5 - 2002

Многофункциональное устройство трехмерного ввода Hewlett-Packard SpaceBall 4000 FLX

Басир Ахмедов

Вы можете представить себе современный компьютер без мыши? А игровую приставку без джойстика? Наверное, нет. Сегодня невозможно реализовать гибкие управляемые интерфейсы без различных манипуляторов, обеспечивающих естественное взаимодействие человека с компьютером. Бурное развитие компьютерной графики, которое мы наблюдаем в последние несколько лет, обусловило необходимость появления новых устройств, которые должны обеспечивать уровень управляемости, адекватный нашему времени. Действительно, сегодня трудно себе представить, как можно играть в игры без разного рода джойстиков, рулей с педалями, без функции обратной связи и без разного рода манипуляторов. Даже мышь, старая добрая компьютерная мышь — и то зачастую напоминает монстра, ощетинившегося неимоверным количеством кнопок и колес. Все это многообразие устройств ввода устремлено к одной-единственной цели — все для пользователя, все во имя пользователя!

Однако было бы неверно думать, что видовое многообразие манипуляторов наблюдается лишь в сфере развлечений, к которой, безусловно, относятся компьютерные игры. Сегодня дорогу на массовый рынок прокладывает целый класс устройств ввода, ориентированных исключительно на профессиональное применение. Об одном из них и пойдет наш рассказ.

Посмотрите на фотографию. Нет, это не трекбол с неимоверным количеством кнопок. Перед вами многофункциональное устройство трехмерного ввода — Hewlett-Packard SpaceBall 4000 FLX. Внушительных размеров черный шар, приковывающий к себе внимание, — отличительная черта этого манипулятора. Внутри шара скрывается специально сконструированный рычаг, который, благодаря заложенной в него технологии Power Sensor, способен передавать приложенное к нему усилие по всем трем осям: вверх-вниз, вправо-влево, к себе — от себя. Но это еще не все: по этим же осям шар можно крутить! Таким образом, с помощью SpaceBall 4000 FLX можно перемещать и вращать объекты, панорамировать и масштабировать изображение.

Сразу отметим продуманность конструкции устройства: SpaceBall 4000 FLX подойдет и тем, у кого основная рука правая, и левшам. Благодаря возможности отстегиваться подставочный модуль в считанные секунды можно присоединить с нужной пользователю стороны. Устройство отличается эргономичностью. Заметьте: SpaceBall 4000 FLX не заменяет мышь, а дополняет ее. Таким образом, если у пользователя ведущая рука — правая, как у большинства людей, то управлять манипулятором он должен левой, причем для повышения эффективности работы обоими устройствами нужно управлять одновременно. Вокруг шара расположены 12 программируемых кнопок. Наличие резиновых вставок в основании гарантирует пользователю устойчивость устройства в процессе его эксплуатации. Манипулятор соединяется с компьютером двухметровым кабелем посредством интерфейса RS-232C. Запас длины обеспечит комфортное расположение на рабочем месте, а поскольку предполагается использование устройства на высокопроизводительной рабочей станции, то у пользователя не должно возникать проблемы отсутствия свободного порта. Единственное, что может вызвать возможные неудобства, — и мышь, и внешний модем уже используют имеющиеся последовательные порты.

Профессиональным дизайнерам наверняка понравится внушительный список программ CAD/CAM/CAE (системы автоматизированного проектирования/управления/конструирования), с которыми способен работать манипулятор SpaceBall 4000 FLX. Поддерживаются программы 3D Studio MAX, Mechanical Desktop, Pro/ENGINEER, CATIA, Unigraphics, I-DEAS Master Series, Alias Wavefront, CAMAND, Cadkey 7.5 и Cadkey 97, SolidWorks и VIZ. Более того, драйвер устройства учитывает особенности различных программ и, исходя из структуры интерфейса текущей активной программы, назначает кнопкам подходящие функции.

Манипулятор SpaceBall 4000 FLX имеет 12 кнопок, которые являются программируемыми. Пользователь может сам определить, какие из них будут отвечать за включение и выключение режимов движения/вращения по каждой из осей — X, Y, Z. Также возможно назначать управление для режимов панорамирования, при котором не отображается изменение высоты (то есть по оси Z), и масштабирования, при котором, напротив, изменяется лишь координата Z. Чтобы не вызывать всякий раз, когда требуется, окно драйвера, предусмотрена возможность повышать и понижать чувствительность устройства на лету. В случае если пользователь забыл рассчитать приложенное усилие, он может одним кликом манипулятора вернуться к нужной точке обзора, чтобы продолжить работу в нужной области изображения или с необходимым положением объектов в трехмерной сцене. Ну и, естественно, есть возможность быстро вернуться к желаемым настройкам драйвера устройства (их пользователь может определять сам). При необходимости можно записать макрос в рабочем приложении, с тем чтобы воспроизвести требуемую комбинацию действий с помощью SpaceBall 4000 FLX. Не правда ли, гибкие инструменты для профессионалов? Но и это еще не все. С учетом назначаемой кнопки Shift количество реально работающих функций возрастает вдвое — здесь все реализовано так же, как и у стандартной компьютерной клавиатуры.

Принимая во внимание перечисленные возможности, можно признать факт невероятного удобства при работе с таким инструментом, как SpaceBall 4000 FLX, очевидным. Необходимость использовать клавиатуру, конечно же, не отпадает, но, по крайней мере, сводится к минимуму — это точно. Представьте себе, что хотите смоделировать сцену, в которой в качестве объектов выступают компьютерный стол дизайнера и разбросанные по нему инструменты для работы. Задача — добиться правдоподобного «творческого беспорядка». Как ее решить, располагая не только мышью, но и манипулятором SpaceBall 4000 FLX? Для начала с помощью режимов панорамирования и масштабирования выберите точку обзора, задайте ее как текущую, затем, перейдя в режим перемещения, начните выбирать объекты или группы объектов и располагать их нужным образом — вращать, перемещать. При необходимости можно детально рассмотреть создаваемую композицию (быстро наехав камерой с помощью функций Pan и Zoom), более точно установить положение объектов, повторить процедуру с определенного момента, чтобы добиться желаемого результата. Этот пример, конечно, весьма условен, но он наглядно демонстрирует удобство, скорость и эффективность, которые обеспечивает творческой работе устройство трехмерного ввода SpaceBall 4000 FLX. После нескольких часов работы возникает эффект погружения — начинает казаться, что держишь модель в руках и все действия с ней производишь руками.

Ну и напоследок — о регулировках. Чувствительность устройства регулируется как в целом для самого шара, так и раздельно — для режимов панорамирования, масштабирования и перемещения. Вообще, у этого манипулятора поддается настройке все, а переопределению выполняемых функций — почти все.

В комплект поставляемого программного обеспечения входит специальная тестовая утилита, позволяющая точно оценить смещение и вращение при приложенном усилии, а также проверить работоспособность всех кнопок. Драйвер устройства поддерживает все операционные системы семейства Microsoft Widows, включая Windows XP. Вместе с программным обеспечением поставляется и документация пользователя в HTML-формате, написанная очень продуманно, наглядно и подробно, жаль только, что на английском языке.

С учетом рассмотренных функций, манипулятор Hewlett-Packard SpaceBall 4000 FLX представляется нам необходимой принадлежностью инструментария каждого профессионального дизайнера, позволяющей значительно расширить возможности работы с моделями и приложениями трехмерного проектирования.

Редакция выражает благодарность компании «Транс-Америтек» (www.tae.ru, 437-0500) за предоставленное для тестирования оборудование.

«САПР и графика» 5'2002