Технологии CREDO для проектирования генпланов
Начиная с 1999 года СП «Кредо-Диалог» проводит традиционный конкурс производственных проектов (объектов), выполненных с применением комплекса CREDO. На конкурс выставляются, как правило, сложные, интересные и разнообразные проекты. Участие в конкурсе, безусловно, полезно: организации-участники, например, получают определенные льготы при дальнейшем приобретении CREDO, обмениваются интересными идеями со своими коллегами, при этом повышается имидж организации. Подтверждением высокого авторитета конкурса является тот факт, что в 2001 году три конкурсных проекта были награждены почетными грамотами Госстроя Российской Федерации. Кроме того, всегда интересна «спортивная» сторона вопроса, азарт и активность, присущие любым соревнованиям.
Работы, присланные на IV конкурс, разделяются на пять номинаций: «Изыскания», «Геология», «Генплан», «Дороги», «Развязки». В данной статье мы расскажем о нескольких проектах, представленных только на одну из номинаций «Генплан». Всего в этой номинации на февраль прислано семь работ, но прием материалов на конкурс еще продолжается. Финал будет проходить во время IV Международной конференции «Современные технологии изысканий, проектирования и геоинформационного обеспечения в промышленном, гражданском и транспортном строительстве» в Москве с 25 по 27 марта.
Среди организаций, приславших на конкурс свои проекты, есть постоянные участники, неоднократно занимавшие призовые места в номинации «Генплан». Это РУП «БелНИПИэнергопром» (г.Минск) и НИИ «СеверНИПИгаз» филиал ООО «ВНИИгаз» (г.Ухта). Другие три организации также постоянно принимают участие в нашем конкурсе, но в этом году они впервые прислали свои работы на номинацию «Генплан». Это ОАО ПИ «Комигражданпроект» (г.Сыктывкар), ОАО Хабаровский филиал «ГипродорНИИ» (г.Хабаровск), УП «Минскинжпроект» (г.Минск). Ну и наконец, дебютант конкурса ЗАО «Авторская проектная мастерская “Центральный Посад”» (г.Екатеринбург), которая сравнительно недавно начала внедрение комплекса CREDO в деятельность предприятия, но уже в этом году прислала на конкурс очень интересную работу.
Проектирование любого объекта предполагает наличие топографической подосновы. В зависимости от технологии работы, принятой в каждой из организаций, и уровня взаимодействия с подрядчиками и заказчиками, использовались различные способы получения исходных данных при проектировании конкурсных объектов. Например, архитектурный проект «Детандергенераторная установка Минской ТЭЦ-4» (БелНИПИэнергопром) разработан на основе планов топогеодезической съемки, выполненной УП «Геосервис» (г.Минск) в масштабе 1:500. Полученный бумажный топографический план сканировался и заново переводился в векторный вид средствами CREDO. Подобная технология была использована и на объекте «Реконструкция центральной части города Екатеринбурга в границах улиц Куйбышева Московская Радищева Хохрякова» («Центральный Посад»). Материалы инженерных изысканий (15 планшетов масштаба 1:500) были представлены главархитектурой города Екатеринбурга в бумажном виде. По отсканированным подложкам производилось цифровое моделирование рельефа, ситуации и инженерных коммуникаций.
Объекты, выполненные Хабаровским филиалом «ГипродорНИИ» «Усиление проезжей части ул. Краснодарской в городе Хабаровске» и ПИ «Комигражданпроект» «Проект реконструкции учебного центра МВД РК под комплекс жилых домов», демонстрируют налаженную в обеих организациях комплексную и последовательную работу изыскателей и проектировщиков. Изыскательские подразделения готовили цифровую модель местности в формате CREDO, которую затем передавали для дальнейшей работы в проектные подразделения.
Примером эффективной технологии обмена данными в цепочке «изыскания проектирование» между организациями является подготовка исходных данных при проектировании объекта «Комплексная реконструкция площади Независимости» (Минскинжпроект). Инженерные изыскания выполнялись организацией-подрядчиком ГМП «МИПП» (г.Минск). Была произведена съемка текущих изменений, затем сканировались планшеты. На основе этих данных была создана подоснова для проектирования в формате CREDO.
Технология работы над объектом «Реконструкция производства газопереработки на Сосногорском ГПЗ» (СеверНИПИгаз) обусловлена тем, что генеральным проектировщиком было предприятие ООО SKODA JS (г.Брно, Чехия). Инженерные изыскания в полном объеме проводил отдел инженерных изысканий института «СеверНИПИгаз», а затем в электронном виде (формат DXF) они были переданы генпроектировщику. Впоследствии СеверНИПИгаз выполнял проект организации рельефа на участке расположения основных сооружений по генеральному плану, разработанному SKODA JS. Генплан передавался в формате DXF и конвертировался в структуры CREDO.
Основная работа над объектом во всех организациях осуществлялась в системе CREDO_MIX. Средствами системы создавалась цифровая модель местности, проектировалась горизонтальная и вертикальная планировка, подсчитывались объемы земляных работ, создавался сводный план инженерных сетей, решались другие задачи. При подготовке бумажного картографического материала для дальнейшего перевода топографического плана в векторный вид использовалась программа Transform. В процессе работы для решения различных частных задач использовались другие системы или программы CREDO. Например, на объекте «Усиление проезжей части ул. Краснодарской в городе Хабаровске» индивидуальные дорожные знаки проектировались в программе ZNAK, расчет дорожной одежды был выполнен в программе РАДОН.
Особого внимания заслуживает пример использования системы CAD_CREDO в организации СеверНИПИгаз при работе над объектом «Реконструкция производства газопереработки на Сосногорском ГПЗ». В процессе проектирования из-за сложных геологических условий потребовалось создание разрезов в местах расположения наиболее ответственных сооружений для выбора типа фундаментов. Эта работа была реализована в системе CREDO_MIX. Для создания профилей по разрезам выполнялся двойной экспорт из CREDO_MIX в систему CAD_CREDO, отдельно из существующего рельефа, затем из проектной поверхности с дальнейшим объединением данных по профилям. Желаемый результат был получен в кратчайшие сроки. Организация СеверНИПИгаз уже имела опыт нестандартного и оригинального использования системы CAD_CREDO. В 1999 году на конкурс был представлен объект «Противоэрозийные мероприятия на берегах р. Айюва», в котором основные проектные решения были выполнены в CAD_CREDO.
Проекты, присланные на конкурс, представляют самые разнообразные виды объектов.
Проектирование жилого микрорайона. «Проект реконструкции учебного центра МВД РК под комплекс жилых домов» (Комигражданпроект) предусматривает частичный снос, реконструкцию существующих зданий и строительство новых. Комплекс жилых домов представляет собой композицию из 9-этажной, отдельно стоящей блок-секции, 5-этажных жилых домов с пристроенным к ним магазином. Предусмотрено устройство детских игровых и спортивных площадок. На внутридворовой территории запроектированы гаражи боксового типа для индивидуальных автомобилей.
«Реконструкция центральной части города Екатеринбурга в границах улиц Куйбышева Московская Радищева Хохрякова» («Центральный Посад») выполнялась на территории трех жилых кварталов общей площадью 16,8 га (рис. 1).
Проектом предусмотрена жилая застройка с развитым подземным пространством для размещения двух/трехуровневых парковок автотранспорта во внутридворовом пространстве жилых домов.
Проектирование сложного промышленного сооружения. «Реконструкция производства газопереработки на Сосногорском ГПЗ» (СеверНИПИгаз). Объект расположен в городе Сосногорске на застроенной территории Сосногорского газоперерабатывающего завода. Среди проектируемых сооружений замерная станция сырьевого и сухого газов, факел, компрессорная станция, производство азота, трубопроводные эстакады, машинный зал пожаротушения и другие объекты.
Проектирование отдельного объекта. «Детандергенераторная установка Минской ТЭЦ-4» (БелНИПИэнергопром). Генеральный план разработан в пределах существующей ограды ТЭЦ с учетом функционального зонирования территории, взаимных технологических связей. Территория ТЭЦ довольно плотно застроена зданиями и сооружениями, насыщена подземными и наземными коммуникациями. Площадка спланирована, ко всем существующим сооружениям ведут автомобильные дороги с твердым покрытием. По проекту здание детандергенераторной установки располагается между существующей водогрейной котельной, железнодорожными путями и автомобильной дорогой.
Проектирование транспортных сооружений. Проект «Комплексная реконструкция площади Независимости» (Минскинжпроект) предусматривает спрямление проезжей части, ликвидацию троллейбусного движения на площади, устройство сетей дождевой канализации и освещения, реконструкцию сетей хозяйственно-питьевого водоснабжения, газоснабжения, сетей ОРУД и благоустройство тротуарной части со стороны зданий горисполкома, управления метрополитена и университета (рис. 2).
При создании проектов прорабатывались различные варианты проектных решений для выбора наиболее оптимального по различным критериям. Например, решения по генеральному плану при проектировании детандергенераторной установки (БелНИПИэнергопром) были обусловлены вариантностью набора основного проектируемого технологического оборудования. Здание установки в обоих вариантах имеет пристройку и открытую площадку с подогревателями газа и теплообменниками. Главной задачей при создании генерального плана было вписаться в существующую стесненную застройку. При этом необходимо было иметь в виду, что в западной части участка под застройку ранее была запроектирована закрытая мойка автомобилей. В первом варианте здание установки и открытая площадка располагаются параллельно линиям застройки, но без учета расположения ранее запроектированной мойки автомобилей. Во втором варианте здание установки расположено также параллельно линиям застройки, но с учетом возможного строительства закрытой мойки автомашин, что вызвало сдвижку и разворот открытой площадки по отношению к основному зданию на 45°.
В проектировании объекта «Реконструкция производства газопереработки на Сосногорском ГПЗ» (СеверНИПИгаз) был занят один человек, при этом за достаточно короткий срок было проработано пять вариантов плана организации рельефа. Работа над планом организации рельефа началась в феврале 2002 года.
Заказчиком были поставлены следующие условия:
- снести здание компрессорного цеха с западной стороны проектируемого производства;
- монолитные фундаменты под оборудование внутри цеха толщиной около 3 м демонтажу не подлежат;
- сохранить конденсатопровод, проходящий вдоль дороги с северной стороны площадки.
На проектирование первого варианта организации рельефа было затрачено всего два дня. Полученные проектные отметки площадок не удовлетворили строителей, поскольку этот вариант требовал применения при строительстве свай длиной более 12 м, которые в регионе не выпускаются. Было предложено понизить проектные отметки на разных площадках от 1 до 2,5 м.
На проектирование второго варианта ушло пять дней. Монолитные фундаменты внутри сносимого компрессорного цеха проектировщики предложили использовать в качестве подпорной стенки.
В апреле 2002 года оба варианта организации рельефа были рассмотрены представителями заказчика и генпроектировщика. Предложение по использованию монолитных фундаментов в качестве подпорной стенки было поддержано всеми сторонами. Сравнивались объемы земляных работ:
- по первому варианту
- насыпь 17 801 м3,
- выемка 1990 м3;
- по второму варианту:
- насыпь 8773 м3,
- выемка 8453 м3.
В связи с тем, что генпроектировщик неоднократно менял проектные решения по генеральному плану, было создано еще три варианта плана организации рельефа. Например, объемы земляных работ по четвертому варианту составили:
- насыпь 13 385 м3,
- выемка 18 812 м3.
Такой результат устраивал заказчика, поскольку избыток грунта решено было использовать на проектируемых проездах и подъездных дорогах к крановым узлам.
В конце июня был принят пятый вариант организации рельефа, на который было затрачено 13 дней работы одного проектировщика В.Д.Раевского, главного специалиста направления генпланов и дорог. Тем же летом подрядная строительная организация приступила к земляным работам.
На выполнение проекта «Реконструкция центральной части города Екатеринбурга в границах улиц Куйбышева Московская Радищева Хохрякова» («Центральный Посад») было затрачено около восьми месяцев. Представленная на конкурс работа была выполнена главным специалистом по генеральному плану Е.А.Чемякиной и оказалась очень интересной с точки зрения множества проработанных вариантов и оригинальности принятых проектных решений.
Территория проектируемой застройки имеет активный рельеф с перепадом высот в среднем 26,0 м от ул. Московской до ул. Хохрякова на протяжении 500 м. Проектом предусмотрено строительство 15 жилых домов. Помимо жилых площадей предусмотрена вся необходимая социальная инфраструктура: школа, банки, магазины, спортивные комплексы, рестораны, офисы и другие предприятия сферы обслуживания. Отсутствие на проектируемой территории магистральных инженерных сетей привело к идее создания коммуникационного тоннеля, в котором размещаются все основные инженерные сети (водоснабжение, теплоснабжение, канализация), с последующей подземной разводкой по мини-тоннелям к жилым домам; при этом сети электроснабжения расположены над тоннелем в кабельном блоке. Над коммуникационным тоннелем запроектирован торгово-пешеходный бульвар, который связывает пространство от ул. Московской до ул. Хохрякова и представляет собой систему озелененных партеров с горизонтальными площадками, каскадно снижающимися к ул. Хохрякова. На бульваре размещаются места отдыха, кафе, рестораны, магазины. В подземной части торгово-пешеходной зоны размещаются двух/трехуровневые подземные парковки. Ко всем проектируемым зданиям и сооружениям предусматриваются автоподъезды, выполнено благоустройство территории.
Авторы данной статьи не ставили своей целью (да это и затруднительно) привести полные описания проектов. Тем не менее каждый из проектов, представленных на IV конкурс производственных объектов, выполненных с применением комплекса CREDO, интересен и полезен для детального рассмотрения. Хотелось бы еще раз поблагодарить авторов проектов за присланные материалы.
СП «Кредо-Диалог» приглашает принять участие в представлении и обсуждении описанных проектов, которое состоится в рамках IV Международной конференции «Современные технологии изысканий, проектирования и геоинформационного обеспечения в промышленном, гражданском и транспортном строительстве» в Москве с 25 по 27 марта сего года.
Мы уверены, что обсуждение проектов с авторами и общение с коллегами на конференции будет насыщенным и плодотворным.