Rebis и теперь живее всех живых
Разделяет не пропасть, а разница уровней.
Ежи Лец
Сходства и различия Rebis AutoPLANT и Mercedes
Rebis AutoPLANT — комплекс программных средств для проектирования промышленных предприятий
Кратко о структуре Rebis AutoPLANT
Первый опыт работы с AutoPLANT
Трехмерное моделирование — не так страшен зверь, как нам кажется
Постоянный читатель журнала «САПР и графика», прочитав заголовок этой статьи, сразу воскликнет, что знает, мол, он уже все про Rebis, читал сто раз про его удивительные возможности в области проектирования промышленных предприятий, про русский интерфейс и базы с элементами трубопроводов по ГОСТ, про многочисленные внедрения и про многое другое, а популярное название AutoPLANT, как и AutoCAD, передается российскими инженерами-проектировщиками из поколения в поколение. Сколько, мол, можно перечислять из номера в номер технические возможности программ, особенности интерфейса и публиковать скриншоты с русским меню! Скучно это, лето, мол, на дворе, пора отпусков, хочется почитать о чем-то интересном, расслабляющем, о чем-то захватывающем, что можно обсудить в кругу коллег перед отпуском. Скажу сразу: постоянным читателям журнала, которые хотят расслабиться перед отпуском, я не рекомендую читать статью дальше, а предлагаю поменять «САПР и графику» на журналы «Здоровье», «Работница», «Космополитен» или «Досуг в Москве». Там сейчас как раз публикуются материалы, которые могут пригодиться вам в период отпуска.
А всех, кто настроен на серьезный диалог и кого интересуют не занимательные истории и сказки, а реальные технические возможности программного обеспечения Rebis для решения конкретных производственных задач, я призываю прочитать эту статью до конца. Но сначала давайте немного отвлечемся и поговорим о машинах. И не о рядовых машинах, а о дорогих и качественных современных автомобилях.
Сходства и различия Rebis AutoPLANT и Mercedes
Существует много автомобилей — больших и маленьких, дорогих и не очень, представительского класса и народных моделей. Но всем известно, что автомобили марки «Мерседес» престижны, комфортны, качественно сделаны и надежны в эксплуатации. Безусловно, нельзя идеализировать «Мерседес», встречаются и машины с заводским браком, случаются и другие мелкие проблемы, но это бывает крайне редко. Это мелочи, которые, как правило, ликвидируются на месте, в техцентре, и бесплатно для клиента. В остальном же «Мерседес» — это современный и надежный железный конь. Многие производители автомобилей пытаются сравнивать свои машины с «Мерседесом». Вот, мол, у нас передний привод — это современно, а у «Мерседеса» задний, устарела, мол, конструкция, или говорят еще что-нибудь в том же духе. А «Мерседесу» все равно, потому что у него машины с задним приводом намного устойчивее и надежнее ведут себя на дороге, чем некоторые другие с передним. А по качеству исполнения и количеству применения современных технологий «Мерседес» этих ребят с их передним приводом обогнал на годы. Другое дело — их коробчонка стоит копейки, а «Мерседес» — приличные деньги. Но, как вы понимаете, за качество надо платить, чтобы ездить потом всю жизнь спокойно и безопасно. Точно такая же ситуация и с Rebis AutoPLANT, которое, правда, является программным обеспечением, но это единственное, что отличает его от «Мерседеса». Программное обеспечение фирмы Rebis уже давно признано лучшим в области проектирования промышленных предприятий и пользуется заслуженной популярностью во всем мире, в том числе и в России. Крупные иностранные компании считают за счастье получить возможность купить акции компании Rebis Industrial Workgroup Software, поскольку сейчас, на фоне общего спада в бизнесе за рубежом, активный рост продаж программного обеспечения фирмы Rebis выглядит впечатляюще. О Rebis в России много пишут в различных научно-популярных и узкоспециализированных отраслевых журналах; в научных работах люди ссылаются на результаты моделирования, полученные с использованием Rebis AutoPIPE и PlantFLOW; на черном рынке постоянно обновляются и продаются ломаные версии AutoPLANT; про Rebis слагаются байки и легенды, распускаются слухи и плетутся козни. Многие конкуренты пытаются сравнивать с Rebis AutoPLANT свои программные продукты, выискивать недостатки у Rebis AutoPLANT, говорить на их фоне о своих преимуществах как о новинках современных технологий, порой не подозревая, что у Rebis это уже было и что эти «новинки» устарели лет эдак на десять, не меньше (но об этом позже). Одним словом, Rebis AutoPLANT — это «Мерседес» в мире программного обеспечения для проектирования, который по технологии реализации, комплексности подхода и возможностям своего программного обеспечения на многие годы опережает всех остальных представителей данной области.
Rebis AutoPLANT — комплекс программных средств для проектирования промышленных предприятий
Теперь, когда мы расставили все точки над «i», можно переходить к рассмотрению возможностей программного обеспечения компании Rebis Industrial Workgroup Software. На сегодняшний день Rebis имеет полностью русскую версию программных модулей, базу данных с элементами, соответствующими российским стандартам, центры по обучению, гарантийному и послегарантийному сопровождению продаж на всей территории России и стран СНГ. Об этом можно подробно прочитать на сайте http://www.rebis.ru/. Программное обеспечение фирмы Rebis успешно используется в нефтяной, газовой, химической и пищевой промышленности России. Чем же Rebis привлекает российских инженеров? Прежде всего удивительной легкостью в освоении программного обеспечения, открытым интерфейсом, простотой адаптации и настройки под конкретные требования пользователей, а также наличием профессиональной технической поддержки в любом регионе России и странах СНГ. Наиболее привлекательным, по словам уже знакомых с AutoPLANT инженеров, является то, что набор программ отражает процесс проектирования, традиционно используемый российскими инженерами-проектировщиками. Кроме того, Rebis AutoPLANT, благодаря наличию элементов искусственного интеллекта в программных модулях, является не только уникальным инструментом в руках инженеров-профессионалов, но и советчиком по различным проблемам, аккумулятором профессиональных знаний в той области проектирования, где он используется в данный момент.
Кратко о структуре Rebis AutoPLANT
Программное обеспечение состоит из четырех больших частей, как-то: технологическая часть (далее AutoPLANT PIW), проектирование (далее AutoPLANT PDW & SW), расчетная часть (далее Rebis САЕ) и система документооборота с электронным архивом (далее Rebis PL). Все эти части тесно связаны между собой. Осуществляет эту связь система документооборота и управления проектами. Помимо этого в программе присутствует связь между технологической документацией и пространственной 3D-моделью проекта. В пакете программ реализована система пространственного компьютерного моделирования с возможностью поиска и предупреждения ошибок и коллизий в проекте уже на стадии компьютерного моделирования. С помощью системы инженерного документооборота реализована возможность групповой работы над проектом как в рамках нескольких подразделений одной организации, так и в рамках нескольких отделов и даже нескольких организаций, находящихся в разных городах или странах. Надеюсь, что описание получилось кратким и понятным, сложного здесь ничего нет, вопросы оставим на потом и двинемся дальше.
Первый опыт работы с AutoPLANT
Предположим, мы решили заново разработать установку, реализующую какой-либо технологический процесс. Любой новый проект начинается с разработки технологической схемы процесса. При этом нам придется разработать технологическую схему, принципиальную схему КИПиА, требуемые электрические схемы и комплект документации — до кучи. Для этой работы мы будем использовать модуль AutoPLANT PIW. В связи с ограниченным объемом данной статьи мы остановимся только на том, как создается технологическая схема. Используя в работе модуль AutoPLANT P&ID (Технологические схемы), пользователь получает доступ к базе данных с более чем 800 символами и условными обозначениями оборудования, линий и др., имеет возможность получить спецификации для оборудования, номера линий, клапанов и пр., проверить согласованность параметров технологических линий, создать, запомнить и использовать в дальнейшем типовые обвязки, а также проверить согласованность ссылок на другие чертежи проекта. Разработка технологической схемы начинается с настройки модуля AutoPLANT P&ID. После этого загружается рабочее меню и инструментарий. Используя обширную базу данных программы, а также меню и диалоги, пользователь выбирает, расставляет и связывает между собой требуемое оборудование, реализующее данный технологический процесс. Вся информация об использованных элементах и их характеристики четко фиксируются программой. После завершения работы над технологической схемой автоматически генерируются экспликация участков, перечень клапанов, оборудования и т.д. Параллельно с технологической схемой создаются схемы КИПиА и другие схемы и чертежи. После завершения работы с технологической схемой у пользователя есть возможность проверить ее работоспособность и согласованность со схемами КИПиА и другими связанными чертежами при помощи инструментальных средств Rebis. Посредством утилит проверок очень легко и просто, одним нажатием кнопки мыши, выявляются ошибки в схемах и чертежах и тут же устраняются или дорабатываются, создаются недостающие связи или генерируются дополнительные документы или отчеты. Как видите, все предельно просто.
Трехмерное моделирование — не так страшен зверь, как нам кажется
Теперь пришла очередь другой серии программ Rebis — серии AutoPLANT PDW, или полностью AutoPLANT Plant Design Workgroup. Данная серия программных продуктов Rebis используется для разработки монтажно-технологической части проекта. Как правило, человек, не имеющий опыта работы с компьютером, рассуждая на тему пространственного моделирования, говорит, что это очень сложно и что ему легче и быстрее сделать все на кульмане. Давайте посмотрим, так ли это. Работа с программным обеспечением фирмы Rebis разбивает этот сложившийся стереотип в пух и прах. Использование серии AutoPLANT PDW прежде всего решает задачу размещения и компоновки оборудования на площадке, его обвязки трубопроводами как в автоматическом режиме, так и в режиме диалога с пользователем, а также дает возможность одновременной проработки строительной части проекта, генерации рабочих чертежей, автоматической генерации спецификаций, автоматической генерации изометрических схем трубопроводов, возможность проверки и устранения ошибок в конструкции на стадии компьютерной модели. Только представьте — вам больше не надо мучиться и перепроверять то, что вы сделали. Вы создаете трехмерную модель и нажимаете всего одну клавишу на клавиатуре, после чего программа в течение нескольких минут находит и идентифицирует все ошибки в проекте, а затем выводит результаты работы на экран. Раньше для этих целей использовались макеты заводов, которые создавались вручную в уменьшенном масштабе. И уже с этого макета потом снимались или уточнялись рабочие чертежи. Это была тяжелая и кропотливая работа. Теперь же вам надо только создать 3D-модель — все остальное берет на себя Rebis, а вы отдыхаете, попиваете чай и следите за тем, чтобы Rebis работал и не ленился, периодически отвечая «Да» или «Нет» на его вопросы. Серия AutoPLANT PDW называется AutoPLANT 3D, в ее состав входят модули Оборудование (Piping 3D), Трубопроводы (Equipment), Изометрия (Isometrics), Металлоконструкции (Structural 3D) и модуль Визуализация и Проверка коллизий и ошибок в проекте (Explorer/ID). На рис. 1 показана схема организации процесса пространственного проектирования. Обращаю ваше внимание на основные преимущества пространственного проектирования перед традиционным, выполняемым на кульмане:
- возможность детальной проработки проекта;
- легкость восприятия проектировщиком объема проекта;
- возможность работы с отдельными уровнями и элементами в сложных проектах;
- все подразделения, участвующие в разработке проекта, могут одновременно работать в пространстве текущего проекта; им будет доступна для редактирования только их часть работы, но они смогут видеть, что делают другие, и координировать свои действия;
- функции автоматической генерации рабочих чертежей и спецификаций;
- возможность прочностного расчета спроектированной конструкции как в целом, так и отдельных ее узлов с выходом на управление свойствами конструкции;
- возможность поиска, идентификации и устранения ошибок в проекте на стадии компьютерного моделирования, сокращение ошибок в проекте до уровня менее 1%.
И этот список не исчерпывает всех возможностей, предоставляемых AutoPLANT PDW. Согласитесь, преимущества на лицо. И в первую очередь в плане сокращения затрат и соответственно проблем с устранением ошибок на строительной площадке. Работа с 3D-моделью позволит вам не только серьезно сэкономить средства на переделку проекта, но и сберечь свои нервные клетки.
Давайте теперь рассмотрим подробнее, как работает AutoPLANT PDW. Процесс создания пространственной модели реализуется следующим образом. Сначала загружается модуль Оборудование (Equipment), в котором находятся библиотеки с элементами оборудования типа теплообменников, печей, насосов, резервуаров, емкостей, аппаратов, а также модуль создания пользовательского оборудования. Как и в модуле P&ID, пользователь сначала настраивает под себя среду проектирования, а затем начинает работу с программой. Вначале задаются габариты площадки, ориентация в пространстве и координаты ее размещения. Размещение оборудования в пространстве проекта производится с учетом отметки уровня и координат относительно точки вставки. В процессе компоновки оборудования его можно привязать к заранее определенным точкам в пространстве, что значительно упрощает весь процесс компоновки. В программе все устанавливаемое оборудование задается параметрически или выбирается из базы данных проекта (рис. 4). Это делается совсем просто. С помощью диалоговых окон происходит задание и привязка штуцеров к оборудованию; при этом штуцеры выбираются из базы данных проекта с учетом условного диаметра, давления и типа исполнения фланцев. Как видите, ничего сложного, все это вам знакомо. Необходимо отметить, что использование объектно-ориентированного параметрического конструирования значительно упрощает процесс компоновки оборудования; при этом отсутствуют ограничения на сложность конфигурации оборудования и насыщенность им рабочей площадки (рис. 2 и 3).
Закончив с вопросом компоновки оборудования (рис. 5) на площадке, вы плавно переходите к процедуре его обвязки. Для этого используется модуль Трубопроводы (Piping 3D). С его помощью вы прокладываете трубопроводы в пространстве модели, осуществляете обвязку технологического оборудования. Если это покажется сложным, можно в автоматическом режиме выбрать оптимальную трассу прокладки трубопроводов, ну и заодно автоматом аннотировать чертежи и сгенерить полный комплект рабочих чертежей. В программу входят модуль автоматической генерации изометрических схем, база данных с элементами трубопроводов и арматуры в соответствии с российскими стандартами, конструктор форм отчетов, интерфейс с расчетными модулями и многое другое. Процесс построения модели выглядит следующим образом: если элемент ставится в пространстве модели, то для него можно задать отметку низа, оси или верха трубы и указать его координаты. При прокладке трубопровода от штуцера оборудования или от другого конечного элемента задаются номер линии, условный диаметр, а также другие параметры, которые автоматически берутся от предыдущего элемента. В процессе вставки ответного фланца крепеж и прокладка выбираются и вставляются автоматически. В процессе работы с программой у проектировщика отсутствует необходимость прорисовки каждого элемента. Его изображение, размеры и все данные о нем могут быть взяты из базы данных проекта. Все детали трубопроводов в процессе работы могут устанавливаться как друг за другом, так и с относительным смещением оси симметрии. Это позволяет создавать проекты с абсолютной точностью размещения всех элементов. Значительно облегчает процесс проектирования возможность автоматической установки деталей на пересекающихся осях (рис. 6). В процессе работы с моделью, при подсоединении к штуцеру или при соединении элементов между собой, типы соединений, диаметры и давление выбираются автоматически, что полностью исключает ошибки в процессе проектирования (рис. 7). В программе заложено более 20 типов соединений элементов между собой и наряду с этим присутствует возможность самостоятельно заложить оригинальный тип и условия стыковки элементов. Одной из важных особенностей модуля Трубопроводы является возможность автоматической прокладки трассы труб между двумя несоосными точками. Все трубы, детали, арматура, устанавливаемые в модель, автоматически выбираются из базы данных проекта. При этом сложная обвязка никак не усложняет процесс проектирования. По окончании работы с моделью имеется возможность одним нажатием клавиши мыши получить полный комплект рабочих чертежей в заданном масштабе. В процессе работы над чертежами для простановки номера линии, марки трубопроводной арматуры, отметки прокладки трубопровода достаточно указать маркером мыши на требуемый элемент. Так как создание модели выполняется в реальном масштабе, простановка размеров достаточно проста и понятна пользователю; при этом сложность получаемых чертежей ничем не ограничивается. Кроме того, в автоматическом режиме можно получить спецификацию (рис. 8) как для всей модели, так и для отдельных ее частей. Форма спецификации и метод выборки информации настраиваются из диалогового окна. Теперь осталось автоматически сгенерировать изометрические чертежи (рис. 9). Но прежде чем делать рабочие чертежи, пользователь может промоделировать созданную конструкцию на предмет ошибок и коллизий, проверить возникающие в ней напряжения, промоделировать движение жидкости или газа по системам трубопроводов и многое другое.
Ну что, сложно? Да ничего сложного тут нет, чтение об этом занимает больше времени, чем реальная работа с компьютером! Если вы подумали, что на этом я закончил свой рассказ про Rebis AutoPLANT, то вы ошиблись. Мы продолжим разговор о Rebis AutoPLANT в следующем номере журнала «САПР и графика», а пока хочу пригласить вас на курсы по обучению работе с программным обеспечением фирмы Rebis. Объявления о текущих курсах вы можете посмотреть на http://www.cad.ru/ или на http://www.cadacademy.ru/. А если захотите попробовать, как работает Rebis AutoPLANT, — напишите мне письмо на e-mail: smirnov@cad.ru.
«САПР и графика» 7'2002