Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

3 - 2003

Все, что вы хотели знать об ADEM, но боялись спросить

Читатели часто присылают в нашу редакцию письма с вопросами относительно той или иной САПР. Большинство вопросов мы переадресуем разработчикам и дистрибьюторам систем. Многие письма содержат просьбу помочь с выбором той или иной САПР.

В последнее время мы получали много вопросов относительно CAD\CAM ADEM, которые мы задали директору департамента разработок Omega ADEM Technologies Андрею Виличу Быкову.

«САПР и графика»: С какими финансовыми показателями компания Omega ADEM Technologies завершила прошедший год?

Андрей Быков: 2002 год был для нас довольно успешным как на российском, так и на европейском рынке. Впервые темпы роста продаж за рубежом превысили отечественные показатели. Это связано в первую очередь с хорошо отлаженным механизмом продаж через Интернет. Например, в Германии ежемесячно лицензии и инсталляции ADEM получают около двухсот покупателей.

СГ: В каких выставках участвовала ваша компания в 2002 году и какие из них были самыми результативными? В каких мероприятиях она примет участие в этом году?

А.Б.: В 2002 году Omega ADEM Technologies приняла участие в шести выставках: две из них проходили в Москве — это SofTool (диплом в номинации «Лучший российский САПР для механообработки») и «Металлообработка-2002», а остальные в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге (золотая медаль выставки «Мир станков и инструментов 2002»), в Ижевске и Уфе. Кроме того, мы участвовали в международной выставке «Ганновер Мессе».

Помимо этого нами было проведено два ежегодных семинара пользователей из Томска (5-й городской семинар пользователей) и Москвы (4-й областной «Форум автоматизации»). Состоялись выездные семинары в Уфе, Кирове, Екатеринбурге, Ижевске, Москве, Самаре, Улан-Удэ, Геленджике, Казани, Омске, Оренбурге, Рязани и Азове.

На 2003 год нами запланированы следующие мероприятия: Softool и «Машиностроение-2003» (Москва), «Cтанки. Приборы. Инструменты-2003» (Пермь), машиностроительная выставка в Челябинске и др., а также выездные семинары в Запорожье, Уфе, Томске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Киеве, Улан-Удэ и других городах. В этом году мы также будем участвовать в международной выставке «Ганновер Мессе».

СГ: Головной офис вашей компании в прошлом году переехал в новое здание. Чем это было вызвано?

А.Б.: За последнее время переехал не только московский, но и ижевский офис компании. Это связано в первую очередь с новыми возможностями на рынке недвижимости. Не менее важной причиной стала необходимость расширения отделов разработок в связи с новыми зарубежными заказами.

СГ: Сколько сотрудников работает сегодня в вашей компании и сколько из них занимается разработкой системы?

А.Б.: Omega ADEM Technologies — небольшая по численности компания; общее количество сотрудников вместе с зарубежными филиалами не превышает 60 человек.

Наша компания является в первую очередь разработчиком программного обеспечения. Поэтому на департамент разработок приходится более половины всех ее сотрудников.

СГ: Сколько на данный момент у Omega ADEM Technologies региональных представительств?

А.Б.: Наша компания имеет в России два региональных представительства и 18 центров технической поддержки. Количество центров постоянно увеличивается. Это связано прежде всего с необходимостью оказания оперативной поддержки работы системы в цехах. Если конструкторские бюро сегодня практически могут обслуживаться по Интернету, то там, где идет работа с цеховым оборудованием, нередко приходится решать технические проблемы на месте.

СГ: Какие компании занимаются дистрибьюцией ADEM за рубежом? С какими проблемами они чаще всего сталкиваются?

А.Б.: Наша компания имеет два дистрибьюторских центра за рубежом. Один из них, который занимается распространением системы ADEM в Западной Европе, находится в Германии. Другой, курирующий страны Ближнего и Дальнего Востока, США и Канаду, расположен в Израиле. Эти офисы ведут как самостоятельную коммерческую деятельность, так и осуществляют взаимодействие с дилерами и дистрибьюторами в регионах.

Проблемы, в общем-то, традиционные для российской продукции за рубежом — все мы новички в сложившейся структуре мировой экономики. Но есть и позитивные моменты, которые в первую очередь связаны с повышением интереса европейских стран к России.

СГ: С какими CAD/CAM-системами конкурирует ADEM на российском и зарубежном рынках?

А.Б.: Любой продукт на рынке САПР может считаться конкурентом. На самом деле интегрированных CAD/CAM-систем для сквозной автоматизации проектирования и подготовки производства значительно меньше, чем претендентов на это звание.

Самые известные и активные — это CATIA и Unigraphics, но это системы высокого уровня. ADEM позиционируется в средней и легкой нишах, где интегрированных CAD/CAM-систем единицы. Конкуренция здесь происходит чаще всего с комбинациями из различных CAD- и CAM-систем. Но, как известно, комбинация из систем — это сложение мощности, а интеграция — умножение.

СГ: Андрей Вилич, от наших читателей поступает ряд вопросов, которые можно адресовать разработчикам системы ADEM. Пожалуй, самый распространенный из них — для кого предназначен ADEM, для конструктора или технолога?

А.Б.: ADEM предназначен для конструкторско-технологической подготовки производства. Как известно, существование отдельно конструирования или технологического проектирования вне этого единого процесса невозможно. Поэтому современные системы должны обладать не одним, а целым рядом свойств — от автоматизации выпуска чертежной конструкторской документации до автоматизации технологической проработки.

ADEM — это прежде всего конструкторская система. Об этом свидетельствует и тот факт, что сотни КБ применяют для проектирования, конструирования и выпуска рабочей документации наш продукт. Но это лишь часть того, что требуется современным предприятиям. Поэтому в ADEM на первом месте, рядом с конструкторскими задачами, стоят компоненты технологические.

СГ: Что сложнее разрабатывать — конструкторскую или технологическую часть?

А.Б.: Каждая задача имеет свою специфику. У разработчиков CAD-систем есть ряд возможностей, которые отсутствуют у создателей CAM-приложений. Речь идет в первую очередь о наличии стандартных пакетов для плоского и объемного моделирования, которые обеспечивают не только решение геометрических задач, но и стандарты графического представления и обмена данными. В предметной области технологии подобных ядер нет. Поэтому создателям CAM-систем приходится все конструировать с нуля. Объем работ по созданию CAM-системы оценивается сотнями человеколет непосредственной разработки, причем сократить время разработки за счет увеличения числа участников невозможно.

Качество CAD-системы можно оценить по объему привлеченных знаний. Качество CAM-системы оценивается ее производственным опытом, подобно тому, как вино — выдержкой.

В то же время станочники — более консервативные пользователи по сравнению с конструкторами. Их мало волнуют разные новомодные программные решения, их больше интересует предметная часть, которая решает одну задачу: как изготовить деталь и не испортить дорогостоящее оборудование и заготовки. Конструкторы же очень неравнодушны ко всякого рода «прибамбасикам».

Когда же идет разработка интегрированной CAD/CAM-системы, то на разработчиков обрушивается весь спектр конструкторских и технологических проблем. Как правильно сказал один из программистов: «Сделать CAD для конструкторов и сделать CAD для CAM — две большие разницы». И эти «две разницы» должны стать в интегрированной системе единым целым.

СГ: В своих письмах наши читатели часто разграничивают конструкторские и технологические задачи. Создается впечатление, что это два разных мира или два лагеря со своими локальными интересами. Имеет ли смысл сегодня предлагать интегрированный продукт, будет ли он востребован рынком?

А.Б.: Исторически многие наши предприятия — гиганты, где конструкторы отделены от производства не только рамками отдела, но и более серьезными структурными барьерами. Нередко их к тому же разделяют города и республики. Для современного взаимодействия просто электронного обмена данными недостаточно. Необходимо также общение на едином конструкторско-технологическом языке. В подобных условиях внедрение интегрированных систем, усиленных Интернет-технологиями, является базой для оперативного взаимодействия между подразделениями. В то же время стало появляться множество малых производств, где подобные барьеры отсутствуют. Там настолько тесно сплетены конструкторские и технологические задачи и настолько сжаты сроки подготовки производства, что без интегрированных CAD/CAM-систем они просто не будут конкурентоспособными. Поэтому независимо от того, большое это или малое предприятие, интеграция конструкторских и технологических задач необходима, а следовательно, интегрированные системы актуальны и востребованы.

СГ: Все чаще и чаще встречаются вопросы по моделированию. Это свидетельство того, что проектирование становится объемным, или какой-то иной тенденции?

А.Б.: На самом деле этому есть две причины. Во-первых, современные изделия становятся все более сложными в плане формы и внутренней структуры. Если раньше для конструирования было вполне достаточно возможностей и точности кульмана, то теперь этого явно не хватает. Многие современные задачи просто невозможно решить в плоскости, и тогда неизбежно встает вопрос об объемном моделировании.

Во-вторых, моделирование, в том числе и плоское, входит в обязанности конструктора все чаще, поскольку для сокращения технологической подготовки производства требуется точная геометрия детали, а не просто чертеж, пусть даже в электронном виде. При современном дефиците кадров накладно иметь отдел, занятый исключительно построением по чертежам моделей для производства. Рациональным теперь стало моделирование самим конструктором, что сокращает также итерации по исправлению геометрических ошибок.

СГ: С какими проблемами приходится сталкиваться при внедрении системы на производстве?

А.Б.: Внедрение новых технологий всегда связано с преодолением технических и организационных проблем. Без этого, наверное, и сам процесс был бы неинтересен. Ключом к решению любых задач является взаимопонимание сторон и четкое представление конечной цели. Компьютеризация и автоматизация не есть самоцель. Главная задача автоматизации проектирования — сокращение сроков подготовки производства.

Если заказчик движим именно этой мотивацией, то внедрение переходит в плоскость решения технических проблем. Если же главная цель подменяется чем-то иным, то автоматизация может так и остаться на уровне субъективных решений, суммарная эффективность которых близка к нулю.

СГ: Ваша компания предлагает комплексное решение, охватывающее полный цикл производства изделий. Сколько времени в среднем требуется на внедрение CAD/CAM/TDM-системы на российском предприятии? Если можно, приведите, пожалуйста, несколько примеров.

А.Б.: Если рассмотреть только технический процесс внедрения, исключив время на финансовую подготовку, закупку технических средств и прочее, то от момента инсталляции программного продукта до выхода на станок время может измеряться часами. Чтобы не быть голословным, сообщу, что начиная с 1999 года наша компания проводит так называемое показательное внедрение системы на предприятиях заказчиков. Процесс состоит в том, что наши специалисты приезжают на предприятие и на основании предложенного эскиза проводят весь сквозной цикл проектирования и технологической подготовки производства до получения реальной детали. Все это происходит обычно за два рабочих дня при непосредственном участии специалистов предприятия. Время на техническую стыковку оборудования в этот процесс, конечно, не входит, а вот написание постпроцессора с учетом специфики заказчика и выпуск конструкторской и технологической документации — включены. Можно приводить много примеров, но лучше, если заказчик сам убедится во всем на своем рабочем месте.

СГ: Наш журнал часто пишет о высокоскоростной механообработке. Планируется ли в CAM ADEM разработка новых стратегий обработки?

А.Б.: Разработка новых стратегий в системе ADEM ведется постоянно. Технология не стоит на месте, появляются новые станки и инструменты, новые технологические приемы.

Что касается высокоскоростной обработки, то здесь ведутся не только внутренние работы, но и совместные с другими фирмами мероприятия. Например, по соглашению с «САНДВИК МКТС» группа САМ-разработчиков системы ADEM занимается наиболее часто применяемыми стратегиями высокоскоростной обработки. Сегодня в системе реализованы: построение гладкой траектории для трехосевой обработки по схемам «зигзаг», «петля» и трохоидальное фрезерование пазов, а также 2,5-координатная «спираль». Требования пользователей CAD/CAM ADEM по реализации в системе высокоскоростных методик обработки поступают в основном из немецкого представительства, хотя нельзя не отметить возрастающий интерес к данному типу обработки и у наших технологов.

СГ: Сколько часов занимает стандартный учебный курс по конструкторской и технологической части ADEM? Как много времени требуется для освоения системы?

А.Б.: Обучение по CAD включает плоское и объемное моделирование, оформление чертежной конструкторской документации, работу с архивами и библиотеками. Оно занимает обычно не более 18 часов. Столько же примерно отнимает и обучение программированию ЧПУ, включая плоскую и объемную механообработку. Обучение TDM составляет несколько часов, подготовка специалиста по настройке TDM для конкретных производств может потребовать нескольких дней.

СГ: Как вы строите отношения с другими программными продуктами на предприятии, не мешают ли они внедрению сквозной системы?

А.Б.: Это опять же связано с пониманием заказчиком главной цели. Если понимание есть, то взаимодействие решается техническими способами.

СГ: Как вы относитесь к системной интеграции и к компаниям, занимающимся внедрением комплексов, составленных из различных продуктов?

А.Б.: С большим уважением. Это довольно сложная и трудоемкая работа — совмещать порой несовместимые компоненты. Если говорить о машиностроении, то сегодня задача создания комплексов на базе ERP, PDM, CAD, CAM, CAPP и пр. встречается часто. Применение ADEM в качестве единого CAD/CAM/CAPP-компонента в значительной мере упрощает ее, поскольку решает конструкторско-технологическую часть автоматизации и оставляет интеграторам свободу творчества в области организационно-информационных задач предприятия.

СГ: Существует мнение, что комплекс ADEM — это дорогостоящий продукт. Насколько это соответствует действительности?

А.Б.: Структура цены — дело довольно сложное и зависит от многих факторов, поэтому формируется в каждом конкретном случае. Но вы можете сами сравнить необходимые вам модули в ADEM с продуктами других разработчиков с аналогичными свойствами. Я уверен, что при детальном анализе вас приятно удивят стоимостные характеристики нашей системы. При этом также нельзя забывать, что все свойства ADEM интегрированы, что гарантирует работоспособность комплекса в целом.

СГ: Какие свои разработки вы считаете наиболее удачными?

А.Б.: Любой созданный нами программный продукт — словно ребенок. Как здесь можно выбрать любимого? Но несомненной заслугой нашей компании является то, что мы создали первую отечественную коммерческую CAD-систему и первую отечественную интегрированную CAD/CAM-систему для PC.

СГ: Как часто выходят обновления для текущих релизов системы?

А.Б.: Традиционно новая версия ADEM выходит через 12-15 месяцев. Что касается обновлений текущей версии, содержащих новые функции или исправления, то это происходит раз в два месяца, иногда чаще — в случае возникновения острой производственной необходимости у наших заказчиков. Начиная с седьмой версии мы перешли на адресную рассылку обновлений на CD — в связи с тем что у многих российских пользователей пока еще остаются проблемы по скачиванию больших объемов информации через Интернет.

СГ: Большое спасибо за ваши ответы и позвольте от лица наших читателей пожелать вам и вашей компании успехов в работе.

Материал подготовил Константин Евченко.

«САПР и графика» 3'2003

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557