2 - 2003

Программные продукты CREDO III — новые принципы организации данных

Дмитрий Васильков, Андрей Веселов, Дмитрий Шапиро

В январском номере журнала «САПР и графика» были представлены новые возможности программных продуктов CREDO третьего поколения (CREDO III), обеспечивающие единый формат хранения и обмена цифровыми моделями объектов, единый интерфейс пользователя, общие функции создания и редактирования объектов, формирования выходных документов. Продолжая цикл публикаций, посвященных CREDO III, остановимся на принципах организации данных в новых программных продуктах.

Развитие современных автоматизированных технологий диктует обоснованно высокие требования к безопасному хранению большого объема данных, высокой скорости их обработки, в том числе при параллельной работе над объектами нескольких специалистов или подразделений, часто удаленных друг от друга.

Эти требования учтены в новой архитектуре данных CREDO III. Условно все данные можно разделить на две категории: основные и вспомогательные. Основные данные описывают геометрию и семантику моделируемых прикладных объектов и представляют собой проекты различных типов. Вспомогательные данные обеспечивают удобство и единообразие представления данных проектов. К ним относятся классификаторы и библиотеки условных знаков топографических объектов, разнообразные стили оформления данных, шаблоны чертежей и планшетов, текстуры поверхностей, прикладная нормативно-справочная информация и многое другое.

Новые принципы организации данных предусматривают группировку разных типов проектов в наборы проектов. Пользователь самостоятельно устанавливает иерархию проектов и параметры их совместного использования в личном наборе проектов, а также определяет необходимые для текущей работы проекты в соответствии со своими критериями, например по составу проектируемого объекта, по стадиям выполнения, по фрагментам территории и т.д. В каждом из проектов пользователь самостоятельно настраивает структуру иерархически организованных слоев с редактируемыми свойствами и параметрами их визуализации (рис. 1). С этими же проектами могут одновременно работать другие специалисты или подразделения.

Это стало возможным благодаря тому, что, в отличие от способов хранения данных в продуктах CREDO предыдущих поколений, которые основывались на принципе работы «проект g каталог g набор файлов», новые принципы в первую очередь предусматривают работу приложений только с СУБД, благодаря которой обеспечиваются иерархическая организация и хранение основных и вспомогательных данных CREDO III. Это позволяет:

  • организовать защиту информации на уровне администрирования БД;
  • повысить эффективность доступа к большим объемам геометрических и семантических данных;
  • обеспечить удобство быстрого поиска данных по различным параметрам;
  • организовать коллективную работу пользователей с разнообразными основными и вспомогательными данными CREDO III.

В CREDO III предусмотрены два типа баз данных (БД): локальная и глобальная. Локальная база используется для автономной работы на отдельном компьютере, например при проведении полевых изысканий. Глобальная база обеспечивает единое информационное пространство предприятия для работы с комплексом CREDO и обычно устанавливается на сервере. Пользователи, работающие в локальной сети, имеют доступ к этой общей глобальной базе и соответственно к общей базе проектов, классификаторам и т.д.

Естественно, организация данных в локальной базе идентична организации данных в глобальной базе и включает следующие группы упорядоченных элементов:

  • наборы проектов — структуры, хранящие иерархию проектов, определенную пользователем, а также параметры, необходимые для эффективной работы с проектами, например масштаб генерализации, системы измерений и координат, виды курсоров, типы штриховок и т.д.;
  • архивы проектов;
  • классификаторы и библиотеки условных знаков топографических и других объектов;
  • библиотеки шаблонов чертежей и планшетов, штриховок и графических стилей;
  • элементы графического оформления, настраиваемые в соответствии с действующими нормативными документами;
  • нормативно-справочная информация, например справочники грунтов, типовых нагрузок, строительных материалов и т.д.

Основные и вспомогательные данные внутри каждой базы данных взаимосвязаны, поэтому в любой момент времени приложению (программному продукту) может быть доступна только одна база (локальная или глобальная). В связи с этим в начале работы с приложением пользователь выбирает ту базу, с которой собирается работать. Затем из этой базы данных выбираются и загружаются в приложение параметры соответствующего набора проектов, чем и определяются индивидуальные настройки текущего сеанса работы. А затем загружаются проекты и связанные с ними вспомогательные данные. Сохранение данных осуществляется в ту же базу, из которой они были загружены.

В первой версии программных продуктов CREDO III реализована полноценная работа как с «настольной» СУБД Microsoft Jet (MS Access), так и с клиент-серверными СУБД Microsoft SQL Server или Oracle. В последующих версиях этот перечень будет расширяться. (Напомним, что основное преимущество серверных СУБД состоит в возможности организовать работу в локальной сети по схеме «клиент-сервер», когда запросы к базе обрабатываются ядром самой СУБД на мощном сервере, что повышает надежность и скорость обработки данных. При работе по схеме «файл-сервер» на удаленном сервере находится только сам файл БД, тогда как ядро (в нашем случае MS Jet) располагается на компьютере пользователя.)

Разумеется, такая технология подразумевает существование простого и удобного инструмента для обмена данными между базами. Подобный обмен, а также операции файлового импорта/экспорта данных реализованы как в виде функций приложения, так и в виде отдельных утилит.

Естественно, что не все задачи, необходимые для обеспечения гибкой, удобной и безопасной, с точки зрения обеспечения целостности и сохранности данных, работы в CREDO III решаются стандартными средствами СУБД. Для решения таких задач в CREDO III предусмотрен специальный менеджер проектов (рис. 2).

Именно менеджер проектов обеспечивает максимально упрощенный и удобный для пользователей выбор и настройку параметров доступа к проектам. Например, для организации параллельной работы с глобальной БД в менеджере предусмотрен механизм блокировки проектов от их одновременного изменения разными пользователями. Проект можно использовать только для чтения либо для редактирования. Вносить изменения в проект может только один пользователь, а всем остальным данный проект будет доступен лишь для просмотра. Менеджер информирует о состоянии проекта и пользователях, которые просматривают или модифицируют данный проект. Для этого при запуске приложения в менеджере сохраняется имя пользователя, получившего доступ к базе данных. В любой момент времени пользователь может получить список других пользователей, подключенных к этой же базе данных, и послать любому их них (или всем сразу) текстовое сообщение.

В последующих версиях программных продуктов CREDO III предполагается использовать менеджер проектов для разграничения доступа (по паролям или спискам допущенных лиц) к конкретным проектам и классификаторам, вести статистику работы по различным условиям.

***

Естественно, что для эффективного использования на предприятиях новых возможностей архитектуры данных CREDO III необходим следующий комплекс организационно-технических мероприятий:

  • разработка корпоративных стандартов получения, хранения и обмена информации между рабочими местами и подразделениями, например порядок использования классификаторов, работа с единой структурой слоев проектов и т.д.;
  • подготовка сетевой инфраструктуры организации;
  • формирование оптимальной конфигурации рабочих мест;
  • обучение персонала.

В сочетании с этими мероприятиями новая организация данных CREDO III позволяет предприятиям оптимизировать технологический процесс автоматизированной обработки информации, обеспечить производительную коллективную работу специалистов и подразделений.

«САПР и графика» 2'2003

Популярные статьи

BIMbox — комплексное внедрение BIM на платформе Autodesk Revit

Автор рассказывает о новом продукте, предоставляемом компанией CSD на рынке САПР в области внедрения технологий информационного моделирования, — BIMbox

Репортаж с конференции «Год в Инфраструктуре 2017»

В октябре состоялась ежегодная конференция, организованная компанией Bentley Systems, — «Год в Инфраструктуре 2017». В этот раз организаторы впервые провели конференцию в Азии, а именно в Сингапуре. Местом проведения был выбран конференц­центр Sands Expo и выставочный центр первоклассного отеля Marina Bay Sands

В новейшей версии системы NX от Siemens представлены средства междисциплинарной разработки изделий, реализованные на единой платформе

В новой версии системы NX реализовано новое поколение решений для конструкторско-технологической подготовки производства и численного моделирования, достигнуто полное объединение процессов проектирования электрических и механических узлов, а также систем управления на основе тесной интеграции с системами Mentor Graphics, Capital Harness и Xpedition