Структура процесса проектирования систем управления качеством
Современная практика проведения работ по решению вопросов эффективности и качества производства на предприятиях машиностроения невозможна без использования системного подхода, основанного на защите окружающей среды и учитывающего сегодняшний уровень развития технологии, социологии и политики. В настоящее время на основе такого системного подхода создаются и совершенствуются системы управления, реализующие переходы «деталисистема» и «предприятиежизненный цикл».
Системный подход предполагает изучение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов в единстве со средой, в которой они находятся. Элементы любой системы, как правило, представляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система (подсистема), в свою очередь, выступает как элемент системы более высокого порядка. Любая система имеет целевое назначение, которое определяет характер взаимодействия и взаимосвязи всех ее элементов и подсистем. Здесь прежде всего выделяются объект управления (управляемая подсистема) и субъект управления (управляющая система), между которыми осуществляются связи по прямому (от субъекта к объекту управления информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту информация о состоянии объекта управления) каналам связи. Каждая из систем должна быть открытой и иметь вход, выход, прямые и обратные связи как с внешней средой, так и с системами более высокого и низкого порядков.
Системный подход в управлении качеством продукции (УПК) на предприятиях машиностроения результат эволюции форм и методов работ по управлению качеством, начиная от индивидуальной формы организации и заканчивая повсеместным внедрением системной организации работ.
Наибольший интерес представляют модели Фейгенбаума, Эттингера-Ситтига и Джурана, которые можно представить графически:
• модель Фейгенбаума это треугольник с боковыми сторонами, разделенными на пять частей горизонтальными линиями; каждая часть, в свою очередь, разделяется вертикальными линиями, что образует в общей сложности во всех пяти частях 17 функций (участков), в основу которых практически положен только контроль качества продукции;
• модель Эттингера-Ситтига, разработанная специалистами Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), это круг, разделенный на секторы; каждый сектор определенный этап работы. Данная модель учитывает влияние спроса на качество продукции, а также предусматривает изучение рынков сбыта;
• модель Джурана это восходящая спираль, которая наглядно отображает этапы непрерывного формирования и улучшения качества продукции. Сюда включены две предыдущие модели, а кроме того, предусмотрено постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества, что обусловливает четкую ориентацию производства на требования потребителей и рынок сбыта.
На основе этих моделей детально разработаны системы управления и обеспечения качества продукции. В настоящее время самый передовой опыт по применению системного подхода накоплен в фирмах промышленно-развитых стран, в частности в Японии и США.
В Японии работы в области качества продукции сначала основывались на базе широкого использования методов контроля качества продукции. Особое место в тот период занимали статистические методы контроля. В конце 50-х годов в промышленности был внедрен всесторонний внутрифирменный контроль качества, предусматривающий участие всех работников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и заканчивая руководством. С того времени стало проводиться систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем система обучения превратилась в непрерывную и постоянную систему воспитания у работников уважительного отношения к потребителю и интереса к качественным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля качества продукции японскими специалистами в полной мере учитывались и учитываются до сих пор: специфика продукции, традиции фирм, культура, бытовые условия, образование, трудовые взаимоотношения.
В соответствии с имеющимся у нас собственным и зарубежным опытом и согласно действующим международным стандартам в России назрела необходимость пересмотреть модель действующей системы управления качеством продукции. Совершенствование действующей системы УКП должно проводиться в целях ее функционирования на основе реального механизма управления качеством, ориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям нынешних и будущих потребителей.
При этом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Приоритеты в системе УКП должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло обеспечение качества продукции на благо потребителя, а объемы производства только на втором, и это положение должно быть доведено руководством предприятия до всех производственных подразделений.
2. Следует повсеместно и постоянно подкреплять вышеуказанный принцип посредством проведения новой инвестиционной и инновационной политики, переходя от традиционного увеличения объемов производства к реконструкции и обновлению основных фондов и самой продукции, что обеспечит существенное повышение качества продукции.
3. Изготовитель обязательно должен иметь и осуществлять рациональную систему сбора, учета, обработки, анализа и хранения в течение определенного срока информации о качестве продукции.
4. В целях обеспечения требуемого качества для каждого вида продукции на предприятии должна функционировать отдельная система УКП.
5. Для улучшения материально-технического снабжения необходимо найти нужных поставщиков, повысить заинтересованность всех поставщиков и установить с ними тесные многоплановые контакты.
6. Управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться применительно ко всем стадиям жизненного цикла продукции.
7. Система УКП может считаться эффективной только тогда, когда выпускаемая продукция удовлетворяет требованиям потребителя и наличие эффективной системы УКП признается потребителем.
8. Следует организовать издание массовых журналов по качеству продукции для различных категорий трудящихся (для рабочих, мастеров, инженеров и пр.). Необходимо создание специализированных центров по обучению и повышению квалификации в области управления и повышения качества продукции, разного рода курсов и школ качества, где смогут преподавать и иностранные специалисты.
9. Использовать различные методы стимулирования в сфере производства с целью изготовления продукции стабильно высокого качества. Для этого необходимо использовать поощрения за высокое качество продукции и труда, не исключая при этом жестких штрафных мер по причине выпуска продукции с отклонением от требований нормативно-технологической документации.
10. Необходимо проводить различные конкурсы и прочие мероприятия, направленные на повышение и улучшение качества продукции, в частности:
• привлекать в группы качества широкие массы трудящихся и повышать их активность и эффективность труда;
• стремиться к расширению реализации человеческого фактора в производственных и социальных отношениях;
• эффективно использовать профессионалов в области УКП при проведении всех работ по совершенствованию системы УКП.
Совершенствование систем управления качеством продукции необходимо проводить в следующих ситуациях:
• при сертификации продукции, когда одним из условий получения сертификата соответствия является строгое соблюдение в построении системы УКП требований международных стандартов ИСО серии 9000;
• при получении аттестата качества, когда его может получить только сертифицированная продукция (то есть имеющая сертификат соответствия);
• при получении государственного заказа на изготовление определенных видов и объемов продукции, когда по условиям конкурсной системы их получения необходимо проводить экспертизу действующей системы УКП;
• при выходе предприятия на внешний рынок.
Проблемы, возникающие при проектировании систем любого класса, обусловлены взаимодействием со средой. Однако среда, в свою очередь, не является неделимым целым, а состоит из множества сфер, воздействующих на систему одновременно. Сегодня выделяют семь основных сфер, с которыми соприкасается человеческое общество. Каждая сфера подчиняется своим законам и определяется специфическими принципами поведения, которые регулируют процессы обмена с проектируемой системой. Проекция системы в определенную сферу создает образ системы ситуацию. Соответственно этап выяснения задачи заключается в том, чтобы определить, какие ситуации могут возникнуть и как их учесть в процессе проектирования. Общих процедур решения этой задачи в настоящее время не существует, вследствие чего процесс проектирования во многом зависит от интуиции и опыта исполнителей и от средств и методов, которыми они располагают.
Кратко рассмотрим каждую из указанных сфер:
1. Физическая сфера представляет собой установившееся в глобальных масштабах движение. При этом следует учитывать локальные изменения, зависящие от географического расположения проектируемой системы, и антропогенные воздействия. Всеобщая информационная связь присуща всей физической сфере, поэтому взаимодействия в ней влияют и на поведение системы в других сферах.
2. Биосфера. Последние исследования свидетельствуют о своего рода запрограммированности биологической жизни нашей планеты. Так, механизм ДНК практически един для различных организмов, а генетическая программа, заложенная в ДНК, едина для всего живого. Разнообразие вызвано действием различных или не совпадающих участков генетических программ. Защита биологической сферы диктует обязательное решение многих проблем при проектировании: охранные меры от загрязнения водного и воздушного бассейнов, создание природощадящих технологий и т.п.
3. Психологическая сфера связана с развитием человеческого общества и влияет на такие результаты техногенной деятельности, которые вызывают кризисы перепроизводства, безработицу, проблемы утилизации устаревших систем.
4. Техносфера. Человечество, взаимодействуя с физической и биологической сферами, создало искусственную среду технологическую сферу, которая активно влияет на все остальные сферы. Информационная стадия развития характеризуется массовым переходом от централизованного управления к децентрализованному (переход от иерархических структур к сетевым, передача управления при помощи микропроцессора непосредственно на рабочее место и т.д.), интеграцией национальных техносфер, интенсификацией и интеллектуализацией обмена информацией, переходом на наукоемкие безотходные технологии и т.д. Научно-техническая революция превращается в системную. Нарастающее рассогласование естественных и искусственных процессов возможно предотвратить только за счет усиления влияния экономической и социально-политической сфер.
5. Экономическая сфера определяет отношения субъективной полезности элементов товарообмена и прав собственности на них. При этом распределяется не только полезный продукт, но и затраты. Экономическая сфера, базирующаяся на договорной основе между всеми членами общества, весьма тонко реагирует на изменение ситуаций в других сферах.
6. Социально-политическая сфера это прежде всего область общественных договоров, регулирующих права и обязанности членов общества в различных сферах. Чем более развита какая-либо сфера, тем большее влияние оказывает она на социально-политическую сферу. Проблемы, порождаемые этой сферой, требуют решения проблем, связанных, в частности, с сертификацией, защитой прав потребителя и т.п.
7. Информационная сфера тесно взаимодействует со всеми вышеназванными сферами и является самой устойчивой по сравнению со многими из рассмотренных сфер.
Итак, различные сферы не только взаимодействуют, но и обладают свойством взаимопроникновения. Их образы как бы живут друг в друге, поэтому любое механистическое членение совершенно недопустимо: сами сферы и их взаимопроникновение системны по своей природе. Всякое выделение объекта из окружающей его среды весьма условно и приводит к ошибкам. Размытость, расплывчатость границ рассмотрения обусловили создание теории нечетких множеств, получающей все большее распространение в технических приложениях. Любая из рассмотренных сфер может служить компонентом вектора V– . Структура процесса анализа и исследования представлена в виде технологического процесса на рис. 1, а структура сферы на рис. 2.
Компоненты сфер и базиса
Рис. 1. Схема процесса проектирования или исследования: УЗ, ПЗ, РЗ уяснение, постановка, решение задачи соответственно; СЗ среда задачи, АСЗ анализ среды задачи; ФП формулирование проблемы, АСП анализ проблемы (проблем); ПМ построение модели; М моделирование; О оценка результатов моделирования; С синтез возможных вариантов; ПР принятие решения; РР реализация решения; V вектор воздействия среды, Qf вектор выходных критериев
Рис. 2. Структура сферы: 1 сфероценоз; 2 базис; 3 сфера
В таблице приведены компоненты базиса и сфер для всех вышерассмотренных типов сфер.
Из таблицы очевидно, что компоненты базиса многих сфер являются общими, и это резко усиливает степень их взаимопроникновения.
На основе данного обзора и анализа строятся структуры систем управления эффективностью и качеством производства.