструирования машин» Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана; И.В.Бирюков — докт. техн. наук, профессор кафедры локомотивов и локомотивного хозяйства Московского государственного университета путей сообщения; П.Г.Русанова — канд. техн. наук, доцент кафедры теоретической механики Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, Е.Г.Стайнова — канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры вычислительной математики и математической физики Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана.
Решением конкурсной комиссии присуждены следующие премии:
Первая премия — Ю.А.Шатохину, студенту второго курса Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, представившему на конкурс работу «Разработка программного обеспечения для определения кривых пересечения трехмерных геометрических объектов».
Две вторые премии — А.А.Козлову, студенту кафедры подъемно-транспортных машин Калужского филиала МГТУ им. Н.Э.Баумана, за дипломный проект «Модернизация привода поворотной сцены Калужского драматического театра» (руководитель — канд. техн. наук, доцент А.И.Головин) и А.О.Пугачеву, студенту Орловского государственного технического университета, за работу на тему «Расчет динамических характеристик роторов на подшипниках скольжения высокоскоростных криогенных турбомашин» (руководитель — докт. техн. наук, профессор Л.А.Савин).
Три третьи премии: В.Г.Козлову, студенту Воронежского государственного аграрного университета им. К.Д.Глинки, за работу на тему «Привод специальной установки» (руководитель — заведующий кафедрой механики Е.М.Попов); Р.Р.Мингазову и Р.Р.Рахматуллину, студентам факультета механизации сельского хозяйства Башкирского государственного аграрного университета (руководитель — канд. техн. наук, доцент кафедры теоретической и прикладной механики В.В.Васильев); А.М.Важинскому и А.Н.Веретенникову, студентам Бутурлиновского механико-технологического колледжа за работу на тему «Расчет несущей конструкции автомобилеразгрузчика У15-УРАГ», выполненную по заказу Бутурлиновского мелькомбината (руководитель — А.К.Вылегжанин).
В настоящее время объявлен конкурс студенческих работ на 2001-2002 учебный год, подведение итогов которого планируется в июле. Надеемся, что этот конкурс также пройдет успешно, что поднимет интерес к нашим программным продуктам со стороны высшей школы, а ее участники получат практические навыки работы с современным программным обеспечением.
В новом году НТЦ АПМ приготовил вузам своеобразный подарок: с января 2002 года для студентов и аспирантов мы выпускаем свободно распространяемую университетскую версию нашего плоского графического редактора APM Graph. Университетская версия несколько отличается от базовой — в ней недоступны функции работы с базой данных, параметризация, отдельные операции перекодировки и некоторые другие нечасто применяемые процедуры. В остальном же — это полноценный двухмерный чертежно-графический редактор.
Такой шаг с нашей стороны должен активизировать процесс внедрения системы APM WinMachine в учебную практику вузов.
Кроме того, для облегчения знакомства с системой в начале 2002 года выпущена демонстрационная версия всех модулей системы с урезанными функциями, позволяющая выполнить ряд возможных расчетных операций. Желающие более детально изучить рабочую версию могут получить ее бесплатно во временное ознакомительное пользование.
НТЦ АПМ активно занимается подготовкой преподавателей для работы с APM WinMachine как в собственном учебном центре, так и на базе соответствующих учебных заведений. Мы постоянно проводим демонстрационные семинары, где подробно знакомим потенциальных пользователей с возможностями наших программных продуктов. В результате этой деятельности инструменты APM WinMachine широко используются для проведения учебного процесса, выполнения проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ, а также для подготовки кандидатских и докторских диссертаций. Центру приходится выступать в качестве оппонирующей организации при защите этих диссертаций. Кроме того, мы самостоятельно выполняем расчетные работы по заказу предприятий и других организационных структур. Мы также оказываем консультационные услуги по сложным техническим вопросам, осуществляем гарантийное и послегарантийное обслуживание, которое, наряду с прочим, предусматривает поставку новых версий наших программных продуктов.
Для наших пользователей НТЦ АПМ проводит ежегодные пользовательские конференции, где подробно демонстрируются новые возможности, которые появились у нас за последний год. При этом много интересных докладов о практическом использовании продуктов НТЦ АПМ делают наши пользователи, в том числе и студенты вузов. Следующая конференция будет проходить в мае 2002 года. В рамках конференции предусмотрена организация секции, на которой будут рассмотрены вопросы учебно-методического характера.
Подобную работу мы планируем продолжать, так же как и публичные презентации в ведущих российских университетах, которые обычно собирают много преподавателей. В наших планах — организация совместно с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э.Баумана постоянно действующего семинара для университетов технического профиля Москвы и Московской области.
Что касается ценовой политики, то она весьма благоприятна для высших учебных заведений. Вузам и колледжам мы поставляем полноценный программный продукт без каких-либо ограничений, который имеет те же возможности, что и предназначенный для промышленных предприятий, но стоит в десятки (!) раз меньше. Такая политика позволяет студентам вузов выполнять учебные проекты на уровне промышленных решений. При этом некоторые университеты используют APM WinMachine для выполнения реальных заказов промышленных предприятий. Особую пользу от применения наших программных продуктов можно получить при использовании их в дипломном и курсовом проектировании, где от простого проектирования можно перейти к задачам выбора оптимальных конструкций по различным критериям. Все это способствует формированию технического мышления, навыков работы с современными программными средствами и с передовыми технологиями.
На наших глазах в тех учебных заведениях, которые активно используют программные продукты ведущих российских фирм, в том числе и НТЦ АПМ, качественно меняется содержание традиционных курсов, что делает их более привлекательными для современной молодежи и в конечном итоге поднимает престиж российского инженерного образования.
«САПР и графика» 2'2002