5 - 2001

Новый компьютерный класс IBM в МАТИ

Татьяна Васильева

29 марта 2001 года в Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского (МАТИ) состоялась торжественная церемония открытия нового компьютерного класса. Этот класс создан на основе семи рабочих станций IBM RS/6000, программного комплекса для автоматизированного проектирования CATIA, специализированного программного обеспечения и методической литературы — общей стоимостью в 500 тыс. долл., переданных американскими компаниями Boeing и IBM.

На пресс-конференции, в которой приняли участие ректор МАТИ Анатолий Петров, вице-президент компании Boeing по программам международного сотрудничества и развития бизнеса в России и СНГ Сергей Кравченко и генеральный менеджер IBM (Восточная Европа/Азия) Пенко Динев, была отмечена значимость сотрудничества американских компаний с российскими предприятиями и вузами. Американские компании сотрудничают со многими российскими вузами, но создание подобного класса именно в МАТИ обусловлено тем, что этот университет наиболее тесно связан с российской аэрокосмической промышленностью и, следовательно, в большей степени может повлиять на ее развитие, готовя для предприятий высококвалифицированных специалистов.

Как было подчеркнуто на пресс-конференции, американские компании не являются благотворительными организациями, но и не собираются готовить специалистов для «вывоза» за рубеж. Они заинтересованы в полноценном и равноправном сотрудничестве с российскими коллегами, а не в переманивании «лучших умов» к себе, ведь только так можно достигнуть наиболее высоких результатов. В качестве примера был приведен опыт разработки одной из деталей для компании Boeing, которая создавалась на CATIA, а рассчитывалась на прочность в соответствии с нашими стандартами. Результат превзошел все ожидания.

Руководство Учебно-научного комплекса «Аэрокосмические конструкции и технологии» МАТИ, в ведение которого был передан компьютерный класс, намерено эксплуатировать его следующим образом. Обучение в этом классе будет проводиться в два этапа: обучение CATIA и обучение западным стандартам проектирования. В течение апреля преподаватели МАТИ пройдут обучение в центре Boeing, а уже в мае к обучению в новом классе приступит первая группа студентов. Первый курс обучения рассчитан на май — сентябрь 2001 года.

В дальнейшем на базе класса с новым оборудованием предполагается вести курсы повышения квалификации, переподготовки и дополнительной подготовки студентов старших курсов, которые предполагают в дальнейшем работать с системой CATIA на российских аэрокосмических предприятиях, участвующих в системе контрактной подготовки выпускников (АНТК им. Туполева, ЗИХ, Гражданские самолеты Сухого и т.д.). После четвертого курса студенты МАТИ заключают контракты с одним из таких предприятий, и это дает уверенность в том, что специалисты, прошедшие специальные курсы подготовки, применят полученные навыки и знания именно в аэрокосмической отрасли, а следовательно, оправдают затраты на создание нового класса и свое обучение.

В процессе обучения каждую группу два-три раза посетят инструкторы Boeing, которые расскажут о своих наработках, поделятся опытом и некоторыми тонкостями работы с CATIA. Наиболее способные студенты смогут попробовать свои силы в создании реальных летательных аппаратов, проектируя по заданию Boeing конкретные узлы и элементы конструкции, и окунуться в атмосферу настоящего конструкторского центра, приняв участие в работе московского центра Boeing.

Студенты и преподаватели, участвующие в образовательном процессе с использованием нового компьютерного оборудования, будут получать доплаты к стипендиям и зарплатам от предприятий, заинтересованных в целевой подготовке специалистов по данному направлению.

В заключение пресс-конференции ее участники еще раз отметили важность состоявшегося события как для российского образования, так и для российской аэрокосмической промышленности, пожелали руководству Учебно-научного комплекса «Аэрокосмические конструкции и технологии» добиться успехов в образовательном процессе, а также пообещали не останавливаться на достигнутом и развивать созданный компьютерный класс, обновляя его аппаратное и программное обеспечение.

«САПР и графика» 5'2001