Проектирование металлоконструкций в Pro/ENGINEER на примере экспериментального проекта, выполненного компанией СОЛВЕР для ОАО «Балткран»
Проектирование металлоконструкций
Внесение изменений в конструкцию
Инженерно-консалтинговая компания СОЛВЕР (SOLVER) продолжает цикл статей по реализованным ею проектам автоматизации проектирования и производства на ведущих отечественных предприятиях различных отраслей промышленности.
ОАО «Балткран» (г.Калининград) российский производитель современного грузоподъемного оборудования для железнодорожных, портовых, автомобильных таможенных терминалов. Предприятие производит контейнерные, козловые, мостовые, портальные, грейферные, магнитные, специальные, судовые и офшорные краны, крановые компоненты и запасные части, а также грузозахватные устройства (спредеры, грейферы, траверсы и т.д.). Продукция «Балткран» соответствует российским и международным стандартам. Сегодня на территории России, ближнего и дальнего зарубежья работают более 11 тыс. кранов, изготовленных на предприятии. В числе стран-заказчиков «Балткран» Франция, Финляндия, Китай и др. Предприятие активно сотрудничает с ведущими краностроительными предприятиями Германии, Франции, Австрии, Италии, Финляндии.
В настоящее время на предприятии применяется САПР, которую можно отнести к системам проектирования среднего уровня сложности. С целью повышения эффективности подготовки производства сварных металлоконструкций инженерно-консалтинговой компанией СОЛВЕР для предприятия был выполнен Экспериментальный проект, в задачи которого входило:
• сокращение сроков проектирования;
• повышение качества конструкторско-технологической документации (КТД) и упрощение процессов внесения изменений;
• сокращение затрат на доработку изделия при его подготовке к производству.
Отработка технологии автоматизированного проектирования с учетом специфики предприятия проводилась на основе сборочной единицы «Секция консольная левая» с использованием программного комплекса Pro/ENGINEER.
Применение Pro/ENGINEER позволяет осуществлять процессы сквозной и параллельной разработки изделий: конструкторское проектирование технологическое проектирование инженерный анализ разработку управляющих программ, что, в свою очередь, обеспечивает сокращение временных и финансовых затрат этого этапа жизненного цикла изделия. А единая программная среда обеспечивает уникальную целостность геометрии моделей на всех стадиях проектирования, что позитивно отражается на качестве и сроках подготовки производства. Кроме того, разработка изделий, специальных приспособлений, оснастки и инструмента, управляющих программ (УП) для оборудования с ЧПУ средствами единой системы САD/CAM всегда предпочтительнее применения нескольких специализированных программных продуктов затраты на внесение изменений в конструкцию изделия, оснастки и УП будут в этом случае минимальными.
Проектирование металлоконструкций
В качестве исходных данных использовались фрагменты чертежей, предоставленные «Балткран», в которых помимо прочего были указаны нагрузки, действующие на сборочную единицу. Для проведения работ применялись базовый пакет Pro/ENGINEER Foundation Advantage Package , программный модуль Pro/ENGINEER Advanced Assembly Extension для проектирования сложных конструкций и специализированный программный модуль Pro/ENGINEER Expert Framework Extension для проектирования металлоконструкций.
Для разработки изделия применялся нисходящий способ проектирования (это как раз то, что позволяет осуществлять модуль Pro/ENGINEER Advanced Assembly Extension): от сборочной конструкции к трехмерным моделям составляющих ее компонентов (рис. 1), далее к разработке конструкторской документации (КД), инженерным расчетам, а затем к разработке технологической документации (ТД).
Компоновка «Секции» выполнялась с использованием инструмента Pro/ENGINEER«Записная книжка инженера» (layout), которую применяет ведущий конструктор для управления моделями сборочных конструкций и которая содержит в удобном виде перечень основных управляющих параметров и взаимосвязи между любыми размерами и параметрами конструкции и ее деталей (рис. 2). Благодаря принципу ассоциативности любые изменения, выполняемые в «записной книжке», приводят к взаимосвязанным изменениям в моделях конструкции и деталей.
Для более производительной работы с конструкцией использовалось ее каркасное представление (skeleton), которое включается в сборку, связывается с «Записной книжкой» (рис. 3) и определяет структуру, пространственные требования и ограничения, состыковку элементов и другие характеристики конструкции, которые в дальнейшем будут использованы при разработке ее компонентов. Каркасную модель можно применять и для анализа перемещений компонентов в сборке, задавая привязки их размещения к модели. Использование каркасных моделей в нескольких сборках позволяет распространить критерии проектирования ассоциативно по всей структуре изделия. При изменении критериев проектирования изменения распространяются на все зависимые компоненты. Применение каркасных моделей это рекомендуемый механизм для управления итерациями проекта верхнего уровня и распределения заданий между исполнителями проекта.
Применение каркасных моделей и «Записных книжек инженера» позволяет разным конструкторам одновременно вести проектирование нескольких сборочных единиц. Конструкторы создают свои сборочные единицы, привязываясь к созданному каркасу и к «Записной книжке». При изменении ведущим конструктором компоновки изменяются все связанные с этим изменением модели деталей и сборочных единиц.
Программный модуль Expert Framework Extension, специально предназначенный для проектирования металлоконструкций, например металлических каркасов зданий и сооружений, крупногабаритных механизмов* и т.д., является дополнением к базовому пакету Foundation Advantage Package.
Применение этого модуля позволяет на порядок сократить сроки разработки трехмерных моделей и чертежей металлоконструкций по сравнению с базовым пакетом Pro/ENGINEER за счет использования простых функций и специальных библиотек, пополняемых пользователем. Методы проектирования в Expert Framework Extension доступны и понятны даже начинающим пользователям.
Работа со сборками ведется в Expert Framework Extension на основе каркасной модели общей сборочной конструкции или каркасной модели сборочной единицы, созданной в базовом пакете Pro/ENGINEER.
Необходимый элемент конструкции выбирается из существующей и пополняемой библиотеки по эскизу и номеру профиля (рис. 4), причем длина детали будет получена автоматически. Затем он закрепляется на каркасе двумя щелчками мыши: первым на линии, ограничивающей длину детали, вторым на плоскости для ориентирования детали. Для создания и расположения второй детали, которая ориентирована так же, как и первая, достаточно уже одного щелчка на линии, ограничивающей длину будущей детали. Таким образом, не тратится время на создание отдельных деталей, поскольку они автоматически формируются при указании места расположения и номера профиля, и ускоряется процедура сборки, так как исчезает необходимость использовать команды типа «совместить», «выровнять» и т.д.
Профили также могут вставляться по двум точкам. По сравнению с базовым пакетом Pro/ENGINEER скорость проектирования металлоконструкций с использованием модуля Expert Framework Extension в несколько раз выше. При этом с изменением каркасной модели изменяются и длины профилей. Мгновенно выполняются такие операции, как замена профилей, перемещение, вращение и т.д. Модель из профиля может быть не только прямолинейной, но и криволинейной для получения модели детали из гнутого профиля.
После установки деталей из профиля выполняется подрезание стыков. Существуют готовые схемы подрезки, из которых по эскизу можно выбрать подходящий и в диалоговом режиме выполнить необходимые операции (рис. 5). При изменении размеров профиля и каркасной модели параметры подрезки также автоматически изменяются. Помимо этих схем подрезки может применяться способ «обрезка по другому профилю» (профиль автоматически обрезается при пересечении с другим профилем) и «подрезка/удлинение профиля до плоскости». Ни один из способов подрезки не требует создания эскизов все выполняется в диалоговом режиме.
Создание дополнительных элементов конструкции платиков, крышек, колес, петель, опор также происходит в диалоговом режиме и не требует изготовления эскиза. Имеется готовая база деталей и сборочных единиц (рис. 6). Установка соединительных элементов (косынок, соединительных уголков и т.д.) выполняется сразу с готовыми отверстиями и крепежными элементами (винтами, болтами, шайбами, гайками и т.п.).
Библиотеки профилей, соединительных элементов, крепежа (рис. 7) и оборудования легко дополняются и модифицируются. К библиотекам Expert Framework Extension, созданным на основе изделий зарубежных поставщиков (BOSH, KANYA, Maytec, Minitec, ROSE+KRIGER, ITEM), компания СОЛВЕР прилагает библиотеки по ГОСТ.
Чертежи на сборочные единицы и детали, а также спецификации генерируются автоматически на основе заранее созданных шаблонов.
Разработка КТД
Создание чертежей деталей и сборочных единиц (рис. 8) в полном соответствии с ЕСКД входит в базовые возможности Pro/ENGINEER. На каждый компонент конструкции вводятся данные, связанные двунаправленной ассоциативной связью с моделями сборки, деталей и чертежами. Могут быть добавлены дополнительные данные, не связанные с трехмерной моделью, например информация о материалах, технические условия и т.п.
Для создания спецификаций использовалось разработанное специалистами СОЛВЕР приложение PartList (рис. 9). Спецификации, автоматически формируемые по выбранному шаблону, также связаны с моделями двунаправленной ассоциативной связью. Редактор шаблонов (рис. 10) позволяет создавать как спецификацию по любому варианту ГОСТ, так и собственные типы отчетов.
Инженерный анализ
Проведение инженерных расчетов прочности разрабатываемых изделий на стадии их проектирования позволяет обеспечить качество выпускаемой продукции, не проводя натурные испытания. Прочностной анализ «Секции» осуществлялся в программном модуле Pro/MECHANICA с применением балочного и оболочкового методов анализа. Расчет балочным методом удобен на стадии предварительной оценки конструкции. Для построения балочной расчетной модели (рис. 11) использовался каркас, разработанный конструктором и связанный с «Записной книжкой инженера». Расчетное сечение может быть построено или выбрано из базы.
Результаты проведенного статического анализа (рис. 12) консольной секции показали, что необходимо снизить возникающие в ней напряжения. Для этого была проведена оптимизация конструкции за счет изменения диаметра верхней трубы с сохранением толщины стенки. При этом, разумеется, были соблюдены условия минимальной массы и не превышения максимальных возникающих напряжений.
Оболочечная расчетная модель (рис. 13) основана на окончательной конструкторской геометрии и, так же как и балочная модель, связана с моделью конструкции (каркасной моделью и «Записной книжкой»). В оболочечной модели толщины стенок сводятся к осевой линии детали, что значительно сокращает число конечных элементов для анализа и ускоряет расчет сложных конструкций. Результаты оболочечных расчетов (рис. 14) дали похожую картину распределения напряжений. Однако максимальные напряжения появляются здесь уже не в месте заделки трубы, а в месте соединения труб. Таким образом, расчет оболочечным способом позволил не только подтвердить, но и уточнить балочные расчеты.
Внесение изменений в конструкцию
В процессе подготовки к производству часто приходится вносить изменения в конструкцию изделия, а значит и в необходимые для его изготовления технологическую оснастку, пресс-формы, КТД, управляющие программы для оборудования с ЧПУ. Таким образом, оптимальность процессов внесения изменения непосредственно влияет на сроки и качество проектирования. Схема проведения изменений в 3D-модели и в конструкторскую документацию при работе в Pro/ENGINEER совпадает со схемой разработки изделия: изменение данных происходит от компоновки к трехмерной модели, далее к конструкторской документации, к результатам расчетов и к технологической документации (рис. 15). Принципы используемого в работе нисходящего проектирования обеспечивают высокий уровень автоматизации проведения изменений. Так, изменение необходимых параметров в «Записной книжке инженера» вызывает автоматическое изменение каркаса, сборочных единиц и деталей, расчетной балочной и оболочечной модели, а также чертежей и спецификаций.
Управление проектом
Значительные потоки информации (б о льшие, чем при работе с бумажной документацией), а также необходимость организации параллельной работы большого числа специалистов требуют использования системы управления инженерными данными. Поэтому управление рабочей группой в рамках выполненного проекта осуществлялось с применением программного модуля Pro/INTRALINK, который позволил эффективно решить такие задачи, как разграничение прав доступа к информации, управление версиями документов, управление конфигурациями изделия, параллельная работа конструкторов и др.**
Общие выводы
Результаты выполненного проекта продемонстрировали эффективность использования программного комплекса Pro/ENGINEER для повышения качества и сокращения сроков конструкторско-технологической подготовки производства сварных конструкций. А методология проведения экспериментальных проектов, являющаяся отличительной чертой инженерно-консалтинговой компании СОЛВЕР в работе с предприятиями-заказчиками, позволила ОАО «Балткран» убедиться в этом без существенных финансовых и временных затрат.
* Об опыте применения Pro/ENGINEER и программного модуля Expert Framework Extension при разработке газоперекачивающих агрегатов можно прочитать в «САПР и графика» № 8’2003.
** Более подробно о возможностях программного модуля Pro/INTRALINK на примере его использования в проекте, выполненном компанией СОЛВЕР, можно прочитать в «САПР и графика» № 5’2002.
Радислав Бирбраер Генеральный конструктор инженерно-консалтинговой компании SOLVER. Сергей Соловьев Руководитель отдела «Проектирование машин и конструкций» подразделения «САПР и ПП» компании SOLVER. Александр Ефимов Начальник бюро САПР технического отдела ОАО «Балткран». |