КОМПАС помогает в чрезвычайных ситуациях НПП «Проект-техника»: опыт успешной автоматизации
Все активнее идет процесс структурной перестройки Вооруженных Сил России. При этом большое внимание уделяется мобильности войск, их технической и боевой оснащенности, нормальным условиям работы личного состава в обычной и экстремальной обстановке. Одним из основных путей повышения мобильности функциональных подразделений является создание подвижных модулей и модульных комплексов, изготавливаемых на базе унифицированных обитаемых легкосъемных автомобильных кузовов-контейнеров постоянного и переменного объема. Головной организацией в области разработки таких контейнеров является научно-производственное предприятие «Проект-техника», образованное в 1990 году на базе НПО «Молния». При создании своей продукции мы используем лучшие наработки системного подхода и опыт, приобретенный во время проектирования орбитального комплекса «Буран».
НПП «Проект-техника» по заказам Министерства обороны РФ, Погранвойск РФ, МЧС проводит комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию на базе обитаемых кузовов-контейнеров постоянного и переменного объема различных функциональных модулей (подвижных медицинских пунктов, пунктов управления, жилых и бытовых модулей, издательско-полиграфических комплексов и даже подвижных хлебозаводов). Модули оснащены системами жизнеобеспечения (кондиционирование, отопление, вентиляция, освещение), щитом электропитания с автоматической защитой от поражения электрическим током, пультами управления этими системами и другими элементами и оборудованием, необходимыми для функционирования модулей.
До середины 2000 года наши специалисты создавали конструкторскую документацию за кульманами. Компьютеры использовались для проведения некоторых расчетов. Однако такой способ проектирования не обеспечивал выполнение всевозрастающего объема работ в запланированные сроки, да и качество «бумажной» документации подчас оставляло желать лучшего. Следует признать, что на нескольких компьютерах были установлены «пиратские» версии различных зарубежных CAD-систем, однако они не делали погоды в процессе проектирования; к тому же систематическое использование нелицензионного ПО не устраивало руководство фирмы.
Количество заказов неуклонно росло, отчетливо наметилась тенденция к унификации изделий. Для выполнения этих заказов требовалось либо увеличить количество конструкторов, либо повысить производительность их труда. Единственно верным решением в этих условиях стало приобретение компьютеров и системного и прикладного программного обеспечения (САПР).
Изначально мы ориентировались на покупку исключительно лицензионного ПО, понимая, что лишь такой подход гарантирует устойчивую работу выбранной системы, обеспечивает возможность квалифицированной технической поддержки, обновления версий, проведения фирменных курсов обучения.
После рассмотрения различных вариантов оснащения рабочих мест системами автоматизированного проектирования мы остановили выбор на системе КОМПАС. Она разработана с учетом всех норм и требований ЕСКД, полностью русифицирована; существует возможность оперативной связи с производителем данного программного продукта. Не последнюю роль в выборе сыграла и сравнительно невысокая цена программы, позволяющей эффективно и качественно решать большинство конструкторских задач. Кроме того, в арсенале производителя и поставщика системы КОМПАС — компании «Аскон» — имеется множество прикладных библиотек для решения узкоспециализированных задач. Еще одна причина выбора: «Аскон» стабильно работает на российском рынке САПР уже 12 лет, а предлагаемые компанией решения успешно внедрены на сотнях предприятий. Поэтому мы были уверены в том, что покупаем перспективный, постоянно развивающийся продукт.
Хочется отметить, что некоторые наши сотрудники имели опыт компьютерного проектирования — например в системе AutoCAD. К сожалению, базовый вариант этой системы не учитывает потребности отечественных проектировщиков; для того чтобы выпускать в ней документацию в полном соответствии с ЕСКД, требуются трудоемкая настройка и дополнение системы множеством утилит; покупка необходимых прикладных библиотек доводит стоимость оснащения одного рабочего места до 5-6 тыс. долл. Поэтому мы отдали предпочтение отечественной разработке.
Первоначальное позитивное впечатление о КОМПАС полностью подтвердилось в процессе опытной эксплуатации системы. После покупки первых рабочих мест КОМПАС-ГРАФИК сотрудниками «Аскон-М» (московского отделения компании «Аскон») было проведено четырехдневное обучение персонала по стандартной схеме (в дальнейшем работники, прошедшие этот курс, будут обучать новых пользователей системы КОМПАС). Освоение программы идет быстрыми темпами. Буквально через несколько дней после начала работы с КОМПАС даже конструкторы, не работавшие ранее за компьютером, стали выпускать электронную документацию.
В процессе освоения системы было отмечено некоторое снижение производительности труда обучающихся; однако мы сознательно пошли на это, понимая, что в дальнейшем обучение окупится сторицей.
После курса лекций для сотрудников бригады САПР систему начали применять на практике. Одна из конструкторских бригад «Проект-техники» (а это пятая часть сотрудников предприятия) уже полностью перешла на КОМПАС; другие бригады активно движутся в этом направлении, устанавливая новое оборудование и обучая сотрудников.
В настоящий момент КОМПАС является базовой средой проектирования НПП «Проект-техника». 15 рабочих мест конструкторов оснащены современными персональными компьютерами (Pentium III—600-700, RAM 128 Мбайт), на каждом из которых установлена система КОМПАС. Мы активно используем не только чертежно-графический редактор КОМПАС-ГРАФИК, но и различные приложения к этой системе: Библиотеку электрических схем, Библиотеку расчета пружин (КОМПАС-Spring), Конструкторскую библиотеку, Справочник материалов, Модуль разработки спецификаций, Библиотеку ведения типовых проектов. Кроме того, нам требуются специализированные расчетные приложения, поэтому рассматривается вопрос о разработке собственных прикладных библиотек с использованием КОМПАС-МАСТЕР (API системы КОМПАС).
Необходимо отметить, что сложностей при внедрении КОМПАС было на удивление мало. В основном они были связаны с тем, что в печатной версии пользовательской документации не всегда оперативно отражаются новые возможности системы. Кроме того, у нас возникли вопросы при работе в сети. Все трудности, возникавшие в ходе работы, оперативно разрешались с помощью технических специалистов фирмы «Аскон-М».
Разрабатываемые нами кузова-контейнеры отличает высокий уровень унификации; оригинальные разработки (когда проектирование ведется с нуля) практически не встречаются. Как правило, количество заказанных конкретных изделий не превышает 2-3 штук. Затем совершенствуются какие-либо узлы и детали, меняется «начинка» функционального модуля — и снова следует небольшой заказ. Таким образом, наши изделия хотя и являются типовыми, но существуют всего в нескольких экземплярах.
Задача проектирования таких изделий успешно решается путем применения параметрических возможностей системы КОМПАС. Параметрические чертежи изделий позволяют быстро внести необходимые изменения в конструкцию, причем так, чтобы автоматически были перестроены нужные компоненты и не «развалились» остальные.
В качестве примера повышения эффективности труда конструкторов можно привести следующую работу по проектированию типового изделия. По требованию заказчика нам нужно было изменить размер кузова-контейнера на полметра по сравнению с существующим прототипом (без изменения остальных параметров изделия). При ручном проектировании бригада конструкторов (6-7 человек) выполняла бы эту работу около полугода. При помощи САПР КОМПАС ту же самую работу сделал один человек за 3 месяца. Очевидно, что применение современного ПО позволяет быстро и оперативно по требованию заказчика изменять конфигурацию продукции, ее потребительские свойства, внешние и функциональные характеристики.
Можно сказать, что САПР — своего рода «плаз», позволяющий избежать ошибок компоновки. Например, иногда при переводе старых чертежей в электронный вид оказывается, что компоненты с указанными размерами не стыкуются так, как это показано на бумаге. Раньше случалось, что подобные ошибки обнаруживались лишь на этапе изготовления опытного образца. Ясно, что это приводило к дополнительным затратам времени и материальных ресурсов. Теперь, с применением системы КОМПАС, возникновение таких ошибок практически невозможно. Очевидно, что при использовании САПР повышается не только качество графики, но и техническая достоверность документации.
Таким образом, главное преимущество автоматизации — в повышении производительности и качества конструкторского труда.
Переход на трехмерное параметрическое моделирование (наши конструкторы начали осваивать систему КОМПАС-3D) позволит сделать процесс проектирования еще более наглядным и эффективным. Следует отметить, что действующая нормативная база ориентирована на выпуск и использование бумажной документации, а большинство изготовителей разрабатываемых нами изделий работают по старинке, без использования CAM-систем. В связи с этим мы не можем полностью перейти на работу исключительно с трехмерными моделями; чертежи и спецификации еще долго будут оставаться основными конструкторскими документами, а трехмерные модели — служить базой для их получения. Большие надежды мы возлагаем на выход новой версии КОМПАС-3D, позволяющей создавать чертежи, ассоциированные с трехмерными моделями.
Иногда «Проект-техника» представляет собой звено в цикле разработки изделия: какая-либо проектная организация берет наш кузов-контейнер, «начиняет» его и поставляет изделие конечным заказчикам. Документация на изделие передается таким смежникам в электронном виде. В других случаях мы выполняем весь этот цикл. Наши смежники (например, ОАО «КАФ» в г.Шумерля и ООО «Гидротехника» в г.Павлово-на-Оке) также используют систему КОМПАС. Это позволяет нам оперативно обмениваться конструкторско-технологической документацией в электронном виде, а следовательно, сокращать сроки выпуска готовой продукции.
Кроме того, служба технической информации фирмы может с успехом использовать конструкторскую документацию, представленную в электронном виде, для создания сопроводительной документации, инструкций по эксплуатации.
Постоянно растущее количество документов, необходимость использования существующих решений при проектировании типовых изделий вызвали необходимость ведения электронного архива, использования системы документооборота. Поэтому мы приобрели и осваиваем систему КОМПАС-МЕНЕДЖЕР, предназначенную для организации совместной работы с единой базой электронной документации.
Мы ожидаем от КОМПАС расширения функционала системы — как 2D-, так и 3D-модуля (в частности, появления ассоциативной связи между трехмерной моделью и ее чертежом), совершенствования интерфейса и пользовательской документации, дальнейшего увеличения набора прикладных библиотек.
Надеемся, что система КОМПАС и в дальнейшем будет помогать в решении большинства задач, встающих перед конструкторами «Проект-техники», а уровень технической поддержки, оказываемой пользователям, останется на прежней высоте.
«САПР и графика» 2'2002