Сквозная система автоматизации проектно-строительных работ
Динамический контроль и управление производством, снабжением и строительством
Анализ поступления денежных средств от заказчиков
Построение структуры «объекта»
Контроль движения материалов по объектам и анализ их расходования
Синхронизация данных с производственной базой
Термин «комплексная автоматизация» становится популярным среди специалистов в области проектирования и строительства, однако многие системы, выступающие под этим девизом, охватывают лишь часть работ проектно-строительного предприятия, предлагая автоматизировать разработку проектной документации. Такие системы зачастую оставляют без внимания не менее важный, чем проектирование, этап работы — снабжение, производство и строительство объекта. Для того чтобы автоматизация предприятия была эффективной, необходимо создать единую, сквозную систему проектно-строительных работ.
В данной статье мы хотим подробно рассмотреть автоматизацию планирования и координации снабжения, производства и строительства. Этот этап работ связан с наибольшим оборотом денежных средств (порядка 90% оборота проектно-строительного предприятия), и именно здесь наиболее остро встает вопрос эффективного управления работами и прозрачности финансовых процессов предприятия.
С момента заключения договора и до сдачи готового здания в эксплуатацию заказ проходит пять этапов, на каждом из которых руководство осуществляет финансовый контроль и контроль за сроками исполнения работ.
Анализ поступления денежных средств от заказчиков
На первом этапе сотрудник бухгалтерии, получив информацию о денежных средствах, поступивших на счет фирмы от заказчика, формирует новую запись типа «объект». Запись «объект» полностью характеризует новый заказ (название заказа и номер счета или договора), по которому в дальнейшем будут производиться все работы. Данная запись является отправной точкой для дальнейшей работы всех отделов. Информация о перечисленных средствах после регистрации заказа автоматически поступает к руководству и фиксируется в соответствующих БД, по которым в дальнейшем будет отслеживаться динамика проплат за различные этапы работы.
Построение структуры «объекта»
На втором этапе материалы и конструкции по каждому «объекту», зарегистрированному бухгалтерией, распределяются сотрудником конструкторского отдела на «подобъекты» — в соответствии с этапами проведения строительных работ. Затем каждому «подобъекту» автоматически присоединяется одна или несколько спецификаций, уже разработанных на этапе разработки КД в модуле «Авто-Спецификация» и утвержденных руководством. В спецификациях содержится перечень материалов, необходимых для строительства конкретного участка объекта.
Затем в модуле «План-Контроль-Снаб» формируется план снабжения на основе информации о строящихся на данный момент «объектах» и о сроке поставки материалов по «подобъектам». План снабжения включает все материалы, сгруппированные по типам и наименованию, и является руководством к действию отдела снабжения для закупки материалов у фирм-поставщиков.
Контроль движения материалов по объектам и анализ их расходования
На третьем этапе счета от фирм-поставщиков фиксируются в модуле «План-Контроль-Снаб», где автоматически сопоставляется информация по всем строящимся на данный период объектам:
- сравнивается требуемое по КД и реально закупаемое количество материалов;
- проверяется наличие материалов на складах;
- сопоставляются названия, единицы измерения и т.д.;
- формируются внутренние электронные счета (отчеты).
На основании выписанных электронных счетов формируется финансовый план снабжения, выполнение которого контролируется руководством. Факт оплаты счетов плана снабжения также фиксируется в системе финансового контроля.
По закупленным материалам в модуле «План-Контроль-Снаб» формируются внутренние накладные, которые представляют собой детализацию счета по конкретным частям заказа и сопровождают материалы на завод или на стройплощадки.
Синхронизация данных с производственной базой
Четвертый этап — учет поступивших или недопоставленных на завод материалов (отмечается факт полной или частичной доставки, по данным завода), а также материалов, отправленных на стройплощадки. Реализуется за счет использования модуля «План-Контроль-Строй» и организации удаленного доступа к внутренним БД с завода.
Организация архива объектов
На пятом этапе, после утверждения руководством, производится отметка о закрытии (частичном или полном) позиций требуемых материалов. На этом этапе производится перенос (архивирование) уже завершенных объектов строительства из рабочей части системы в архивную БД.
«САПР и графика» 5'2002