Работаем с программным обеспечением фирмы Nemetschek
Каждое рабочее место оборудовано САПР
На вопрос о том, что они больше всего мечтают построить, архитекторы чаще всего отвечают — церковь. Мюнхенскому архитектурному бюро «Альман, Затлер, Вапнер» (Allmann, Sattler, Wappner) этот редкий шанс предоставился в связи со строительством новой церкви Сердца Иисуса в мюнхенском районе Нойхаузен. Однако при этом проектировщикам пришлось убедиться в том, что это строительство связано не столько с «божественным вдохновением», сколько с упорной разъяснительной работой. Проектирование было возложено на Allplan FT.
Озарение гарантируется
Обычно дело обстоит очень просто. Имеются заказчик и архитектор. У заказчика есть определенные цели и представления, которые архитектор воплощает в жизнь. А что делать в том случае, когда реальный заказчик отсутствует и его желания не могут быть выражены словами? Какие чувства испытывает архитектор, проектируя «дом» для Бога? Победители конкурса на строительство новой церкви Сердца Иисуса в мюнхенском районе Нойхаузен — мюнхенские архитекторы Маркус Альман, Амандус Затлер и Людвиг Вапнер — подошли к своему проекту с самыми высокими требованиями. «Мы предложили открытое, светлое, живое помещение собора с плавным и модулируемым переходом от церковной площади через паперть внутрь церкви. Помещение, свободное от разделяющей символики массивного обрамления, не однозначно заданное, но многозначное в своем дневном и ночном облике», — так архитекторы выразили концепцию своего проекта в конкурсной пояснительной записке.
Вообще-то проектировщики приняли участие в конкурсе только благодаря предложенной и захватившей их задаче — спроектировать церковь. На реальный заказ они и не рассчитывали. Несмотря на это, а быть может именно поэтому, их проект был удостоен первой премии среди 158 выдвинутых на конкурс работ и 2 июля 1996 года они получили заказ.
Общественная миссия
«Мы приступили к проектированию, как к исследовательской работе. Прежде всего предстояло выяснить, кто в данном случае является заказчиком, и убедить его в нашей идее. В случае с церковью Сердца Иисуса это были епархия и приходская община», — вспоминает Маркус Альман.
Убедить епархию было для проектировщиков более легкой задачей, поскольку ее представители были знакомы с эскизом еще по конкурсу. Убедить же священника и членов общины оказалось значительно сложнее. Как только ни называли этот проект — и коробкой из-под обуви, и универмагом, и прачечной; некоторые же видели в нем явное богохульство.
Архитекторы были уверены в своем проекте и в его последующей реализации и считали своей задачей не только проектирование, но и открытый диалог с общественностью, а в данном случае можно даже говорить о «миссии».
На Лахнерштрассе воздвигнута светлая, приветливая и современная церковь, которая не обособляется от общества, а наоборот, представляет собой привлекательный дом веры. Строгие прямоугольные формы оживляют многочисленные детали и предстающий каждый раз в новом облике стеклянный фасад. Особенно впечатляют церковные врата высотой более 14 метров, приводимые в действие гидравликой. Врата открывают по престольным праздникам. Через них или через скрытые двойные двери посетитель сначала попадает в узкие проходы наружной церкви, охватывающей внутреннюю церковь наподобие второй оболочки. Само помещение церкви образовано двумя вставленными друг в друга кубами, выполненными из материалов, обладающих противоположными свойствами. Полировка внешней стеклянной оболочки преобразует световой поток, что придает фасаду вид кристалла. Внутреннее покрытие из светлых кленовых пластинок создает эффект излучения и ощущение защищенности помещения церкви. По мере приближения к алтарю пластины становятся все более развернутыми. Таким образом рассеянный, мягкий свет направляется к алтарю и концентрируется на нем.
Риск и божественное доверие
Наряду с многочисленными деталями, которые можно было успешно спроектировать и смоделировать, ожидаемое воздействие некоторых частей было непредсказуемым, что держало всех в напряжении до последнего дня. Речь идет о фасаде, интенсивный синий цвет которого пробивается миллионами маленьких крестиков, некоей тайнописью передающих сюжеты страстей по Иоанну. Полированные стеклянные поверхности также таили в себе творческий риск, связанный с воплощением новаторских для сооружения храмов идей. Маркус Альман: «Какое воздействие на свету будут в действительности оказывать врата и оболочка, рассчитать было так же трудно, как и эффект, который производила бы церковь в разные времена года. Ведь церковь жива и этими изменениями. Идя на такой риск, мы просто вверяли себя Господу».
Рядом с церковью над землей возведена колокольня — стальная конструкция высотой 37 метров, пока еще необлицованная. Пять колоколов размещены в деревянной звоннице. По весне, когда снова потеплеет, колокольня будет полностью закончена и оденется сверху донизу плотной, многократно перекрывающейся металлической тканью. Сама церковь стоит на плите из известняка, идущей к алтарю с легким уклоном. По мере продвижения внутрь ее поверхность из от грубой и поглощающей свет постепенно становится гладкой и зеркальной. Алтарь, сакральное ядро церкви, вырастает как монолит с алтарным возвышением из природного камня.
Свет и тени
Игра света в интерьере церкви Сердца Иисуса поражает воображение. Внутреннее освещение поддерживается без видимых источников. Подобно естественному дневному свету помещение формируется различными световыми последовательностями, а ночью светится изнутри теплым и мягким светом. Возвышенное состояние духа создается усилением света вокруг алтаря. Игра света и тени, чередование светлых и темных участков продолжаются и в таких закрытых для общего доступа местах, как ризница. Прежде чем через легко раздвигающиеся двери вступить в помещение церкви, священник пересекает темный коридор.
26 ноября 2000 года, ровно через шесть лет после разрушения освященной в 1951 году временной церкви, новая церковь Сердца Иисуса была готова принять прихожан. От старой церкви остался только большой обожженный деревянный крест. Он находится в предцеркви, олицетворяя связь между новой и старой церквями. «Дом» уже готов, если говорить о работе архитекторов, — «заказчик» может вселяться.
Каждое рабочее место оборудовано САПР
Архитектурное бюро «Альман, Затлер, Вапнер» основано в 1990 году (сегодня в нем работают около 40 архитекторов) и специализируется на участии в конкурсах по приглашению, итогом большинства которых становится для него получение заказов.
Все проектирование церкви Сердца Иисуса было проведено в бюро на Allplan FT. «Точность черчения, преобразование слоев и техника ссылок, позволяющие нескольким участникам одновременно работать над проектом, давали нам ощутимые преимущества», — так описывает свой опыт сотрудница бюро Аннетта Галл. Маркус Альман добавляет: «Nemetschek полностью покорил нас. Осуществить геометрические расчеты при юстировке пластинок, когда каждая из них имеет свое направление, без Allplan FT было бы просто невозможно. У нас, между прочим, каждое рабочее место оборудовано САПР, все проходит через компьютер — в том числе и общее управление, и технологические процессы. А поиск материалов производится еще и через Internet».
В 1997 году бюро было удостоено Архитектурной премии Германии за строительство гимназии в г.Флёа.
На правах рекламы
«САПР и графика» 2'2002