2 - 2005

500 вузов — участников образовательной программы АСКОН

Ольга Калягина, Илья Альков

Пятисотым участником программы АСКОН стал вуз Федерального агентства по атомной энергии — Трехгорный технологический институт МИФИ.

Внедрение информационных технологий в промышленности России и стран СНГ происходит быстрыми темпами. Проектирование, технологическая подготовка производства, управление инженерными данными расцениваются сегодня как ключевые элементы, влияющие на бизнес предприятий. Это подтверждают результаты работы поставщиков САПР, в частности значительный рост бизнеса АСКОН в 2004 году. Число предприятий — пользователей программных продуктов компании превысило 2300.

Система КОМПАС является одной из наиболее массовых CAD-систем в промышленности. Часто проводниками внедрения современных решений САПР, квалифицированными экспертами при оценке и выборе систем выступают именно молодые специалисты. Недавние выпускники вузов, как правило, хорошо знакомы с КОМПАС. Благодаря образовательной программе АСКОН они не только владеют базовыми навыками работы, но и имеют опыт разработки сложных конструкторских и технологических проектов.

Главная инициатива АСКОН в сфере образования — университетские лицензии, в рамках которых учебные заведения получают полный комплект профессиональной САПР КОМПАС на специальных льготных условиях. Ежегодно компания предоставляет более 3 тыс. таких лицензий.

В активе образовательной программы АСКОН — выпуск некоммерческой системы трехмерного моделирования КОМПАС-3D LT, университетская секция ежегодного «Конкурса АСов КОМПьютерного 3D-моделирования», Интернет-сайт «КОМПАС в образовании» (www.kompas-edu.ru), Всероссийский конкурс учебно-методических разработок, выпуск дисков и книг, поддержка Всероссийских олимпиад по начертательной геометрии и инженерной графике Министерства образования, а также поддержка ряда зарубежных и международных олимпиад и конкурсов.

Читатели журнала «САПР и графика» знакомы с успешным опытом сквозного внедрения САПР КОМПАС в МГТУ МАМИ (№ 10'2003), Рыбинской государственной авиационной технологической академии (№ 5'2003), Братском государственном техническом университете (№ 11'2002).

И вот образовательная программа АСКОН прошла очередной важный рубеж: число учебных заведений, использующих САПР КОМПАС по университетской лицензии, достигло 500.

Пятисотым участником образовательной программы стал Трехгорный технологический институт (филиал) МИФИ из г.Трехгорный Челябинской обл. Символично, что это вуз Федерального агентства по атомной энергии (бывшего Минатома России), с предприятиями которого АСКОН имеет давние традиции сотрудничества. Один из крупнейших заказчиков компании — ПО «МАЯК» (г.Озерск Челябинской обл.). КОМПАС используется также и в других вузах Минатома: в Озерском технологическом институте (филиале) МИФИ, Технологическом институте (филиале) МИФИ (г.Лесной Свердловской обл.), Саровском физико-техническом институте.

Евгений Владимирович Антонов, старший преподаватель ТТИ

Евгений Владимирович Антонов, старший преподаватель ТТИ

О причинах выбора КОМПАС в качестве основной системы автоматизированного проектирования в Трехгорном технологическом институте рассказывает старший преподаватель по САПР Евгений Антонов: «На многих предприятиях нашего города осознают необходимость использования вычислительной техники и САПР. В их числе и градообразующий Приборостроительный завод. САПР КОМПАС хорошо известна и используется на многих предприятиях Трехгорного. Все это и определило решение вуза. Мы готовим специалистов в первую очередь для предприятий своего города и заинтересованы в том, чтобы наши выпускники были востребованы. Кроме того, нас привлекли условия предоставления программного обеспечения учебным заведениям, которые предлагает АСКОН».

Руководитель отдела технической поддержки и подготовки персонала АСКОН-Урал Анатолий Суздальцев вручает заведующему компьютерной лаборатории ТТИ Александру Калашникову почетный диплом

Руководитель отдела технической поддержки и подготовки персонала АСКОН-Урал Анатолий Суздальцев вручает заведующему компьютерной лаборатории ТТИ Александру Калашникову почетный диплом

Как 500-й участник образовательной программы Трехгорный технологический институт награжден дипломом и памятными подарками. Торжественная церемония награждения состоялась в Челябинске в офисе регионального центра АСКОН-Урал.

Итак, партнерами АСКОН стали уже 500 вузов, колледжей и техникумов. Отметим, что 50 из них имеют 100 и более лицензий системы КОМПАС. Самые крупные пользователи АСКОН в высшей школе — Воронежский государственный технический университет, Запорожский национальный технический университет (Украина), Московский государственный университет путей сообщения, Пермский государственный технический университет, Самарский государственный аэрокосмический университет, Уфимский государственный авиационный технический университет, Южно-Уральский государственный университет.

Трехгорный технологический институт МИФИ (ТТИ МИФИ) — один из семи вузов Федерального агентства по атомной энергии — находится на территории ЗАТО «Трехгорный» Челябинской обл. Институт готовит специалистов для Приборостроительного завода (ПСЗ) и других предприятий по следующим специальностям: приборостроение, технология машиностроения, САПР, автоматизированные системы обработки информации, информационные системы.

ТТИ ведет целевую подготовку кадров для стратегических предприятий Мин­атома, что обусловливает предъявление повышенных требований к уровню знаний и профессиональных навыков студентов.

Мы выбрали ряд интересных примеров, показательных как с точки зрения возможностей применения САПР КОМПАС в различных учебных курсах, так и в плане уровня профессионального исполнения.

Прежде всего система КОМПАС получила распространение в учебных программах машиностроительных специальностей технических университетов и отраслевых вузов.

Московский государственный автомобильно-дорожный институт (Технический университет)

САПР КОМПАС используется в МАДИ с 2001 года в процессе обучения студентов конструкторско-механического факультета на выпускающей кафедре тягачей и амфибийных машин. Освоение студентами основ работы с системой происходит на 4-м курсе в рамках дисциплины «Основы автоматизированного проектирования». В дальнейшем КОМПАС широко применяется при выполнении заданий по другим дисциплинам, в первую очередь курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.

Мотор-колесо со стояночным тормозом

Мотор-колесо со стояночным тормозом

Рассказывает старший преподаватель кафедры тягачей Дмитрий Юрьевич Малахов: «Графическая часть всех без исключения дипломных проектов, защищенных по кафедре в феврале 2004 года, частично или полностью выполнена в КОМПАС. При выполнении проектирования и расчетов механических приводов студентами активно используется модуль КОМПАС-Shaft.

На кафедре проводится ежегодный конкурс дипломных проектов, по результатам которого присуждаются три премии. Одним из основных требований к конкурсным работам является широкое применение средств САПР».

Карагандинский металлургический институт (КарМЕТИ, Казахстан)

КОМПАС используется в КарМЕТИ на кафедрах «Металлургические машины и оборудование» (система утверждена на кафедре в качестве базовой) и «Электропривод и автоматизация технологических процессов» для подготовки студентов следующих специальностей:

• «Металлургические машины и оборудование»;

• «Механическое оборудование металлургических производств»;

• «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»;

• «Горные машины и оборудование»;

• «Промышленная теплотехника и энергетика»;

• «Электропривод и автоматизация технологических комплексов»;

• «Автоматизация технологических процессов и производств».

Ролик

Ролик

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ, Омск)

Академия имеет более 100 лицензий, установленных на кафедрах «Информационные технологии», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Строительные и дорожные машины», «ПТТМ и гидропривод» и др. Десять преподавателей СибАДИ прошли обучение в региональном офисе АСКОН-Омск.

На базе САПР КОМПАС построены все лабораторные работы по дисциплинам:

• «Основы автоматизированного проектирования»;

• «Компьютерная графика»;

• «Основы САПР»;

• «Использование ЭВМ в практических задачах».

Проректор по информатизации СибАДИ Александр Владимирович Кукин рассказывает: «Методической комиссией СибАДИ принято положение, которое регламентирует представление и защиту дипломных и курсовых проектов в электронном виде (без вывода листов на плоттер). В 2003 году более 50% дипломных проектов были защищены в таком виде по специальности 170900 “Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование”. Опыт СибАДИ по использованию САПР КОМПАС получил одобрение на заседании УМО в Москве в 2003 году.

Одним из основных направлений работы является трудоустройство выпускников в конструкторские бюро предприятий. Учитывая опыт подготовки специалистов по САПР в СибАДИ, только на факультет “Транспортные и технологические машины” в 2003 году обратились шесть предприятий. В 2004 году на факультете для специальности 170900 открыта специализация “САПР подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин”, ряд дисциплин которой — “Управление проектами”, “Автоматизация технологической подготовки производства”, “САПР ПТСДМ” — ведется с использованием КОМПАС».

Система КОМПАС в настоящее время известна не только как машиностроительная САПР: она все шире используется для архитектурно-строительного проектирования. Разработчики АСКОН предоставляют пользователям большое количество новых специализированных приложений и библиотек. В СибАДИ также есть прекрасный пример использования системы в данной области. На кафедре «Производство строительных изделий и конструкций» Инженерно-строительного института академии выполнен интересный проект, трехмерная модель Спасского храма, расположенного в г.Тара Омской обл. Автор — аспирант кафедры Виктор Фурсов.

Спасская церковь (Омская область, г.Тара)

Спасская церковь (Омская область, г.Тара)

Московский государственный горный университет

Внедрение САПР КОМПАС в учебный процесс кафедры технологии художественной обработки материалов осуществляет руководитель лаборатории «Компьютерный дизайн» доцент Павлов Юрий Александрович. Об опыте использования САПР КОМПАС рассказывается на ежегодном научном симпозиуме «Неделя горняка».

Эскиз наладок технологического процесса

Эскиз наладок технологического процесса

 

Тольяттинский политехнический колледж

В колледже применяются продукты машиностроительной линейки КОМПАС-3D, КОМПАС-Автопроект и КОМПАС-ЧПУ для подготовки студентов по специальностям:

• 1201 «Технология машиностроения»;

• 1207 «Сварочное производство»;

• 2203 «Программное обеспечение вычислительной техники».

Заведующий кафедрой технологии машиностроения Александр Крайнов рассказывает: «В нашем колледже на высокий уровень поставлен нормоконтроль технической документации. Его осуществляют специалисты, которые долгое время проработали на промышленных предприятиях города и которые подходят к каждой письменной и графической работе студента не как педагоги, а как инженеры. Начиная с курсовых работ и проектов и заканчивая выполнением диплома, студенты ощущают жесткий контроль за оформлением своих документов. Что касается правильности оформления, то никто так не оценит систему, как человек, длительное время занимающийся оформлением технической документации. Многие вещи в КОМПАС просто невозможно сделать неправильно, благодаря чему чертежи наших студентов практически неотличимы от работ профессионалов».

Отметим, что Тольяттинский политехнический колледж является поставщиком кадров для гиганта автопрома АО «АвтоВАЗ», которое выбрало КОМПАС в качестве базовой массовой САПР для автоматизации инженерных служб.

Приспособление для фрезерно-центровального станка

Приспособление для фрезерно-центровального станка

Важной частью образовательной программы АСКОН является проведение конкурсов среди преподавателей и студентов. Ежегодный «Конкурс Асов КОМПьютерного 3D-моделирования» получил широкую популярность не только среди промышленных предприятий. Университетская секция конкурса дважды собирала и лучшие студенческие проекты, многие из которых не уступают работам опытных конструкторов.

Двигатель внутреннего сгорания мотороллера «Тула-200М». Проект — участник 2-го «Конкурса Асов КОМПьютерного 3D-моделирования». Выполнен на кафедре технологии машиностроения Восточноукраинского национального университета им. В.И.Даля. Автор проекта — студент 4-го курса механического факультета Александр Ветров

Двигатель внутреннего сгорания мотороллера «Тула-200М». Проект — участник 2-го «Конкурса Асов КОМПьютерного 3D-моделирования». Выполнен на кафедре технологии машиностроения Восточноукраинского национального университета им. В.И.Даля. Автор проекта — студент 4-го курса механического факультета Александр Ветров

Карбюратор. Проект — участник 2-го «Конкурса Асов КОМПьютерного 3D-моделирования». Кафедра машиностроения и транспорта Севастопольского национального технического университета. Автор — инженер кафедры Александр Ветрогон

Карбюратор. Проект — участник 2-го «Конкурса Асов КОМПьютерного 3D-моделирования». Кафедра машиностроения и транспорта Севастопольского национального технического университета. Автор — инженер кафедры Александр Ветрогон

Для того чтобы полнее представить достижения вузов в области проектирования, в этом году АСКОН проведет международный студенческий конкурс «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования», партнером по организации которого выступает Тульский государственный университет. Организаторы приглашают студентов принять участие в конкурсе и ждут не менее интересных работ. Подробную информацию о конкурсе вы сможете найти на сайте «КОМПАС в образовании» (www.kompas-edu.ru).

Образовательная программа АСКОН не стоит на месте: к моменту выхода данной статьи пользователями КОМПАС стали еще 20 учебных заведений. АСКОН также планирует новые инициативы в области образования. Постоянная поддержка и развитие системы подготовки инженерных кадров расцениваются ведущим разработчиком САПР как важное условие конкурентоспособности отечественной промышленности.

«САПР и графика» 2'2005