Численные методы для задач судостроения в системе CATIA V5
Решения по управлению жизненным циклом сложных технических изделий, предлагаемые всемирно известными компаниями Dassault Systemes и IBM, включают набор специально предназначенных для судостроения модулей САПР CATIA V5.
Определение основных палуб и переборок корпуса, подготовка чертежей общего расположения судна выполняются в модуле CATIA Structure Preliminary Layout, который позволяет создать основу структуры данных для проектирования корпусных металлоконструкций.
Модуль CATIA Compartment and Access используется для определения геометрии судовых помещений и отсеков и служит также для того, чтобы задать представление таких межотсечных (переходных) конструкций, как двери, люки, иллюминаторы и пр.
CATIA V5 состоит из двух специализированных модулей проектирования судовых корпусных металлоконструкций: Structure Functional Design для определения главных несущих элементов корпуса и Ship Structure Detail Design для детальной проработки элементов судового набора. Последний из указанных модулей предназначен для рабочего проектирования и включает такие функции, как моделирование локальных ребер жесткости, подкреплений и бракет, вырезов для пересекающихся связей, конструктивное оформление узлов соединения элементов набора, листов судовой обшивки, а также подготовку под сварку и покраску.
Однако мощный набор технических средств CATIA V5 позволяет пользователям осуществлять решение судостроительных задач не только на базе указанных специализированных модулей, но и путем реализации численных алгоритмов через встроенные возможности накопления знаний и оптимизации.
В качестве примера рассмотрим использование одного из продуктов CATIA V5 Knowledgeware модуля Product Engineering Optimizer, предназначенного для решения задачи статической постановки судна на воду. Представим эту классическую задачу в интерпретации итерационного расчета условия статического равновесия масштабного электронно-цифрового макета, показанного на рис. 1.
Рис. 1
В качестве целевой функции оптимизационной задачи принимается нулевое значение разности абсцисс центра массы и центра величины, отмеченных на рисунке соответственно красной и зеленой точками. Условием связи оптимизационной задачи является заданное водоизмещение в параметре Volume.1 = 559 см3 (с учетом масштабного коэффициента).
Управляющими параметрами оптимизации назначаем высоту положения плоскости ватерлинии ПВЛ и угол наклона последней к основной плоскости. Начальные значения управляющих параметров произвольные. На рис. 2 в панели оптимизации активна строка задания пределов и шага изменения параметра угла наклона ПВЛ, а в первой строке заданы значения пределов и шага изменения высоты ПВЛ (соответственно –10, 10 и 1 мм) при ненулевом начальном значении целевой функции (Target Value), равном 36 мм.
Рис. 2
Оптимизация по целевой функции в модуле Product Engineering Optimizer может выполняться с выбором вариантов оптимизационного алгоритма, которые отличаются точностью и продолжительностью расчета. Несколько базовых алгоритмов поставляются вместе с кодами приложения, и есть возможность использования внешнего пользовательского алгоритма. При определении оптимизации задаются также максимально допустимое число итераций, ограничение на число итераций без улучшения и ограничение оптимизации по времени. На рис. 3 показано отображение состояния итерационного процесса с текущими значениями целевой функции, числа итераций и времени расчета.
Рис. 3
В результате оптимизационного расчета получаем положение плоскости ватерлинии, соответствующее условию статического равновесия корпуса судна на воде (при этом автоматически рассчитываются геометрические характеристики площади ВЛ и объема погруженной части корпуса). Полученные величины, в свою очередь, могут быть использованы для дальнейших расчетов статики и динамики с применением инструментария CATIA V5 Knowledgeware путем внедрения в 3D-моделирование формульных и логических зависимостей, формирования правил взаимосвязи параметров проектирования, контрольных и оптимизационных процедур. Поскольку CATIA-модель судового корпуса содержит исчерпывающую геометрическую информацию, то использование указанных инструментов позволяет, в частности, достаточно просто реализовать алгоритмы расчетов статической устойчивости и непотопляемости.
«САПР и графика» 5'2005