5 - 2001

Общая организация работы над строительными проектами в среде AutoCAD. Управление свойствами объектов чертежа

Александр Россоловский

Данная публикация продолжает серию статей, описывающих некоторые полезные приемы работы с AutoCAD применительно к решению задач в различных архитектурно-строительных проектах. С первой статьей «Общая организация работы над строительными проектами в среде AutoCAD. Организация хранения рабочих файлов» можно ознакомиться в журнале «САПР и графика» № 12’2000.

После установки единиц чертежа и лимитов следует правильно организовать систему слоев, на которых будут размещаться части чертежа, а также позаботиться об управлении их визуальными свойствами.

Объекты в чертежах представлены контурами (линиями). Поскольку используемое в чертежах контурное представление объектов условно и отличается от того, как выглядят такие объекты в реальности, для большей информативности в чертежной практике принято соглашение об условных обозначениях. Для дифференциации линий чертежа их различают по толщине, типу прерывности, а иногда, что для чертежей редкость, и по цвету.

Примерами применения прерывистых линий в чертежах являются осевые и пунктирные линии. Осевые линии создаются в качестве вспомогательных построений для привязки к ним основной геометрии. Пунктирные (штриховые) линии используются в различных контекстах, например для показа частей объекта, которые не видны в данной проекции, но важны для понимания его формы. Дифференциация линий по толщине нужна для визуального выделения некоторых частей объекта в целях лучшего восприятия его формы, а также для того, чтобы различать линии, несущие разную смысловую нагрузку.

Как уже было сказано, цвет в чертежах используется редко. Сами по себе экранные цвета не способны обеспечить качественное изображение при тонировании. Как правило, цвет является посредником для присвоения объектам-носителям некоторых свойств, которые могут не отображаться на рабочем экране, но проявляются в окончательном результате при печати или рендеринге. Это относится, в частности, к толщине линий или визуальным свойствам материалов, используемых для тонирования.

Толщина линий в 2000-й версии AutoCAD появилась как новое параметрически настраиваемое свойство примитивов. Это свойство влияет на толщину линий контура, которым объект представляется в чертеже в его экранном и «бумажном» виде. Отображение толщины линии на экране увеличивает нагрузку на машину и поэтому не рекомендуется при работе с крупными и насыщенными файлами. Если же экранное отображение толщины линий отключить, их трудно будет различать в процессе работы. Экранная градация толщин линий является грубой и не в полной мере показывает картинку, которая должна получиться при печати. По этой причине я не пользуюсь данной возможностью. Кроме того, многие мои коллеги продолжают работать с предыдущей версией AutoCAD, где данная возможность отсутствует. В AutoCAD 14 толщиной линий при печати управляет экранный цвет, присвоенный примитиву. Такая же возможность имеется и в AutoCAD 2000, благодаря чему с его помощью можно создавать чертежи, совместимые с прежними версиями программы (при условии выбора нужного формата при сохранении). Различным цветам стандартной палитры AutoCAD могут присваиваться различные значения толщины, а также некоторые другие свойства, влияющие на представление контуров при печати.

В чертежной практике применяется, как правило, не более трех градаций толщины линий. Обычно средней толщиной обозначаются контуры геометрии объектов, видимые в данной проекции. Утолщенные линии используются для обозначения кромок сечения, а тонкие — для элементов оформления чертежа, не являющихся частями проектируемых объектов. При такой системе вспомогательные изображения (оси, размеры, выноски), которых может быть очень много, визуально не засоряют чертеж. Три градации толщины не требуют большого количества цветов, поэтому я пользуюсь системой, которую и предлагаю вашему вниманию.

Цвет 7, белый (white), является самым контрастным на белом или черном экране, так как на белом экране его цвет инвертируется. Линии, которым присвоен белый цвет, выглядят на экране самыми толстыми (именно выглядят, поскольку все линии независимо от цвета при отключенном отображении толщины показываются на экране одинаковым размером — в один пиксел); следовательно, их можно применять для обозначения утолщенных линий чертежа.

Серый цвет является наименее контрастным, поэтому серые линии выглядят самыми тонкими как на белом, так и на черном экране. Для них можно применять цвета 8 и 9, которыми обозначаются тонкие линии вспомогательных элементов чертежа.

Цветные линии воспринимаются менее контрастно, чем белые (черные), но более контрастно, чем серые. Их можно использовать для стандартных контуров, однако для таких контуров вряд ли понадобится вся палитра. Я резервирую для них цвета с № 1 по № 6, чего с лихвой хватает для того, чтобы использовать цвет в целях дифференциации линий по принадлежности разным объектам. Несмотря на то что в окончательных чертежах на твердых носителях цвет чаще всего не выводится, он иногда помогает в процессе работы.

Таким образом, список необходимых для полноценной работы цветов сократился до девяти, причем эти цвета в палитре AutoCAD занимают особое место — они называются стандартными цветами. Кроме двух последних (серых), им помимо порядковых номеров присвоены наименования, что облегчает обмен с коллегами информацией о настройках печати.

Поскольку при печати экранные цвета можно заменять другими, вышеперечисленным девяти цветам для вывода на бумагу с помощью цветного печатающего устройства следует назначить черный цвет. Вся остальная, основная, часть палитры цветов остается доступной для использования в тех случаях, когда реальный цвет в чертежах все-таки необходим.

Условиями правильного отображения объектов являются присвоение им при создании или после него соответствующих цветов и типа линий, а также размещение их на нужных слоях. Для присвоения нужных свойств вновь создаваемому объекту эти свойства должны быть установлены текущими. Кроме того, после создания можно поменять любое свойство каждого объекта. То и другое делается с помощью либо панели инструментов Свойства объектов (Object Properties), либо немодального диалогового окна Свойства (Properties). Разница состоит лишь в том, выбран ли в момент изменения признака свойства хотя бы один объект. Если никакие объекты не выбраны, то признак устанавливается текущим и присваивается всем вновь создаваемым объектам, но при этом не влияет на объекты, созданные ранее.

При работе с чертежом или моделью приходится постоянно следить за присвоением свойств, а самих признаков свойств немало: как минимум — слой, цвет, тип линии. Контролировать такое количество параметров при создании очередного объекта сложно.

Для сокращения числа манипуляций можно воспользоваться следующим способом. Не нужно назначать примитивам визуальные свойства напрямую — это можно сделать гораздо удобнее через аналогичные свойства, назначаемые слою, на который помещается объект. Для этого текущие цвет, тип линии, а также толщина линии должны быть установлены в значение ПоСлою (ByLayer).

Этот вариант наряду с конкретными фиксированными значениями предлагается в списках значений контроллеров свойств. Такое значение является логическим, поскольку изменяется в зависимости от условий, в которые попадает объект (в данном случае от слоя, на котором объект помещен).

Для того чтобы каждый новый объект автоматически получал такие контекстно-зависимые свойства, требуется значение ПоCлою (ByLayer) установить в качестве текущего, то есть выбрать этот вариант для каждого из свойств в соответствующих контроллерах панели инструментов Свойства объектов, и в дальнейшем управлять представлением объекта путем назначения ему слоя с нужными признаками. Получается, что контролировать при создании объектов придется лишь одно свойство вместо трех-четырех, что значительно проще.

Из сказанного следует, что каждая реально используемая комбинация визуальных свойств должна быть представлена в чертеже хотя бы одним слоем. На самом деле их будет больше, поскольку кроме вида примитивы должны различаться также по некоторому дополнительному признаку, что позволит выделять группы родственных объектов среди прочих с идентичными визуальными свойствами. Таким признаком является имя слоя.

С автором можно связаться по e-mail: clon@postman.ru.

«САПР и графика» 5'2001