SolidWorks на российском рынке САПР
1 февраля 2002 года в Екатеринбурге в ДК «Урал» прошла конференция пользователей SolidWorks, организованная компанией «Делкам-Урал».
В работе конференции принял участие лично Джон Мак-Эленей (John McEleney) — президент компании SolidWorks Corp (США). Он выступил перед собравшимися с докладом «Тенденции развития мирового рынка САПР. Интеграция по принципу “лучший в классе”», после чего ответил на поступившие вопросы.
На пленарных докладах своим практическим опытом работы с системой SolidWorks поделились представители ОАО «ЧТЗ-УралТрак» (г.Челябинск) и ФГУП «УКБТМ» (г.Нижний Тагил). О программных продуктах для оптимизации и анализа изделий поведали представители ООО «ТЕСИС» (г.Москва) и специалисты компании «Делкам-Урал».
В завершение работы конференции состоялся круглый стол с участием Джона Мак-Эленея, за которым обсуждались вопросы организации внедрения САПР на основе SolidWorks на российских машиностроительных предприятиях.
После закрытия конференции Джон Мак-Эленей любезно согласился дать эксклюзивное интервью корреспонденту журнала «САПР и графика».
САПР и графика: Джон, позвольте вас поприветствовать от лица наших читателей и задать вам первый вопрос: что заставило вас прилететь на Урал?
Джон Мак-Эленей: Я прилетел по приглашению генерального директора компании «Делкам-Урал» Владимира Жураховского. Уральский регион — большой индустриальный район с развитой промышленностью. Я хотел непосредственно встретиться с нашими потенциальными покупателями и лично изучить российский рынок САПР и его особенности.
СГ: С какими показателями компания SolidWorks Corp закончила 2001 год?
Д.Э.: На сегодняшний день по всему миру продано около 175 тыс. лицензий SolidWorks в 25 тыс. предприятий. Для компании, которая всего лишь шесть лет находится на рынке САПР, это очень много. В 2000 году оборот компании составил 90 млн. долл. В прошедшем году оборот компании составил свыше 110 млн. долл., и мы продали 60 тыс. лицензий на SolidWorks. Количество продаж продолжает расти.
Свыше 4 тыс. учебных заведений использует 90 тыс. учебных лицензий SolidWorks.
С 1995 года около 60 тыс. пользователей Autodesk и 10 тыс. PTC предпочли нас и стали пользователями SolidWorks. Цифры говорят сами за себя.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее, реалистичны в своих целях и внимательно следим за действиями конкурентов.
СГ: Сколько человек сегодня работают в корпорации SolidWorks Corp?
Д.Э.: Всего 380 человек. Из них 355 — разработчики. Отмечу, что у нас работают 25 первоклассных программистов из России.
СГ: Как вы считаете, что мешает более широкому распространению SolidWorks в России?
Д.Э.: Я полагаю, что это проблема коммерческого использования нелицензионного программного обеспечения.
СГ: Планируете ли вы усложнить процедуру лицензирования или усовершенствовать механизмы защиты от нелегального использования?
Д.Э.: Независимо от того, какую степень защиты мы поставим на SolidWorks, риска взлома системы это не уменьшит. В России достаточно много квалифицированных программистов, способных разобраться в коде защиты. Мы можем сделать так, что взломать программу будет намного труднее, но пока не изменится сознание и мораль людей, пиратские копии будут существовать. Ведь директора предприятий не говорят своим рабочим: «Идите и украдите себе станок, чтобы на нем работать». Почему же они закрывают глаза на то, что их инженеры используют ворованное программное обеспечение? Основной вопрос — приемлемость или неприемлемость пиратства как такового.
СГ: Какие пути снижения уровня пиратства программного обеспечения вы видите сегодня?
Д.Э.: Я думаю, что когда Россия вступит во Всемирную торговую организацию, то и российские предприятия будут вынуждены перейти на легальное программное обеспечение. Иначе с ними никто не будет заключать контракты. Такую ситуацию я лично наблюдал в Китае, где количество прецедентов коммерческого использования пиратских программ значительно снизилось. Если вы не знаете — несколько лет тому назад уровень пиратства программного обеспечения в Китае был более высок, чем сейчас в России. Сегодня ситуация в Китае радикально изменилась и предприятия перешли на лицензированные версии.
СГ: А как вы оцениваете количество нелегальных копий SolidWorks в США? Неужели там нет пиратства?
Д.Э.: На сегодняшний день в США продано около 40 тыс. лицензий на SolidWorks. Количество пиратских копий мы оцениваем примерно в 60 тыс. Однако структура пиратства в США совсем иная — там вы нигде не встретите коммерческого использования пиратских версий на фирмах и предприятиях. Нелицензионные копии программ могут использоваться только дома. Безусловно, вы не найдете в продаже нелицензионных дисков. Я надеюсь, что в США нелегальные копии SolidWorks постепенно сменятся на лицензионные версии.
СГ: Признаете ли вы, что пиратские копии SolidWorks способствуют его популяризации?
Д.Э.: Да, конечно, это так. Но программный продукт развивается за счет труда команды разработчиков, которым нужно регулярно платить зарплату. Нелегальные копии сильно мешают развитию продукта и в конечном счете вредят самому пользователю.
СГ: Может быть, снижение цены на программный продукт будет способствовать переходу на лицензионный SolidWorks?
Д.Э.: Я уверен, что, даже если мы начнем продавать SolidWorks в России по 1000 долл. за лицензию, мы не снизим уровень пиратства. В результате это приведет к значительному уменьшению выручки реселлеров. Есть примеры, когда существенное снижение цены на программное обеспечение приводило к гибели дилерской сети и самого продукта.
Если покупатель не хочет приобретать SolidWorks за 8 тыс. долл., то едва ли он купит его и за гораздо меньшие деньги. Это мое мнение. Однако я понял, что на российском рынке надо быть более гибкими в ценовой политике.
СГ: В этом случае какие вы видите пути увеличения количества продаж в России?
Д.Э.: Если рынок не может выдержать ту или иную цену, то мы, конечно же, будем ее регулировать. Но это только один путь решения проблемы. Другой путь — предоставление возможности покупки в рассрочку. Каждый покупатель, с которым я говорил, поднимал эту проблему. Мы тщательно проанализируем ситуацию и выработаем оптимальное для России решение. Как один из вариантов снижения финансового риска мы будем рассматривать вопрос создания собственной лизинговой компании.
СГ: Не думали ли вы объявить «амнистию» тем предприятиям, которые уже используют пиратские копии SolidWorks, и осуществлять для них продажи по льготной цене?
Д.Э.: Я считаю, что это решит проблему пиратства только на короткое время. А в итоге мы вернемся к сегодняшней ситуации.
СГ: Может быть, вопрос цены на SolidWorks в России и не стоял бы так остро, если бы его стоимость была такой же, как в Европе, и тем более в США. Чем вызван дифференцированный подход к формированию ценовой политики? Почему SolidWorks в России стоит дороже?
Д.Э.: Цена ведения бизнеса за пределами США выше, поскольку нам нужно локализовать SolidWorks на другие языки. Сегодня мы поддерживаем восемь языков. Кроме того, в России цена становится выше за счет НДС.
СГ: Какие особенности российского рынка САПР вы могли бы отметить?
Д.Э.: Приехав в Россию, я увидел, что компания Unigraphics Solutions сумела наладить здесь хорошие связи с руководством многих предприятий и система Unigraphics сильно ими лоббируется. Поэтому мы будем более активно работать на российском рынке, чтобы достичь такого же уровня влияния.
СГ: С какими разработчиками САПР вам приходится наиболее серьезно конкурировать?
Д.Э.: Сегодня на мировом рынке САПР сложилась следующая тенденция: после того как акции компании PTC сильно упали в цене, на рынке осталось два основных игрока — корпорация EDS с системой Unigraphics и компания Dassault Systemes с комплексом CATIA.
Мы видим, что компания EDS — наш серьезный противник. Но она тратит много усилий на интеграцию таких программных решений, как Unigraphics, I-DEAS, Solid Edge, iMAN и Metaphase. К тому же САПР — это всего лишь одно из шести направлений деятельности компании EDS, которое составляет менее 8% от их общего бизнеса.
В сложившейся ситуации SolidWorks будет конкурировать в основном с продуктами компании Autodesk, а именно с Autodesk Mechanical Desktop и Inventor. Здесь я хочу отметить, что Autodesk планировала в начале этого года прекратить продажи Mechanical Desktop и полностью перевести своих пользователей на Inventor. Эти продукты сильно различаются, и пользователям Mechanical Desktop придется переучиваться. Это дает нам некоторое преимущество в борьбе. В ближайшее время мы планируем потеснить на рынке Autodesk.
Сегодня PTC — наш ближайший, а Autodesk — самый крупный и потенциально опасный конкурент. Эта тенденция характерна для западно-европейского и американского рынка.
СГ: Расскажите, пожалуйста, поподробнее о конкуренции с компанией PTC.
Д.Э.: Компания PTC завершила 2001 год с плохими показателями. В этом вы можете убедиться сами, просмотрев ее финансовый отчет. За последний квартал объем продаж PTC снизился на 40%. Сейчас PTC направляет основные усилия на разработку PDM-системы Windchill, а не CAD/CAM-системы Pro/ENGINEER. PTC теряет силы с каждым днем. В начале 2001 года количество ежемесячных продаж Pro/ENGINEER и SolidWorks было равным. Сегодня по количеству ежемесячных продаж мы практически вдвое обгоняем Pro/ENGINEER, и эта тенденция стабильно сохраняется.
Я уверен, что победа будет за SolidWorks. В подтверждение своих слов я приведу структуру продаж: у SolidWorks 70% покупателей — это новые пользователи, а у PTC количество новых пользователей составляет всего 10%.
СГ: Почему вы не считаете своим конкурентом систему CATIA на платформе Р1, которая позиционируется компанией Dassault Systemes как система среднего уровня?
Д.Э.: Потому что в мире намного больше пользователей системы SolidWorks, чем CATIA. На рынке мы чаще конкурируем с Unigraphics, нежели с CATIA. Реально интересы SolidWorks и CATIA сталкиваются не более чем у десятой части потенциальных заказчиков. Система CATIA позиционируется компанией Dassault Systemes как решение для машиностроительных гигантов. Мы предлагаем SolidWorks в основном средним и малым предприятиям. Таким образом, мы стараемся не конкурировать с CATIA. Мы считаем, что SolidWorks и CATIA должны существовать и развиваться независимо друг от друга. Сегодня конкуренция SolidWorks и CATIA — это больше теоретический, нежели практический вопрос.
СГ: Планируется ли создание прямого интерфейса с CATIA v5?
Д.Э.: На уровне геометрических моделей SolidWorks и CATIA могут обмениваться данными посредством форматов IGES и STEP. Есть и прямой интерфейс. Конечно же, мы будем и дальше совершенствовать процедуры обмена геометрическими данными. Передача геометрии как таковой — не проблема. Но трансляция данных с полным сохранением последовательности построения проекта и всех конструктивно-технологических элементов мне представляется невозможной, по крайней мере при моей жизни. Слишком разные принципы описания объектов в разных системах.
СГ: Компания EDS продвигает на рынке двухуровневое решение на основе Unigraphics и Solid Edge. Почему Dassault Systemes не предлагает связку SolidWorks и CATIA?
Д.Э.: Мой двадцатилетний опыт работы в области САПР подсказывает мне, что большинству предприятий не нужны двухуровневые решения. В реальных условиях несколько систем плохо уживаются, поскольку возникают проблемы с передачей данных.
Очень мало пользователей используют одновременно системы Unigraphics и Solid Edge. Мне думается, что интеграция Unigraphics и Solid Edge — не более чем маркетинговый ход, и со временем это должно обанкротить компанию EDS. Я бы на это сделал ставку, только никто не знает, когда это произойдет.
Легко доказать, что Unigraphics и Solid Edge обмениваются данными не лучше, чем это делают любые другие системы, например SolidWorks и CATIA. К примеру, попробуйте из Unigraphics передать в Solid Edge чертеж — у вас ничего не получится. К тому же теряется параметризация геометрии. Так о какой интеграции систем идет речь?
СГ: В прошлом году компания Dassault Systemes приобрела фирму Spatial Corp — разработчика геометрического ядра ACIS. В связи с этим возникает вопрос: на каком геометрическом ядре будут базироваться новые версии SolidWorks?
Д.Э.: Сегодня я не вижу никаких причин для перехода SolidWorks с геометрического ядра Parasolid на любое другое, например ACIS. Но даже если такое и случится, для пользователя такой переход пройдет незаметно. Ведь мало кто знает, что первые версии SolidWorks базировались вовсе не на Parasolid.
СГ: Можете ли вы порекомендовать PDM-систему для SolidWorks?
Д.Э.: С точки зрения надежности и безопасности лучшим решением я считаю PDM-систему SmarTeam, так как она принадлежит компании Dassault Systemes. Но SolidWorks напрямую взаимодействует и с большинством других систем PDM и ERP: ASP, BAAN, Enovia, Matrix и т.д.
СГ: Считаете ли вы достаточным количество партнерских приложений SolidWorks?
Д.Э.: Мы стараемся, чтобы в каждом CAM/CAE-направлении мы имели минимум два приложения наших партнеров, сертифицированных как Gold Partner. Это предоставляет нашим пользователям возможность выбора.
Разработчики приложений для SolidWorks динамично развиваются. От 29 до 48% оборотных средств они могут вкладывать в собственные инвестиции и разработки. Для сравнения скажу, что у компании SolidWorks эта цифра составляет порядка 18%, а у наших конкурентов около 16%.
СГ: Что нового планируется добавить в ближайших версиях SolidWorks?
Д.Э.: Конечно, наш продукт будет совершенствоваться и далее. По нашему мнению, уже сегодня SolidWorks обладает некоторыми функциональными возможностями, которые отсутствуют в высокоуровневых системах. Однако мы позиционируем SolidWorks на рынке именно как систему среднего класса. В первую очередь это касается ценовой политики.
В SolidWorks’2002 мы планируем несколько принципиальных усовершенствований. Во-первых, появится возможность работы в пространстве детали с несколькими твердотельными телами. Во-вторых, работа с большими сборками станет еще более быстрой. В SolidWorks’2001Plus работа со сборками значительно ускорена по сравнению с предыдущими версиями. В версии 2002 будет еще большее ускорение в этой части, особенно ускорится построение чертежных видов для крупных сборок. В-третьих, станет возможным создание таблицы параметров Excel по уже существующему набору конфигураций модели. И наконец, в-четвертых, появятся новые возможности по построению сложных поверхностей.
СГ: На чем вы планируете сосредоточить внимание разработчиков в будущем?
Основные наши усилия будут направлены на повышение производительности системы, особенно при работе с большими сборками. Особое внимание мы начали уделять чертежному модулю и моделированию скульптурных поверхностей.
Наша основная задача — сделать так, чтобы пользователь сосредоточивал свое внимание на проектировании и конструировании продукции, а не на собственно процессе геометрического моделирования.
СГ: Как вы оцениваете результаты поездки?
Д.Э.: Мне удалось в России узнать для себя много нового. Во время поездки я лично встречался с покупателями и понял, что пиратство программного обеспечения в России — большая проблема, которой надо серьезно заниматься. Также я смог лично убедиться, что руководители многих предприятий Уральского региона готовы покупать SolidWorks по более низкой цене.
СГ: И последний вопрос. Что бы вы хотели пожелать и посоветовать нашим читателям?
Д.Э.: Конечно, успехов в работе. Потенциальным заказчикам я советую перед покупкой САПР внимательно изучить рынок и выбрать систему, которая вам максимально подходит по функциональности. После этого начинайте считать деньги: что для вас будет выгодно, а что — нет.
Беседовал Константин Евченко
«САПР и графика» 3'2002