Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

7 - 2004

Структура процесса проектирования систем управления качеством

Татьяна Карлова, Олег Григорьев

Современная практика проведения работ по решению вопросов эффективности и качества производства на предприятиях машиностроения невозможна без использования системного подхода, основанного на защите окружающей среды и учитывающего сегодняшний уровень развития технологии, социологии и политики. В настоящее время на основе такого системного подхода создаются и совершенствуются системы управления, реализующие переходы «деталисистема» и «предприятиежизненный цикл».

Системный подход предполагает изучение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов в единстве со средой, в которой они находятся. Элементы любой системы, как правило, представляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система (подсистема), в свою очередь, выступает как элемент системы более высокого порядка. Любая система имеет целевое назначение, которое определяет характер взаимодействия и взаимосвязи всех ее элементов и подсистем. Здесь прежде всего выделяются объект управления (управляемая подсистема) и субъект управления (управляющая система), между которыми осуществляются связи по прямому (от субъекта к объекту управления — информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту — информация о состоянии объекта управления) каналам связи. Каждая из систем должна быть открытой и иметь вход, выход, прямые и обратные связи как с внешней средой, так и с системами более высокого и низкого порядков.

Системный подход в управлении качеством продукции (УПК) на предприятиях машиностроения — результат эволюции форм и методов работ по управлению качеством, начиная от индивидуальной формы организации и заканчивая повсеместным внедрением системной организации работ.

Наибольший интерес представляют модели Фейгенбаума, Эттингера-Ситтига и Джурана, которые можно представить графически:

• модель Фейгенбаума — это треугольник с боковыми сторонами, разделенными на пять частей горизонтальными линиями; каждая часть, в свою очередь, разделяется вертикальными линиями, что образует в общей сложности во всех пяти частях 17 функций (участков), в основу которых практически положен только контроль качества продукции;

• модель Эттингера-Ситтига, разработанная специалистами Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), — это круг, разделенный на секторы; каждый сектор — определенный этап работы. Данная модель учитывает влияние спроса на качество продукции, а также предусматривает изучение рынков сбыта;

• модель Джурана — это восходящая спираль, которая наглядно отображает этапы непрерывного формирования и улучшения качества продукции. Сюда включены две предыдущие модели, а кроме того, предусмотрено постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества, что обусловливает четкую ориентацию производства на требования потребителей и рынок сбыта.

На основе этих моделей детально разработаны системы управления и обеспечения качества продукции. В настоящее время самый передовой опыт по применению системного подхода накоплен в фирмах промышленно-развитых стран, в частности в Японии и США.

В Японии работы в области качества продукции сначала основывались на базе широкого использования методов контроля качества продукции. Особое место в тот период занимали статистические методы контроля. В конце 50-х годов в промышленности был внедрен всесторонний внутрифирменный контроль качества, предусматривающий участие всех работников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и заканчивая руководством. С того времени стало проводиться систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем система обучения превратилась в непрерывную и постоянную систему воспитания у работников уважительного отношения к потребителю и интереса к качественным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля качества продукции японскими специалистами в полной мере учитывались и учитываются до сих пор: специфика продукции, традиции фирм, культура, бытовые условия, образование, трудовые взаимоотношения.

В соответствии с имеющимся у нас собственным и зарубежным опытом и согласно действующим международным стандартам в России назрела необходимость пересмотреть модель действующей системы управления качеством продукции. Совершенствование действующей системы УКП должно проводиться в целях ее функционирования на основе реального механизма управления качеством, ориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям нынешних и будущих потребителей.

При этом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Приоритеты в системе УКП должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло обеспечение качества продукции на благо потребителя, а объемы производства — только на втором, и это положение должно быть доведено руководством предприятия до всех производственных подразделений.

2. Следует повсеместно и постоянно подкреплять вышеуказанный принцип посредством проведения новой инвестиционной и инновационной политики, переходя от традиционного увеличения объемов производства к реконструкции и обновлению основных фондов и самой продукции, что обеспечит существенное повышение качества продукции.

3. Изготовитель обязательно должен иметь и осуществлять рациональную систему сбора, учета, обработки, анализа и хранения в течение определенного срока информации о качестве продукции.

4. В целях обеспечения требуемого качества для каждого вида продукции на предприятии должна функционировать отдельная система УКП.

5. Для улучшения материально-технического снабжения необходимо найти нужных поставщиков, повысить заинтересованность всех поставщиков и установить с ними тесные многоплановые контакты.

6. Управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться применительно ко всем стадиям жизненного цикла продукции.

7. Система УКП может считаться эффективной только тогда, когда выпускаемая продукция удовлетворяет требованиям потребителя и наличие эффективной системы УКП признается потребителем.

8. Следует организовать издание массовых журналов по качеству продукции для различных категорий трудящихся (для рабочих, мастеров, инженеров и пр.). Необходимо создание специализированных центров по обучению и повышению квалификации в области управления и повышения качества продукции, разного рода курсов и школ качества, где смогут преподавать и иностранные специалисты.

9. Использовать различные методы стимулирования в сфере производства с целью изготовления продукции стабильно высокого качества. Для этого необходимо использовать поощрения за высокое качество продукции и труда, не исключая при этом жестких штрафных мер по причине выпуска продукции с отклонением от требований нормативно-технологической документации.

10. Необходимо проводить различные конкурсы и прочие мероприятия, направленные на повышение и улучшение качества продукции, в частности:

• привлекать в группы качества широкие массы трудящихся и повышать их активность и эффективность труда;

• стремиться к расширению реализации человеческого фактора в производственных и социальных отношениях;

• эффективно использовать профессионалов в области УКП при проведении всех работ по совершенствованию системы УКП.

Совершенствование систем управления качеством продукции необходимо проводить в следующих ситуациях:

• при сертификации продукции, когда одним из условий получения сертификата соответствия является строгое соблюдение в по­строении системы УКП требований международных стандартов ИСО серии 9000;

• при получении аттестата качества, когда его может получить только сертифицированная продукция (то есть имеющая сертификат соответствия);

• при получении государственного заказа на изготовление определенных видов и объ­емов продукции, когда по условиям конкурс­ной системы их получения необходимо проводить экспертизу действующей системы УКП;

• при выходе предприятия на внешний рынок.

Проблемы, возникающие при проектировании систем любого класса, обусловлены взаимодействием со средой. Однако среда, в свою очередь, не является неделимым целым, а состоит из множества сфер, воздействующих на систему одновременно. Сегодня выделяют семь основных сфер, с которыми соприкасается человеческое общество. Каждая сфера подчиняется своим законам и определяется специфическими принципами поведения, которые регулируют процессы обмена с проектируемой системой. Проекция системы в определенную сферу создает образ системы — ситуацию. Соответственно этап выяснения задачи заключается в том, чтобы определить, какие ситуации могут возникнуть и как их учесть в процессе проектирования. Общих процедур решения этой задачи в настоящее время не существует, вследствие чего процесс проектирования во многом зависит от интуиции и опыта исполнителей и от средств и методов, которыми они располагают.

Кратко рассмотрим каждую из указанных сфер:

1. Физическая сфера представляет собой установившееся в глобальных масштабах движение. При этом следует учитывать локальные изменения, зависящие от географического расположения проектируемой системы, и антропогенные воздействия. Всеобщая информационная связь присуща всей физической сфере, поэтому взаимодействия в ней влияют и на поведение системы в других сферах.

2. Биосфера. Последние исследования свидетельствуют о своего рода запрограммированности биологической жизни нашей планеты. Так, механизм ДНК практически един для различных организмов, а генетическая программа, заложенная в ДНК, едина для всего живого. Разнообразие вызвано действием различных или не совпадающих участков генетических программ. Защита биологической сферы диктует обязательное решение многих проблем при проектировании: охранные меры от загрязнения водного и воздушного бассейнов, создание природощадящих технологий и т.п.

3. Психологическая сфера связана с развитием человеческого общества и влияет на такие результаты техногенной деятельности, которые вызывают кризисы перепроизводства, безработицу, проблемы утилизации устаревших систем.

4. Техносфера. Человечество, взаимодействуя с физической и биологической сферами, создало искусственную среду — технологическую сферу, которая активно влияет на все остальные сферы. Информационная стадия развития характеризуется массовым переходом от централизованного управления к децентрализованному (переход от иерархических структур к сетевым, передача управления при помощи микропроцессора непосредственно на рабочее место и т.д.), интеграцией национальных техносфер, интенсификацией и интеллектуализацией обмена информацией, переходом на наукоемкие безотходные технологии и т.д. Научно-техническая революция превращается в системную. Нарастающее рассогласование естественных и искусственных процессов возможно предотвратить только за счет усиления влияния экономической и социально-политической сфер.

5. Экономическая сфера определяет отношения субъективной полезности элементов товарообмена и прав собственности на них. При этом распределяется не только полезный продукт, но и за­траты. Экономическая сфера, базирующаяся на договорной основе между всеми членами общества, весьма тонко реагирует на изменение ситуаций в других сферах.

6. Социально-политическая сфера — это прежде всего область общественных договоров, регулирующих права и обязанности членов общества в различных сферах. Чем более развита какая-либо сфера, тем большее влияние оказывает она на социально-политическую сферу. Проблемы, порождаемые этой сферой, требуют решения проблем, связанных, в частности, с сертификацией, защитой прав потреби­теля и т.п.

7. Информационная сфера тесно взаимодействует со всеми вышеназванными сферами и является самой устойчивой по сравнению со многими из рассмотренных сфер.

Итак, различные сферы не только взаимодействуют, но и обладают свойством взаимопроникновения. Их образы как бы живут друг в друге, поэтому любое механистическое членение совершенно недопустимо: сами сферы и их взаимопроникновение системны по своей природе. Всякое выделение объекта из окружающей его среды весьма условно и приводит к ошибкам. Размытость, расплывчатость границ рассмотрения обусловили создание теории нечетких множеств, получающей все большее распространение в технических приложениях. Любая из рассмотренных сфер может служить компонентом вектора V– . Структура процесса анализа и исследования представлена в виде технологического процесса на рис. 1, а структура сферы — на рис. 2.

Компоненты сфер и базиса

Компоненты сфер и базиса

Схема процесса проектирования или исследования

Рис. 1. Схема процесса проектирования или исследования: УЗ, ПЗ, РЗ — уяснение, постановка, решение задачи соответственно; СЗ — среда задачи, АСЗ — анализ среды задачи; ФП — формулирование проблемы, АСП — анализ проблемы (проблем); ПМ — построение модели; М — моделирование; О — оценка результатов моделирования; С — синтез возможных вариантов; ПР — принятие решения; РР — реализация решения; V — вектор воздействия среды, Qf — вектор выходных критериев

Структура сферы

Рис. 2. Структура сферы: 1 — сфероценоз; 2 — базис; 3 — сфера

В таблице приведены компоненты базиса и сфер для всех вышерассмотренных типов сфер.

Из таблицы очевидно, что компоненты базиса многих сфер являются общими, и это резко усиливает степень их взаимопроникновения.

На основе данного обзора и анализа строятся структуры систем управления эффективностью и качеством производства.

В начало В начало

«САПР и графика» 7'2004

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557