8 - 2001

CATIA, лето, все отдыхают…

Павел Голдовский, Евгений Решетько

Лето, короткие ночи, долгие дни... Само время кажется бесконечным... Видимо, программисты из Dassault Systemes тоже прониклись этим ощущением, и очередной седьмой релиз CATIA 5 вышел 26 июня сего года — всего через три месяца после выхода предыдущего.

Сначала немного голой статистики — добавлено 19 новых продуктов, теперь в CATIA V5 их стало 97. И, видимо, начиная со следующего релиза дальнейшее расширение CAТIA V5 будет проводиться за счет специализированных решений для различных отраслей, поскольку универсальные решения CATIA V5 закрывают практически все вопросы проектирования и подготовки производства, а во многом и перекрывают возможности, реализованные в CATIA V4.

Что можно сказать о новом релизе? Четко прослеживается ряд направлений развития CATIA. Одно из них — Knowledge — область знаний. Следует напомнить (особенно тем, кто утверждает, что только у них и только сейчас...) тот исторический факт, что это понятие впервые появилось еще в СATIA V4 и что в самом первом релизе CATIA V5 модуль Generative Knowledge уже присутствовал.

К семейству продуктов в области знания добавился Product Knowledge. Этот модуль позволяет создавать примитивы (твердотельные и поверхностные), содержащие в себе элементы области знаний — внутреннюю спецификацию, правила, условия модификации и т.д., то есть создаваемые нами детали приобретают признаки интеллекта.

В CATIA V5 уже имелись решения, ориентированные на автомобильную промышленность. Но Dassault Systemes начала реализацию платформы Р3 (платформы, содержащей корпоративные решения). Ранее в этой платформе присутствовал только один продукт — пакет анализа конструкции из листовых деталей, собранных посредством клепки, сварки, склейки или болтовых соединений. В новом релизе платформа Р3 расширена за счет еще одного продукта — Automotive Class A 3 (рис. 1).

Automotive Class A3 содержит специализированные инструменты для проектирования автомобильных поверхностей или поверхностей класса А. Кривые и поверхности ассоциативны. Помимо инструментов моделирования имеется набор средств анализа качества поверхностей и визуализации. Поверхности, полученные в этом модуле, могут непосредственно использоваться в твердотельном моделировании, анализе на прочность, генерации программ ЧПУ...

В прошлом релизе в платформе Р2 вышли первые модули для судостроения — диаграммы воздуховодов и вентиляционных каналов. Развитием линейки продуктов для судостроения стали модули Equipment Arrangement 2 и Equipment Support Structures 2, предназначенные для компоновки и установки судового оборудования, и модули Electrical Cable Definition 2 и Electrical Connectivity Diagrams 2 — средства прокладки силовых кабелей и выпуска принципиальных схем.

Для решения задач прокладки трубопроводов и шлангов предлагаются два новых продукта: Piping Design 2 и Tubing Design 2. Трубопроводы, как и все решения CATIA V5, имеют спецификацию построения, ассоциативны с другими компонентами электронного макета; предусмотрена возможность формирования правил, проверок и других форм системы знаний (рис. 2).

Разработчики не обошли своим вниманием и обработку резанием: вышли модули токарной обработки, в модуле Multi-Axis Surface Machining появились четырехосевая обработка и специальные стратегии для обработки турбинных лопаток.

CATIA исторически славилась своей поверхностной математикой. Перенос функций на новое ядро и новую идеологию шел постепенно. В CATIA V5.7 добавилась возможность связывать параметры поверхностей формулами, масштабировать кривые-параметроносители, появились дополнительные функции построения линий и плоскостей, новые функции сглаживания кривых по кривизне с контролем девиаций. Расширением поверхностной математики является новый продукт Generative Shape Optimizer 2, содержащий средства для решения таких задач, как локальные деформации поверхностей, стыковка поверхностей по граничным условиям, развертки поверхностей и оболочек (рис. 3).

В CATIA многие идеи и функции находили реализацию раньше, чем в других системах. Вот и в новом релизе впервые появился инструментарий, который позволяет проводить анализ деформаций в рабочих условиях в рамках полного цифрового макета (модуль DMU Engineering Analysis Review 2).

Расширились функции и такого, казалось бы, традиционного модуля, как Part Design (твердотельное моделирование). Как мы уже писали в предыдущих статьях, в CATIA можно строить многоконтурные скетчеры. В новом релизе для построения практически всех примитивов можно использовать выбранные из скетчера контуры. При построении полых тел, оболочек, сопряжений и уклонов система анализирует топологию на предмет возможных проблем, помогает пользователю. Появились специальные решения для проектирования литых и штампованных деталей — уклоны с переменным углом и сопряжения по ограничивающим поверхностям. Расширены возможности работы с каталогами, и теперь там можно размещать примитивы.

Раз уж мы упомянули литые детали, то надо сказать и о развитии модуля литейной оснастки. В Mold Tooling Design 2 добавлены новые виды компонентов оснастки. Облегчено позиционирование компонентов. Упрощено редактирование осей компонентов. Появилась возможность выбора сечения литника из каталога. Добавлен новый стандартный каталог литейной оснастки.

Серьезные изменения произошли и в платформе Р1. Они касаются не столько расширения функциональности уже существующих продуктов, сколько изменения качественного состава платформы. Появление в Р1 FreeStyle Shaper 1 дает возможность использовать в системе среднего уровня (каковой в общем-то и является CATIA P1) недорогие и эффективные инструменты для дизайнера (рис. 4).

Интеллектуализация проектирования в CATIA распространяется на все платформы: вышеупомянутый Product Knowledge Template также присутствует в платформе Р1.

Из наших прошлых статей о платформе Р1 вы уже знаете, что здесь представлены не только решения для проектирования деталей и выпуска конструкторской документации на них, но и модули, связанные с управлением электронным макетом изделия и подготовкой производства. О модуле Mold Tooling Design 1 можно сказать то же, что и об одноименном продукте платформы Р2.

И наконец, самая главная новость: с появлением модулей для обработки платформа Р1 теперь может обеспечивать в своей нише комплексные решения «проектирование — оснастка — производство». На сегодняшний день Dassault Systemes предлагает в рамках платформы Р1 следующие средства обработки: Lathe Machining 1 (токарная обработка с ЧПУ) и Prismatic Machining 1 (2,5-координатная обработка с ЧПУ), принципиально отсутствующие в пакетах, отнесенных к «среднему» САПР. Таким образом, платформа P1 становится не только и не столько дополнением к платформе Р2, но законченным сквозным решением — от дизайна до обработки.

Возвращаясь к теме лета, можно вспомнить еще об одном событии — выставке в Ле-Бурже. Помимо различных сенсаций и скандалов следует обратить внимание еще на один примечательный факт — на демонстрацию CATIA V5, которая проводилась не только на стендах Dassault Systemes (что является традиционным), но и на стенде AIRBUS, где можно было увидеть и модель пилона двигателя самолета A380, выполненного в CATIA V5, и цифровой макет этого же лайнера, собранный посредством ENOVIA из компонентов, созданных в различных системах.

Кроме того, налицо много «мелких штрихов», которые не очень афишировались, но были заметны специалистам: оба конкурирующих проекта истребителя JSF (проекты фирм Boeing и Lockheed Martin) были созданы в CATIA. И Eurocopter, и Eurofighter, и другие, как ни странно, тоже...

***

Таковы летние новости. А теперь пора в отпуск, к морю…

«САПР и графика» 8'2001