Особенности национальной автоматизации
Оценивайте не затраты на приобретение нового оборудования, а эффект, который даст его использование!
В этой статье автор делится своими впечатлениями за последние несколько лет работы по распространению станочного оборудования для машиностроительных предприятий.
Хочется дешево и хорошо!
Бесплатный сыр бывает где? Ответ вы знаете, несмотря на то, что пословица английская. «Дешева рыбка, погана юшка» это уже русская пословица, и ее тоже все знают. Но ведь всем нам так хочется чуда! Хочется почти даром приобрести качественное высокопроизводительное оборудование, да чтобы оно работало без сбоев долгие годы и приносило прибыль. Но качественное высокопроизводительное оборудование в принципе не может быть дешевым. Сегодня в США, Японии, в Юго-Восточной Азии велик спрос на оборудование класса hi-end, ибо там понимают, что для успеха на рынке нужно обладать самыми лучшими станками. Иначе выпускаемые изделия не будут отвечать требованиям по точности, предприятие не уложится в сроки, не обеспечит нужного качества и проиграет в конкурентной борьбе. Потому-то загружены и даже перегружены все производители, выпускающие действительно передовое оборудование, и им нет смысла снижать цены.
А производителям более дешевого оборудования все сложнее продавать свои станки в развитые страны, и они устремляются к нам. «Смотрите же, говорят они, наше оборудование прекрасно выглядит, и оно практически такое же, как у лидеров станкостроения. Почитайте наши брошюры, где заявлены такие же характеристики, что и у лучших мировых аналогов. Но при этом наши станки значительно дешевле. Вдобавок мы кредит дадим на льготных условиях». Устоять перед подобными аргументами почти невозможно, Особенно, если решение о закупке принимает не технический специалист, а руководитель, который, естественно, в тонкостях конструкции станков не разбирается, но в области финансов чувствует себя как рыба в воде. Ему понятно, что цена 100 тыс. долл. лучше, чем 120 тыс. долл., и что процентная ставка по кредиту 5% годовых лучше, чем 10%. И бесполезно говорить ему, что предлагаемый дешевый станок основан на устаревших технических решениях, что, например, вместо интегрального шпинделя у него ременный привод, а вместо направляющих качения направляющие скольжения решения двадцатилетней давности. А ведь понятно, что от такой конструкции не следует ждать высокой точности, производительности и надежности. И если вы намерены делать серьезные машины, а не оснащаете колхозную мастерскую, то это оборудование вам не подойдет.
Оценивайте не затраты на приобретение нового оборудования, а эффект, который даст его использование!
Прежде всего задайтесь вопросом, для чего вы покупаете станки? Чтобы потратить деньги? Вряд ли, так как в этом случае вы бы нашли массу гораздо более приятных способов (вспомните хотя бы о губернаторе Чукотки и иже с ним). Думается, что все же вы покупаете оборудование для того, чтобы зарабатывать деньги, и это кардинально меняет ситуацию. Соответственно надо оценивать не только и не сколько затраты, но и общий эффект. Возможно, более качественное оборудование стоит дороже и кредит будет не такой льготный, как от затоварившегося поставщика морально устаревших станков. Но качественное оборудование будет производительнее (и вы заработаете больше на объеме выпускаемой продукции, будет надежнее (и вы не будете терять на простоях), будет работать не менее десяти лет без потери своих характеристик (и через пять лет вам понадобится опять покупать станки).
Проиллюстрируем это на конкретном примере. Допустим, вы купили комплект станков на 1 млн. рублей. В одном случае вы получили льготный кредит под 5%, но станки не принадлежат к классу high-end и приносят за квартал 125 тыс. руб. прибыли. В другом случае вы платите 10% годовых, но вам дали 5% скидку, а станки дают отдачу на 10% больше, в размере 137,5 тыс. руб. Будучи более производительными (выше мощность приводов и скорость перемещений), они меньше простаивают из-за ремонта (за счет повышенной надежности). Обратите внимание: мы взяли всего 10%, а ведь реально по выработке оборудование high-end отличается от среднего значительно больше.
А теперь проанализируем экономический эффект от использования оборудования в течение трех лет как разницу между тем, что вы платите по кредиту и какую отдачу в денежном выражении получаете от обработки деталей на станках. Расчеты показывают, что в первом случае вы платите по кредиту 1140 тыс. долл. в течение 3 лет и станки окупаются в 10-м квартале. Во втором случае вы платите по кредиту чуть больше 1199 тыс. рублей, но станки окупаются раньше, так как отдача выше и станки окупаются уже в 9-м квартале. Получается, что суммарный эффект от покупки более качественного оборудования выше, чем менее качественного, пусть даже и приобретенного на лучших финансовых условиях.
Часто бывает так, что наиболее точные и ответственные детали вообще нельзя сделать на обычном оборудовании, и только несколько фирм производят станки, которым эти детали по силам. В этой ситуации разница в эффективности еще больше. Можно даже сказать, что у станков, не относящихся к high-end, эффективность вообще отрицательная, поскольку они такие детали делать не могут и простаивают. И подобных примеров немало: заводы покупают оборудование, основываясь на представленных в рекламных брошюрах характеристиках, пытаются изготовить на нем ответственные детали, но ничего не получается. И что с того, что оборудование куплено недорого или под льготный кредит?
Иногда нам предлагают оборудование, которое собрано из компонентов, выпущенных на Западе, и по этой причине должно быть надежно, пусть даже фирма-производитель (в данном случае более уместно сказать фирма-сборщик) и неизвестна на рынке. Я тоже так сначала думал, но, как оказалось, все не совсем просто. Станок вещь сложная, требует особой культуры и многолетнего опыта как в проектировании, так и в производстве. Посещая один из заводов, где одновременно купили станок high-end и станок малоизвестной фирмы, я узнал, что первый ни разу не ломался за год, а второй каждый день отказывает, хотя и собран из западных комплектующих. И это на первом году эксплуатации, а что будет дальше? Да и стоит он столько же, что и high-end, но покупателей прельстили льготным кредитом.
Здесь есть и еще один немаловажный момент: если вы купите станок, собранный неизвестно кем в одной из развивающихся стран, то как быть потом с ремонтом и обслуживанием? Ведь подобный заводик может прекратить свое существование в любое время, а где потом брать запчасти?
Короче говоря, станок солидная инвестиция и должен работать долго. Именно поэтому солидные западные компании покупают оборудование у столь же солидных производителей оборудования.
Кадры решают всё!
Зачастую инженерам на заводе платят мало, что приводит к нехватке квалифицированных специалистов. В частности, не хватает технологов, которые могут разработать техпроцесс на современное оборудование, подобрать современный инструмент, запустить детали в обработку. Поэтому большим спросом в последнее время стал пользоваться инжиниринг. Фирма-поставщик оборудования при этом берет на себя не только поставку станков, но и проектирование техпроцесса, выбор и закупку инструмента, внедрение. Это частично может решить проблему, и имеет смысл прибегать к такой услуге на первом этапе внедрения станков.
Но не стоит обольщаться в длительной перспективе вам все равно потребуются свои кадры. «Легионеры» не смогут постоянно находится у вас в цехах, отлаживать программы, оперативно снимать возникающие ежедневно в реальном производстве проблемы, так что при закупке нового оборудования уделите особое внимание кадрам. Не жалейте денег ни на зарплату квалифицированным специалистам, ни на обучение в России и за рубежом на фирмах-изготовителях.
Приведу парочку примеров. Один из руководителей крупного машиностроительного предприятия, когда сотрудничество по инжинирингу только начиналось, был в величайшем восторге от специалистов фирмы-поставщика. А по прошествии года, когда от слов перешли к делу, его восторженность постепенно испарилась… Так что не надейтесь, что ваши повседневные производственные проблемы решит за вас кто-то другой, пусть даже вы готовы за это платить.
Еще пример: два завода одновременно купили станки у компании, входящей в число мировых лидеров в области соответствующего оборудования, то есть станки высочайшего качества и надежности. Но сегодня на одном заводе станки работают второй год без единого сбоя, а на другом постоянные проблемы. Причина проста: на первом заводе на станках работает специалист с двадцатилетним стажем, на втором юноши, которые прежде вообще не имели понятия о мехобработке. При этом на дополнительное обучение специалистов в России и за рубежом директор денег не дает, но кто подсчитал, сколько он теряет от простоев оборудования? Воистину, скупой платит дважды.
Машиностроение и политика
Нелегко нашим машиностроителям. На Западе, если ты развиваешь производство, создаешь новые рабочие места, тебе платят за это из бюджета и таким образом частично компенсируют затраты на инвестиции. К тому же ставки по кредитам низкие, почти все оборудование берется в лизинг. У нас же, понятно, никто ничего никому не компенсирует. Налог с прибыли заплати и инвестируй куда угодно государству все равно (есть, правда, льготы при лизинговой схеме, но ведь лизинговая компания даром не работает), а если берешь кредит на развитие, то плати драконовский процент, предоставляй залог на две стоимости кредита и пр. Так почему бы государству вместо того, чтобы складывать избыточные нефтерубли в стабилизационную кубышку, не помочь заводам в техперевооружении и не снизить ставки по кредитам на закупки оборудования? Но здесь мы уже внедряемся в сферу политики, а это дело неблагодарное.
Искренне хочется пожелать успеха тем директорам, которые даже в таких нелегких условиях находят возможность вести техперевооружение. Мы, машиностроители, любим свое дело и хотим, чтобы российские заводы были современными, эффективными и имели оснащение не хуже западных. Ведь Россия всегда была индустриальной державой, и лишь на туризме да торговле нам не выжить. Поэтому удачи всем нам!
«САПР и графика» 5'2005