9 - 2000

Внедрение САПР: кадры решают все!

Ольга Потемкина

В настоящее время на российских промышленных предприятиях значительно интенсивнее, чем год или два назад, идет процесс внедрения систем автоматизированного проектирования конструкций и технологий. В современных условиях использование систем САПР позволяет существенно сократить сроки разработки и изготовления новых изделий, значительно повысить их качество. Сегодня российский пользователь имеет возможность выбора из многих зарубежных и отечественных систем разного класса и различной стоимости. Экономическая ситуация на рынке также складывается в пользу предприятий: отмечается рост промышленного производства, появляются реальные, а не спекулятивные инвесторы.

Компания «Аскон» давно и успешно работает на российском рынке САПР и знает ситуацию в отечественной промышленности не понаслышке. Более 850 предприятий из самых разных отраслей стали пользователями системы КОМПАС, причем в последнее время мы отмечаем рост рыночной активности наших заказчиков, тенденцию к более массовому внедрению компьютерных технологий.

Но сегодня мало просто купить САПР. Реальной отдачи от внедрения систем можно ожидать только в том случае, если подавляющая часть инженерно-технических работников будет включена в процесс автоматизированной разработки проектов и подготовки конструкторско-технологической документации. Практика показывает, что массовое оснащение зачастую невозможно не из-за недостатка денег или компьютеров, а из-за отсутствия грамотных молодых специалистов на предприятиях.

С этой проблемой мы сталкивались еще в начале 90-х годов при внедрении систем КОМПАС на крупных машиностроительных заводах. В группу обучения отбирали молодых и перспективных сотрудников, которые были заинтересованы в достижении реальных результатов, являлись горячими сторонниками компьютерных технологий проектирования и их не нужно было убеждать в целесообразности использования данных систем. Но, как оказалось, настоящие трудности были впереди. Успешная работа в системе немногих освоивших ее специалистов не оказала практически никакого влияния на общее положение дел. Для основной массы сотрудников практическая и эффективная работа с системой оказалась недоступной, и причин тому несколько.

В начале 80-х годов уровень аппаратного и программного обеспечения персональных компьютеров не позволял конструкторам в полной мере рассчитывать на автоматизацию своего труда. Кроме того, были необходимы специфические «электронные» знания, требовать которых от инженеров было невозможно (да и не нужно — ведь каждый должен заниматься своим делом). В 90-е годы проблема оснащения системами автоматизированного конструирования была решена, значительно вырос уровень применяемого программного обеспечения. Многие наши партнеры уже использовали у себя подобные системы.

Однако экономический кризис привел к массовому сокращению специалистов на промышленных предприятиях; талантливые инженеры были вынуждены заниматься совсем другими вещами. К 2000 году, на момент начала экономического роста, в хорошо оснащенных и автоматизированных инженерных подразделениях заводов стало попросту некому работать. Люди предпенсионного возраста самоотверженно осваивают компьютеры на рабочих местах, именно они сегодня — настоящий кладезь знаний и опыта, «золотой фонд» предприятий. Об этом писал Л.Теверовский в статье «”Ликбез” на рубеже веков» («САПР и графика» №5’2000). Технически грамотная молодежь неохотно идет работать на заводы; есть серьезные проблемы и у вузовского технического образования. Компания «Аскон» предвидела такую ситуацию и уже в течение пяти лет серьезно занимается разработкой методик по подготовке инженерных кадров.

С 1998 года в комплект поставки систем КОМПАС входят два тома книги «Практическое руководство пользователя». Это накопленный и обобщенный уникальный опыт наших специалистов по быстрому освоению и внедрению чертежно-конструкторских систем КОМПАС-ГРАФИК 5.х и приложений на его базе. «Практическое руководство» позволяет в короткий срок самостоятельно ознакомиться с основными возможностями системы и приступить к работе специалисту любого возраста и уровня подготовки. Методика изложения материала привлекает пользователей своей доступностью. Принцип «делай с нами» позволяет приступить к творческому процессу проектирования без боязни ошибиться.

К руководству прилагается специальная учебная база данных, в которой находится 150 файлов в формате фрагментов КОМПАС-ГРАФИК. Эти фрагменты представляют собой упражнения, которые должен выполнить пользователь при изучении системы. Все задания сопровождаются подробными комментариями. Их использование позволяет значительно сократить время освоения системы. Файлы с учебными заданиями расположены на дистрибутивном диске и автоматически устанавливаются на компьютер при инсталляции системы КОМПАС.

Пользователям рекомендуется проделать все упражнения в том порядке, в котором они изложены в руководстве. Однако если кто-то из пользователей считает, что достаточно хорошо овладел материалом по данной теме, то он может переходить к следующей, пропуская некоторые задания. Кроме того, любое упражнение может быть выполнено отдельно. Порядок выполнения задания дается в виде последовательных пронумерованных шагов. Такой способ изложения материала, с одной стороны, значительно упрощает и ускоряет усвоение материала, а с другой — требует от пользователя творческого отношения к выполнению задания:

  • В начале упражнения обычно приводится имя связанного с ним файла упражнения из учебной базы фрагментов.
  • Этот файл следует открыть в КОМПАС-ГРАФИК.
  • Графическая часть упражнения обычно состоит из двух частей (см. рисунок). Одна из них помечена как Образец. На образце изображено то, что должно получиться в результате выполнения задания. Образец выполняет исключительно демонстрационную функцию — чтобы было легче понять цель упражнения и контролировать правильность его выполнения.
  • Рядом с образцом расположено само задание. Именно здесь выполняются все построения, описанные в данном руководстве.
  • Часто в упражнении проставлены различные вспомогательные точки (р1, р2 и т.д.), которые можно использовать для выполнения операций привязки, если это указано непосредственно в задании. В противном случае эти точки могут служить для контроля правильности построения.
  • Следуя указаниям в тексте упражнения, пользователь по шагам выполняет предлагаемое задание.
  • После того как задание успешно выполнено, можно приступать к изучению и выполнению следующего.

При выполнении задания нужно иметь в виду, что предлагаемый в руководстве порядок действий является далеко не единственным. Например, при построении окружности задать ее радиус можно пятью различными способами. В разных заданиях используются различные приемы выполнения типовых действий. При выполнении реальных чертежей пользователь постепенно учится самостоятельно определять оптимальные способы работы.

Шаг за шагом, от простого к сложному, пользователь на практике изучает сложную современную систему, одновременно вырабатывая навыки правильной работы. Освоение компьютерного проектирования уже не является для него неразрешимой проблемой. Отзывы наших пользователей о предложенной методике — самые лестные.

Проблема отсутствия специалистов в области САПР на фоне общего подъема в промышленности привела к новой инициативе «Аскон». Не преследуя коммерческих целей, в декабре 1999 года компания выпустила в широкое обращение продукт КОМПАС-ГРАФИК LT. Это «облегченная» версия профессионального чертежно-конструкторского редактора КОМПАС-ГРАФИК. Популярность этой версии программы и пожелания многих людей приобрести книгу о ней привели нас к мысли о создании учебника на основе первой части «Практического руководства». В августе нынешнего года в московском издательстве «ЛОРИ» в серии «Просто и доступно» выпущена книга «Инженерная графика» (автор А.Е.Потемкин, аннотацию можно найти на http://www.lory-press.ru/, там же можно разместить заказ на книгу).

Это новое издание предназначено для всех категорий потенциальных пользователей САПР: инженеров, студентов, преподавателей и просто интересующихся людей — всех, кто хочет, может и должен проектировать на персональном компьютере. Основная идея состояла в том, чтобы уделить внимание именно практической стороне, на конкретных примерах продемонстрировать процессы создания чертежей типовых деталей, сборочных чертежей и спецификаций. Адресованные заинтересованному читателю различные советы и рекомендации помогут ему в короткий срок ознакомиться с основными правилами и принципами компьютерного черчения и приступить к самостоятельной разработке чертежной документации.

К книге «Инженерная графика» прилагается компакт-диск, на котором находится дистрибутивный комплект рабочей версии системы автоматизированного проектирования КОМПАС-ГРАФИК LT. Кроме того, диск содержит большое количество примеров чертежей в формате КОМПАС-ГРАФИК, упражнений и заданий для самостоятельного выполнения, в которых описаны типовые приемы построения, оформления и редактирования графического изображения. В первую очередь книга предназначена для студентов, получающих технические специальности. На предприятиях ждут таких молодых специалистов, которые были бы полностью подготовлены к работе, имели бы практические навыки использования САПР. Компания «Аскон» активно сотрудничает с сотнями учебных заведений страны и постоянно предлагает новые формы работы с вузами.

За последние несколько лет резко возросла популярность Web-технологий, а удешевление и упрощение доступа в Интернет вызвало значительный рост числа его пользователей. Потенциал Web-технологий позволяет каждому пользователю Сети использовать информационные ресурсы, расположенные по всему миру, для своих собственных образовательных целей. Интернет дает возможность сделать компьютерное обучение более интересным и доступным. «Аскон» подготовил вариант книги «Инженерная графика» в гипертекстовом формате. Мы уверены, что она поможет огромному числу людей, заинтересованных в освоении компьютерного проектирования. Книга доступна на Web-сайтах компании «Аскон».

Год от года возрастает число людей, нуждающихся в обучении вне стен образовательных учреждений, для того чтобы иметь возможность обновить знания по своей специальности или получить новую профессию. Методики, предложенные компанией «Аскон», полностью соответствуют требованиям дистанционного обучения. Первое внедрение этих методик планируется на базе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

В заключение хотелось бы обратиться ко всем участникам российского рынка САПР: давайте совместными усилиями обеспечим полную поддержку не только русского языка и российских стандартов, но и национальных кадров.

«САПР и графика» 9'2000