Лидер производства автокомпонентов о своем опыте внедрения САПР КОМПАС
ЗАО Производственное объединение «ТРЕК» (г.Миасс, Челябинская обл.) — динамично развивающееся российское предприятие. Основное направление его деятельности — проектирование и производство шаровых шарниров передней подвески и элементов рулевого управления легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. В настоящее время ПО «ТРЕК» выпускает шаровые опоры и рулевые наконечники для автомобилей ВАЗ-2101 — 2107, ВАЗ-2121, ВАЗ-2108 — 2110, «Ока», шаровые опоры для автомобиля «Москвич-2141», а также шарниры, наконечники и тяги рулевой трапеции к автомобилям ГАЗ семейства «Газель» и «Соболь».
На предприятии работают более 500 человек. Производственный цикл включает прессовое, механообрабатывающее, полимерное, инструментальное и сборочное производство. Предприятие в полной мере обеспечено энергоресурсами и развитой транспортной инфраструктурой. Специализированные процессы термообработки изделий размещены на производствах оборонного комплекса Урала.
Каждые полгода осваивается новое изделие, ежегодно 10% прибыли направляется на конструкторскую деятельность и НИОКР.
Уровень автоматизации конструкторских рабочих мест ПО «ТРЕК» составляет 80%, и этот показатель планируется увеличить до 100%. Руководство отдела АСУП старается поддерживать компьютерный парк на высоком уровне. Проводится непрерывная модернизация техники.
Вопрос о внедрении САПР встал непосредственно после создания предприятия это было необходимым условием эффективной работы. Именно тогда мы узнали о системах КОМПАС. Было проведено их сравнение с другими САПР, и КОМПАС вышел безусловным победителем из этого испытания, после чего было принято решение о его приобретении.
Решение оказалось правильным, и сейчас все специалисты конструкторских служб работают только в КОМПАС. Первоначально пользователи осваивали КОМПАС самостоятельно, но затем началось обучение на авторизованных курсах АСКОН. И вновь мы не ошиблись: после обучения перед конструкторами раскрылся полный спектр возможностей системы КОМПАС.
Александр Савельевич Осипов, начальник конструкторского отдела УКЭР; Александр Николаевич Плотников, начальник отдела КОО:
«Наши специалисты на разном уровне знали САПР и умели пользоваться компьютером. Одни уже имели опыт работы на компьютере, другие переходили на компьютер с кульмана. Различен и их средний возраст: у конструкторов оснастки он составляет 40-50 лет, а у сотрудников конструкторской службы от 23 до 26 лет. Тем не менее все специалисты успешно освоили КОМПАС и активно используют этот продукт в повседневной работе сказалось как проведение авторизованного обучения, так и то, что КОМПАС интуитивно понятная для конструктора система. Конечно, обучение позволило систематизировать имеющиеся знания».
Обучение было организовано компанией АСКОН-Челябинск, региональным представительством АСКОН, работающим с 1999 года. Приятно удивили качество и оперативность проведенной работы. Очевидно, дело в том, что АСКОН-Челябинск обладает всеми необходимыми ресурсами по внедрению продуктов (высококвалифицированные преподаватели, отработанные методики обучения), что достаточно редко встречается в регионах.
Безусловно, ПО «ТРЕК» придерживается политики использования только лицензионных программных продуктов. На приобретение ПО ежегодно выделяется от 40 до 50% бюджета отдела ИТ. Вложенные средства полностью оправдывают себя. Без системы КОМПАС работа на высоком уровне, к которому мы стремимся, была бы невозможна.
Особенно нужно отметить хорошо налаженную обратную связь с разработчиком. Мы делали конкретные предложения по совершенствованию продукта и в последующих версиях убеждались, что нас действительно слышат и внимательно относятся к нашим просьбам необходимый функционал незамедлительно появлялся. Мы продолжаем сотрудничать с компанией АСКОН. Приведем еще несколько пожеланий специалистов ПО «ТРЕК»:
• и в дальнейшем развивать библиотеки машиностроительного направления и САПР штампов;
• продолжить работу над системой КОМПАС-3D продукт впечатляет своими возможностями уже сегодня, но ведь нет предела совершенству;
• на данный момент КОМПАС взаимодействует с форматами Model, DWG/DXF, PDF и многими другими, хотелось бы увидеть следующие шаги в этом направлении.
Специалисты ЗАО ПО «ТРЕК» продемонстрировали итоги своей работы с КОМПАС на «Конкурсе АСов КОМПьютерного моделирования-2002», где выступили с моделью литьевой формы для получения пластмассовых деталей методом литья под давлением на термопластавтомате фирмы LG. Представленная сборка состоит из шести подсборок, общее количество деталей 48, количество уникальных деталей 38.
О дальнейших направлениях сотрудничества компаний рассказывает начальник отдела КОО А.Н.Плотников: «В настоящее время вопрос внедрения конструкторских САПР закрыт практически полностью и наиболее перспективным направлением видится внедрение системы класса PDM/PLM. Эта задача становится особенно актуальной, поскольку сложность разработок постоянно возрастает. Мы надеемся, что внедрение такой системы позволит решить проблемы, связанные с планированием работ, взаимодействием между отделами, работой с объемными проектами».
Добавим, что на данный момент имеется насущная потребность во внедрении CAE-решений и ПО «ТРЕК» рассматривает АСКОН как стратегического партнера, который поможет в выборе и поставке необходимого программного обеспечения. Экономическая выгода от работы таких систем основана на том, что первоначальные затраты оправдывают себя за счет уменьшения расходов на опытные образцы и увеличения оперативности разработок. В условиях современного рынка срок реализации проектов это вопрос выживания предприятия.
Таким образом, без САПР в машиностроительной отрасли сегодня уже не обойтись. Если Россия вступит в ВТО, то у предприятий, работающих по старинке, практически не будет шансов выйти на рынок в качестве равноправных участников. Кроме того, компании, не использующие САПР, создают проблемы не только себе, но и своим партнерам. Например, когда к нам поступает бумажная документация, это всегда приводит к дополнительным затратам как финансовым, так и временным.