8 - 2003

Земля и люди

Современное программное обеспечение

Валентина Чешева

Все течет, все меняется…

Современное программное обеспечение

Земля и люди

Все течет, все меняется…

Требования к проектировщикам за последние годы стали другими. Сегодня уже нельзя проектировать так, как вчера. Жизнь изменилась, и заказчик изменился — возросли его запросы. Только при переходе на компьютерное проектирование можно сократить время, затрачиваемое на создание проекта, и при этом повысить качество проектных работ.

Современное программное обеспечение

В проекте все начинается с земли, а именно — с изысканий и планировочных решений. На современном рынке предлагается несколько цепочек ПО для автоматизации раздела «Изыскания, генплан и транспорт». Вкратце рассмотрим некоторые из них.

Autodesk Land Desktop R3

Профессиональная система для решения задач в области гражданского строительства, геодезии, картографии и генплана разработана компанией Autodesk на базе пакета AutoCAD 2002. Система включает функциональные возможности Autodesk Map R5. При этом функциональность можно наращивать с помощью дополнительных модулей Autodesk Civil Design R3 и Autodesk Survey R3. Поддерживаются русский и английский языки.

PLATEIA 5.0

Программный комплекс (разработка CGS Software, Словения) для проектирования автомобильных дорог в среде AutoCAD. Языки — английский и русский.

Комплекс состоит из пяти модулей:

Местность — работа с координатной геометрией, картами и цифровыми моделями местности и рельефа.

Оси — отрисовки осей и разбивка дороги в плане.

Продольные профили — построение продольных профилей и вписывание вертикальных кривых.

Поперечные сечения — широкий набор инструментов для быстрой и удобной работы с поперечными сечениями.

Транспорт — разметка дорог, расстановка дорожных знаков, проектирование щитов.

Программный комплекс GEONICS

Этот комплекс включает следующие системы:

Система RGS v.5 — обеспечивает автоматизацию процесса обработки полевых измерений.

GEONICS — ТОПОПЛАН — электронная база данных всех топографических знаков (точечных, линейных и площадных).

GEONICS — РЕЛЬЕФ — программа позволяет построить максимально достоверную для заданной входной информации 3D-поверхность в виде граней. Исходные данные для построения трехмерной триангуляции (пикеты) могут быть получены самыми различными способами, которые можно использовать в любых сочетаниях. Пакет понимает модели рельефа, созданные в системах Land Desktop, CREDO и др.

GEONICS — ГЕНПЛАН.

Среди ключевых особенностей можно выделить следующие:

• создание разбивочного чертежа;

• создание чертежа организации рельефа с отрисовкой красных горизонталей;

• автоматический подсчет объемов земляных масс и оформление чертежа плана земляных масс;

• создание и оформление чертежа сводного плана сетей;

• решение вопросов благоустройства территории.

Технологическая линия CREDO

CREDO ТОПОПЛАН 1.0 — создание цифровой модели местности и выпуск топографических планов.

CREDO ЛИНЕЙНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ — обработка материалов линейных и полосных изысканий, создание цифровой модели местности и выпуск топографических планов.

CREDO ГЕНПЛАН 1.0 — проектирование генеральных планов промышленных и гражданских объектов.

CREDO ДОРОГИ 1.0 — проектирование загородных автомобильных дорог.

В начало В начало

Земля и люди

Итак, спектр программ достаточно широк, и заказчик может выбирать, с каким программным продуктом работать. Сложность тут заключается в том, что эти продукты в значительной степени дублируют друг друга. Как же нашей фирме удается выходить из положения, удовлетворяя и запросы пользователей, и амбиции разработчиков?

Прежде на всех семинарах и выставках я говорила с каждым пользователем об отдельных цепочках. Считалось, что между разработчиками существует жесткая конкуренция. Да, пересечения между пакетами есть, и раньше разработчики с трудом шли на контакт. Каждый из них считал, что его продукт лучше, и мало общался с другими разработчиками. Но сейчас разработчики смотрят на жизнь несколько иначе. На одном из наших семинаров они познакомились, посмотрели системы друг друга и поняли, что умение интегрировать чужие модули и использовать чужие данные сегодня очень важно.

Выбор оптимального решения происходит одновременно с ненавязчивым обучением пользователя высококвалифицированными специалистами, которые обладают глубокими техническими знаниями и навыками маркетинга. Так, если пользователь только начинает определяться в выборе программного продукта, мы сначала показываем ему все, что есть, а потом уточняем задачу. Далее выбираем какой-то продукт в качестве базового и добавляем модули из других продуктов — к счастью, сегодня это возможно.

Наша главная задача — помочь пользователю, зачастую пребывающему в растерянности: сначала к нему приезжает одна команда и показывает свою систему, спустя какое-то время — другие люди показывают вторую, затем еще кто-то — третью. Сравнить их невозможно. Кому поверить: тому менеджеру, который красноречивее говорит, или тому, который эффектнее выглядит? В этой ситуации для пользователя полезнее всего увидеть все продукты в одном месте. На наших семинарах многие пользователи подтвердили, что это наиболее удобный для них способ.

Могу с уверенностью сказать, что знающие специалисты фирмы «АвтоГраф» все вам покажут и обо всем расскажут, помогут решить специфические для вашего предприятия проблемы. Ежегодно «АвтоГраф» проводит семинары на тему «Изыскания, генплан и транспорт». На этих семинарах пользователи говорят о результатах своей работы, показывают проекты, выполненные в предлагаемых программах.

Сегодня я познакомлю читателей с начальником и главным инженером проекта ОПР ГУП РМС Анатолием Ивановичем Гавриловым.

Дискуссия в рамках пользовательского семинара

 

Анатолий Иванович, расскажите о вашей организации.

– Отдел проектных работ (ОПР) был сформирован в начале 1997 года как структурное подразделение при Государственно-унитарном предприятии развития Московского региона г.Москвы (ГУП РМР). Отдел должен решать задачи по разработке проектно-сметной документации подъездных автомобильных дорог к участкам садоводческих объединений, а также проектов планировки и застройки территории садоводческих товариществ. Изначально было принято решение, что работы будут выполняться при помощи компьютерных программ.

Какие программы помогают вам успешно выполнять проекты?

– Проектирование автомобильных дорог выполняется автоматизированным способом с использованием комплекса программ CREDO. В настоящее время ОПР на конкретных объектах осваивает программу PLATEIA. Это специализированное приложение к Autodesk Land Desktop — системе на базе известного графического редактора AutoCAD, в котором легко и удобно работать.

Разработка генеральных планов объектов застройки осуществляется в программе Geod, которая тоже является приложением AutoCAD.

Анатолий Иванович, а почему был выбран AutoCAD?

– Как вы заметили, у нас комплексный подход к решению проектных задач. И связующим звеном в этой цепочке является AutoCAD. В дальнейшем с нашими планировочными решениями работают проектировщики (архитекторы и смежные специальности), а они, как известно, работают в AutoCAD.

Ваш отдел организован сравнительно недавно. Много ли вы успели сделать?

– При численном составе в семь человек (главный инженер проекта, три специалиста автодорог, специалист генплана, специалист-сметчик и специалист, занимающийся обслуживанием компьютеров и периферийной техники) годовой объем выполняемых проектных работ составляет 40 км подъездных дорог (при средней протяженности объекта 1,5 км) и 250 га планировки и застройки территории садоводческих объединений (при средней площади садоводческого массива 20 га).

Наверное, это только начало. Какие у вас планы?

– При проведении работ в сложных природных условиях используемые нами программы CREDO и PLATEIA дают возможность оперативно, в нескольких вариантах, разработать и подобрать рациональное и конструктивное решение. Все это позволяет выполнить строительные работы в оптимальные сроки. Уверен, что в дальнейшем, с учетом использования этих программ, объемы выполняемых работ еще увеличатся, а качество возрастет. У нас все впереди!

Подъездная автодорога к садоводческому товариществу (Ступинский район Московской области)

 

Что еще вы хотели бы сказать читателям?

– Своими успехами в деле проектирования автомобильных дорог и разработки генеральных планов объектов застройки — во всем, что выполняется автоматизированным способом, ОПР в значительной мере обязан фирме «АвтоГраф». На протяжении ряда лет эта компания успешно сотрудничает с нами: обучает пользованию новыми программами, организует семинары и консультации высококвалифицированных специалистов по широкому спектру вопросов проектно-изыскательских работ, оперативно извещает нас о новых разработках и обновлениях программных продуктов.

В начало В начало

«САПР и графика» 8'2003