АСКОН отпраздновал свое 15-летие на «Белых ночах САПР-2004»
Форум «Белые ночи САПР», проходящий в Санкт-Петербурге, традиционно является одним из наиболее интересных мероприятий для разработчиков и заказчиков систем CAD/CAM/CAE/PDM. Не случайно его девиз «Событие в мире САПР, которое невозможно пропустить». На форум ежегодно собираются руководители и главные специалисты ведущих промышленных предприятий. В этом году мероприятие, проходившее 18-21 мая, было особенно торжественным. На нем отмечалось 15-летие организатора «Белых ночей САПР» группы компаний АСКОН.
Соорганизаторами форума выступили не менее известные в мире САПР разработчики: ЗАО НТЦ «Ге мма», ООО «Научно-техническое предприятие “Трубопровод”» (НТП «Трубопровод»), SCAD Soft, Nemetschek AG (Германия).
Александр Голиков, генеральный директор АСКОН
Открывая форум, генеральный директор АСКОН Александр Голиков отметил: «Время подтвердило эффективность выбранной компанией стратегии создания и продвижения программного обеспечения. Сегодня АСКОН это лидер на рынке САПР и систем управления инженерными данными в России и СНГ. Компания является создателем решений мирового уровня от математического ядра до готовых к внедрению комплексов автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства. Наши разработки служат повышению конкурентоспособности, качества управления, оптимизации финансовых ресурсов, сохранности инвестиций предприятий. Важнейшее место в задачах заказчиков САПР занимают защита интеллектуальной собственности и экономическая безопасность».
Г-н Голиков отметил, что сегодня в крупнейших городах России, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана работают 26 офисов компании, коллектив АСКОН насчитывает более 300 сотрудников. В различных регионах России, СНГ и дальнего зарубежья действует более 30 дилерских центров. В основе развития АСКОН лежит принцип единого стандарта качества для всех региональных представительств.
На форуме собралось около 200 участников. В их числе ведущие специалисты и руководители предприятий, стремящиеся узнать о последних новинках в области САПР и тенденциях развития этого рынка.
В начале первого пленарного дня состоялась церемония награждения. Почетный диплом и кубок были вручены представителям первого заказчика АСКОН ОАО «Ленинградский металлический завод». Наградой «За многолетнее надежное партнерство» отмечено ГП НПГК «Зоря-Машпроект» (г.Николаев, Украина).
На форуме был представлен двухтысячный заказчик компании. Им стало ОАО «Уралоргсинтез» (г.Чайковский Пермской обл.), входящее в состав крупнейшего российского нефтегазохимического холдинга ОАО «АК «Сибур».
После церемонии награждения началась деловая часть программы. О тенденциях рынка САПР, о влиянии комплексной автоматизации КТПП и управления данными на бизнес промышленного предприятия рассказал директор по маркетингу АСКОН Евгений Бахин.
По оценке экспертов, на темпы развития ИТ-отрасли и рынка САПР будет влиять рост основных отраслей экономики, который должен сохраниться на уровне 2003 года. При этом динамика развития сектора ИТ значительно опережает темпы роста других отраслей.
Объем и темпы роста отрасли ИТ
в России, 2001-2003 годы |
Темпы роста отрасли ИТ и АСКОН400 |
Корпоративный ИТ-рынок РФ |
В числе факторов, стимулирующих спрос на ИТ-решения, отмечены следующие: усиление процессов консолидации в машиностроении, рост государственного заказа в ОПК, создание в оборонном комплексе интегрированных холдингов, востребованность машиностроительной продукции в экспортных отраслях. На Россию влияют и мировые тенденции: усложнение проектируемых деталей, применение более совершенных систем моделирования. Сложное программное обеспечение требует серьезных затрат на внедрение, что находит отражение в статистике. «Если взглянуть на структуру ИТ-рынка РФ, отметил Евгений Бахин, то мы увидим рост в секторах программного обеспечения и внешних ИТ-услуг относительно доли аппаратного обеспечения».
В секторе САПР видны следующие тенденции: от закупки локальных рабочих мест идет движение к комплексной информационной системе предприятия, наиболее передовые заказчики переходят к построению единого информационного пространства.
Говоря о влиянии ИТ на бизнес промышленного предприятия, директор по маркетингу АСКОН привел примеры развития двух крупных заказчиков. ММПП «Салют», лидер российского авиационного двигателестроения, после 1998 года выбрал стратегию диверсификации бизнеса, приняв решение о переходе к выпуску новой техники, инвестировав средства в ИТ и создание нового КБ. Значительную часть ИТ-программы предприятия составило внедрение комплексных решений АСКОН по проектированию и управлению данными. Планируется, что к 2006 году продукция, разработанная новым КБ, будет составлять около 50% сбыта ММПП «Салют».
Более сложной была судьба Коломенского завода, одного из отечественных флагманов в области производства дизельных двигателей и локомотивов. Предприятие не смогло в полной мере воспользоваться преимуществами, появившимися у российских производителей после кризиса 1998 года. Средства в развитие не инвестировались. Это привело к убыточной работе и, как результат, к смене собственника завода. Новым акционером стал холдинг «Северстальтранс». Стратегия, разработанная пришедшим к руководству менеджментом, включала модернизацию продукции, а в качестве одного из инструментов массовое внедрение решений для автоматизации КТПП. Партнером для решения названной задачи был выбран АСКОН. Сегодня на предприятии используется около 200 лицензий КОМПАС. По официальным отзывам предприятия, сроки проектирования и подготовки производства на различных этапах сокращены от нескольких раз до нескольких десятков раз.
Дмитрий Оснач, аналитик
АСКОН |
Владимир Вермель, директор разработки НТЦ «ГеММа» | Виктор Трощенков, заместитель главного инженера ООО «Велмаш-Сервис» |
Интерес к комплексной автоматизации заметно повышается в связи с реальными внедрениями ERP-систем в машиностроении. Подробный обзор решений этого класса, представленных в России и СНГ, и компаний-поставщиков ERP сделал аналитик АСКОН Дмитрий Оснач. Он представил успешные совместные проекты, которые ведет компания: в промышленной группе «Метран» с Frontstep, на ОАО «Техприбор» с «АНД Проджект», на ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (г.Николаев, Украина) с украинской компанией НПП ИТ. Также была отмечена осуществленная интеграция системы «1С:Управление производством» с системой ЛОЦМАН:PLM.
Участникам форума был представлен доклад о современном состоянии станочного оборудования машиностроительных предприятий и путях технического перевооружения. С этим сообщением выступил директор разработки НТЦ «ГеММа» Владимир Вермель.
Участники форума
Награждаются представители Ленинградского металлического завода
Самое ценное опыт
Одной из основных тем форума «Белые ночи САПР» является опыт успешной автоматизации. Выступившие представители заказчиков отметили, что стремление к комплексному внедрению САПР диктуется жесткими требованиями рынка по увеличению скорости и качества выполнения заказов. Так происходило на ООО «Велмаш-Сервис» (г.Великие Луки), которое занимается выпуском оборудования для лесозаготовок.
Заместитель главного инженера предприятия Виктор Трощенков рассказал о выборе систем: «В непростых рыночных условиях нам необходимо было осуществить внедрение САПР оперативно и качественно. Нам хотелось, чтобы одна компания-поставщик справлялась и с конструкторскими, и с технологическими задачами. Удобство освоения и русскоязычный интерфейс также были обязательным условием ведь практически никто из наших конструкторов ранее с компьютером не работал».
Гидравлический манипулятор ПЛ-97, ООО «Велмаш-Сервис»
Механизм погрузочно-разгрузочный МПР-1, ООО «Велмаш-Сервис»
В 2002 году на предприятии подробно ознакомились с системой КОМПАС и приняли решение о поэтапном внедрении комплекса решений АСКОН. Начали с освоения КОМПАС-График и КОМПАС-3D. По словам Виктора Трощенкова, графический модуль конструкторы освоили с нуля в течение месяца. Первой серьезной работой, выполненной в КОМПАС-3D, стал проект гидравлического манипулятора ПЛ-97. По результатам выполнения не было обнаружено ни одной ошибки конструктивного характера. Проект удостоен премии на Конкурсе АСов КОМПьютерного 3D-моделирования 2003 в номинации «За комплексный подход при внедрении САПР». Само изделие получило серебряную медаль на выставке «Лесдревмаш-2003», а также диплом 1-й степени в премии «100 лучших товаров России». В сентябре 2003 года началось внедрение систем КОМПАС-Менеджер для управления проектом и КОМПАС-Автопроект для решения технологических задач. В заключение доклада Виктор Трощенков отметил: «Как только АСКОН выпустил новые версии программных продуктов в рамках комплекса КОМПАС V6, мы не задумываясь приняли решение об обновлении уже работающих систем. Мы также начали внедрение системы ЛОЦМАН:PLM, позволяющей вести управление проектом без ограничения количества пользователей. С использованием КОМПАС-3D V6 и ЛОЦМАН:PLM V6 был разработан «Механизм погрузочно-разгрузочный МПР-1» для нужд коммунального хозяйства». Он также был отмечен за комплексный подход при внедрении САПР на очередном конкурсе АСКОН в этом году. «Сейчас единичная, лоскутная автоматизация теряет смысл. Нужно создавать целостный комплекс САПР, осуществлять его интеграцию с системой управления предприятием. Это приводит к нужному результату», подчеркнул заместитель главного инженера.
Владимир Шастин, заместитель главного конструктора по САПР Департамента развития и внедрения новых разработок ОАО «КамАЗ»
На форуме выступил ведущий инженер отдела САПР Департамента развития и внедрения новых разработок ОАО «КамАЗ» Владимир Шастин, рассказавший об автоматизации подразделения и выборе PDM-системы: «В настоящее время у нас работает комплекс, включающий САПР различного уровня. КОМПАС широко используется для выпуска конструкторской документации на автомобиль, при проектировании инструмента и оснастки. В прошлом году на предприятии осознали необходимость выбора решения по управлению инженерными данными. Проанализировав функционал нескольких систем, решено было опробовать систему ЛОЦМАН:PLM. Для ее изучения в подразделении запущены пилотные проекты, связанные с подготовкой производства новых моделей самосвалов». «В целом мы оцениваем выполнение этих проектов как успешное, сообщил Владимир Шастин. Возникающие проблемы мы решаем в сотрудничестве со специалистами компании-поставщика. Цель, к которой мы должны прийти, сокращение времени ввода изменений в сводную производственную спецификацию на автомобиль с 1,5-2 месяцев до 2-3 дней».
ЛОЦМАН:PLM V7 и КОМПАС-3D V7. Официальные презентации
С большим нетерпением участники форума ждали презентаций новых версий базовых систем комплекса АСКОН, ЛОЦМАН:PLM V7 и КОМПАС-3D V7.
О новинках ЛОЦМАН:PLM V7 рассказал директор по маркетингу Евгений Бахин. Он отметил, что система присутствует на рынке всего один год, но уже завоевала широкую популярность в сообществе пользователей САПР. Проекты внедрения ведутся на таких известных предприятиях, как АвтоВАЗ, Уралвагонзавод, ММПП «Салют», Харьковский вагоностроительный завод и многих других. Таким образом, доказана надежность самой системы, а также высокая квалификация сотрудников АСКОН и его партнеров. «В России и СНГ существует не так много компаний, которые способны самостоятельно вести проекты высокого уровня сложности в регионах, отметил Евгений Бахин. Данные решения требуют значительного объема работ по адаптации и настройке систем».
Одна из основных новинок ЛОЦМАН:PLM V7 поддержка СУБД Oracle, которая сегодня является базовой платформой для многих крупных машиностроительных предприятий и проектных организаций. В ЛОЦМАН:PLM V7 реализована новая настройка управление инженерными данными для проектно-конструкторских отделов. Благодаря совершенствованию механизмов сheck-in/сheck-out увеличилась скорость работы системы. Уделено огромное внимание безопасности данных. Реализована поддержка электронно-цифровой подписи (ЭЦП), которая предоставляет предприятию возможность перейти на электронное согласование и утверждение документов.
Совершенствуются возможности интеграции с CAD-системами (КОМПАС-3D, КОМПАС-График и другими популярными системами), с САПР технологических процессов КОМПАС-Автопроект, динамично развивается web-клиент. Создан новый алгоритм импорта из системы КОМПАС-Менеджер популярного продукта АСКОН, с которым продолжают работать многие заказчики. Совершенствуется пользовательский интерфейс ЛОЦМАН. Евгений Бахин подчеркнул, что активно развивается не только сам программный комплекс, но и внедренческие структуры АСКОН, растет квалификация сотрудников, накапливается опыт внедрения проектов.
Заместитель генерального директора АСКОН Максим Богданов провел презентацию КОМПАС-3D V7. Он сделал краткий обзор истории системы с момента появления первой версии в январе 2000 года, отметил роль обратной связи с пользователями в совершенствовании продукта.
В КОМПАС-3D V7 пользователи найдут более 70 новых функций, значительные улучшения интерфейса и навигации. Скорость работы с моделями возросла в 3,5 раза по сравнению с КОМПАС-3D V6 Plus. Одна из основных новинок мощный модуль по работе с листовым материалом. Подробные демонстрации новых возможностей КОМПАС-3D V7 и ЛОЦМАН:PLM проходили в рамках секций форума.
Традиционно по окончании первого пленарного дня состоялась пресс-конференция руководителей АСКОН, НТЦ «ГеММа» и представителей предприятий.
Пресс-конференция
Одним из вопросов, заинтересовавших журналистов, стала борьба с пиратством на рынке САПР. На него ответили Анзор Чемия (ММПП «Салют»), Владимир Шастин (КамАЗ), Галина Аникина (ЛМЗ). Резюмируя их комментарии, можно сказать, что невозможно применять нелегальное ПО там, где ведутся серьезные проекты автоматизации, особенно если они связаны с управлением инженерными данными. Здесь не обойтись без постоянного тесного сотрудничества с поставщиком информационных технологий. Евгений Бахин (АСКОН) добавил, что ситуация с нелицензионным использованием САПР остается непростой и все же последние два года стали переломными в плане постепенного перехода крупных и средних заказчиков на лицензионные версии.
Работа секций
Следующие дни форума были посвящены работе на секциях. На первой из них рассматривалось внедрение систем управления данными (PDM/PLM) и систем управления предприятием (MRPII/ERP). Тематика секции включала основные принципы построения единого информационного пространства (ЕИП), вопросы интеграции, порядок реализации проектов, проблемы при внедрении и способы их решения.
На секции «Комплексная автоматизация конструкторской подготовки производства» участники смогли подробно ознакомиться с новыми версиями КОМПАС-3D V7 и КОМПАС-График V7, с различными приложениями и базами данных.
На другой секции был представлен комплекс автоматизации технологической подготовки производства АВТОПРОЕКТ, в том числе такие его важные компоненты, как модуль расчета оптимального количества материалов, модуль режимов обработки для различных видов производств, а также модуль расчета затрат труда. Серьезное внимание было уделено решениям НТЦ «ГеММа» в области создания комплексов оборудования с ЧПУ и технологического программного обеспечения.
Повышение эффективности и информационного обеспечения проектов в промышленном и гражданском строительстве в последнее время стало одной из основных тем «Белых ночей САПР». На соответствующей секции были представлены решения на базе программных продуктов ЛОЦМАН:PLM и КОМПАС-График V7. Кроме того, был рассмотрен полный спектр решений партнеров АСКОН: проектирование зданий и сооружений в системе AllPlan (Nemetschek AG, Германия), расчет и анализ строительных конструкций в системе SCAD Office (SCAD Soft, Украина), проектирование систем контроля и автоматизации в комплексе САПР-АЛЬФА (САПР-АЛЬФА, Москва), расчет и проектирование трубопроводных систем в системе СТАРТ (НТП «Трубопровод», Москва).
На всех секциях участники смогли увидеть практическую работу представленных систем. По окончании работы секций все желающие получили дополнительные консультации специалистов компаний-разработчиков.
Деловая часть форума проходила в атмосфере праздника. Организаторы также предложили гостям мероприятия обширную культурную программу.