7 - 2002

КОМПАС-Автопроект на волжских берегах

Лев Теверовский

Постепенное возрождение отечественного машиностроения (происходящее пусть и не очень быстрыми темпами) можно заметить по тому интересу, который проявляют российские предприятия к внедрению современных технологий проектирования и производства. Кроме того, если еще год-два назад компании оснащали свои службы в основном системами автоматизированного конструирования, то сегодня возникла тенденция к приобретению систем автоматизированного проектирования технологических процессов.

В прошлом году и в начале нынешнего компания АСКОН зафиксировала существенный рост интереса к своей системе КОМПАС-Автопроект. В предыдущих номерах журнала уже публиковались статьи о возможностях и особенностях данной разработки, однако необходимо рассказать и об опыте реального внедрения системы на российских заводах. За материалами я направился в Ярославль, старинный русский город на берегах Волги. Здешние предприятия уже давно являются пользователями линейки продуктов КОМПАС — это и «Фритэкс», и Ярославский завод дизельной аппаратуры, и Ярославский электровозоремонтный завод, и многие другие. Однако КОМПАС-Автопроект появился на предприятиях региона совсем недавно. Каковы же первые впечатления пользователей от этой новой для них системы?

Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА) — ведущий производитель топливоподающих систем для дизельных двигателей, производящихся в СНГ. Он является поставщиком заводов ЗИЛ, ГАЗ, КДЗ. Продукция ЯЗДА также используется в двигателях Ярославского, Волгоградского, Минского моторных заводов. Перспективные разработки конструкторов ЯЗДА дали возможность двигателям заводов-потребителей пройти сертификацию на выполнение требований норм Евро-1 и Евро-2. В списке производимой продукции — рядные и V-образные топливные насосы, распылители, форсунки, плунжерные и клапанные пары, пружины, различный режущий инструмент. Последние 15 лет завод не только производит новые изделия, но и активно ремонтирует аппаратуру с использованием заводских технологий основного производства и на основном оборудовании.

Г.П.Полозова, начальник отдела САПР ЯЗДА: «Мы используем КОМПАС-Автопроект примерно с середины прошлого года. Сегодня у нас установлено семь рабочих мест, на которых приходится работать почти 20 специалистам попеременно (остро не хватает техники и средств). Два места установлены в технологическом бюро термогальванического цеха, одно место в цехе мелких серий, еще одно установлено в техбюро цеха форсунок, два — в техбюро экспериментального цеха. Эта система нам нравится, ее быстро осваивают специалисты разного возраста и разного уровня компьютерной подготовки. Наличие в поставке готовых модулей (например, составления техпроцессов по механообработке) позволило нам в сжатые сроки начать работу по внедрению системы в процесс технологической подготовки. Сегодня те специалисты, которые уже освоили работу с системой, буквально дерутся за машинное время, не желая работать по старинке. Наше предприятие активно использует в работе те базы инструмента и оборудования, которые есть в поставке, а также мы готовимся к подключению своих баз. Мы подошли к освоению системы так: наш специалист прошел курс обучения в компании АСКОН, а теперь он сам обучает технологов работе с КОМПАС-Автопроект. В той версии системы, с которой мы работаем, еще нет, к сожалению, модуля трудового нормирования, но, насколько мне известно, сейчас завершается его разработка. Мы очень ждем его появления в составе программы. Думаю, этот модуль будет воспринят всеми технологами с огромным интересом».

А.Н.Платонов, начальник конструкторско-технологического бюро экспериментального цеха: «Я занимаюсь вопросами внедрения САПР с 1984 года, успел за это время ознакомиться с разными системами конструирования и технологической подготовки производства. Могу сказать, что связка КОМПАС-График и КОМПАС-Автопроект, на мой взгляд, сегодня наиболее удобна для сквозной автоматизации, во всяком случае для таких производств, как наше. Мы в бюро используем пока только два рабочих места, где есть и КОМПАС-График и КОМПАС-Автопроект, но даже такими малыми силами выпускается 80% всей конструкторско-технологической документации цеха. Мне нравятся принципы создания проектов, заложенные в КОМПАС-Автопроект, открытость системы, возможность подключать к ней как дополнительные модули, так и собственные базы. По поводу опасений многих технологов старшего поколения, что компьютерное проектирование сложно в освоении, могу сказать: у меня в бюро эти системы освоили женщины 50-летнего возраста и с огромным удовольствием работают с ними».

Двигатель автомобиля — это его сердце. Но не менее важными элементами являются и «ноги» машины, то есть ее колеса, а еще точнее — ее «обувь», то есть шины. Автомобилисты знают, что от свойств шин напрямую зависят комфорт и безопасность движения. Добиться высокого качества продукции можно сочетанием различных факторов. Разработка и изготовление современной передовой оснастки для производства автопокрышек — один из них.

ОАО «ИФО» («Инструмент. Формы. Оснастка») как раз и занимается этим. Фирма специализируется на производстве пресс-форм для вулканизации шин и формовых резинотехнических изделий, различных видов инструмента, пресс-форм для пластмасс, штамповой оснастки. Компания имеет специализированный цех со всеми видами оборудования для производства изделий со сложными поверхностями и участок алюминиевого литья для изготовления вкладышей в пресс-формы. Также есть специальное инструментальное производство, оснащенное, в частности, и станками с ЧПУ.

Естественно, что это предприятие не могло пройти мимо современного программного обеспечения для проектирования изделий и технологической подготовки производства. Сегодня наиболее сложные узлы обрабатываются с использованием CAM-системы CIMATRON-90 версии 8. Кроме того, успешно применяется и система КОМПАС-Автопроект.

В.Н.Бычков, начальник технологического бюро: «Сегодня мы используем два рабочих места системы КОМПАС-Автопроект, которую мы выбрали после опытной эксплуатации других аналогичных систем, в частности «ТехноПро». У нас установлен сетевой вариант, при этом в разное время работают три технолога. Система мощная, удобная, открытая для дальнейшего наращивания, в том числе и для подключения наших собственных баз по оборудованию и инструменту. Мы также используем в различных конструкторских работах систему КОМПАС-График, правда пока не очень активно. Но постепенно планируем расширять ее внедрение».

Как известно, Ярославль является одним из центров российской шинной промышленности. Многие предприятия города, как и фирма «ИФО», работают в этой области. Шинное производство — весьма специфичный вид деятельности, требующий создания и внедрения нестандартных видов станков и оборудования.

Открытое акционерное общество «Ярославский завод опытных машин» (ОАО ЯрЗОМ) производит самое разнообразное оборудование для шинной промышленности:  диагонально-резательные станки, агрегаты для изготовления бортовых колец и крыльев покрышек, полуавтоматы для сборки радиальных и диагональных шин для легковых, грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.

Конструкторскую документацию на изделия предприятие получает из ОАО «НИИШинМаш», а производство имеет мелкосерийный или вообще единичный характер. Поэтому роль заводских технологических отделов особенно велика.

Н.Е.Новикова, руководитель конструкторской группы ОГТ: «Наше бюро более полугода успешно работает со связкой продуктов КОМПАС-График и КОМПАС-Автопроект. К большому сожалению, у нас всего один компьютер на весь отдел, с ним по очереди работают три конструктора оснастки и два технолога, но даже такой режим работы позволил нам довольно быстро освоить эти системы. Мы научились делать собственные формы технологических документов и отчетов, не говоря уже о том, что теперь стараемся осуществлять сквозной техпроцесс — от изготовления деталей до сборки — только на компьютере. В тесном сотрудничестве с ярославским представительством компании АСКОН мы разрабатываем дополнительные подпрограммы с учетом нашей специфики. Главная наша проблема — отсутствие средств на компьютерную технику и программное обеспечение. Как только мы сможем увеличить количество рабочих мест конструкторов и технологов, работа пойдет еще активнее, поскольку наши специалисты с огромным интересом осваивают работу с системами КОМПАС».

Вообще говоря, после посещения нескольких предприятий региона можно сделать вывод, что основной проблемой в деле оснащения CAD/CAM-системами сегодня является финансирование. Опытная эксплуатация КОМПАС-График и КОМПАС-Автопроект показывает, что эти системы удовлетворяют практически всем современным требованиям. Безусловно, у каждого предприятия есть свои, иногда довольно специфические, запросы, относящиеся к формам отчетов, к наличию тех или иных баз данных, но все они быстро удовлетворяются как силами центрального (московского) офиса компании АСКОН в сотрудничестве со специалистами предприятий, так и силами специалистов региональных представительств компании.

Нужно отметить, что если ранее приходилось долго убеждать руководителей предприятий в необходимости оснащения современными САПР, то сейчас они сами осознают важность такого шага. Мало того, руководство заводов понимает, что приобретение программ — только полдела. Необходимо готовить и обучать персонал, вводить изучение соответствующего программного обеспечения на профильных кафедрах вузов. Поэтому нередки обращения директоров предприятий и фирм к ректоратам и деканатам высших учебных заведений регионов с просьбами включить в учебные планы курсы изучения САПР КОМПАС. Сегодня более 300 колледжей, техникумов, вузов и военных училищ России и СНГ применяют в процессе обучения программные продукты семейства КОМПАС (в основном чертежно-графический редактор и систему трехмерного моделирования). Несмотря на то что КОМПАС-Автопроект входит в бесплатный комплект программного обеспечения, поставляемый учебным заведениям, пока лишь немногие преподаватели включают его в учебный процесс (такой курс организован, например, в Нальчике, в Кабардино-Балкарском госуниверситете). Однако рост спроса на программы технологической подготовки производства неизбежно приведет к необходимости подготовки в этом направлении молодых специалистов. Аналогичный опыт взаимодействия промышленности и образовательных учреждений в Самаре (см. в «САПР и графика» № 4’2002 статью «Как “раскрутить” турбину») показывает, что такой путь очень продуктивен. В Ярославском государственном техническом университете уже изучают КОМПАС-График, а теперь пришло время активно заняться и системой КОМПАС-Автопроект.

Процесс внедрения САПР на ярославских предприятиях во многом схож с такими же процессами в других регионах страны. Компания АСКОН и далее будет прилагать все усилия, чтобы сложностей у заказчиков стало меньше, а успехов и экономической выгоды — больше.

«САПР и графика» 7'2002