Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО НТЦ «АПМ»

ИНН 5018019971 ОГРН 1035003357366

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

4 - 2004

Корпоративная информационная система ПО «Минский тракторный завод»

Производственное объединение «Минский тракторный завод» было основано 29 мая 1946 го­да. За более чем полувековую историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших в мире производителей сельскохозяйственной техники, на котором работает почти 20 тыс. человек.

В настоящее время по всему миру насчитывается 100 производителей тракторов, однако лишь 8 из них обеспечивают 96% общего объема мирового рынка сбыта этой техники, и Минский тракторный завод входит в их число.

ПО «МТЗ» разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и осуществлению сервиса. В настоящее время Минский тракторный завод ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств в различных уголках планеты. На протяжении ряда лет завод сохраняет за собой долю в размере 8-10% от глобального рынка колесных тракторов, входя в десятку крупнейших мировых производителей.

Несмотря на то что конъюнктура мирового рынка в 1998-1999 годах характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции в числе самых крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ, так на крупнейших мировых рынках.

Вопросы техническому директору ПО «Минский тракторный завод» Леониду Николаевичу Крупцу и помощнику технического директора по эксплуатации и развитию КИС Сергею Ивановичу Кракасевичу задал корреспондент журнала «САПР и графика».

— Как складывалась история развития АСУ предприятия?

— ПО «Минский тракторный завод» имеет довольно долгую историю развития АСУ, во многом повторяющую этапы развития, характерные для информационных систем в целом.

В 1960-1970 годах информационные системы строились по принципу «одно предприятие — один центр обработки». Все вычислительные мощности территориально были сосредоточены в одном месте — в заводском отделе АСУ.

В 1970-1990 годах к имеющимся большим машинам на базе ЕС ЭВМ добавились мини-компьютеры на основе СМ ЭВМ. Появились автоматизированные рабочие места в конструкторских и технологических подразделениях предприятия. С помощью ЭВМ отдела АСУ в это время решалось около 300 различных задач.

В начале 90-х годов наметился новый этап в развитии информационных технологий и начался переход на распределенную обработку данных на базе совершенно новых персональных ЭВМ, но далеко не все можно было перевести на ПК в силу ограниченности их ресурсов.

В середине 90-х годов была выработана новая, современная концепция построения общезаводской информационной системы. ПО «Минский тракторный завод» стал первым в Белоруссии, а может и на всем постсоветском пространстве, предприятием, которое начало строить корпоративную вычислительную сеть и использовать передовые клиент-серверные технологии.

Передний мост трактора

Передний мост трактора

— Какие САПР используются на вашем предприятии? Сколько всего рабочих мест автоматизировано?

— В качестве базовой САПР выбрана система Unigraphics, обеспечивающая сквозной цикл проектирования изделий, управление проектами, параллельное проектирование. В настоящее время на предприятии функционирует порядка 30 рабочих мест. Кроме того, используются Solid Edge и AutoCAD.

— Информационная система вашего предприятия создавалась собственными силами или с привлечением сторонних организаций?

— Корпоративная информационная система ПО «Минский тракторный завод» создана и развивается на основе наших многолетних наработок в этой области и благодаря тесному партнерству с белорусским предприятием OmegaSoftware (разработчик КИС Omega Production). Специалисты этих предприятий работают в тесном контакте в направлении развития функциональности системы, охвата автоматизированной системой управления всех подразделений завода. Существует также «горячая линия» по сопровождению системы нашего предприятия фирмой OmegaSoftware. Семь лет успешной совместной работы подтверждают правильность нашего выбора.

— Отвечает ли информационная система вашего завода требованиям CALS-технологий?

— Сегодня на этот вопрос можно ответить утвердительно. Вкратце перечислим решенные нами задачи, из которых и складывается наша корпоративная информационная система:

• управление конструкторскими спецификациями;

• управление конфигурациями изделий;

• управление изменениями изделий;

• управление технологическими спецификациями;

• координация подготовки производства;

• планирование себестоимости продукции;

• планирование производства;

• оперативное управление производством;

• управление запасами;

• управление сбытом продукции;

• управление качеством продукции;

• ведение данных об изделиях в послепроизводственный период;

• финансовое планирование;

• бухгалтерский учет.

Таким образом, информационная система нашего предприятия позволяет отслеживать полный жизненный цикл изделия: проектирование, подготовку производства, производство и послепроизводственный цикл, что отвечает идеологии CALS-технологий.

Управление комплектациями тракторов в КИС

Управление комплектациями тракторов в КИС

— Сколько рабочих мест насчитывает корпоративная система завода?

— Сегодня каждый новый компьютер на предприятии подключается к корпоративной информационной системе. Заводскими администраторами производится настройка всех рабочих мест в зависимости от специализации пользователя. Общее количество зарегистрированных пользователей корпоративной информационной системы насчитывает уже более тысячи.

— Много ли у вас администраторов корпоративной информационной системы?

— Группа администраторов имеется в отделе АСУ. Кроме того, в каждом подразделении предприятия есть так называемый координатор. Этот человек не освобожден от своих основных должностных обязанностей, но имеет дополнительную нагрузку по настройке и развитию бизнес-процессов соответствующего подразделения в корпоративной информационной системе. Деятельностью администраторов и координаторов руководит помощник технического директора по корпоративной информационной системе.

— Где обучаются администраторы и пользователи предприятия?

— Администраторы корпоративной сети учились на курсах Oracle и Cisco. Обучение настройкам и администрированию бизнес-процессов управления в рамках КИС проводится специалистами предприятия OmegaSoftware. Обучение пользователей системы постоянно проводится администраторами и координаторами подразделения, а также специалистами OmegaSoftware.

— Каким образом осуществляется взаимодействие между конструкторской, технологической и управленческой частями производства?

— Этот вопрос был важнейшим при переходе на разработку, построенную по клиент-серверной технологии. Безусловно, обеспечивается единство и целостность общезаводской базы данных, которая управляется СУБД Oracle. Наша корпоративная система предусматривает взаимодействие вышеуказанных подразделений посредством электронных документов (в том числе и извещениями на изменение), выпускаемых инженерными службами и проходящих согласование в соответствии с СТП предприятия. Платформой корпоративной информационной системы является полномасштабная система электронного технического документооборота. Электронные документы инженерных служб соответствуют ГОСТам и стандартам предприятия и в то же время не требуют дополнительной адаптации для проведения любых расчетов в рамках системы. Например, электронные технологические процессы используются непосредственно для расчетов требуемых ресурсов по материалам и расчетов по трудоемкости в качестве нормативных данных для оперативного планирования и учета в производстве.

Планирование производства в КИС

Планирование производства в КИС

— Как вы оцениваете эффективность работы корпоративной информационной системы ПО «Минский тракторный завод»?

— В настоящее время функционирование предприятия неразрывно связано с корпоративной системой. Работники завода уже не представляют своей деятельности без этих возможностей.

Ведение сквозного и параллельного проектирования изделий, координация и подготовка производства в системе позволяют значительно сокращать время внедрения в производство новых узлов и агрегатов.

Планирование и учет в производстве также неразрывно связаны с расчетами и логикой системы. Рассчитываются все комплектации тракторов и машин, формируются показатели потребностей в материалах и комплектующих, составляются подетальные цеховые планы. Затем на основании учетных данных отслеживаются плановые задания в цехах.

Управление складским учетом и материально-техническим снабжением в информационной системе позволяет исключить возникновение неликвидных и сверхнормативных запасов, помогает планировать сроки поставок материалов и комплектующих на предприятие.

Отдельно хотелось бы остановиться на такой части системы, как управление конфигурациями изделий. Если в прежние времена завод производил порядка пяти моделей тракторов, то теперь для того, чтобы удержать позиции на мировом рынке, выпускается вся линейка тракторной техники — начиная от мини-тракторов и заканчивая тракторами с двигателями мощностью 250 л .с. Сегодня модельный ряд включает более сотни моделей продукции. Кроме того, для полного удовлетворения требований заказчиков наша продукция выпускается в различных ком­плектациях. Варианты комплектаций даже по одной модели могут исчисляться тысячами. Для ведения таких комплектаций, расчета их собираемости и формирования точных спецификаций для производственных заданий и предназначен модуль системы «Управление конфигурациями изделий».

Трактор «Беларусь-923»

Трактор «Беларусь-923»

— Какие трудности сопровождают внедрение системы масштаба предприятия?

— Внедрение системы управления производством для такого предприятия, как наше, — процесс весьма трудоемкий. Но все основные трудности, думается, позади. Работники завода осознали, что работа с корпоративной системой — это не дополнительная нагрузка, а оптимизация их повседневной деятельности. Кроме того, благодаря корпоративной системе выработалась более четкая координация действий между техническими, маркетинговыми и экономическими подразделениями. Сегодня основными проблемами предприятия по внедрению системы остаются нехватка компьютеров и необходимость прокладывания сетей в отдаленные подразделения. Потребность в компьютерах сегодня составляет порядка 2 тыс., но мы рассчитываем, что в ближайшее время нам удастся справиться и с этим.

— Позвольте пожелать вам дальнейших успехов в работе!

«САПР и графика» 4'2004

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557