8 - 2000

Тридцать два часа, или Преподавательские истории

Лев Теверовский

Многие из нас еще хорошо помнят лозунг эпохи развитого социализма: «Пятилетку — в четыре года» (правда, злые языки добавляли: «…в три смены, на двух станках и за одну зарплату», но не будем о грустном)… Однако стремление «пришпорить» время, «ускорить и углубить» любой производственный процесс присуще любому современному руководителю, который работает в условиях жесткой конкуренции в борьбе за потребителя.

Внедрение новых технологий в проектирование и производство изделий уже давно не является чьим-то капризом или прихотью. Большинству директоров и начальников не нужно доказывать необходимость оснащения конструкторских и технологических служб современным программно-аппаратным обеспечением. Однако, сделав первые необходимые шаги и оснастив рабочие места своих специалистов компьютерами и прикладными пакетами, руководитель чаще всего оставляет этих специалистов наедине с новой техникой. Какие же шаги и в каком направлении еще нужно сделать и почему они зачастую так и не предпринимаются? Разобраться с этими вопросами мы попробуем в данной статье.

Начнем с последнего. Сегодня лишь малая часть руководителей считает затраты на обучение персонала прямыми инвестициями в развитие предприятия. Рассмотрим несколько причин подобного положения дел.

1. Разумеется, отсутствие финансов. Хотя если реально сравнить долю затрат на обучение со стоимостью набора оборудования и программного обеспечения, то выясняется, что имеет место «экономия на спичках». Подсчитаем: оснащение пяти-шести рабочих мест современной техникой обойдется примерно в 8-10 тыс. долл. (с учетом хорошего принтера и профессионального плоттера), еще 5-6 тыс. долл. стоит комплект программного обеспечения КОМПАС 5; при этом стоимость обучения шести специалистов составляет всего лишь 500 долл. за курс продолжительностью 32 академических часа (4 рабочих дня) плюс командировочные расходы преподавателя. Даже самые приблизительные подсчеты показывают, что затраты на обучение составляют не более 5% от общей суммы. Так стоит ли экономить на знаниях?

2. Теперь предположим, что деньги — не проблема. Почему же и в этом случае предприятие зачастую отказывается от проведения обучения? Я много разговаривал с так называемыми конечными пользователями, проще говоря — с конструкторами и технологами, о том, кто из них участвовал в процессе принятия решения о закупках того или иного программного обеспечения. Оказывается — единицы. Обычно среди специалистов есть один-два человека, как сейчас говорят, «продвинутых», которые уже знают компьютер, знакомы с различными пакетами САПР. Они, естественно, оказывают влияние на руководство при решении подобных вопросов. Это правильно, но здесь есть и хорошо запрятанный подводный камень. Такие специалисты, как им кажется, не нуждаются в проведении специального обучения (на самом деле это не так, но об этом позже). К сожалению, подобный подход часто автоматически переносится на остальных сотрудников. А уж им-то и приходится расхлебывать такое «шапкозакидательство». Ведь сейчас реально на российских предприятиях не более 20-30% специалистов умеют работать на компьютерах (в глубинке — в Курской, Брянской, Тверской, Владимирской, Орловской, Рязанской и других областях эта цифра и того ниже — 10-15%). Причем это люди уже зрелого возраста — за 40 лет. Поверьте, я знаю, о чем говорю.

История первая. Недавно я проводил обучение на одном предприятии в Тверской области. Все специалисты заняли свои места за компьютерами, и я попросил запустить сеанс работы с КОМПАС-ГРАФИК. Ответом было напряженное молчание. Я поинтересовался, в чем дело. И тут выяснилось, что из пяти человек четверо оказались за клавиатурой компьютера первый раз в жизни! Мне пришлось полдня давать базовые знания просто о том, как работать с файлами документов, как держать мышь и куда этой самой мышью кликать. Другой наш преподаватель проводил обучение в одном из бюро технической инвентаризации в Московской области. Некоторые слушатели даже не с первого раза вспомнили, что такое «точка пересечения кривых»!

О каком самостоятельном изучении системы может идти речь в подобных случаях? Сильный психологический стресс, вызванный такими неудачами, только отвращает людей от компьютера, порождает неверие в собственные силы. Реально всего лишь одному-двум процентам персонала действительно противопоказана работа на компьютере — так же, как не каждому дано, например, водить автомобиль. Остальные же с успехом осваивают новую технику. Нужно только грамотно им помочь. И мы знаем, как это сделать.

3. Следующая распространенная ситуация — руководитель уверяет менеджера нашей фирмы, что его специалисты — народ грамотный и «книжки читать умеют». Тем более что уже общепризнанно, что «Руководство по эксплуатации» и «Практическое руководство» по системе КОМПАС-ГРАФИК написаны просто, доступно и рассчитаны на специалистов в своих предметных областях, а не в компьютерах. В них можно найти ответы на все возникающие вопросы. И что же в итоге? Самый лучший вариант таков: человек действительно успешно осваивает систему, но начинает с ней работать… через два-три месяца. Нередки случаи, когда, общаясь с этими специалистами через полгода после приобретения системы, мне приходится отвечать на, казалось бы, элементарные вопросы. А ведь четкие ответы на них мы даем во время прохождения учебного курса.

История вторая. Специалисты некоего завода в Москве самостоятельно и почти успешно освоили работу с системой. Как-то по случаю я заезжал на этот завод, и речь, конечно, зашла о проблемах автоматизированного конструирования. Выяснилось, что с трудом дается понимание такой возможности системы КОМПАС 5, как создание видов в разных масштабах на одном чертеже. Чтобы показать увеличенное изображение отдельных элементов, конструкторы, не прошедшие курса, копируют часть изображения на свободное поле чертежа, физически увеличивая его в несколько раз. Начинают проставлять размеры и, удивляясь, что они отличаются от необходимых именно в это число раз, редактируют текстовые надписи, чтобы привести их к нужным числам. Естественно, что-нибудь при этом да упустят. Так чертеж и уходит в производство. Иными словами, одна из главных возможностей системы автоматизизированного проектирования не применяется.

4. Переход с других систем на систему КОМПАС-ГРАФИК. Не секрет, что практически все, кто хоть как-то сталкивался с САПР, хоть краем уха слышал о системе AutoCAD, да и на компьютере ее не было только у самых ленивых. Понятно, что речь идет в основном о нелицензионных, а проще говоря, ворованных, копиях. В настоящее время российские предприятия приходят к выводу о необходимости оснащения своих отделов отечественным лицензионным программным обеспечением. Однако при переходе на новые системы, естественно, возникает проблема освоения программы теми людьми, которые уже хорошо владеют системой AutoCAD. По собственному опыту знаю, как нелегок этот процесс при переходе даже с DOS-версии на Windows-версию одной и той же программы. В случае, описанном выше, проблем еще больше. Происходит почти физическое отторжение новой системы — настолько болезненным может быть этот процесс. В этой ситуации роль специального переходного курса изучения нового программного обеспечения трудно переоценить.

История третья. Конструкторы технологического отдела крупного машиностроительного предприятия в Москве долгое время работали с AutoCAD. После принятия решения о переходе на систему КОМПАС я провел расширенный курс обучения, который включил в себя не только освоение чертежных возможностей, но и работу со специальными библиотеками и дополнительными модулями. Результат охарактеризовал один из конструкторов: «За годы работы мне пришлось пройти много разных курсов повышения квалификации. Этот курс, несомненно, один из самых интересных и, главное, нужных». Хотя в процессе учебы пришлось выслушать много «ностальгических» замечаний: «А вот у нас в Автокаде…».

5. Учиться на ошибках хорошо, но лучше, чтобы эти ошибки совершали другие. Возьмем идеальный случай: конструктор самостоятельно освоил чертежные возможности системы, работает, выдает «на-гора» кипы документации. Однако ему недосуг залезать во всякие системные файлы и настройки, его вроде бы устраивает состояние системы «по умолчанию». Именно здесь он очень сильно обделяет себя. В процессе работы ему приходится совершать массу рутинных операций, например по сто раз заполнять одни и те же графы штампа, записывать одни и те же пункты технических требований и т.п. Все эти проблемы легко разрешимы, надо только знать, как это сделать. Почему бы не воспользоваться знаниями тех, кто эти процессы уже освоил? Преподаватели, работающие в фирме «Аскон», — это не просто квалифицированные пользователи систем КОМПАС, но также и специалисты в области практического конструирования с многолетним опытом работы.

6. Научиться чертить — только половина успеха. Освоение чертежных возможностей системы — еще не все. Автоматизированное проектирование, как известно, включает в себя и выполнение расчетных задач, и выпуск текстовых документов, полных комплектов КД с главным документом — спецификацией на изделие. Если черчение на компьютере во многом сходно с черчением на кульмане, то выпуск спецификации, тем более связанной со сборочным чертежом, ведение электронного архива конструкторско-технологической документации требуют от будущего пользователя довольно серьезной перестройки мышления и изменения самих подходов к этим процессам. Придется изучить такие термины, как объекты, описания, атрибуты, элементы и пр., нужно получить основы знаний по ведению баз данных. Освоение приемов работы с блоком проектирования спецификаций, с системой КОМПАС-МЕНЕДЖЕР — довольно сложный и трудоемкий процесс. Многие из тех, кто самостоятельно пытается изучить эти программные модули, останавливаются после первых же неудачных попыток, делая неверное заключение о том, что системы сложны и неудобны. Тем самым они упускают возможность существенно облегчить себе в будущем работу по изменению конструкции, созданию новых проектов на основе уже существующих и т.п.

История четвертая. Конструкторское бюро системы Министерства путей сообщения увеличило количество рабочих мест, оснащенных комплексом КОМПАС-ГРАФИК, и провело курс обучения для новых пользователей. Сотрудники, которые освоили систему ранее (самостоятельно), попросили меня провести несколько дополнительных консультаций о работе с модулем проектирования спецификаций, который, как они считали, ими уже изучен. Выяснилось, что такая уверенность была несколько преждевременной, так как конструкторы освоили лишь базовые принципы работы: составление спецификации, не связанной со сборочным чертежом, в ручном режиме. Результатом проведенных консультаций стало резкое повышение качества проектирования, надежности полученных результатов и удобства работы.

7. Учебный курс — не просто получение знаний о том, как работать с системой. Довольно часто возникает такая ситуация: в конце обучения у нас остается 1,5-2 часа свободного времени, его я обычно затрачиваю на то, чтобы показать пользователям дополнительные возможности работы с программой, а также продемонстрировать расчетные модули и библиотеки. Обычно речь идет о модулях расчета механических передач, пружин, о системе трехмерного твердотельного моделирования. Примерно в половине случаев оказывается, что отдел АСУ предприятия не закупил для специалистов именно те библиотеки, которые наиболее необходимы в их повседневной работе и существенно облегчают и ускоряют дело, а ограничился базовым графическим модулем.

***

Вот, пожалуй, основные доводы в пользу проведения специального обучения. Не хотелось бы, конечно, чтобы у читателя сложилось впечатление, будто бы я считаю невозможным успешное самостоятельное освоение системы. Это, естественно, не так: как говорится, не боги горшки обжигают, да и сам автор все осваивал самостоятельно. Именно поэтому, набив в свое время немало шишек, хочется помочь коллегам облегчить этот тернистый путь.

И нужно для этого всего-то ничего: те самые 32 часа, которые вынесены в названии статьи, и желание (непременно!) узнать и освоить новое, интересное и увлекательное дело, каким является проектирование с помощью компьютера.

«САПР и графика» 8'2000