5 - 2000

«Ликбез» на рубеже веков

Л. Теверовский

Людям старшего и среднего возраста хорошо знаком термин «ликбез», который был очень популярен в Советской России после Октябрьской революции 1917 года. Это слово уже, казалось бы, вышло из обращения, безграмотность в стране удалось ликвидировать. Однако сегодня, на рубеже не только веков, но и тысячелетий, этот забытый термин обретает «второе дыхание». Правда, теперь речь идет о ликвидации компьютерной безграмотности.

Молодежь, прочтя эти строки, только ехидно улыбнется: о какой безграмотности может идти речь, когда современный молодой человек не представляет себе жизнь без использования компьютера в самых разных областях деятельности. Однако не все так просто. Я не зря упомянул в начале статьи людей старшего поколения. Массовое внедрение вычислительной техники в производство и проектирование изделий сильно тормозится из-за неготовности персонала к использованию современных компьютерных технологий. Причем это нельзя назвать косностью, консерватизмом или другими обидными словами: многие инженеры старше 45-50 лет постоянно следят за новинками в своей области знаний, выдавая решения, которым позавидуют их молодые коллеги. Это не пустые слова — автор сам многократно общался и общается с такими людьми. Однако к компьютеру они относятся с робостью, часто просто боятся нажать на клавишу из-за опасения «что-то испортить».

Тем не менее жизнь берет свое, компьютерное проектирование завоевывает все большую популярность. Люди начинают понимать это, чувствуя, что пройдет еще немного времени, и человек, не освоивший новые системы, будет отброшен на обочину либо просто лишится работы.

Рассмотрим стандартную ситуацию: руководитель предприятия принял решение об оснащении рабочих мест современной техникой и программами, отдел АСУ все это закупил и установил. Что дальше? А дальше все очень просто. Пара-тройка молодых ребят быстро осваивают системы, остальные долго мучаются, работа стоит (ведь никто сотрудников от «текучки» не освобождал), а начальство, естественно, ждет не дождется результатов. Одной из основных причин возникновения подобной ситуации сейчас является то, что предприятие упускает очень важный компонент внедрения компьютерных систем — обучение персонала.

Вот тут-то на первый план и выходит необходимость компьютерного «ликбеза» для проектировщиков и конструкторов промышленных предприятий и фирм. Не зря западные софтверные фирмы уделяют огромное внимание процессу обучения и внедрения своих продуктов у конечных пользователей, содержат целые отделы специалистов данного направления. Постепенно эта тенденция проникает и на российский рынок.

В данной статье мне хотелось бы рассказать о работе подобного отдела одной из наиболее динамично развивающихся фирм — российской компании «Аскон», уже более 10 лет успешно внедряющей программные комплексы САПР собственной разработки на отечественных предприятиях.

Еще 2-3 года назад в штате фирмы было всего два специалиста (по одному в Санкт-Петербурге и Москве), которые время от времени выезжали на предприятия и проводили недельные курсы обучения. Однако в последнее время ситуация резко изменилась, объем работы существенно вырос, и за короткий срок штат преподавателей увеличился до шести человек, имея тенденцию к дальнейшему росту.

Какие же услуги в данном направлении предлагает пользователям компания «Аскон»?

  1. Однодневный курс ознакомления и консультаций по работе с системой КОМПАС-График. Зачастую он также включает в себя первичную установку системы на компьютер покупателя и настройку. Такой курс обычно заказывают небольшие фирмы либо предприятия, на которых всего 1-2 рабочих места, и рост соответствующих отделов не предвидится. Подобные работы проводились, например, на ткацкой фабрике «Освобожденный труд», в типографии Агентства печати «Новости», в проектных подразделениях Брянскоблгаза, Мосводоканала, в других фирмах. Бывает, что и крупное предприятие, изучающее возможности проектных систем, закупает одну копию программы, и специалисты «Аскон» проводят подобные однодневные консультации в больших КБ.

    Исключительно полезным бывает подробное посещение фирмы, уже работающей с системой КОМПАС-График некоторое время. У инженеров накапливаются вопросы, которые сложно разрешить без личного общения со специалистом по внедрению. Кроме того, появляются новые версии программ и прикладные библиотеки, с которыми всегда хочется ознакомить старых пользователей. Такие встречи автора были на Спичечной фабрике г.Балабаново, во ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений (ГМЦГИ и ИМВП ГП ВНИИФТРИ), на ММП им. Чернышева в Москве, в других местах.

  2. Опережающее обучение с опытной эксплуатацией. Выбор базовой для предприятия системы проектирования всегда является «головной болью» для руководителя: допущенные ошибки трудно будет исправить в дальнейшем, да и финансовые затраты довольно велики. В подобных ситуациях мы предлагаем потенциальным пользователям очень интересный ход — опытную эксплуатацию комплекса в течение 2-3 месяцев. Специалисты могут получить на этот период практически весь набор дополнительных программ и прикладных библиотек, ознакомиться с ними, определить, какие подсистемы реально понадобятся в дальнейшем, а без каких можно и обойтись. Единственным обязательным условием предоставления такой услуги является проведение курса обучения. После него освоение системы происходит намного быстрее, и время опытной эксплуатации тратится непосредственно на работу с ПО. Курс занимает всего четыре полных рабочих дня (речь идет о базовом курсе) с отрывом от производства, после чего более 70% специалистов могут сразу приступить к выполнению плановых заданий. Деньги, потраченные на обучение (а это единственные финансовые затраты предприятия на данном этапе), с лихвой вернутся за счет резкого повышения производительности труда и качества проектирования. Более подробно о процессе обучения я расскажу в следующих разделах.
  3. Стандартный и расширенный курсы обучения. За период с марта 1999-го по февраль 2000 года автор провел 16 курсов на предприятиях различных отраслей промышленности в самых разных регионах России (и это не считая однодневных консультаций в пределах Москвы и Московской области). За это время у меня сложилось вполне четкое представление о том, как должен быть организован процесс обучения, чтобы специалисты получили (и усвоили) максимум информации, почувствовали вкус к работе за дисплеем, ощутили явные преимущества компьютерного проектирования.

Определенные требования мы предъявляем к предварительной компьютерной подготовке инженеров. Желательно, чтобы они хотя бы немного ориентировались в операционной системе, знали принципы работы с мышкой, умели копировать, стирать, перемещать файлы (и, естественно, понимали, что это такое). К сожалению, нередки случаи, когда в одной группе собираются и люди с «нулевой» подготовкой, и вполне «продвинутые» пользователи. Кроме того, наилучшие результаты достигаются тогда, когда каждый слушатель имеет персональный компьютер, и все компьютеры приблизительно равны по производительности. Поэтому хотелось бы дать некоторые рекомендации руководителям и специалистам отделов предприятий, которые организуют обучение:

  • численность группы должна быть не более 5-6 человек. В этом случае преподаватель может «дойти до каждого», проконтролировать процесс выполнения заданий, успеть ответить на естественно возникающие вопросы и поддерживать высокий темп в течение всего учебного дня. Бывают ситуации, когда приходится обучать 7-8 человек, при этом кто-то обязательно остается «неохваченным». В идеальном случае группа должна состоять из 2-3 специалистов. Тогда преподаватель может не только дать максимум знаний, но и рассказать о некоторых хитростях и специальных приемах работы, до которых пользователям в обычном режиме придется доходить самостоятельно;
  • рабочие места необходимо оснастить компьютерами со средними на сегодня характеристиками (которые достаточны для курса обучения по КОМПАСу); все компьютеры должны быть размещены в одной комнате;
  • специалисты должны быть в обязательном порядке приказом по кадрам освобождены от основной работы на период обучения. В моей практике было несколько случаев, когда «курсанты» проводили на учебных местах лишь половину времени, да и то не непрерывно. Ни о каком качестве знаний речь здесь идти не могла.

Как же построен стандартный курс обучения?

Примерно полдня инженеры под руководством преподавателя знакомятся с интерфейсом системы, учатся создавать новые документы (пока пустые), открывать для редактирования уже существующие чертежи и фрагменты, записывать на диск измененные документы. Затем мы по шагам настраиваем параметры рабочего поля, цвет и толщины линий, которыми предстоит вычерчивать изображение, настраиваем вид курсора, панели инструментов и команд. Таким образом, мы подготавливаем рабочее место для того, чтобы сам процесс конструирования проходил без излишнего утомления.

Затем, в зависимости от специализации предприятия, группа выполняет вычерчивание характерного чертежа, причем на первых этапах черчения «курсанты» просто следуют прямым указаниям преподавателя, затем «давление» ослабевает, и к концу работы над этим чертежом некоторые отдельные виды, разрезы и сечения специалисты выполняют уже самостоятельно. На этих этапах преподаватель осуществляет постоянный контроль за выполнением задания, на ходу помогая разрешить все возникающие проблемы. Обычно этот процесс занимает от 1,5 до 2 дней, в зависимости от предварительной подготовки специалистов (некоторые уже знакомы с КОМПАСом или с другими графическими системами). Примеры учебных чертежей показаны на рис. 1 (для инженеров-механиков) и рис. 2 (для техников Бюро технической инвентаризации).

Естественно, что при вычерчивании одного, даже учебного, чертежа, невозможно охватить все возможности системы. Поэтому большую часть оставшегося времени ученики затрачивают на выполнение специальных упражнений, посвященных освоению отдельных наиболее важных и нужных функций и команд. Здесь неоценимую помощь нам оказывает специальный курс, разработанный начальником отдела обучения фирмы «Аскон» А.Е.Потемкиным. Курс содержит большое количество упражнений, позволяющих даже самостоятельно (правда, за существенно большее время) изучить возможности черчения и редактирования. Эти упражнения специалисты делают уже почти без помощи преподавателя. Одно из таких упражнений показано на рис. 3.

В самом конце курса в большинстве случаев специалисты выполняют несложные чертежи уже из области своей профессиональной деятельности, учатся выводить чертежи на принтер или плоттер.

Если позволяет время, мы стараемся рассказать о некоторых дополнительных возможностях программы, о настройках, об изменениях и дополнениях в некоторых системных файлах, существенно облегчающих работу. Курс обучения заканчивается торжественным вручением удостоверений. Естественно, проведение обучения разными преподавателями различается некоторыми нюансами в порядке подачи и построения материала, но результат всегда один — более 75% инженеров со следующего за окончанием курса понедельника успешно приступают к самостоятельной работе. Оставшимся 25% специалистов обычно необходимо еще 2-3 недели на дополнительное освоение системы.

Все вышесказанное относилось к базовому курсу обучения. В нем специалисты осваивают основные графические возможности КОМПАСа. Однако в связи с постепенным ростом дополнительных возможностей, с появлением прикладных библиотек и специализированных подпрограмм стала явной необходимость проведения дополнительного, расширенного, курса. Такой курс занимает еще 4 рабочих дня. Основное внимание уделяется здесь работе с «Системой проектирования спецификаций», с системой ведения конструкторско-технологической документации КОМПАС-МЕНЕДЖЕР, с конструкторской и другими специальными библиотеками и прикладными САПР в составе КОМПАСа. Опыт показывает, что проведение расширенного курса целесообразно после самостоятельной работы конструкторов и проектировщиков в течение 1-2 месяцев, когда они уже свободно ориентируются в командах меню и владеют «инструментами». По нашему мнению, проведение расширенного курса даже более необходимо, чем стандартного. Дело в том, что научиться самостоятельно чертить на дисплее в принципе несложно — это дело времени. Однако освоение специальных программ требует во многом перестройки мышления, а также определенных знаний в области построения баз данных, в области создания атрибутов для чертежей и элементов. Нет никакого смысла заставлять инженера-конструктора тратить драгоценное рабочее время на изучение таких «далеких» от него вещей. Человек должен получить удобный инструмент для выполнения привычных задач, получить навыки работы с ним, не особенно задумываясь об его устройстве, и расширенный курс рассчитан именно на это.

Если говорить о возможном будущем в работе отдела обучения и внедрения, то, на наш взгляд, одним из путей является осуществление на предприятиях реальных пробных рабочих проектов под наблюдением представителей фирмы «Аскон», которые будут оказывать оперативную помощь как разработчикам, так и системным администраторам.

В завершение статьи мне хочется привести всего два высказывания специалистов, прошедших обучение на курсах фирмы «Аскон» (признаюсь, услышать их после окончания работы было крайне приятно).

Николай Годов, инженер-конструктор ММП им.Чернышева: «За годы работы мне пришлось пройти много разных курсов повышения квалификации. Этот курс, несомненно, один из самых интересных и, главное, самых нужных».

Елена Морозова, ведущий конструктор ГМЦГИ ГП ВНИИФТРИ: «Даже наличие отличной литературы по системе (Руководства по эксплуатации) не отменяет необходимости проведения курсов, где при личном общении с преподавателем быстро осваиваешь необходимые навыки и приемы работы. И в дальнейшем, при самостоятельной работе, если происходит какая-то заминка, вспоминаешь, что «это уже где-то было», и по Руководству быстро находишь нужное».

«САПР и графика» 5'2000