АСКОН собрал в Москве асов компьютерного 3D-моделирования
Лучший проект в области нефтяного машиностроения
Лучший проект в области металлургического машиностроения
Лучший проект в области станкостроения
Лучший проект в области транспортного машиностроения
Лучший проект в области пищевого машиностроения
Лучшая разработка, выполненная в ходе пилотного проекта по внедрению системы КОМПАС 3D
Специальный приз за детальную проработку проекта
За комплексный подход при внедрении САПР
За комплексный подход при реализации проекта
За самое быстрое выполнение проекта
За лучшее использование параметрических методов при проектировании
В канун трехлетия выпуска первой версии КОМПАС 3D компания АСКОН, разработчик системы, провела «Конкурс АСов КОМПьютерного 3D-моделирования 2002» среди лицензированных пользователей. Главная цель конкурса — широкое представление достижений заказчиков компании в данной области, ознакомление потенциальных пользователей с опытом наиболее успешных внедрений. Заявки на участие принимались в течение нескольких месяцев от промышленных предприятий, организаций и вузов России и стран СНГ. Всего на конкурс было подано более 70 проектов. Уровень представленных трехмерных моделей, имена предприятий — участников и победителей — доказывают, что сегодня система КОМПАС 3D заняла прочные позиции в «среднем» классе.
Церемония подведения итогов и награждения состоялась 6 марта в отеле «Аэростар» (Москва). Перед участниками конкурса, представителями научной общественности и журналистами выступили генеральный директор АСКОН Александр Голиков, заместитель генерального директора Максим Богданов, директор по маркетингу Евгений Бахин.
«Конкурс Асов КОМпьютерного 3D-моделирования» подтверждает наличие схожих тенденций в промышленности на территории бывшего СССР. Выбор программного обеспечения в области САПР — это вопрос выбора пути выхода предприятий из кризиса и оптимальных инвестиций в дальнейшее развитие. Как подчеркнул Александр Голиков, «выбор заказчиками системы КОМПАС мы оцениваем как инновационный вклад нашей компании в новую экономику постсоветского пространства».
К участникам мероприятия обратился Лев Михненков, профессор, заведующий кафедрой инженерной графики МГТУ гражданской авиации, академик Российской академии космонавтики, руководитель первого авторизованного учебного центра АСКОН. Он отметил, что ведущие вузы выбирают КОМПАС благодаря удобству работы в системе, широкой известности на производстве, а также из-за того, что это отечественный программный продукт. «На использование именно отечественных разработок сегодня обращает особое внимание руководство страны», — отметил Л.Михненков.
Максим Богданов рассказал об организации конкурса и критериях оценки представленных моделей. Прежде всего принималась во внимание их сложность: общее число деталей, уровень вложенности подсборок. Жюри учитывало количество уникальных деталей в модели и стандартных изделий из библиотек, поставляемых совместно с КОМПАС 3D. Следующим критерием являлось оптимальное проектирование, в частности отсутствие избыточных элементов и операций. Оценивался уровень использования функциональных возможностей КОМПАС 3D, применение параметрических технологий. Важный момент — комплексность использования программных продуктов КОМПАС (проектирование спецификаций, создание ассоциативных чертежей и т.д.). Для многих участников конкурса программное обеспечение АСКОН является основой решений по созданию единого информационного пространства всех конструкторско-технологических подразделений.
Жюри конкурса учредило специальные номинации и три первых места. Представляем победителей.
Лучший проект в области нефтяного машиностроения
Победитель: НПО НТЭС (г.Бугульма, Республика Татарстан)
В настоящее время ГЗУ «Дельта-М» успешно внедряется на нефтепромыслах ОАО «Татнефть» и других нефтяных компаний России в системах сбора и управления технологическим процессом нефтедобычи. Установка разработана в НПО НТЭС и предназначена для контроля над производительностью группы скважин. По отзыву предприятия, оптимальное применение объемного моделирования в КОМПАС 3D, использование функционала системы для создания чертежей на плоскости, конструкторской библиотеки и библиотеки трубопроводной арматуры позволило в короткий срок создать и передать полноценную конструкторскую документацию заказчику. Демонстрация трехмерной модели была эффективно использована в маркетинговых целях.
Лучший проект в области металлургического машиностроения
Победитель: ОАО «Головной специализированный конструкторско-технологический институт», ПО «Азовмаш» (г.Мариуполь, Донецкая обл., Украина)
Скипы предназначены для транспортировки шихтовых материалов из скиповой ямы на колошник доменной печи. На предприятии скипы относятся к изделиям 3-й группы сложности (всего пять групп). Разработанная модель позволила ускорить процесс получения конструкторской документации на новые изделия. В настоящее время разработано четыре модификации скипов, различающихся объемом, каждая из которых имеет свои варианты, определяющиеся конструкцией доменной печи и соответствующие пожеланиям заказчика. Модель позволяет получить расчетные данные, такие как центр масс изделия при различных вариантах загрузки.
Лучший проект в области станкостроения
Победитель: ООО «БМК» (г.Санкт-Петербург)
Конструкторско-производственная фирма «БМК» основана в 2000 году. Компания получила ряд патентов России на конструкцию трубогибов. Станки, произведенные БМК, сегодня используются на многих предприятиях Санкт-Петербурга («Невский машиностроительный завод», завод «Спецтранс»), а также Москвы, Тольятти, Калуги и других городов. Продукция «БМК» отмечена почетными дипломами международных выставок: «Российский промышленник» в 2001-м и 2002 годах, «Сварка-2002», а трубогиб БМК-51-01 награжден медалью выставки «Российский промышленник 2002».
В результате использования КОМПАС 3D при проектировании трубогиба полный комплект конструкторской документации для запуска машины в серийное производство был разработан одним сотрудником.
Лучший проект в области транспортного машиностроения
Победитель: ОАО «Курганский машиностроительный завод» (г.Курган)
Представлен проект прицепа для легкового автомобиля.
Лучший проект в области пищевого машиностроения
Победитель: ОАО «Бердичевский машиностроительный завод “Прогресс”» (г.Бердичев, Житомирская обл., Украина)
Фильтр-пресс предназначен для фильтрования различных суспензий в пищевой, химической и других отраслях промышленности. При моделировании были эффективно использованы функции КОМПАС 3D, облегчающие построение и сборку: «копировать», «зеркально отразить», «деталь-заготовка», «создание массивов» и др.
Лучшая разработка, выполненная в ходе пилотного проекта по внедрению системы КОМПАС 3D
Победитель: ОАО «Центросвар» (г.Тверь)
ОАО «Центросвар» сотрудничает с предприятиями и конструкторскими бюро МПС, департаментом пассажирских перевозок МПС РФ. Предприятие аттестовано для изготовления тележек пассажирских вагонов. В представленной модели 1354 детали, уникальных — 197, стандартных — 332, уровень вложенности подсборок — до 7.
Специальный приз за детальную проработку проекта
Победитель: ФГУП «Воронежское центральное конструкторское бюро “Полюс”» (г.Воронеж)
Комплекс предназначен для проведения рентгеноскопических, рентгенографических и флюорографических медицинских исследований в мирное и военное время в полевых условиях. Может быть использован для комплектования военных полевых госпиталей, медицинских отрядов специального назначения и гражданских медучреждений.
За комплексный подход при внедрении САПР
В номинации были присуждены две премии.
ООО «Велмаш-Сервис» (г.Великие Луки, Псковская обл.)
Гидроманипулятор предназначен для погрузки (выгрузки) штучных грузов специальным приспособлением.
В модели 1364 детали, из них стандартных изделий — 309. Количество оригинальных деталей — 636. Максимальный уровень вложенности подсборок — 5.
ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (ОАО «СУАЛ»). Филиал «Кандалакшский алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании» (г.Кандалакша, Мурманская обл.)
Все сборки, подсборки и детали вакуум-ковша спроектированы в КОМПАС 3D. Модель послужила основой для рабочих чертежей. Использование системы позволило:
- добиться минимального собственного веса вакуум-ковша и, как следствие, максимального количества металла, забираемого из электролизеров (существующие вакуум-ковши забирают до 2000 кг, данный ковш — 2500 кг);
- рассчитать центр масс крышки, что необходимо для размещения подвески (фланец крышки должен находиться в горизонтальной плоскости);
- смоделировать процесс «налипания» электролита на трубу вакуум-ковша, которая непосредственно погружается в ванну, и определить диапазон регулировок подвески для нивелировки возникающего при этом момента.
Трехмерная модель оказалась чрезвычайно полезной в процессе согласования и утверждения проекта ковша; ее демонстрация делает ясной многие моменты, связанные с конструкцией и работой изделия.
За комплексный подход при реализации проекта
Победитель: ОАО «Акционерная компания ОЗНА» (г.Октябрьский, Республика Башкортостан)
Предприятие работает с 1953 года, основное направление его деятельности — проектирование и изготовление установок по замеру нефти и газа, блочных кустовых насосных станций, малых котельных установок.
Из описания представленного проекта: «В 2001 году назрела острая потребность в быстрой реализации заказов по новым изделиям. Необходим был переход на новую технологию проектирования конструкторско-технологической документации. С этой целью на АК ОЗНА создана группа из молодых и инициативных сотрудников отделов главного конструктора и главного технолога для выбора оптимального комплексного программного решения CAD/CAM/PDM. При выборе ПО нас интересовали быстрая и качественная разработка и оформление полного пакета КТД, соотношение «цена/качество», динамика развития системы, доступность освоения и внедрения, грамотное техническое сопровождение и территориальная близость представительства разработчика к предприятию. Система КОМПАС была уже хорошо известна у нас в городе.
3D-модель ПСМ создана в процессе освоения КОМПАС 3D версии 5.10 с последующей доработкой на версии 5.11 (создание 3D-пружин на основе параметров окружения, разнесенного вида, массивов элементов по образцу). Изучались: порядок построения трехмерных сборочных единиц по схеме «снизу вверх» и «сверху вниз», получение ассоциативных видов при формировании чертежа, вопрос об ограничении количества элементов в сборочной единице, наложение параметрических зависимостей между характеристиками сопрягаемых деталей, возможности создания типовых параметрических элементов, возможности импорта-экспорта в форматы других программ. Создание 3D-модели осуществлялось на одном локальном месте одним инженером-конструктором в течение двух месяцев».
За самое быстрое выполнение проекта
Победитель: ОАО «Ижевские мотоциклы» (г.Ижевск, Удмуртская Республика)
Представлена модель мотоцикла ИЖ 2.673 «Корнет».
За лучшее использование параметрических методов при проектировании
Победитель: ФГУП ЦМКБ «АЛМАЗ» (г.Санкт-Петербург)
ЦМКБ «АЛМАЗ», созданное в 1949 году, является одним из ведущих не только в России, но и во всем мире предприятий по проектированию быстроходных катеров и кораблей различного назначения. Практически все новое, что появлялось в российском скоростном судостроении, создавалось и осваивалось в ЦМКБ. Среди проектов конструкторского бюро достаточно назвать серию ракетных кораблей «Молния», десантный корабль на воздушной подушке «Зубр», ракетный корвет скегового типа «Сивуч», ракетно-артиллерийский катер «Скорпион» и малый сторожевой корабль (корвет) «Стерегущий», который в настоящее время строится для российского военного флота на судостроительном заводе «Северная верфь». ЦМКБ «АЛМАЗ» и АСКОН являются стратегическими партнерами по информационным технологиям с 1999 года.
Победители конкурса
После объявления и награждения победителей в специальных номинациях состоялось награждение участников, занявших третье и второе места, а затем был объявлен победитель конкурса.
Третье место поделили три предприятия:
ГП НПК газотурбиностроения «Зоря» — «Машпроект». Центр НИОКР «Машпроект» (г.Николаев, Украина)
За почти полувековой период существования предприятия на нем создано более 70 типов газотурбинных установок (ГТУ) мощностью от 2,5 до 110 МВт для ВМФ, энергетики и газовой промышленности. Газотурбинные электростанции, газоперекачивающие агрегаты, энергопоезда и плавучие электростанции поставляются заказчикам из Украины, России, Чехии, Канады, США, Греции, Ирана, Китая и других стран. Представленный блок ГТД предназначен для привода нагнетателей на компрессорных станциях, а также электрогенераторов на блочно-модульных электростанциях. Общее количество деталей — около 1080, сборок — 103 (не считая сборок и деталей, установленных с помощью копирования и массивов). В модели 273 стандартных изделия, 317 уникальных деталей.
При построении были использованы практически все функциональные возможности системы КОМПАС 3D, библиотеки крепежа, профилей, конструкторской библиотеки и т.д.
ЗАО «Царскосельский завод – София» (г.Санкт-Петербург)
Предприятие является одним из структурных подразделений «Балтийской строительной компании» и занимает прочные позиции в сфере производства и ремонта железнодорожной и строительной техники.
Морской собор Кронштадта был заложен в 1903 году в честь 200-летия российского флота. Его конструкция уникальна (храм создан без внутренних опор), а по размерам Морской собор уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве. Одна из основных задач создания трехмерного моделирования в этом проекте — проведение расчетов нагрузок. В частности, был выполнен расчет массы конструкции, моментов инерции, площадей поверхностей, подвергающихся золочению. В процессе работы активно использовались прикладные библиотеки КОМПАС. Общее количество деталей в модели — 1084, количество уникальных деталей — 137.
31 октября 2002 года проведена успешная установка креста на купол Морского собора. В настоящее время специалисты компании «Царскосельский завод — София» работают над проектом создания металлоконструкций купола и креста для православного собора в Роттердаме.
ФГУП «Управление строительства № 30». Проектное бюро № 1. (г.Межгорье, Республика Башкортостан)
Шлюзный перегружатель предназначен для применения в строительстве автодорожного тоннеля в Уфе. Проектирование рабочей документации ведет проектное бюро № 1 ФГУП «УС-30», строительство — ГСК СМУ680 ФГУП «УС-30». В проекте использовано примерно 1550 деталей, из них 680 стандартных (в основном крепеж), остальные детали уникальные. Выполнено 190 сборок с учетом построения массивов.
Второе место:
ООО «Фирма АККО» (г.Москва)
Основное направление деятельности компании — обновление и переоборудование интерьера салонов воздушных судов. Общее количество деталей в модели — 2264, количество уникальных деталей — 402, количество использованных стандартных изделий — 92, среди них специально созданный крепеж по ГОСТ и ОСТ. Количество подсборок — 128. Количество крепежных деталей – 1327. По модели созданы чертежи и спецификации. Составление ведомости спецификаций и ведомости покупных изделий производилось с помощью системы КОМПАС-Менеджер. Разнесенные твердотельные сборки были использованы для составления сопроводительной документации.
Победитель «Конкурса АСов КОМПьютерного 3D-моделирования 2002»:
ЗАО НПП «Проект-Техника» (г.Москва)
НПП «Проект-техника» по заказам Министерства обороны РФ, Погранвойск РФ, МЧС РФ проводит комплекс научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию на базе обитаемых кузовов-контейнеров различных функциональных модулей (подвижных медицинских пунктов, пунктов управления, жилых и бытовых модулей и т.д.). Модули оснащены системами жизнеобеспечения (кондиционирование, отопление, вентиляция, освещение). Предприятие образовано в 1990 году на базе НПО «Молния». НПП «Проект-техника» использует опыт и лучшие наработки, полученные во время проектирования орбитального комплекса «Буран».
Кузов-контейнер КК6.3 — многоцелевое изделие, предназначенное для размещения специального оборудования. В настоящее время на Шумерлинском заводе специальных автомобилей (ШЗСА, г.Шумерля, Республика Чувашия) начинается изготовление опытных образцов КК6.3 для войсковых испытаний в качестве командно-штабных комплексов в частях МО РФ.
Представленная модель содержит 3902 детали, из которых 2172 — уникальные. С помощью полученной сборочной модели изделия выпущен полный комплект конструкторской документации (чертежи сборок и деталей, спецификации). Для организации структурированного хранения инженерных данных была использована система КОМПАС-Менеджер.
После объявления победителей и вручения призов представители предприятий выступили с ответными речами. Заместитель генерального директора НПП «Проект-Техника» Виктор Ухов отметил: «Наше предприятие работает уже около 15 лет. КОМПАС нас устраивает больше других систем. Этот продукт разработан на родном для инженеров языке на языке ЕСКД. Радуют быстрые темпы роста возможностей системы. Для нас очень важна победа именно в конкурсе 3D-моделирования. «Проект-Техника» работает по заказам Министерства обороны, оборонный сектор сейчас активно развивается, поэтому для предприятия очень актуален процесс создания конструкторской документации в электронном виде».
Директор по маркетингу АСКОН Евгений Бахин рассказал собравшимся о том, что ждет пользователей в новой версии КОМПАС 3D. Это широкие возможности интеграции сторонних приложений в КОМПАС 3D, встраивания функций системы в другие продукты. Заказчики смогут быстро настроить систему трехмерного моделирования на специфику разных отраслей (предусмотрены различные конфигурации интерфейса и функциональных возможностей). Общая производительность КОМПАС 3D возросла примерно вдвое. Ведется постоянное совершенствование геометрического ядра, что в новой версии выразилось в более мощной 3D-параметризации. В версии v6 АСКОН представит новое «лицо» системы — продуманный, более удобный интерфейс, основанный на анализе пожеланий пользователей.
В завершение церемонии руководители и специалисты АСКОН пожелали дальнейших успехов предприятиям — нынешним победителям конкурса 3D-моделирования и будущим претендентам на награды. Компания ждет новых проектов, выполненных в новой версии системы КОМПАС 3D. Теперь «Конкурс АСов КОМПьютерного 3D-моделирования» стал ежегодным.