Комплексные подходы для решения задач подготовки производства газоперекачивающих агрегатов на примере совместного экспериментального проекта компании СОЛВЕР и НПО «Сатурн»
Инженерный анализ и оптимизация конструкции
Технологическое проектирование
Управление жизненным циклом изделия
Инженерно-консалтинговая компания SOLVER (СОЛВЕР) продолжает цикл статей по реализованным ею проектам автоматизации проектирования и производства на ведущих отечественных машиностроительных предприятиях.
НПО «Сатурн» ведущий российский производитель газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения. Крупнейшие в стране научно-технические мощности и современная производственно-технологическая база позволяют предприятию осуществлять перспективные программы в области разработки и производства газотурбинной техники для гражданских и военных самолетов, наземных силовых установок, газотурбинных теплоэлектростанций и газоперекачивающих агрегатов для топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Одним из видов продукции, выпускаемой объединением, являются газоперекачивающие агрегаты серии ГПА-4РМ. С целью поиска эффективных путей сокращения затрат и сроков подготовки их производства, изготовления и сопровождения, а также для повышения качества агрегатов НПО «Сатурн» и компания СОЛВЕР реализовали совместный экспериментальный проект, в результате которого был создан действующий прототип автоматизированной системы управления процессами жизненного цикла этого изделия.
В рамках указанного проекта были выполнены следующие работы:
• разработка изделия (трехмерное моделирование и подготовка конструкторской документации, создание библиотеки применяемых элементов конструкции и т.д.);
• инженерный анализ конструкции (анализ прочности, жесткости конструкции и подготовка предложения по совершенствованию конструкции);
• разработка операционной технологии изготовления, а также управляющих программ и постпроцессора для оборудования с ЧПУ;
• проработка принципов эффективного управления процессами жизненного цикла изделия.
Разработка изделия
Проектирование сборочной единицы «Контейнер»
Рабочее проектирование трехмерных моделей деталей и узлов сборочной единицы «контейнер» осуществлялось средствами программного комплекса Pro/ENGINEER по предоставленным рабочим чертежам и схемам. При этом использовались как восходящий (рис. 1а), так и нисходящий (рис. 1б) методы проектирования.
Всего конструкция изделия «контейнер» содержала более 1500 наименований деталей и 150 наименований сборочных единиц общим количеством 4485, поэтому было необходимо создать упрощенные представления сборочных единиц, позволявшие увеличить скорость работы со сборкой и облегчить визуализацию участка сборки, с которым производится работа. В целях повышения эффективности управления сборочной единицей (например, для уменьшения времени, необходимого для просчетов сборки, и для упрощения работы при моделировании сложных элементов) было применено каркасное моделирование (рис. 2) и упрощенные представления.
От каркаса сборки (Skeleton) зависят структура сборки, пространственные требования, состыковка и другие характеристики, которые можно использовать для определения геометрии компонентов и анализа их перемещений. Применение каркасных моделей в нескольких сборках позволяет распространить критерии проектирования ассоциативно по всей структуре изделия и является оптимальным механизмом для управления итерациями проекта верхнего уровня и распределения заданий между исполнителями проекта.
Упрощенные представления (Simplified Representations) используются для оптимального управления загрузкой и отображением элементов сборки в рабочем сеансе Pro/ENGINEER. Это дает возможность сформировать рабочую среду таким образом, чтобы работать только с актуальной информацией.
Проектирование деталей из листового материала
Примерно половина деталей проектируемого изделия должна была изготавливаться из листового материала. Базовые возможности Pro/ENGINEER, включающие такие необходимые операции, как гибка, развертка (в том числе деталей, подвергающихся технологической деформации рис. 3), расчет длины развертки, формовка деталей любой сложности, обеспечили успешное выполнение этой работы, поскольку позволяли точно учитывать технические характеристики применяемого гибочного оборудования.
Разработанные модели содержали в себе всю информацию, необходимую для изготовления деталей: допуски на размеры (рис. 4), допуски формы и расположения поверхностей, сведения о чистоте поверхностей, текстовую информацию. Допуски проставляются с использованием готовых таблиц. При этом достаточно проставить лишь квалитет (например, H9) и система автоматически присвоит значение допуска в соответствии со значением размера. При изменении размера величина допуска автоматически изменяется.
Проектирование металлоконструкций
Каркас контейнера представлял собой сварную конструкцию из металлических профилей. Для ее проектирования дополнительно применялся модуль Pro/ENGINEER Expert Framework Extension (этот новый модуль появился в последнем релизе Pro/ENGINEER Wildfire), предлагающий широкий выбор инструментов для простой и удобной работы по проектированию металлоконструкций (рис. 5).
Работу можно проводить с каркасной моделью общей сборки или сборочной единицы. Конструктор выбирает необходимый профиль из существующей пополняемой библиотеки и закрепляет его на каркасе двумя кликами мыши (длина детали затем будет получена автоматически). Для создания и расположения второй детали, которая ориентирована так же, как и первая, достаточно уже одного щелчка мыши по линии, ограничивающей длину будущей детали. Конструктор не теряет времени на создание отдельных деталей они автоматически формируются при указании места расположения и номера профиля. Кроме того, быстрее осуществляется процедура сборки, поскольку нет необходимости использовать команды типа Mate, Align и т.д. Быстро выполняются и такие операции, как замена профилей, перемещение, вращение и т.д.
После установки деталей из профиля выполняется подрезание стыков. Существуют готовые схемы подрезки, из которых по эскизу можно выбрать подходящий способ и в диалоговом режиме произвести необходимые операции. Ни один из способов подрезки не требует создания эскизов все выполняется в диалоговом режиме. При изменении размеров профиля и каркасной модели подрезка автоматически изменяется в соответствии с новыми размерами.
Expert Framework Extension содержит базу соединительных элементов: крепежа, косынок, платиков и схем соединения (рис. 6), а также библиотеку аксессуаров: петель, крышек, опорных колес. Детали создаются на лету по готовым схемам в диалоговом режиме и без эскизов. Создаваемым деталям и сборочным единицам автоматически присваиваются имена согласно предварительно заданной схеме.
Преимущества, получаемые при проектировании металлоконструкций с использованием модуля Expert Framework Extension, состоят в том, что скорость работы становится в несколько раз выше по сравнению с выполнением аналогичных действий только средствами базового модуля Pro/ENGINEER.
Кроме того, Expert Framework Extension позволяет автоматически создавать упрощенные представления моделей. В зависимости от выбранного уровня проработки данный модуль временно скрывает те или иные подробности (фаски, радиусы, отверстия и т.д.), оставляя внешний контур конструкции. Это значительно ускоряет работу со сборкой по сравнению со стандартными средствами Pro/ENGINEER для создания упрощенных представлений.
Проектирование магистралей трубопроводов
Эффективность применения Pro/ENGINEER была подтверждена и при проектировании магистралей трубопроводов, входящих в состав изделия (рис. 7). Так, на этапе эскизной проработки, когда только определялся общий вид изделия и еще не было окончательно определено местоположение составляющих элементов, они уже были соединены трубопроводами. Благодаря этому уже на ранних стадиях проектирования удалось определить наиболее рациональные в плане технологии параметры магистралей, к которым относятся минимальный радиус гибки, минимальная длина прямолинейного участка и т.д. Все эти значения были занесены в параметры магистрали, что позволило обеспечить необходимые зазоры между трубопроводами и ограничивающими элементами конструкции, а также давало возможность их изменения.
После утверждения одного или нескольких вариантов компоновки проектируемого изделия наступает этап детальной проработки и разработки КД. При этом нередко изменяется местоположение узлов и агрегатов, уточняются технологии изготовления. Возможности Pro/ENGINEER позволили сэкономить время на дополнительную проработку благодаря автоматическому видоизменению магистралей после внесения необходимых поправок и за счет отслеживания всех возможных недоработок конструкции (уменьшение зазоров, выступание за габариты, вероятные отклонения от размеров и т.п.). Для этого также использовался модуль Pro/PIPING. В результате анализа всех возможных вариантов конструкции были выбраны оптимальные решения.
Известно, что на предприятиях ТЭК, судостроительной, машиностроительной, аэрокосмической и других отраслей при проектировании трубопроводов используется большое количество однотипных деталей и узлов под имеющийся сортамент труб, поэтому для них создаются библиотеки унифицированных элементов. Использование этих библиотек при моделировании магистралей в Pro/ENGINEER можно сделать автоматическим с помощью функции Pro/PIPING Specification-Driven.
Разработка чертежей
Создание чертежей деталей и сборочных единиц (рис. 8), связанных с трехмерными моделями двунаправленной ассоциативной связью входит в число базовых возможностей Pro/ENGINEER, причем применение шаблонов чертежа позволяет значительно сократить время, затрачиваемое на создание видов и символов.
Для составления спецификаций использовалось разработанное специалистами СОЛВЕР приложение PartList. Спецификации, сделанные с его помощью (рис. 9), также связаны с моделями двунаправленной ассоциативной связью.
Разработанная в Pro/ENGINEER конструкторская документация на проектируемое изделие и составляющие ее компоненты полностью соответствуют требованиям ЕСКД.
Проверка моделей и чертежей
Обычно на предприятиях различные модели изделий многократно используются в других проектах и приложениях, поэтому особую важность приобретают корректность их создания и достоверность содержащейся в них информации. Чтобы оптимизировать многократное использование моделей, они должны быть созданы в соответствии с общепринятой на предприятии методологией проекта. Заложенные Pro/ENGINEER возможности помогают проектировщикам правильно вести процесс моделирования, постоянно проверять модель на всех этапах ее создания, поскольку программа выдает подробную информацию обо всех найденных несоответствиях с установленными правилами (рис. 10). Таким образом, удается выявлять и исправлять отклонения от принятых правил на самой ранней стадии проекта, прежде чем модели будут использованы другими участниками проекта.
Инженерный анализ и оптимизация конструкции
В рамках проекта был осуществлен анализ конструкции контейнера газоперекачивающего агрегата с использованием программного комплекса Pro/MECHANICA. По результатам анализа были представлены рекомендации для усовершенствования конструкции. В ходе проделанных работ были выявлены наиболее нагруженные места конструкции, даны предложения по снижению уровня напряжений в опасных зонах, а также по уменьшению металлоемкости конструкции.
Проектирование деталей контейнера осуществлялось в Pro/ENGINEER, а дальнейшая работа проводилась с применением модуля Pro/MECHANICA STRUCTURE.
При расчетах были рассмотрены три варианта нагружения конструкции:
• рабочее нагружение;
• ветровое нагружение;
• сейсмическое нагружение.
Рабочее нагружение включает вес самого контейнера и весовую нагрузку расположенных в нем агрегатов и узлов. В рабочее нагружение были включены также реактивный крутящий момент со стороны газотурбинного двигателя, нагрузки от газовых сил нагнетателя и реактивной струи в угловом газоотводе.
Моделирование ветровых нагружений осуществлялось для наиболее неблагоприятного варианта при действии нагрузки на заднюю стенку контейнера, так как при этом ветровая нагрузка имеет то же направление, что и нагрузка от газовых сил нагнетателя.
При сейсмическом нагружении принималось, что одновременно по всем трем направлениям перегрузка составляет 2,5 g.
На начальном этапе исследовались воздействия рабочих и ветровых нагрузок, так как они являются постоянно действующими на конструкцию контейнера. После расчета вариантов усиления конструкции была проведена ее проверка на воздействие сейсмических нагрузок. Напряжения в контейнере, возникающие при рабочих и ветровых нагрузках, заметно меньше по сравнению с сейсмическим нагружением, поэтому было признано целесообразным производить контейнеры в двух вариантах исполнения (рис. 11): первый для работы в несейсмоопасных районах (возможно облегчение его конструкции), второй для эксплуатации в сейсмоопасных районах (здесь, наоборот, необходимо дополнительно усилить конструкцию).
В результате проведенных усовершенствований силовой конструкции контейнера, предназначенного для работы в несейсмоопасных регионах, его металлоемкость была снижена на 2964 кг (то есть на 15,5%) по сравнению с первоначальным вариантом за счет уменьшения толщин стенок в балках основания и толщины обшивки укрытия.
В силовой конструкции контейнера сейсмостойкого исполнения не удалось добиться снижения металлоемкости таким же способом. Однако затраты металла, пошедшего на усиление, было предложено частично компенсировать за счет уменьшения толщин стенок в раме нагнетателя. В результате общее увеличение массы силовой конструкции контейнера сейсмостойкого исполнения составило 1083 кг (6%) по сравнению с первоначальной.
Необходимо отметить, что Pro/MECHANICA, являясь аналитическим модулем программного комплекса Pro/ENGINEER, позволяет осуществлять всесторонний прочностной анализ отдельных деталей и узлов проектируемого изделия на ранних стадиях проектирования, не прибегая к экспериментам с дорогостоящими прототипами.
Технологическое проектирование
Разработка операционно-маршрутных технологий
В качестве автоматизированного рабочего места технолога для разработки техпроцессов был использован программный комплекс Techcard фирмы ИНТЕРМЕХ (рис. 12). В состав АРМ входят отдельные подсистемы, которые могут функционировать как автономно, так и в комплексе:
• система организации и ведения архива технологической документации;
• система автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей для различных видов производств;
• система автоматизированного проектирования и оформления операционных эскизов или любых графических изображений, выводимых в технологический документ.
Проектирование операционных эскизов выполнялось на основе конструкторского чертежа детали или матмодели Pro/ENGINEER, переданной в Techcard через буфер обмена данных.
Возможности Techcard включают простановку на эскиз признака обработки и маркеров поверхностей, условных изображений опор, зажимов, центров и оправок. При проектировании карт наладок помимо операционных эскизов обеспечивается вычерчивание инструментальной наладки.
После завершения процесса проектирования автоматически формируется комплект технологических документов. Вид и состав комплекта документов, а также форма бланков определяются пользователем.
По окончании работы с модулем проектирования техпроцесс сохраняется в архиве. Имеется возможность настройки списка параметров техпроцесса, которые могут передаваться во внешние системы (например, в систему АСУП).
Разработка управляющей программы и постпроцессора
В рамках проектных работ была решена задача по оптимальному использованию раскройно-гибочного комплекса на базе оборудования Hammerle и Bystronic. Для этого были использованы возможности модуля Pro/ENGINEER Pro/SHEETMETAL для моделирования деталей из листового материала, входящего в состав базовой системы и NC/SHEETMETAL для создания раскроя и генерации УП (рис. 13). Посредством этих решений было выполнено проектирование параметрических твердотельных моделей из листового материала с использованием таких технологических операций, как размещение на листе, обрезка, подсечка, пробивка, формовка, лазерная вырезка по контуру.
NC/SHEETMETAL автоматически рассчитывает траекторию инструмента, при этом модель остается связанной с УП. Все изменения в конструкторской документации автоматически обновляют текст управляющей программы без ее повторной разработки.
При помощи модуля
Pro/NC-GPOST был разработан постпроцессор для станка лазерной резки Bystronic.
Управление жизненным циклом изделия
Поскольку для управления жизненным циклом изделий СОЛВЕР предлагает использовать программный комплекс Windchill, то все работы по планированию и управлению в рамках выполненного проекта осуществлялись с применением именно этого ПО. Работы включали следующие стандартные этапы:
• инициирование;
• планирование;
• исполнение;
• закрытие.
На этапе инициирования по утвержденной заявке на проект было разработано техническое задание, назначен руководитель проекта и сформирована проектная группа (рис. 14а).
В течение этапа планирования на основе исходных данных и требований ТЗ был составлен укрупненный план-график проведения работ (рис. 14б). Для этого применяли MS Project недорогое и надежное решение, интегрирующееся как с MS Office, так и с используемым на этапе исполнения проекта Windchill и решениями на основе его технологии (в частности, ProjectLink и PDMLink).
На этом этапе была выработана общая концепция обеспечения организационно-технического взаимодействия между исполнителями, входящими в состав команды проекта, а также выполнены подготовительные работы по обеспечению согласованного представления данных об изделии в электронном архиве Windchill. Для этого были созданы:
• команда проекта и административный домен Windchill;
• правила ограничения доступа к проектным данным и оповещения о событиях, происходящих в домене. В качестве политики оповещения было избрано оповещение руководителя проекта по e-mail о создании всех информационных объектов в административном домене. Более детальную проработку политики каскадного оповещения участников было предложено осуществить в процессе выполнения проекта внедрения, после построения моделей бизнес-процессов;
• отдельный кабинет и структура папок, предназначенных для хранения всех данных и материалов по данному проекту (рис. 15);
• шаблоны жизненных циклов для всех создаваемых в процессе выполнения проекта материалов, обеспечивающих их проверку на соответствие предъявляемым требованиям к качеству.
На основе полученного плана-графика было составлено детальное расписание работ, которое администратор проекта запланировал к выполнению через систему управления работами Windchill (рис. 16).
Во время исполнения проекта основная ответственность по координации деятельности и по управлению работами возлагалась на администратора проекта. При проведении проекта была реализована следующая схема управления работами:
• управление планом-графиком проведения работ;
• назначение заданий и сроков в системе управления работами;
• переназначение заданий и сроков выполнения для конкретных исполнителей;
• подписка на оповещение о выполнении заданий или о срыве сроков по ним;
• получение заданий исполнителями;
• создание необходимых документов (модели, чертежа и т.д.) с назначением им жизненного цикла, созданного при подготовке проекта. Оповещение руководителя проекта о создании документов выполнялось по e-mail автоматически службой оповещения Windchill;
• проведение документов по жизненному циклу до фазы «Выпущено» с контролем качества документа на шлюзе этапа «В работе». Маршрутизация выполнялась автоматически в соответствии с назначенным жизненным циклом;
• интеграция созданных документов с заданиями на выполнение работ;
• фиксирование выполнения заданий;
• организация связей строк плана-графика с заданиями на выполнение работ с использованием гиперссылок.
Полномасштабное внедрение системы подразумевает описание и адаптацию бизнес-процессов в контексте их жизненного цикла. При этом шаблоны планов-графиков могут быть получены автоматически на основе моделей ARIS, что позволяет экономить значительное время на этапе планирования работ по проектам. Кроме того, на этапе планирования целесообразно воспользоваться планом-графиком выполнения работ по аналогичному проекту, что дает возможность снизить временные затраты на планирование и учитывать опыт ранее выполненных проектов или проектов-аналогов.
При использовании Windchill автоматически отслеживаются история создания и изменения каждого информационного объекта данных о продукте, история его развития в процессе прохождения по этапам жизненного цикла и история изменения его статусов; кроме того, учитывается и другая необходимая для сопровождения продукции информация.
На этапе закрытия рабочая копия плана-графика работ с установленными гиперссылками на информационные объекты («Задание на изменения») и с отслеженными плановыми и фактическими показателями результатов выполнения проекта сохраняются в Windchill, а документ, содержащий план-график, переводится на заключительную фазу жизненного цикла, после чего внесение изменений в данную версию документа не допускается. Таким образом, осуществляется полная интеграция всей информации о проведенных работах и о материалах, полученных в результате выполнения этих работ.
Описанная схема проведения работ обеспечивает полное выполнение требований ISO 9001:2000 в части идентификации и контроля.
Управление данными об изделии
Windchill поддерживает весь комплекс информации о продукции, а также об истории ее создания и изменения. Следовательно, получив от потребителя изделия информацию об обнаруженном дефекте продукта с конкретным серийным номером, всегда можно определить, с какими возможными отклонениями данный продукт изготавливался, по какому технологическому процессу производился каждый его компонент, на базе какого комплекта КД и т.д.
Управление изменениями
Предлагаемый в Windchill подход базируется на передовых исследованиях в области управления конфигурациями и изменениями и уже испытан на ряде крупнейших предприятий в различных отраслях промышленности. Доказана его эффективность и в плане сокращения времени, и в плане радикального снижения затрат на проведение изменений. Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что применение этой технологии не только обеспечивает радикальное сокращение сроков проведения изменений, но и повышает качество работ и уменьшает количество ошибок. Такая подсистема использовалась для управления работами по выполненному экспериментальному проекту.
При осуществлении проекта в качестве примера использования подсистемы управления изменениями работы по снижению металлоемкости установки были проведены как изменение. После полномасштабного проведения работ по оптимизации конструкции новые конфигурации установок для сейсмических и обычных районов будут получены автоматически.
Следует отметить, что подсистема управления изменениями Windchill это готовая к использованию информационная система поддержки стратегии непрерывного улучшения качества по ISO 9000:2000.
Классификация и повторное использование частей
В настоящее время на крупных предприятиях нередко бывает, что одна и та же деталь разрабатывается различными службами более одного раза. При этом проводится полный цикл отработки технологии ее изготовления, что приводит к прямым затратам времени и средств. Поиск компонентов в Windchill, основанный на информации о физических, функциональных и прочих атрибутах, помогает решить данную проблему. Для этого в Windchill имеется подсистема упорядочивания базы компонентов на основе их классификации по различным признакам.
Поскольку разработка классификатора процесс весьма трудоемкий, в ходе которого необходимо исходить из поставленных перед системой навигационных задач, то во время экспериментального проекта был смоделирован реальный процесс, демонстрирующий возможности подсистемы для решения стандартных задач поиска. В качестве примера было создано классификационное поддерево, предназначенное для навигационного поиска элементов проектируемого агрегата деталей «дверь» (рис. 17).
Аналогичным образом могут быть классифицированы технологические процессы, инструмент, оснастка, заготовки, персонал и иные объекты, моделируемые с помощью этой функциональности.
Краткие выводы
Результаты выполненного проекта показали, что система сквозной конструкторско-технологической подготовки производства на основе комплекса программных средств Pro/ENGINEER-Pro/MECHANICA TECHCARD Windchill позволяет эффективно решать задачи по сокращению времени и затрат на подготовку производства изделий, по повышению работ, по снижению материалоемкости и себестоимости, по организации управления жизненным циклом изделий. Все это обеспечивает конкурентные преимущества не только в отношении конкретной выпускаемой продукции, но и для предприятия в целом.
СОЛВЕР предлагает
Инженерно-консалтинговая компания СОЛВЕР предлагает машиностроительным предприятиям сотрудничество с целью повышения эффективности их бизнеса.
Принципиальный подход, отличающий СОЛВЕР от других консалтинговых фирм и поставщиков программного обеспечения и оборудования, состоит в экспериментальном подтверждении предлагаемых комплексных и взаимоувязанных решений. Это позволяет при осуществлении совместных с заказчиками проектов внедрения (автоматизированных систем управления, проектирования и подготовки производства, технологий либо оборудования) сократить до предела риски, возможные при достижении поставленных задач.
Мы поможем решить ваши производственные проблемы, причем сделаем это быстро и качественно, потому что располагаем необходимыми знаниями, опытом и средствами для выполнения таких работ. Наша установка на долгосрочное партнерство и высокий уровень взаимопонимания с заказчиками позволит вам успешно развивать свой бизнес в современной быстро меняющейся экономике.