Комплексная технология изысканий и проектирования на земле
Одними из первопроходцев внедрения компьютерных технологий в производство были инженеры-изыскатели, и сегодня их по праву можно считать лидерами в этой области среди представителей других специальностей в проектных институтах. Однако, несмотря на имеющиеся достижения, в области создания комплексной технологии проектирования на земле сейчас наблюдается некоторый застой. Изыскатели могут выдавать цифровые карты и планы, могут создавать цифровые модели земли и профили, но проектировщики не способны в полной мере их использовать. Образовался определенный разрыв в технологии, и снова встал извечный вопрос: что делать?
Можно, конечно, оставить все как есть и решать задачи имеющимися средствами, но лучше найти принципиальное решение этой проблемы. Все зависит от постановки вопроса, от потребностей и ресурсов предприятия, от воли руководства. Если все вышеперечисленное присутствует, то следует решить первоочередные задачи: подобрать руководителя проекта, ответственного за внедрение технологии, выбрать базовую систему в соответствии с разработанными требованиями и найти партнера, который будет отвечать за внедрение технологии и развивать ее. Выбор ответственного лица или партнера всегда субъективен, поэтому на этом останавливаться не будем, а рассмотрим, что можно выбрать в качестве базовой системы.
Под термином «базовая система» понимается программа (семейство программ), включающая большой набор системных инструментов, который является основой для прикладных программ и может быть достаточно просто адаптирован к задачам пользователя. В качестве примера базовой графической системы можно привести AutoCAD или MicroStation. Почему же выбор базовой системы (или платформы) так важен? Во-первых, мы сразу получаем комплексную технологию; во-вторых, поддержка такой системы обходится дешевле, чем отдельных программных модулей, в третьих, упрощается переход с одной версии на другую.
Лидерами среди разработчиков комплексного решения для проектирования на земле являются компании Autodesk и Bentley Systems. (В России к ним по праву можно добавить компанию СП «Кредо-Диалог», однако в связи с закрытостью указанной системы мы не рассматриваем ее в качестве базовой.) Компания Autodesk предлагает базовую систему Land Desktop, к которой могут подключаться дополнительные модули. Все продукты обладают современным инструментарием для создания и моделирования цифровой модели местности. (Будучи недостаточно знакомым с примерами успешного использования данных продуктов и с уровнем их адаптации к российским нормам, автор, чтобы не вводить в заблуждение читателей, предлагает обратиться за информацией к дилерам Autodesk.) Компания Bentley Systems для построения комплексной технологии предлагает несколько продуктов примерно одинаковой функциональности, но нацеленных на разные географические рынки InRoads (Европа, Азия, Америка), Geopak (США), MOOC (Европа).
Далее речь пойдет о семействе продуктов InRoads, которые в настоящее время русифицированы и на базе которых предлагаются несколько адаптированных решений: изыскания, генплан, проектирование трубопроводов, дороги. Историческая справка: разработчик системы компания Intergraph; начало продаж 1992 год; графические платформы AutoCAD и MicroStation (равноценная функциональность). В 2001 году вся линейка продуктов была куплена Bentley Systems, и с этого времени началась активная локализация и адаптация под требования российских пользователей.
Линейка продуктов включает следующие функциональные модули:
- «Обработка данных изысканий» (InRoads Survey) загрузка исходных данных с приборов или из текстовых файлов; обработка геодезических данных по методу наименьших квадратов; построение цифровых планов и цифровой модели местности. В комплект поставки включаются топографические классификаторы, в том числе условные знаки, стили линий и штриховки;
- «Проектирование площадных и линейных объектов» (InRoads Site) моделирование объектов на земной поверхности; построение горизонтальных и вертикальных трасс с использованием инструментов координатной геометрии (для задания тангенсов, радиусных кривых и клотоид); построение продольных и поперечных профилей, расчет объемов земляных работ;
- «Проектирование автодорог» (InRoads) построение оси трассы и ее разбивка в плане; контроль соответствия нормам при работе с радиусными кривыми и спиралями; построение продольных профилей и вписывание вертикальных кривых; расчет поперечных уклонов, подъемов виража, приблизительных объемов земляных масс; проектирование реконструируемых участков дорог; создание и настройка типовых поперечников (поперечные сечения сохраняются в библиотеках типовых решений); определение параметров для построения откосов на основе различных методик; автоматическое моделирование дороги на основе заданных поперечников и откосов; разметка дорог, расстановка дорожных знаков, проектирование щитов; проверка движения по спроектированной дороге любых транспортных средств с заданными параметрами движения (при этом рассчитываются заносы как по передней, так и по задней части автотранспорта, производится отрисовка опасных зон); расчет объемов земляных масс, растительного слоя, подсыпки, слоев дорожной одежды, бордюрного камня и других элементов дороги; оформление продольных и поперечных профилей (подвал заполняется автоматически при внесении изменений в профиль);
- «Проектирование железных дорог» (InRoads Rail) построение плана трассы с использованием метода регрессионного анализа; построение продольных профилей и вписывание вертикальных кривых (вписывание кривых возможно как вручную, так и в автоматическом режиме); проектирование наклона виража трассы внутрь дороги; проектирование стрелочных переводов; разработка таблицы решений для всей трассы или для отдельных участков; определение параметров для построения откосов на основе различных методик; автоматическое моделирование дороги на основе заданных поперечников и откосов; расчет объемов земляных масс; оформление продольных и поперечных профилей (подвал заполняется автоматически при внесении изменений в профиль);
- «Проектирование мостов» (InRoads Bridge) построение внешней границы моста, создание и размещение опор и береговых устоев; создание и размещение балок; проектирование и размещение каркаса под балки; генерация и оформление документации; трехмерная визуализация объекта;
- · «Инструмент разработчика» (InRoads SDK) разработка прикладных приложений с использованием внутренних функций InRoads.
- Компания CAD House, официальный интегратор Bentley Systems в России и СНГ, совместно с рядом ведущих комплексных проектных институтов в 2002 году разработала на базе InRoads следующие функционально законченные рабочие места:
- АРМ инженерные изыскания загрузка данных после съемки; обработка бумажных карт и планов; оцифровка по точкам или растру; построение цифровой модели местности; построение план трасс и профилей;
- · АРМ генплана анализ проектной или исходной поверхности (определение уклона между точками, определение градиента стока воды, определение оптимального баланса земляных масс); решение задач вертикальной планировки (заложение откоса, посадка объектов на топооснову, проектирование котлованов, проездов, обваловок); вычисление объемов земляных работ и построение картограммы; оформление выходной документации по ГОСТ 21.508-93 «Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов».
Практика показала, что InRoads удовлетворяет требованиям, предъявляемым к базовой системе для комплексной технологии обработки данных изысканий и проектирования на земле. В связи с этим было принято решение разработать следующие функциональные места, которые планируется закончить в текущем году:
- АРМ проектирование технологических трубопроводов;
- АРМ проектирование внутриплощадочные сетей (технология, ВиК, ОВ, теплоснабжение);
- АРМ автомобильные дороги;
- АРМ проектирование ЛЭП.
Практическое выполнение проектов совместно с заказчиками выявило следующие преимущества данной системы:
- возможность использовать на входе любые данные: растровую подложку, данные с приборов, существующие графические файлы в любом формате;
- быстрая подготовка исходной модели площадки даже для застроенной территории или при реконструкции;
- неограниченные размер проектных файлов и число объектов;
- простота стыковки с комплексной технологией проектирования зданий, промышленных предприятий и технологических установок (PlantSpace/AutoPlant).
Следует особо подчеркнуть, что данный программный комплекс позволяет пользователям работать как в среде AutoCAD, так и в среде MicroStation, легко переходя из одной системы в другую, поскольку внутренние данные не зависят от формата графической системы.