Объемное моделирование конструкций в ADEM CAD/CAM
Часть II. Модификация объемных тел
Любые объекты, созданные в CAD/CAM-системе или импортированные из других систем, как правило, подвергаются редактированию. Это происходит и в процессе создания проекта, и при исправлении ошибок, и при внесении изменений.
Возможность модификации объемных моделей — одна из главных функций современного
программного обеспечения для конструкторско-технологической подготовки производства.
Эффективность методов редактирования напрямую ведет к снижению времени и затрат
на проектирование. ![]()
Первое, что научились делать CAD-системы в области редактирования, это осуществлять изменение положения тел в пространстве путем перемещения и поворота. Одновременно появились функции масштабирования, зеркального отражения и копирования. Но этого было явно недостаточно — требовалось научиться вносить изменения в геометрию самого объекта.
Еще совсем недавно единственным способом внесения изменений в геометрию модели было построение модели заново, то есть любое изменение требовало повторения всего процесса моделирования. Поэтому изменения вносились обычно не по мере поступления, а после их накопления до некоторой «критической массы» или «критической даты».
Серьезным шагом к оптимизации процесса редактирования стало проведение локальных
операций. При локализации выделяется та часть модели, которая подвергается изменениям,
и лишь этот фрагмент перестраивается заново, а затем присоединяется к модели.
Для реализации указанного метода требовалось разработать процедуры разделения и сшивки, не нарушающие геометрию нередактируемой части. Недостатками метода локализации являются:
- сложность (очень часто — невозможность) определения и выделения независимой области;
- проблемы с соблюдением граничных условий на стыке редактируемой и нередактируемой зон;
- трудоемкость процесса моделирования заново редактируемой части.
По этой причине данный метод эффективно применяется в основном в системах с развитыми функциями поверхностного моделирования.
Еще одним серьезным шагом к автоматизации редактирования стал метод, использующий историю создания модели.
Вначале применялась его простая разновидность — откат до некоторого состояния,
когда создавалась исправляемая часть модели, а потом начиная с этого этапа производилось
моделирование с учетом изменений. Это позволяло исключить повторение работы,
проделанной до момента создания редактируемой части. ![]()
Данная разновидность метода довольно широко применяется пользователями практически всех систем в случаях, когда результата можно добиться откатом на несколько шагов. Если же для внесения изменений необходимо вернуться далеко назад, то метод становится более трудоемким.
Более эффективной является другая разновидность этого метода — восстановление по измененной истории создания с автоматическим восстановлением геометрии модели по данным дерева истории. При этом система сама восстанавливает геометрию модели на основе информации, записанной в истории создания, что позволяет исключить повторение всех действий пользователя, кроме, конечно, внесения самих изменений.
Возможность регенерации геометрии по истории создания сегодня является одним
из самых распространенных способов автоматизации внесения изменений; этот метод
также очень часто называют параметрическим. Рассмотрим более подробно механизм
его работы. ![]()
В отличие от геометрической и топологической модели дерево истории содержит в себе не столько сами объекты, сколько ссылки на процедуры, производимые пользователем, а также на объекты и используемые при создании модели параметры, вводимые пользователем. Этих данных вполне достаточно, чтобы полностью восстановить геометрию изделия. Система должна лишь выполнить все действия согласно записанному протоколу, используя ссылки и параметры.
Если в истории изменить параметры, например значения радиуса скругления или высоту смещения профиля, то в результате регенерации будет создана геометрия, отличная от исходной. То же произойдет, если изменить геометрию профилей, на базе которых строились объемные тела.
Для упрощения процесса выхода в нужную точку дерева истории применяются визуализаторы
дерева, представляющие историю в графическом виде. В системе ADEM выйти в нужную
точку можно как через визуализатор, так и просто указав на модели элемент, который
будет подвергнут изменениям. ![]()
При высокой сложности моделей регенерация может занимать довольно долгое время, так как система выполняет все действия заново, хотя и автоматически. Для оптимизации этого процесса в системе ADEM применен метод, схожий с методом локализации изменений, когда регенерируются только части, в которых происходит изменение. Остальные части берутся в готовом геометрическом виде.
Редактирование с использованием истории создания является эффективным методом, применяемым в системах поверхностного и твердотельного моделирования. Однако и этот метод имеет два серьезных недостатка.
Первым недостатком является то, что регенерация модели не всегда возможна после
внесения изменений, когда это изменение требует отличного от записанного в историю
протокола воссоздания. В этом случае система восстановит геометрию лишь частично.
Иногда исправить ситуацию можно перестановкой действий в протоколе или заменой
одних процедур на другие. Порой нельзя обойтись без введения дополнительных
событий в историю. ![]()
Второй очень серьезный недостаток — невозможность обмена историями между различными системами. Читатели наверняка сталкивались с проблемами передачи геометрии из системы в систему, несмотря на то, что стандартам типа IGES, VDA, STEP, DXF и пр. уже много лет. Реального же стандарта хранения дерева истории сегодня, к сожалению, вообще не существует, да и создать его значительно сложнее, чем геометрический. Ведь этот стандарт должен отражать функциональность систем, что имеет отношение скорее к конкуренции, нежели к кооперации.
Проблема модификации модели, полученной из другой системы, сегодня является сверхактуальной. Например, конструкторские и технологические задачи решаются на разных типах систем. Производители штампов, пресс-форм и прочей оснастки тоже работают в иных системах, чем их заказчики. В итоге, для того чтобы сделать модель пресс-формы, необходимо поменять в исходной модели изделия многие параметры. Короче говоря, в мире существует множество различных подходов к объемному моделированию, и при этом есть необходимость в кооперации.
Возможен ли другой способ редактирования чужих моделей, кроме как строить их заново или тщательно заниматься локальными изменениями? Начиная работу над 6-й версией системы ADEM, разработчики понимали условия, в которых будут работать пользователи. Понятно, что далеко не все проекты решаются в рамках одной системы, а большинство пользователей являются, образно говоря, «подрядчиками», которые получают исходные данные из систем любых уровней (верхнего, среднего, легкого) и даже из дизайнерских программных продуктов, которые CAD-системами и назвать-то сложно.
Одним из методов, предназначенных для редактирования импортированных моделей в системе ADEM, является восстановление по измененному каркасу.
Геометрическая модель в простейшей интерпретации состоит из поверхностей, ребер
и вершин. Если модель твердотельная, то присутствует еще и топология, описывающая
взаимосвязи между этими объектами. Идея метода проста: производить изменение
положения вершин в пространстве, а затем по ним восстанавливать модель. Вносить
изменения можно двумя способами: корректируя положение вершин вручную, например
посредством процедуры переноса, или корректируя вершины параметрически, изменяя
значения размеров. ![]()
Указанный метод применим для широкого класса деталей и типов изменений, удобен и понятен для пользователей, но тоже имеет ряд ограничений. Например, его невозможно использовать для редактирования скруглений, так как после процедуры скругления теряются данные об исходном ребре и его вершинах.
Для редактирования «чужих» скруглений в системе ADEM применяют функции восстановления каркаса. Одна из таких процедур называется «Острый угол» (Sharp corner). Пользователь указывает поверхности, принадлежащие скруглению, и система восстанавливает угол в том виде, в каком он был до скругления. Теперь можно задать новое значение радиуса и получить измененный результат.
Функция «Острый угол» довольно проста в применении, но весьма сложна в реализации, как и любая задача, связанная с восстановлением утраченной информации, ведь очень часто имеется не одно, а несколько решений. Однако во многих случаях эта функция позволяет получить хороший результат.
Еще более серьезные проблемы имеет модный сегодня метод восстановления истории распознаванием фичерсов (Feature Recognition Method): по исходной импортированной геометрии предполагается распознать историю создания и построить дерево истории. Не останавливаясь подробно на этом методе, скажем только, что сегодня не существует ни одного продукта, который бы удовлетворял реальным задачам. На деталях, которые можно описать кубиками и цилиндрами, еще можно получить какие-либо результаты, но не более того.
Распознавание фичерсов имеет вероятностный характер, вследствие чего невозможно
создание рационального с точки зрения пользователя представления модели. Так,
любой объект в пределе может быть описан системой сфер, но что будет делать
пользователь со множеством этих шариков при редактировании модели? ![]()
Omega technologies ltd со своими партнерами работает над другим методом, который называется восстановлением истории назначением фичерсов (Assigned Feature Representation, AsFR). Суть метода состоит в том, что пользователь сам назначает фичерс перед редактированием. Например, если он хочет отредактировать скругление, то указывает на поверхности, входящие в это скругление, и назначает им фичерс «скругление». После этого данные поверхности редактируются как скругление заданного радиуса.
Подобная методика внедрена в плоскую часть системы ADEM довольно давно. С ее помощью можно, в частности, параметрически редактировать чертежи, импортированные из других систем через формат DXF. Однако для задач объемного моделирования, безусловно, требуется значительно более сложный механизм.
В случае успеха в разработке этого метода пользователи получат уникальный инструмент внесения изменений в объемные модели. Предполагаемый срок реализации — середина 2002 года (ADEM v 8.0).
Итак, мы рассмотрели основные методы автоматизации внесения изменений в объемные модели, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Тем не менее в совокупности они создают универсальный аппарат редактирования трехмерных моделей, который постоянно развивается и совершенствуется изо дня в день, от версии к версии.
«САПР и графика» 6'2001


