3 - 2001

Учись учиться. Опыт «Осенней симфонии»

Андрей Грачевский

О проекте Koshino House

В течение осени и зимы 2000 года компания Consistent Software совместно со своими партнерами — компаниями Graphisoft и Hewlett-Packard — проводила специальную программу «ArchiCAD — Осенняя симфония». Участвуя в этой программе, архитекторы могли не только приобрести в рассрочку русскую версию ArchiCAD 6.5 — одну из лучших программ для архитектурного проектирования, но и пройти трехдневное обучение ArchiCAD. К приобретенной программе ArchiCAD в подарок прилагался плоттер HP DesignJet 500C. Эта акция стала возможной благодаря уникальному отношению компании Graphisoft к российскому рынку программного обеспечения. На протяжении ряда лет ведущий разработчик — компания Graphisoft и продавец специализированного ПО — компания Consistent Software проводят такие мероприятия регулярно.

Еще раз подтвердилась безупречная репутация ArchiCAD: серьезное обучение за три дня — такую возможность предоставляет далеко не каждая программа.

Цель акции — приобщить архитекторов к новейшим компьютерным технологиям. Основное внимание было уделено архитекторам-проектировщикам так называемого среднего возраста: вполне сложившимся профессионалам, руками которых и создается сейчас современная архитектура России.

Обучение в рамках акции прошли 15 человек из различных архитектурных мастерских. Как и было обещано, каждый, кто пожелал приобрести ArchiCAD, покупал его в рассрочку — и получал плоттер. Я решил обратиться к менеджерам компании Consistent Software Денису Ожигину и Алексею Ишмякову, которые непосредственно готовили и проводили эту акцию, — с тем, чтобы они рассказали о ней поподробнее.

Денис Ожигин: Самой трудоемкой частью акции стало обучение. Для учебного проекта понадобилось найти несложный (ведь срок обучения всего три дня!), но легко узнаваемый и, желательно, созданный знаменитым архитектором объект. Мы с Алексеем просмотрели очень много профессиональной литературы и в конце концов остановились на проекте Koshino House японского архитектора Тадао Андо.

Алексей Ишмяков: Надо было найти настоящее произведение современной архитектуры, которое бы кроме всего прочего:

  • обладало ясным и простым планировочным решением;
  • включало набор архитектурных решений, наиболее полно раскрывающих возможности ArchiCAD.

Я предложил работы нескольких мастеров разных стилей: Нормана Фостера, Константина Мельникова, Тадао Андо, Марио Ботта. Выбор пал на Тадао Андо — за строгое и изящное отношение к своей профессии. Плюс к тому Тадао Андо — один из пионеров применения компьютерных средств в архитектурном проектировании.

О проекте Koshino House

Комплекс Koshino House — загородная резиденция, расположенная восточнее города Кобе, у подножия гор Рокко (неподалеку находится Rokko Housing, также построенный по проекту Тадао Андо). Первоначально Koshino House был запроектирован в виде двух параллельных прямоугольных корпусов — дань модному тогда брутализму. Первый корпус включает жилую двухуровневую комнату и кухню, а второй, находящийся на крутом склоне холма (рельеф отчасти сформирован искусственно — это визитная карточка Тадао Андо), состоит из шести одинаковых комнат, напоминающих монастырские кельи. Прообразом проекта послужил знаменитый монастырь Sainte-Marie-de-la-Tourette Шарля Жаннере, известного как Ле Корбюзье: архитектор несколько лет работал с учеником Ле Корбюзье Жоржем Кандилисом. Через три года был создан веерообразный пристрой, где разместилось художественное ателье.

Д.О.: У нас было несколько фотографий планов и разрезов проекта плюс три-четыре общие фотографии уже построенного здания. Я взялся за разработку подробной трехмерной модели в ArchiCAD, а Алексей должен был сделать визуализацию проекта в Artlantis.

Сначала я сканировал планы, задействовал в ArchiCAD инструменты для работы с растровой графикой, но параллельно шел и по другому пути — в серии программ Raster Arts обрабатывал сканированные изображения, получал векторизованный чертеж и использовал его в качестве подложки в ArchiCAD. Однако для обучения я оставил только первый путь: во-первых, мы с Алексеем решили обойтись минимумом программного обеспечения (в итоге проект был выполнен с использованием только двух программ — ArchiCAD 6.5 и Artlantis Render), а во-вторых, хотелось продемонстрировать одну из интересных функций ArchiCAD — работу с растровыми изображениями.

По растровым изображениям я получил двухмерные чертежи этажей — попросту «сколол» их. Затем пропорционально увеличил чертежи проекта и получил план здания 1:1. Эта работа заняла два дня — по дню на подробный план каждого этажа.

А.И.: Самое интересное, что, пока мы работали над учебным материалом, программисты нашей компании уже начали разработку приложения Plan Tracer для ArchiCAD, которое позволяет напрямую создавать трехмерную модель из сканированной растровой подложки. Смешно, но сейчас мы бы не тратили столько времени на «сколку».

Д.О.: Действительно, дальше работа пошла быстрее. По откорректированным двухмерным чертежам планов и разрезов я создал стены проекта, положил перекрытия, спроектировал в StairMaker лестницы, воспроизвел и расставил окна и двери. Некоторые проблемы возникли с местностью: ее пришлось воспроизводить на глазок, по общим фотографиям проекта, но в конце концов удалось создать очень похожую модель. Затем с помощью перекрытий сделал модель дороги, из стандартной библиотеки ArchiCAD расставил ландшафтные элементы: озеленение, входной узел, антураж. По сути, трехмерная модель была готова.

Подготовить чертежи оказалось еще проще — модель здания была выполнена очень точно. Фактически оставалось только образмерить ее, передать данные в PlotMaker (приложение для оформления чертежей, которое входит в состав пакета ArchiCAD) и сделать макет чертежа. Все это я вывел на плоттер для проверки качества чертежа.

А.И.: Настал черед «художественной подачи»: нужно было показать проект лицом. Получив от Дениса первые варианты трехмерной модели в виде сгруппированных объемных масс, я сразу стал пробовать наиболее характерные ракурсы сооружения, устанавливал камеру, искал выгодную и эффектную композицию для будущей визуализации.

Работал одновременно в Artlantis Render и в ArchiCAD. Передавая последовательно созданные в ArchiCAD варианты модели здания, в Artlantis я объединял найденные композиции. Программа позволяет выполнять слияние с обновленной геометрией модели ArchiCAD. Так определялись точные положения ландшафтных элементов, композиция источников света.

Особое внимание уделил материалам: поиску текстур, конструированию фактурных поверхностей (весь секрет — в многослойных текстурных картах с эффектом Bump). Главным было создать особое «осеннее» настроение, найти фактуру пожухлой травы, шершавую поверхность бетонных плит, мокрую после недавнего дождя, сочную желтизну осенней листвы. Тадао Андо называют архитектором простоты, света и тишины. Природное окружение — это часть архитектурного ансамбля: почти все постройки Андо как бы вырастают из ландшафта. Кстати, очень детально и логично продуманного.

Для полной визуализации проекта я снял несколько видеороликов методами «эллиптической» и «сквозной» проходки камерой. Один из роликов — с полупрозрачными стенами и перекрытиями: это помогает продемонстрировать связь внутреннего пространства с внешним, установить подсветку изнутри здания, имитируя ночное освещение. Для большей реалистичности использовал «веерную» композицию источников света.

Фотографии объекта понадобились для поиска и конструирования материалов; композицию одной я воспроизвел максимально точно — убедитесь в этом по иллюстрациям.

Д.О.: В целом вся работа — от сканирования до вывода на плоттер — заняла одну неделю (рабочая трехмерная модель за пять рабочих дней). Неплохо, учитывая, что не было у нас ни по-настоящему точных чертежей, ни полного описания интерьера и экстерьера здания; приходилось экспериментировать, постоянно корректировать модель.

В течение второй недели мы составляли план обучения, а Алексей параллельно занимался визуализацией. Составить план оказалось делом непростым: нужно было придумать приемы, позволяющие наглядно продемонстрировать порядок работы над проектом, отделить главное от второстепенного, распределить задания буквально по часам. Зная об этих трудностях, я заранее, по ходу выполнения проекта, записывал скриншоты — это помогло при создании методического пособия для участников акции. Методический материал был распределен на девять основных заданий:

  • изучение приемов точного черчения и геометрических построений в ArchiCAD;
  • оформление чертежей;
  • построение стен и работа с этажами;
  • работа с перекрытиями, уровнями, крышами;
  • редактирование трехмерных объектов, навигация в окне плана и 3D-окне;
  • использование и редактирование библиотечных элементов;
  • построение разрезов, конструирование лестниц;
  • основы визуализации, настройки рабочих параметров проекта;
  • подготовка макета печати в PlotMaker, печать проекта.

И представляете, даже те проектировщики, кто с компьютером, прямо скажем, не дружит, — ничего, справились. Мы с Алексеем две недели работали, а они за три дня все то же самое делают.

ArchiCAD — это для архитекторов!

«САПР и графика» 3'2001