7 - 2004

Формирование образа изделия в предпроектной деятельности

Татьяна Карлова

Понятие технического задания

Техническое задание (ТЗ) представляет собой вербальный образ, описание еще не существующего предмета, однако содержит, в силу осмысленности и целесообразности интеллектуальной деятельности разработчиков, полные спецификации этого предмета — его составные части и их характеристики, взаимосвязи с другими предметами и субъектами реального мира. Техническое задание, как и любой объект реального мира, не может появиться из ничего. Изначально в его основе лежит некоторый первичный образ создаваемого изделия, который наделен только переносными свойствами других предметов, уже существующих. Проектируемое изделие, точнее его образ, до того как приобретет форму технического задания, представляет собой систему взаимосвязанных метафизических образов, представленных в форме естественного словесного описания к эволюции образа по этапам жизненного цикла изделия.

Роль аналогии в проектной деятельности определяется эволюционным характером последней, что выражается в ориентации на характеристики изделия-прототипа. Это может быть либо собственное изделие, разработанное ранее, или чужое, но родственное изделие. Степень несовпадения характеристик нового изделия и характеристик прототипа можно рассматривать, с одной стороны, как степень риска, которая явно влияет на работоспособность нового изделия, а с другой стороны — как степень новизны, обеспечивающей спрос на изделие, его жизнеспособность в условиях рынка. Конструкторскому бюро в этом случае приходится делать непростой выбор. Аналогия связана с переносом знаний с одного объекта на другой. Результаты умозаключений в значительной степени носят правдоподобный характер и по современной логике относятся к вероятностным.

Целямипарадигматического проектирования является раскрытие переносного содержания мониторинговых моделей и формирование на естественном языке прямого понимания образа проектируемого предмета (когнитивная функция), что в итоге дает возможность структурировать мыслительный процесс проектировщика.

Задачами парадигматического проектирования являются:

• выявление парадигматических отношений проектируемого предмета и его частей;

• синтез парадигм предмета проектирования;

• синтез естественного языкового описания предмета проектирования в форме документа.

Анализ технического задания

Разработка ТЗ представляет собой сложную интеллектуальную деятельность субъекта проектирования. Сам текст ТЗ является показателем уровня знаний субъекта проектирования, достигнутого на момент формирования текста технического задания. Внешняя деятельность субъекта представляет собой порождение вербального (а возможно, включающего и графические элементы) образа проектируемого предмета.

Формой вербального образа ТЗ является письменный текст научно-технического стиля, для которого характерно наличие множества формальных ограничений и устоявшихся выражений в использовании языковых возможностей человека. Кроме того, сами тексты ТЗ принято создавать в заранее согласованной форме в целях повышения эффективности информационного обмена между разработчиками и заказчиками проектной деятельности. Согласование формы закреплено в нормативных документах.

Невербальная часть ТЗ, помимо четкой логики, содержит некоторую трансцендентную составляющую — интуицию, предчувствие. С одной стороны, это значительно осложняет задачу, так как одной формальной логики становится недостаточно, а с другой — упрощает ее, поскольку включает эмпирический опыт эксперта в рассматриваемой области. Таким образом, задача сводится к формализации знаний эксперта, причем под знаниями здесь понимаются не только голые факты, но и алгоритм их обработки.

При таком подходе одной из основных проблем становится разработка формальной модели представления знаний. Эта модель, рассматриваемая как ядро экспертной системы, должна определять тип используемых знаний, методы их структурирования и способы задания логической связи между ними. В связи с этим выделяют различные виды формальных моделей представления знаний, показанные на рис. 1.

Рис. 1. Классификация моделей представления знаний

Рис. 1. Классификация моделей представления знаний

Рис. 2. Иерархия системности

Рис. 2. Иерархия системности

Конечный результат при выборе решения будет зависеть не только от конкретных моделей представлений знаний, но и от их взаимодействия с системами различной природы для создания наиболее полного и адекватного представления об объекте. Иерархия системности изображена на рис. 2.

Исследование систем на практике увязывается в один технологический процесс, структура и содержание которого основываются на достижениях современных математических методов, учитывают сферы взаимодействия со средой и все виды ресурсных ограничений и включают этапы семантики, синтаксиса и прагматики.

«САПР и графика» 7'2004