ЛОЦМАН:PLM «центральная нервная система» комплекса АСКОН
Функциональные возможности ЛОЦМАН:PLM
Внедрение ЛОЦМАН: PLM на предприятии
Новый программный комплекс КОМПАС V6, который компания АСКОН официально представила в апреле, призван значительно сократить сроки и стоимость подготовки промышленного производства. Ключ к этому создание единого информационного пространства, а главный инструмент ЛОЦМАН:PLM1 , система управления инженерными данными и жизненным циклом изделия, «центральная нервная система» комплексного решения АСКОН.
В ходе создания системы команда разработчиков АСКОН проанализировала особенности развития промышленных предприятий России и СНГ в пореформенный период, а также новые концепции автоматизации, появившиеся в последние годы у нас и на Западе. В результате стало понятно, что существенно повысить эффективность работы можно только при помощи организации параллельного выполнения заданий и взаимодействия всех служб предприятия2. Необходимо в любой момент времени видеть ключевые ресурсы, вовлеченные в процесс разработки и продвижения изделия. Только в этом случае определяющие решения будут приниматься, а планы реализовываться точно в срок.
ЛОЦМАН:PLM содержит всю информацию, необходимую для проектирования, изготовления и эксплуатации продукции машиностроительного предприятия. Система решает задачи:
• хранения и управления технической документацией на изделие;
• управления информацией о структуре, вариантах конфигурации изделий и входимости компонентов в различные изделия;
• управления процессом разработки изделия.
На этапе подготовки производства система обеспечивает накопление данных о результатах конструкторско-технологического проектирования и обмен информацией между инженерными службами. Утвержденные данные и документация передаются в другие подразделения для материально-технического обеспечения, производства и эксплуатации выпускаемых изделий.
«Центральная нервная система» КОМПАС V6 предоставляет схему прозрачного информационного обмена с управленческими и учетными модулями корпоративных систем класса ERP и MRPII.
Архитектура ЛОЦМАН:PLM
ЛОЦМАН:PLM создана с учетом самых современных международных требований для систем этого класса. В первую очередь это технология хранения и доступа к информации и трехзвенная распределенная архитектура Windows DNA. Преимущество трехзвенной архитектуры заключается в оптимальной организации процессов обмена, обработки и хранения инженерных данных с точки зрения защищенности и сохранности информации.
Трехуровневая система ЛОЦМАН:PLM это:
• сервер баз данных, являющийся единым хранилищем всей информации;
• сервер приложений, при помощи которого информация обрабатывается;
• клиентский модуль, обеспечивающий пользователям доступ к требуемой информации.
Источником данных выступают также корпоративные базы данных (справочники) семейства ЛОЦМАН, содержащие справочные данные о материалах и сортаментах, стандартных изделиях и т.д.
Такая организация процессов обработки и хранения информации значительно снижает требования к производительности компьютеров, устанавливаемых на рабочих местах, распределяя вычислительную нагрузку между разными компонентами. Использование технологии COM+ для реализации серверов приложений позволяет легко масштабировать систему по мере ее внедрения на предприятии и подключения новых пользователей.
Нет никаких ограничений по количеству пользователей, одновременно работающих с ЛОЦМАН:PLM.
Кроме того, описанная архитектура дает возможность при эксплуатации выбирать различные варианты установки системы на имеющемся на предприятии компьютерном оборудовании.
Ввод данных в ЛОЦМАН:PLM осуществляется при помощи передачи информации из систем конструкторско-технологического проектирования, непосредственно из этих клиентских приложений. Пользователь обращается к базе данных, которая отображается в виде дерева изделия, содержащего узлы, сборочные единицы и детали.
С объектами дерева системы связаны описывающие их документы. Документам, в свою очередь, соответствуют файлы трехмерных моделей, чертежей, технологических процессов и т.д. В процессе коллективной работы сохраненные документы могут быть взяты для дальнейшей разработки и редактирования. По окончании редактирования объект (документ) можно сохранить как текущую версию либо в виде новой версии. Таким образом, полностью доступна хронология разработки.
Говоря о трехзвенной архитектуре, необходимо отметить, что ее применение передовое решение для российского рынка. Выбрав его, разработчики во многом опережают сегодняшние потребности предприятий России и СНГ, позволяя им заложить хороший фундамент долгосрочной IT-стратегии. В частности, используемый подход дает возможность работать в распределенной среде. Подобная организация работы практикуется во всем мире. Сегодня к ней приходят многие российские предприятия, осуществляя сообщение между отделами, цехами, смежниками.
Функциональные возможности ЛОЦМАН:PLM
Система ЛОЦМАН:PLM предоставляет пользователям следующие функциональные возможности:
• обеспечивается высокопроизводительная и устойчивая работа при одновременном подключении неограниченного количества пользователей;
• реализуется хранение всего комплекса информации на защищенных серверах, при этом разграничены права доступа к каждому конкретному объекту (документу);
• обеспечивается работа с трехмерными моделями и чертежами систем КОМПАС, Unigraphics, SolidWorks, Solid Edge, Inventor, AutoCAD. Достигается синхронизация как по составу сборочной единицы, так и по атрибутивной информации;
• в рамках единого интерфейса осуществляется учет как конструкторско-технологической, так и организационно-распорядительной документации;
• система имеет встроенные средства просмотра и аннотирования документов и моделей указанных инженерных форматов, а также растровых форматов и форматов офисных приложений;
• поддерживается территориально распределенный режим хранения документов;
• имеется гибко настраиваемый интерфейс с возможностью перенастройки для различных групп пользователей и типов документов без программирования;
• предоставлена возможность подключения к внешним базам данных для импорта информации из других автоматизированных систем;
• можно описать сложные бизнес-процессы предприятия (со вложенными подпроцессами, поддержкой условий, циклов и др.) с графическим представлением алгоритмов бизнес-процессов;
• встроенные средства маршрутизации документов (Workflow) интегрированы с системами электронной почты, поддерживающими SMTP-сервер;
• система не требует для реализации своих основных функций (построение модели данных, формирование отчетов и др.) программирования и подключения внешних дополнительных модулей;
• имеется открытый интерфейс для подключения любого сертифицированного средства «электронная цифровая подпись»;
• система открыта для функционального расширения. Она предоставляет большой набор функций API, которые позволяют специалистам предприятий создавать собственные приложения по управлению инженерными данными;
• ЛОЦМАН:PLM дает возможность провести интеграцию со всеми представленными на рынке MRP/ERP-системами.
Состав ЛОЦМАН:PLM
ЛОЦМАН:PLM Клиент. Это центральный рабочий модуль системы, позволяющий множеству пользователей одновременно работать с базами данных различного содержания. Он обеспечивает:
• поиск объектов базы данных по заданным условиям (в том числе по заданным атрибутам, по наличию или отсутствию атрибутов);
• работу с выборками (динамическими наборами объектов базы данных, сформированными в соответствии с заранее определенным условием или набором условий);
• просмотр состояния и свойств объектов базы данных на указанный момент времени в прошлом («Что было позавчера?», «Кто, что и когда изменил?»);
• формирование отчетов;
• управление структурой изделий, документами и файлами;
• интеграцию с приложениями (КОМПАС-График, КОМПАС-3D, КОМПАС-Автопроект, SolidWorks, Unigraphics и т.д.) и едиными справочными базами данных.
Понятие «версия», которым оперирует ЛОЦМАН:PLM, является крайне важным с точки зрения поддержки жизненного цикла изделия на всех этапах, включая передачу данных в системы управления предприятием. Версии позволяют видеть несколько «слоев» одного и того же изделия, различающихся по времени либо конфигурации. Система предоставляет возможность отслеживать и сохранять все этапы изменений состава изделия, вносить изменения в состав изделия, находящегося в производстве, учитывать извещения об этих изменениях. Можно контролировать переход элемента проектирования и производства из одного состояния например «проектирование», «согласование», «архив», «на изменении», «аннулирован» в другое.
Встроенный модуль формирования отчетов. Используется для формирования отчетов об объектах базы данных. Позволяет получить из базы любую информацию об объектах. С его помощью можно выбрать объекты, удовлетворяющие заданным условиям, и показать их связи, атрибуты, состояния, документы. Выбор может осуществляться в рамках базы, отдельного объекта, набора объектов. Отчеты формируются посредством визуального дизайнера отчетов FastReport. Готовый отчет может быть распечатан или сохранен в виде файлов различного формата.
Модуль маршрутизации ЛОЦМАН:PLM Workflow. Предназначен для моделирования рабочих процессов, маршрутизации документов, реализации схем проведения изменений и утверждений документов. Обеспечена интеграция со службами почтовых сообщений.
ЛОЦМАН:PLM Web-клиент. Модуль предназначен для работы с информацией, хранящейся в ЛОЦМАН:PLM, через Web-браузер. При такой модели работы функции клиентского звена в локальной сети выполняет Web-сервер. Доступ к серверу приложений осуществляется через каналы связи по протоколу TCP/IP. Для работы с клиентским приложением достаточно иметь установленный на компьютере Web-браузер, совместимый с Internet Explorer версии 5.0 и выше.
По существу, клиент ЛОЦМАН:PLM для доступа через браузер представляет собой Web-сайт. Он имеет пользовательский интерфейс, очень схожий с интерфейсом клиентского приложения.
Если Web-сервер будет подключен к Интернету, работа с клиентским модулем может осуществляться по каналам связи, используемым для доступа во Всемирную сеть.
ЛОЦМАН:PLM Администратор. Модуль применяется для управления серверами баз данных, серверами приложений и базами данных ЛОЦМАН:PLM. С его помощью выполняется регистрация серверов в системе и установка связи с ними, редактирование свойств серверов приложений, их остановка и запуск.
При использовании модуля администрирования создаются и настраиваются базы данных, выполняется подсоединение, отсоединение и удаление баз ЛОЦМАН:PLM, регистрируются пользователи, которые будут иметь доступ к базам.
ЛОЦМАН:PLM Конфигуратор. Модуль настройки баз данных, предназначенный для создания списка типов объектов и для документов, которые будет хранить и обрабатывать система, и для определения их свойств и связей. Свойства метаданных и установки, сделанные в модуле конфигурации, определяют структуру данных, которые будут храниться в БД.
Одно из важнейших преимуществ системы ее гибкость, возможность применения в различных отраслях. Поставка включает не только универсальный программный продукт, но и различные готовые настройки (типовые конфигурации) для машиностроительных предприятий, проектных и строительных организаций и т.п. Что особенно важно, имеется возможность быстрой доработки этих настроек под специфические задачи того или иного заказчика. Эти «правила игры» задаются в Конфигураторе. Имеется возможность использования унаследованных баз данных предприятия.
В модуле ЛОЦМАН:PLM Конфигуратор устанавливаются:
• набор метаданных;
• права доступа к типам объектов, типам документов и состояниям;
• параметры отображения объектов и их атрибутов в клиентском приложении;
• параметры связи с корпоративными базами данных семейства ЛОЦМАН.
ЛОЦМАН:PLM Дизайнер форм. Модуль используется для создания и редактирования форм собственных (пользовательских) карточек атрибутов. Карточки ввода и редактирования значений атрибутов типов объектов и документов предназначены для упорядочения работы по вводу информации пользователями. С помощью этих карточек пользователь в клиентском приложении ЛОЦМАН:PLM может добавлять, изменять или просматривать (в зависимости от прав доступа к объекту и от текущего режима работы) информацию об объектах.
ЛОЦМАН:PLM Дизайнер алгоритма импорта. Предназначен для конструирования алгоритмов приема данных из любых систем, к которым возможен доступ через интерфейс ODBC, в ЛОЦМАН:PLM. Передача данных производится через XML-формат.
ЛОЦМАН:PLM Импорт. Модуль применяется для выполнения алгоритмов импорта данных в ЛОЦМАН:PLM.
Внедрение ЛОЦМАН: PLM на предприятии
ЛОЦМАН:PLM система, решающая задачи повышения эффективности бизнеса промышленных предприятий на самом современном уровне. Она обещает стать наиболее доступным решением управления данными для предприятий России и СНГ. В то же время нельзя забывать, что на крупных предприятиях подобные решения требуют серьезного внедрения при постоянном участии представителей компании-поставщика в основных этапах. Этапы внедрения ЛОЦМАН:PLM соответствуют этапам внедрения любой корпоративной информационной системы это:
1. Предпроектное обследование предприятия. Анализ требований к системе. Как результат постановка задачи на внедрение, разработка плана внедрения.
2. Формирование группы внедрения (как со стороны заказчика, так и поставщика). Обучение специалистов группы внедрения на предприятии.
3. Выполнение пилотного проекта внедрения, то есть базовых настроек системы, под задачи предприятия, обкатка системы в реальных условиях, но на ограниченном количестве рабочих мест.
4. Наследование, если необходимо, уже существующих на предприятии баз данных. Интересной особенностью данного этапа является то, что в процессе анализа существующих БД выявляются, как правило, проблемы, связанные с их ведением на предприятии, в результате наводится порядок, что само по себе уже неплохо.
5. Проработка интеграции с уже существующими на предприятии компьютерными системами.
6. Собственно последовательное масштабное внедрение системы.
Один из важнейших моментов на этом этапе эффективное обучение пользователей. Нужно принимать во внимание то, что средний возраст инженерного (и не только) персонала многих предприятий превышает 45 лет.
7. Периодический постпроектный аудит внедрения. Проще говоря, инженеры компании поставщика должны оказывать поддержку заводским специалистам в решении технических задач, обучении и настройке системы.
Внедрение системы на небольших и средних предприятиях может успешно проводиться силами группы квалифицированных специалистов заказчика на основе типовых отраслевых настроек, поставляемых вместе с ЛОЦМАН:PLM.
Хорошие показатели внедряемости ЛОЦМАН:PLM обусловлены как характеристиками системы, так и наличием уникальной сбытовой и внедренческой сети АСКОН в России и СНГ. Сегодня практически в каждом крупном промышленном регионе есть офис или дилерский центр компании, что позволяет осуществлять внедрение систем силами ближайших к заказчикам региональных подразделений.
Залогом успеха являются и возможности эффективной интеграции КОМПАС с системами управления производством. Компания АСКОН заключила партнерские соглашения с ведущими разработчиками и поставщиками решений этого класса, в частности с группой «Альфа-Интегратор» «БААН Евразия», «АНД Проджект», «Фронтстеп СНГ», ИТРП.
1 PLM — Product Lifecycle Support Management.
2 См. Год 2003: выход КОМПАС V6 и ЛОЦМАН:PLM. Электронные данные об изделии — важнейший бизнес-ресурс вашего предприятия. САПР и графика. № 5’2003.