8 - 2003

«Царскосельский завод — София»: разработки для строительства

в системе КОМПАС

Андрей Богданов

Российским дорогам нужны новые технологии

Возрождение российской духовной культуры

В № 6 журнала было рассказано о внедрении информационных технологий на «Царскосельском заводе — София». Это предприятие получило известность в области производства и ремонта железнодорожной и строительной техники. В данной статье речь пойдет о создании на заводе строительных конструкций и его участии в восстановлении храмов.

«Царскосельский завод — София» ведет свою историю с 1903 года. Успешно развиваясь в области производства техники, предприятие в 2000 году вошло в состав Балтийской строительной компании — группы, включающей около ста подразделений и организаций, работающих в Северо-Западном, Центральном, Южном регионах и на Дальнем Востоке. Компания осуществляет работы по реконструкции магистралей и созданию путепроводов, мостов, опор контактной сети, тяговых подстанций, современных линий волоконно-оптической связи. После вхождения в состав БСК расширилась география заказчиков завода.

Российским дорогам нужны новые технологии

Войдя в состав финансово-промышленной группы, царскосельское предприятие вышло на новый уровень развития — освоило строительную отрасль. Проект Ладожского вокзала — один из наиболее масштабных для Северной столицы и России в целом. Пуск первой очереди состоялся в мае этого года, в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Многоуровневый комплекс включает техническую станцию, железнодорожные платформы, станцию метрополитена, парки приема поездов, автостоянку и многое другое.

Конструкторы «Царскосельского завода — София» разработали уникальную систему надвижки пролетных строений вокзала. Это приспособление обеспечило подъем и перемещение железобетонных конструкций весом более 100 т на высоте до 7 м. Система была полностью спроектирована в САПР КОМПАС, которая внедрена в конструкторско-технологическом отделе предприятия в 1996 году и сегодня является базовой. В настоящее время используется более 20 лицензий системы.

Проекты строительной и железнодорожной техники, разработанные на заводе, не раз побеждали в тендерах. И в случае с Ладожским вокзалом разработка завода выиграла у альтернативного проекта. Приспособление, как и многие другие изделия, запатентовано предприятием.

Специалисты завода оценили возможности КОМПАС непосредственно при проектировании здания вокзала. На основе документации КМ, разработанной генеральным проектировщиком (общие планы здания), средствами КОМПАС была проведена детализация и расчеты целого ряда элементов: металлоконструкций переходов галерей, навесов над платформами и т.д.

Предприятие продолжило применение САПР КОМПАС в строительстве. Аналогичные работы были выполнены для строящейся в настоящее время гостиницы на 2-й линии Васильевского острова. Для железных дорог предприятие ведет проектирование и производство металлических опор и ригелей для контактной сети, которые отличаются значительно меньшим весом (примерно в 10 раз) по сравнению с железобетонными аналогами.

В составе БСК одним из стратегических направлений для «Царскосельского завода — София» стало производство и поставка гофроструктур и металлоконструкций для создания мостов и тоннелей без внутренних опор. Это первое в России производство полного цикла такого рода. Технология строительства туннелепроводов позволяет в ряде случаев избежать остановки работы железнодорожной магистрали. Именно таким образом ведутся работы на 25-м километре Варшавской линии Октябрьской железной дороги.

Выпуск этих конструктивных элементов выделен на предприятии в отдельное производство, где используется нестандартное оборудование. В марте состоялся торжественный пуск линии по оцинковке гофроструктур.

Генеральный директор предприятия Георгий Полишко говорит: «Производство и поставка данных конструкций — наша стратегическая задача. Российским дорогам без этих технологий не обойтись. Оперативный переход на выпуск новой продукции под ключ позволяет заводу завоевывать новые рынки. И в этом нам также помогают новейшие информационные технологии». И здесь предприятие опережает конкурентов: шведские и канадские компании буквально рвутся с подобными технологиями в Россию. Гофроструктуры производства царскосельского предприятия уже используются в одном из крупнейших международных инвестиционных проектов на территории России в проекте разработки Сахалинского нефтегазового шельфа «Сахалин-1». Генподрядчиком по созданию подъездных путей здесь выступает БСК.

В начало В начало

Возрождение российской духовной культуры

БСК и «Царскосельский завод — София» совместно осуществляют реконструкцию православных храмов в России и за рубежом. В первую очередь в этой области стоит отметить работу по созданию и установке креста Морского собора в Кронштадте. Собор был заложен по указу императора Николая II в 1903 году в честь 200-летия российского флота как памятник «чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а также способствовавшим развитию и славе флота». Строился храм на средства Морского ведомства и на деньги, собранные моряками. Его освящение состоялось 10 июня 1913 года. Крест храма служил основным навигационным ориентиром в этом регионе до 30-х годов XX века. За годы советской власти собор пришел в крайне плачевное состояние, хотя наряду с историческим центром Петербурга занесен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кронштадтский Морской собор — уникальнейший храм, не имеющий внутренних опор. Соборов такой конструкции в нашей стране больше нет. А по размерам он уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве. И еще один любопытный факт: копия креста Морского собора стоит на Эльбрусе — высочайшей вершине Европы. Ее установили в прошлом году российские альпинисты.

Перед специалистами конструкторско-технологического отдела была поставлена довольно сложная инженерная задача — крест должен был быть пустотелым и в то же время выдерживать большие нагрузки ветра. Моделирование, предварительные расчеты и выпуск конструкторской документации велись в системе КОМПАС 3D. Был произведен расчет массы конструкции, моментов инерции, площадей поверхностей, подвергающихся золочению. После этого стало понятно, что в проект необходимо внести изменения, обеспечивающие устойчивость креста. Для проверки расчетов конструкторы поднялись на купол и убедились в том, что в старой конструкции действительно имелись дополнительные элементы. Проработка трехмерной модели проводилась вплоть до последней детали. Активно использовались прикладные библиотеки КОМПАС. Все крепежные элементы, не считая декоративных лицевых гаек, взяты из библиотеки стандартных крепежных элементов для КОМПАС 3D; все профили металлоконструкций из сортового проката заимствованы из конструкторской библиотеки. Поскольку проект выполнялся параллельно с другими, то ресурсов (людей и времени) было выделено мало. Все делалось силами двух человек. 31 октября 2002 года была проведена успешная установка креста на купол Морского собора.

«Царскосельский завод — София» принял участие с данным проектом в «Конкурсе АСов КОМПьютерного 3D-моделирования 2002», проводимом компанией АСКОН. В конкурсе участвовали более 40 предприятий России и СНГ. Разработка «Царскосельского завода — София» заняла третье место.

В марте предприятие завершило создание металлоконструкций купола и креста для православного собора в Роттердаме. Ведутся работы по реконструкции и строительству новых храмов.

По оценке генерального директора Георгия Полишко, залог успешного развития предприятия — в эффективном взаимодействии всех служб, призванном обеспечить оптимальную скорость и качество разработки изделий, оперативное выполнение задач, поставленных заказчиками. Внедрение информационных технологий, безусловно, играет в этом процессе одну из ключевых ролей. А работы «Царскосельского завода — София» в области строительства и архитектуры демонстрируют эффективность применения базовой CAD-системы в различных направлениях.

В начало В начало

«САПР и графика» 8'2003